Интересное из опыта писать портреты с натуры

 * * * 1 * * *

   Приятное воспоминание осталось у меня от портрета, который и существовал-то всего несколько минут.
   В утреннем автобусе было немного пассажиров.
Напротив меня села девочка-подросток с грустным лицом.
Окна автобуса были запотевшие, а моё настроение игривое... И легким взмахом руки я изобразил на стекле ее лицо в четверть оборота с широко открытыми глазами, смотрящими на зрителя.
Кончики губ обозначили лукавую улыбку.
Одним движением всех пальцев одной руки я повторил ее прическу.
   Девчушка с удивлением взглянула на свое лицо, потом на меня и засмеялась,
как колокольчик...
В эту секунду – невероятно! – на портрете из глаза, как живая слеза,
медленно потекла по щеке капелька.
От неожиданного эффекта кто-то охнул.
Остановка… и мне пора выходить.

* * * 2 * * *

   В Киеве в 82-ом году осенью на ФПК (факультет повышения квалификации преподавателей ВУЗов) я познакомился с интересным, весьма незаурядным
человеком – ученым из Молдавии (имя сознательно не называю).
   Жил он в соседней комнате, утром сразу выпивал большую кружку красного молдавского вина и затем целый час бегал по парку в одной майке при любой погоде, даже в снег и дождь…

   Пока я рисовал его углем, он с упоением пел – красиво пел! – мне под гитару русские романсы из своей отличной коллекции, а особой его гордостью были старинные ямщицкие…

   Работа удалась, молдаванин был безмерно рад подарку. Обмывали красным вином, которое ему некто привозил в корчагах регулярно, каждые две недели.

   До смешного необычна судьба портрета:
владелец приклеил ватман клеем ПВА прямо к штукатурке над своей кроватью в общежитии!
А когда через два месяца пришло время уезжать, человек спохватился и
зубилом снял его вместе со слоем штукатурки и в таком виде увез домой.
Рану на стене ему пришлось загипсовать и завесить плакатом.

* * * 3 * * *

   Увидев портрет молдаванина, меня разыскал преподаватель из Днепропетровска
Михаил Андреевич с вопросом, не смогу ли я нарисовать и его таким же образом?
Я доброжелательно посмотрел на его круглое лицо,
легкие интересные морщинки у глаз,
красивые уши правильной формы…
– Смогу-смогу. И даже без циркуля, – мягко, но очень неудачно пошутил я.

   За пять минут до начала сеанса доцент зашел с большим блюдом мандаринов
и винограда «дамские пальчики».
Поставил блюдо на стол, мол, насладишься после окончания работы.
   С радостью я приступил к делу.
Угли хорошие, ленинградские,отличный ватман,натура интересная и терпеливая…

   Но тут в комнату заглянула девочка младшего школьного возраста,
попросила разрешения посмотреть, как тут рисуют.
– Заходи-заходи... и угостись, – сказал я приветливо.
Девочка поблагодарила и уверенно направилась к винограду...

   Через несколько минут в комнате уже находились и остальные дети
(на ФПК некоторые преподаватели вынуждены на четыре месяца ехать с маленькими детьми,вот и в нашем общежитии проживали три девочки и мальчик).
   С каким наслаждением эти ангельские создания клали в свои ротики «дамские пальчики», как ловко чистили мандарины!
У меня текли слюнки, но какое удовольствие я получал от этой
неожиданно разыгравшейся сценки!..

   Когда на блюде осталась только одна единственная кисточка винограда, дети подошли смотреть, как от мягких движений руки угольные линии
превращаются в тени и полутени, как образуется объемность и оживает лицо.
Появилось сходство и характер, заиграли лукавые смешинки на умном лице педагога. Дети были довольны...

   Думается мне, что очень удачно "ответно" пошутил коллега, продумав всю  ситуацию, подговорив детей и подарив мне неожиданную волну ощущений, подогревших процесс творчества!

