Андерсен Жизнь без любви
Кто то из кинокритиков назвал Рязаного непонятым Андерсеном нашего времени.
Со дня первого показа "Андерсена" много негатива было вылито и на самого сказочника, и на Рязанова, - типа не тот уже Рязанов, не может завладеть аудиторией... Эти рецензоры выдерживают дань модным течениям в нашей жизни напомнили мне тех самых преподавателей словесности, образ которых в своей роли воплотил Олег Табаков в роли Симона Мейслинга - ректора гимназии и главного цензора: сам ничего не пишу, и других грязью оболью.
В длинном послужном списке Э. Рязанова - каскад разножанровых картин. И - нравится нам это или нет, - настоящий художник время от времени дарит миру очередной свой творческий плод. Станет ли он шедевром - покажет время.
Замечу, последний полнометражный фильм Рязанова выдержан в традициях лучшей российской кинематографической школы. Когда сроки выхода фильма не довлеют над режиссером, и есть время остановится и продумать каждый шаг. Операторскую съемку, панорамные планы, костюмы в отображении соответствия эпохе и т.д.
Об актерах - отдельно, и чуть позже.
Сегодня оставляю лишь заметку на память: немногие картины последнего десятилетия способны вызвать у такой мадам как я, слезы - а во время просмотра "Андерсена" я плакала.
Непонятным осталось махонькое "кое-что еще" в дополнение к сказке о принцессе и свинопасе и слова бога, подразумевающие под собой смысл, что жизнь была разной, но осталась ненаполненной, как красивый, но пустой кувшин. И под этой пустотой, как вы понимаете, заложен миф о жизни девственника, как жизни напрасной. Позволю себе с этим не согласиться. Жизни без любви - как бы судьба-злодейка не корячилась, у Ханса Кристиана не получилось. Несмотря на диагноз одиночества, казалось бы, начертанный свыше, он получает пристанище у добрых людей и даже некоторую поддержку от самого короля! Так бывает в жизни, что когда мы хотим блистать, нас непременно кунают носом в дерьмо, выставляя не в лучшем свете на всеобщее посмешище. Одна из многих оказий случилась и с Андерсеном, причем, не начинающим писателем, жаждущим театральных постановок, а уже признанным зрелым автором сказок. Добавлю, - просто сказок, минуя критерий возрастной аудитории. Так вот, во время выступления у Андерсена рвется фрак, который он одолжил специально для выступления перед королем, рвется безжалостно к страдальцу, на которого надет. И тогда под всеобщие насмешки и даже громкий смех, Андерсен с посыла королевы получает фрак с королевского плеча... Публика замирает в реверансе уважения и подобострастия к своему королю и вынуждена умолкнуть.
Порадовало так же выполнение сценаристом и режиссером миссии - донести до зрителя трагически сотканyю Создателем жизнь. Историю про тонко чувствующего сказочника, который так и прошел по жизни в нищете, терпя плевки и оскорбления. Порадовало и то, что несмотря на убогий быт русских крестьян, мы наконец-то удостоверились, что датские жили ничуть не лучше.
Осколки кривого зеркала разлетелись по миру, как сказки Андерсена. Но если осколки ранили в самое сердце и искажали человеку душу, то сказки, наоборот, врачевали, учили зорче видеть и острее чувствовать Добро и Зло. Заставляли людей прислушиваться к тому, чего они не слышали из-за человеческой черствости или душевной скупости. Почему люди забывают остановиться, чтобы поблагодарить солнце за тепло, а дождь за благодатную влагу в жаркий день, снег - за белизну, а подснежник за первозданную чистоту?
Образ "гадкого утенка" стал нарицательным в нашей жизни. А ведь замысел сказки родился у Андерсена в один из дней, когда ему приходилось в очередной раз прятаться от людской несправедливости. А именно - в птичьем домике. Обнимая двух лебедей, молодой писатель загадочно улыбается - есть такой кадр в "Андерсене. Жизнь без любви".... Будто заранее смакуя овации, которые соберет театральная постановка сиюминутно зарождающейся сказки. Вообще, серпантин многопрофильной жизни Андерсена не всегда блестит и переливается: бывают моменты, когда куски и кусочки жизненной материи беспощадно обрывают, и тогда обнаженной остается душа Андерсена, и зрителю предлагается эту душу увидеть своими глазами, а если хотите - и прочувствовать сердцем. Немного философски здесь вырисовывается характер Андерсена.
Фильм