* * * 4 * * *

  В Хмельнике (известный в стране санаторий) в 1984-ом году судьба свела
меня с Георгием Кантемировым.
  Позируя, он подарил мне интереснейший рассказ о своем знаменитом древнем роде (помните цирк Кантемировых? А легендарную Кантемировскую дивизию?),
об авиационном училище, о службе на Дальнем Востоке,
о патрульных полетах вдоль границы над Тихим океаном (...а параллельным курсом летели американцы...), о том, что в расцвете сил ушел в отставку и, имея право выбрать город, предпочел для проживания Киев. И не жалеет…

   Говорил он интересно, четко и очень информативно:
– Последней моей машиной был самый современный ракетоносец Ту-95МС.
НАТОвцы называли его "Медведь".
   Из технического описания (я-то тогда наизусть знал!)сейчас любой может узнать, что на этом самолете шесть "умных" ракет Х-55, они подобны американскому "Томагавку". А точность попадания - 12-18 метров.
Могут нести ядерный заряд или полтонны тротила.
– У тебя на борту... оно... было?
– Поверь, в воздух мы поднимали только макеты, муляжи ядерного оружия.Всегда!
– А куда летал?
– Например, в район Алеутских островов, это вблизи западного побережья США,
пять-шесть тысяч километров в один конец... это до 17 часов полета...
– А как питались за такое время?
– Будешь смеяться - все предписано инструкциями. Перед полетом из рациона исключали капусту, фасоль, горох, черный хлеб. А бортпаёк – тушенка, галеты, дольки лимонные, шоколад, соки, сахар, соль...
Сало нам привозили с собой летчики из Узина, что под Киевом...
– Уставал?
– По кабине не походишь, все члены экипажа привязаны к катапультным креслам.
Гудение, вибрации...
– А страшно бывало?
– У летчиков есть поговорка: любить, так королеву, падать, так с высоты!
Ну, что еще тебе рассказать?.. Бывало, подлетал разведчик "Орион", сопровождал...
Случалось, под нас подлезал "Фантом". Снимали через фотолюк друг друга.

 ...Жора легко все вспоминал, называл имена, фамилии, даты.
Да разве мог под такой рассказ протрет не получиться?
Жора был растроган, как ребенок. Сам закрепил рисунок лаком для волос.

* * * 5 * * *

   Своеобразно давался портрет доцента кафедры теоретической физики УжГУ Иосифа Михайловича Шубы – ученика известного профессора-теоретика Юрия Мелитоновича Ломсадзе.

   Писал я картину маслом у себя дома в Ужгороде в середине восьмидесятых годов. И на первом же сеансе наш разговор неожиданно принял резкие формы.
   Мы остро поспорили об отношении к Альберту Эйнштейну: я поддержал утверждение, прозвучавшее накануне в докладе киевского
профессора Фущича (тоже ученика Ломсадзе) о том, что
почти все утверждения и формулы специальной теории относительности
были опубликованы в Европе заведомо раньше Эйнштейна другими учеными.
И наибольшая заслуга в этом Генрика Лоренца и Анри Пуанкаре.

   Профессор Вильгельм Ильич Фущич в своем докладе
привел документальную таблицу – где, когда и кем была опубликована каждая из формул или сформулировано важное утверждение.

  Сознание Иосифа Михайловича не было способно воспринимать слова о том, что
Эйнштейн всего лишь хороший популяризатор и интерпретатор уже известных результатов, и не есть «единственный создатель теории относительности».

  Фанатическая переоценка роли Эйнштейна!
К единому мнению мы даже и не приблизились!

  Портрет я дописывал уже в гордом одиночестве, изобразив над головой Иосифа
схематичное, но сразу узнаваемое лицо Эйнштейна, от которого истекал поток лучей, как бы пронизывающих фигуру и сознание Иосифа. Для оживления фона орнаментом я использовал красивые символы уравнений Максвелла.
Портрет с одобрением приняли все коллеги и близкие Иосифа Михайловича.

* * * 6 * * *

  Вряд ли вы сможете представить себе всё богатство красок осеннего неба
над утренним Ереваном и две белые вершины Арарата над горизонтом?
  Еще труднее ощутить степень общего возбуждения жителей города
от полученного ночью известия
о победе армянина Тиграна Петросяна над американцем Бобби Фишером
в первой партии матча ЧМ 1971 года!..

   В комнате аспирантов, куда мы с Гургеном зашли, кипели шахматные страсти.
К своему удивлению, у окна я увидел стройного армянина с палитрой и кистью,
который под разговоры писал на холсте маслом "Вид из окна".
Он смотрел на асфальт пустой площадки двора,
на старый деревянный забор и дряхлую будку туалета. И это все он изображал!

  – "Да разве такое надо писать?.." – произнес я, имея в виду выбор натуры.
Реакция молодого художника – это неожиданная для меня вспышка
восточного темперамента:
 – "На, покажи, как надо!" – и он протянул мне палитру и кисть,
быстро поставил на мольберт чистый холст на картонной основе.

   Присутствующие затихли и с интересом насторожились.
Отступать уже некуда, я сразу принял кисть.
 – "Я буду рисовать Гургена," – Гурген смутился, но не возразил.

   Я развернул мольберт к свету, посадил натуру и под острыми любопытными взглядами уверенно положил первые смелые мазки.
Видимо, я был в ударе, в седле и на коне!

   Оживился несколько возбужденный разговор на армянском языке,
потом он остыл, присутствующие перешли на хороший русский
и стали обсуждать по памяти первую партию знаменитого матча.
Все уже побывали во Дворце шахмат на публичном разборе партии!
(Кстати, во второй партии была ничья, потом Фишер стал выигрывать
партию за партией у жителя Москвы Тиграна Петросяна.)

  Ну, а сегодня, видимо, был мой день!
Через полчаса (или больше? или меньше? - не засекал) легко узнаваемый Гурген улыбнулся с картины...
 –"Первый сеанс окончен," – мне одобрительно пожали руку все по очереди.

  Приветливо улыбнулся мне и художник и неожиданно предложил сходить
с ним завтра в Дом-музей Мартироса Сарьяна...

   Утром к нам присоединилась Татьяна (преподаватель из Томска).
Оригинальное трехэтажное здание свежей застройки, на двух этажах залы
музея, там около 150 живописных и графических работ, которые Мастер
оставил около себя.

   После просмотра выставки помощник Мастера провел нас на третий этаж,
где проживал художник, которому шел уже 92-ой год...
   Мастер задумчиво сидел в кресле и явно не был готов к пышному приему гостей,слышно было, как помощник громко передал ему по-армянски слова нашего
приветствия (последовал легкий кивок в нашу сторону) и помог Мастеру оставить
автограф на проспектах и каталоге...

  Увы, вскоре, 5-ого мая 1972, на 93-ем году жизни Мастер покинул сей мир...

  Как заметил Уильям Сароян в рассказах, посвященных Мартиросу Сарьяну,
в последние годы у Мастера сложилась своя манера рисования, которая
подходила для него в той мере, в какой с возрастом позволяло здоровье...

  А родился Мартирос Сергеевич Сарьян 28 февраля (16 февраля, по старому
стилю) 1880 года в армянском городке Новый Нахичеван, ныне это район
Ростова-на-Дону, там на улице Сарьяна стоит памятник великому
художнику - задумчивая фигура во весь рост...
  Мартирос Сарьян создал более трех тысяч произведений живописи, графики,
театрально-декорационного искусства...

  В благодарность я подарил молодому художнику набор китайских кистей...

  Дорабатывая портрет Гургена, я с помощью крупного фото
убедил себя в том, что нос у армянина  важно очень-очень точно изобразить!
Теперь уже сходство окончательно оформилось...

  Я всегда дарю портреты, ведь пишу или рисую углем
только своих добрых знакомых.
  Через месяц, провожая меня на самолет, Гурген вручил мне подарок – великолепные нарды, которые до сих пор напоминают мне об Армении.


* * * 7 * * *

   В тихой заводи столько чертей! И у каждого своя дурь в голове.

   Как-то явилась в мой дом не очень молодая, но с амбициями дама позировать (муж ее по телефону согласовал со мною время).
Но не одна - с ней была некая молчаливая женщина.
Представилась дама сама, но не познакомила со спутницей.
– Заказываю свой портрет, но чтобы был он такой же удачи, – и она кивнула
в сторону моей весьма приличной (и популярной в городе) копии Джоконды.   

   Подошла и долго смотрела на Мону Лизу под разными ракурсами.
Наконец села напротив мольберта вполоборота и неожиданно добавила:
– Маша – просто свидетель, она просто молча посидит.
– Чему свидетель?
– Мне говорили о вашей гипнотической способности возбуждать желание отдаться.

Я спрятался за мольберт, с трудом сдерживая хохот...

   Работал в тишине. Постепенно на картоне стало проявляться то,
что я видел в натуре. На красивом правильном лице
настороженные глаза светились жадным недобрым светом.
В них было желание увидеть себя Моной Лизой!
Но не было тепла и доброты и какой-либо загадки.

– Все, хочу увидеть, что получается, – она нетерпеливо подбежала к мольберту
и заглянула за плоскость. Застыла, изменилась в лице.

...Через несколько секунд картон уже был сброшен на пол и дама с
шипением топтала свое лицо, размазывая подошвами свежую краску...
Я молчал, наблюдая женский танец бессильной ярости...
Все было так естественно!
   Удивительно, но она не упрекала художника!
Она ненавидела и топтала своё лицо, глаза, губы!..

   Я подал ей чистую тряпку, чтобы она вытерла туфли перед тем, как удалиться.
   Интересна судьба картины. Остались узнаваемы и лицо, и подошвы!
Краски легли странным необычным образом...
Я только обвел мазню четким овалом-фразой: "ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ТОПТАЛА
СВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ".

   Получившееся я подарил знакомому бармену, который вывесил картон в зале бара, вставив его в шикарную раму.Рассказывает, что некто даже попытался его выкупить...


* * * 8 * * *

  А такое даже трудно себе представить!
Уникальный портрет пастелью человека, которого я никогда не знал!..

   Это была жена Стаса – сильного шахматиста и нашего хорошего знакомого.
Удивительная, необычная ситуация – приехавший с Сахалина на другой
конец Союза в Ужгород, Стас устроился работать столяром в редакции.
Покинув любимую жену в силу семейной драмы, он привез с собой только ее
малюсенькое фото – такие на паспорт делали.
   Спросил меня, можно ли создать с фото большой портрет?
Я согласился попробовать – самому было интересно увидеть, что получится.

   Как я рисовал? А вот так:
гляжу на фото, а рядом Стас рассказывает о ней, вспоминая дорогие сердцу
мгновения, важные для их жизни слова, то, как щурилась она от света,
как появлялись ямочки при улыбке, а когда шутила, играли морщинки
у глаз... А когда беда доставала, морщинила слегка лоб...
И глаза были теплые, как бы влажные... Цвет не мог вспомнить...
Рассказывал и рассказывал...
   Наконец я повернул портрет к нему лицом.
Результат превзошел ожидания, он радостно воскликнул: "Она! Еще была
родинка, дай карандаш, я сам добавлю, – с деловым видом он пририсовал точку
в нужном месте, – здесь ей 30 лет..."

   Через год Стас вернулся на Сахалин, а я часто вспоминаю его нежные жизненные рассказы.


* * * 9 * * *

   Писать женский портрет интересно, дело это тонкое и требует напряжения
внимания, воли и эмоций.
   Случились как-то гости-художники из Киева, а главное, была среди них
Барбара - известная хозяйка большого выставочного салона.
Сильная личность... Женское обаяние... Тайна... Энергетика... Талант...
Для друзей она - Барбара, а так она - Ирина Лесинская.
(В ее знаменитой серии "Из жизни Бахтиярова" оригинальная стилизация
под живопись индейских культур Мезоамерики).

   Гости были возбуждены, находились под впечатлением неожиданно явившейся
перед их взором загадочной улыбки Джоконды (копия - работа моя 1976 года).
Удачное воссоздание тайны Леонардо да Винчи.

  Под разговоры я успел набросать углем на тонированном картоне
портрет Барбары на романтической ноте.
Увидев свой портрет, она то ли пропела, то ли прошептала стихи:

Краски - не льдины, неумолимо
Взорвана страсть...
Счастье - упасть
В ночь аромата цветущих магнолий...
Ночь без условий...
Ночь без границ...
Диким желанием из-под ресниц
Взгляд непокорный...
Власть безусловная в этой ночИ...

... (не уверен, что точно воспроизвожу слова)
   Десяток-другой точных, выразительных линий углем, лицо и выброшенная
вперёд в сильном жесте рука, красивые пальцы...

  И снова разговор вернулся к Моне Лизе.
  Да, действительно, я видел оригинал
в музее изобразительных искусств имени Пушкина, случайно оказавшись
в Москве летом 1974 года, как раз тогда Она там экспонировалась.
  Да, действительно, впечатление тогда было необычайно сильное и у меня,
и у тысяч людей, выстоявших километровую очередь...

  Домой из Москвы тогда вернулся с НЕПРЕОДОЛИМЫМ желанием понять причину
необычного эффекта картины.
  ДВА ГОДА моей интенсивной работы по сбору и изучению доступных
материалов, репродукций, текстов искусствоведов и кропотливое
копирование... Кисти, краски, холст...

  Три варианта уничтожил - не удовлетворяли. Четвертый - украли с чердака
во время просушки перед доработкой.
  А это - пятый последний вариант. Когда проявился эффект, мама сказала мне:
- НЕ ТРОГАЙ БОЛЬШЕ - можешь испортить!
И я послушался. Картину вставили в раму, и вот уже 30 лет живет
в нашем доме Мона Лиза...

  С возбуждением внимал мой рассказ киевлянин Паша Белик (у него и дед,
и отец - знаменитые художники, профессора).
Портрет Барбары за разговорами отошел в тень, забылся...

...Но время неумолимо. Не выставлен портрет в салоне Барбары, просто
нет уже этого салона.
   Барбара с увлечением переключилась на фотоискусство, с большим успехом
выставляясь... Говорят, поменяла свой образ жизни, бытовые условия...
Как поживаете сегодня, Барбара?


* * * 10 * * *

  Есть лица, которые буквально преображаются, оживают и становятся
красивыми лишь когда на нем играет мысль.
  Глядеть на постное лицо усердно позирующего коллеги-математика
мне было бы скучно, вот я и оживил ситуацию весьма коварными словами:

- Недавно пришла из садика моя падчерица Рената и рассказала, что
к ним в старшую группу приходили тёти и определяли, у кого какой уклон
и кого в какую подготовительную группу будут брать.
  Ренаточка сказала, что детям, которые уже умеют считать до 10-ти, дали
очень легкую задачу, но некоторые мальчики так и не смогли догадаться!
Рената помнила условие:

– Первый мальчик хотел купить марку, но ему НЕ ХВАТИЛО 5 копеек,
второму мальчику для этого НЕ ХВАТИЛО 2 копейки.
Когда они сложились, им всё равно НЕ ХВАТИЛО денег на одну эту марку.
Определите, сколько стоила марка?

  Выражение лица коллеги стало стремительно меняться - вспыхнувший
интерес сменило смущение, потом растерянность...
– Тут же сложная комбинированная система двух уравнений и одного
неравенства с тремя неизвестными! В уме дети такое не могут!
– Думай, Федя, думай! - подзадорил я человека, обыгрывая модную в те годы фразу "Надо, Федя, надо".

 От активной работы мысли на лице натуры определилось
живое выражение - и красивое, и осмысленное...

– Кстати, Ренаточка мгновенно решила задачу! Она рассуждала очень
просто: ведь если бы вам не хватало всего 2 копейки, то добавление одной копейки было бы недостаточно. Следовательно, у первого была только
одна копейка, а не хватало ему 5,поэтому марка стоит 1+5=6 копеек.

– Ну, что ты мне детские задачки рассказываешь, - оправдывая свое смущение,
произнес кандидат физико-математических наук с ноткой обиды.
– Ну, ладно-ладно, вот вопрос по профилю твоего геометрического уклона.
  Скажи-ка мне, дружище, сколько существует выпуклых тел-многогранников, все грани которых суть правильные треугольники?

– Видимо, только три! Это тела Платона: тетраэдр, октаэдр и икосаэдр... Да?
– Нет, не совсем верно. Правильных таких тел три. Но есть еще пять
неправильных, из которых четыре распадаются на несколько простых
тел (призмы, антипризмы и пирамиды Архимеда), но вот пятое последнее
тело - особое, принципиально новое и на простые тела не распадается...
Трудно найти человека, который бы хоть раз видел это тело!

  Покажу его тебе. На, возьми, подержи в руках, покрути и
разгляди его 12 граней и два клина.
  Для себя склеил, когда сам заинтересовался.
И название у него смешное - "курносый биклиноид"...
– Признаюсь, это для меня это... откровение... Интересно...

(Все подробности об этом новом теле в моей статье "Выпуклые дельтаэдры":
)

  Вот такой беседой удалось мне сохранять нужное выражение лица натуры,
пока я не закончил писать портрет а-ля прима.
Масло, холст.

* * * 11 * * *-

  По рекомендации знакомых, приятная молодая женщина привела своего
сына-шестиклассника, чтобы я восстановил его интерес к урокам математики.
  Крепкий симпатичный парнишка среднего роста, с густой шевелюрой,
причесанный так, что стал напоминать мне кого-то знакомого...
  Для начала легкого разговора я предложил нарисовать его:
- Ты сиди и рассказывай мне о своих делах. Кроме школы чем еще занимаешься?
– Главное в моей жизни футбол. Три раза в неделю у нас тренировки на стадионе "Спартак", в другие дни я по своему плану около дома занимаюсь.
Вы знаете Павела Недве?
– Конечно! (Так вот от кого прическа!)
– Правый полузащитник сборной Чехии, играет в итальянском клубе "ЮВЕНТУС".
Техника у него великолепная, классный плеймейкер... Я ТОЖЕ БУДУ ПРАВЫМ ХАВОМ,как Павел Недве. Я хочу НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ так, как ПАВЕЛ НЕДВЕ.
Я имею записи матчей с его участием, изучаю его ФИНТЫ - один за другим,
по много раз повторяю каждый день... Мне надо наработать выносливость,
умение распределить силы. Тренер мне помогает...
– А кто тренер?
– У нас хороший тренер, опытный, очень строгий - у него не ругаются, за одно плохое слово выгонит... А желающих играть у Владимира Ивановича много...
– А-а-а, тогда я знаю! Это Влади Пинковский!
(еще в школьные годы словаки братья Влади и Вацлав Пинковские,
венгры Лоци (Вася) Раткай и Томаш Пфайфер летом ездили со мной на великах
в пионерские лагеря как футбольная команда для матчевых встреч.
Все, кроме меня, стали профессиональными футболистами: Томаш – мастер
спорта, потом судья высшей лиги, Влади входил в молодежную сборную СССР,
играл в СК Львов...)
– Да, его фамилия Пинковский... Я попросил научить меня бить, придавая мячу нужное вращение. Тогда мяч летит по дуге, а при отскоке меняет направление... Я вижу, что даже в командах мастеров многие игроки НЕ ВЛАДЕЮТ этими приемами...

...Мне не верилось, что все это говорит 12-летний подросток...
Красивое лицо, умные глаза и ВЫРАЖЕНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ.
Я подумал: возможно, рядом со мной ИГРОК будущей СБОРНОЙ УКРАИНЫ!

  К следующему занятию я припас для ученика в дополнение поучительную историю:
  "Дело было в Италии, лет 300 назад. В бедной сельской семье жил мальчик по имени Николо Фонтано... Он сильно заикался, поэтому люди называли его Тарталья, что по-итальянски и означало – Заика. Мальчик был худенький, но живой и быстрого острого ума. Мать любила его и захотела, чтобы он обучился грамоте. Собрала она
десяток яиц и отнесла продукты грамотному человеку в селе.
Этого хватило заплатить за два занятия.
  За два урока мальчик выучил цифры и алфавит до буквы К.
Дальше мальчик учился САМ – он ходил на кладбище и по надписям на крестах
и могильных плитах, зная имена погребенных, определял одну за другой
остальные буквы..."
================
  Увы, жизнь блеснула своей жестокостью... Не прошло и три дня,как мой ученик погиб под колёсами автомобиля... Возле своего дома... Ехал на велосипеде...
================

* * * 12 * * *

    Позируя для портрета, мой знакомый (гуманитарий) неожиданно произнес:
– Расскажи о магических квадратах. Как вы, математики, их строите?
– Если тебя уж так зацепило, то я легко и быстро научу тебя. Я это явление когда-то ОБДУМАЛ на всю глубину.

    Возьми карандаш и вот тот блокнот. Открой чистый лист.

   Для начала, для разминки, рассмотри известный всем знаменитый
магический квадрат 3х3 (вариант единственный!):
6 1 8
7 5 3
2 9 4    Ход мысли такой:
сумма чисел =45, тогда в каждой строке будет 45:3=15 - "магическая сумма", в центре 5, вокруг нее пары с суммой 10.

   А вот магических квадратов 4х4 очень много! Выделяют из этого множества 48 ИДЕАЛЬНЫХ «ДЬЯВОЛЬСКИХ» МАГИЧЕСКИХ КВАДРАТОВ, у которых "магическую" сумму "34" имеют не только А) все четверки чисел из строк, столбцов и всех диагоналей торического паркета, но и В) все квадратики 2х2.

   А теперь главное! Я обнаружил свойство, которое пока НИКТО не заметил: около числа "16"  с 4-х сторон обязательно стоят числа 2, 3, 5 и 9  (причем в произвольном порядке). Например, выбрав место для "16", окружаем ее нашими четырьмя числами... Далее, квадрат достраивается удивительно легко:
«ядро 3х3» по свойству B), а четвертые числа в строках и столбцах  по свойству А).
*  *   3  *        *  13  3  10       8  13  3  10            
*  2  16  5       *   2  16  5       11  2  16  5               
*  *   9  *        *   7   9   4       14  7   9   4               
*  *   *  *        *   *   *    *       1  12  6  15         

– Фантастика! У меня получается с первого раза!

   Вот в эти секунды я поймал самое ценное и редкое выражение лица,
говорящее о внутреннем торжестве духа этого человека. Милая недолго живущая гармония восторженных глаз и выразительного движения губ.
– Отлично! Умеешь слушать и понимать!

* * * 13 * * *

    Недавно читал чудные стихи украинского поэта-современника Сергея Москаленко:

  ЖЕЛТЫЙ ПОДРАМНИК. НА НЕМ - ОДИНОЧЕСТВО...
http://www.stihi.ru/rec.html?2012/07/12/4589
 
   Жёлтый подрамник. На нём - одиночество...
   Холст загрунтован, но кончилось главное...
   Даже за копии браться не хочется.
   В дыме табачном как в соусе плаваю...

Где-то в Мон-Мартре, сроднившийся с крышами,
С рыжей бродяжкой, клошарами узнанный,
Бродит мой ангел, волочит провисшие
Крылья по слякоти. Оба мы узники...

   Где-то в зиме и намного восточнее,
   За горизонтами тысячекратными, -
   Жёлтый подрамник. На нём - одиночество...
   В доме, набросанном грубыми пятнами...
 
  И надо же такому случиться, словно в противовес, в эту минуту пришел е-мейл.
И оказался он от бывшего сокурсника, которого ровно 50 лет не видел, но разыскал накануне по интернету в Подмосковье.
Письмо ответное, радостное, доброе... Но одна фраза - хуже капли яда:
 -"Не буду я читать твои стихи и прозу,
не стану смотреть и твою поэму "Хроника рождения картины"...
У меня совсем другие интересы - СВЕРХТОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ!"

  Таких слов от него я никак не ожидал! Как на душе стало мерзко-пакостно, словно плюнули... Может быть, он и не подозревал такого эффекта...
 
Вот вам и СИЛА СЛОВА!
   


________________________________________


Рецензии
Интереснее всего было читать истории портретов в общем-то безымянных людей. Имен нет, а портреты - живые. Спасибо, очень понравились Ваши заметки о творчестве.

Ирина Мадрига   12.09.2009 11:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина ;-))
Рекомендую посмотреть мою "Хронику...", даже лучше её на СИХИ.РУ - Там полнее...

с теплой улыбкой, =

Валерий Пленков   12.09.2009 19:02   Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю! Почему-то я о Вас не знала. Мне даже фамилия Ваша не была известна. Казалось бы, такое крохотное Закарпатье...

Ирина Мадрига   12.09.2009 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.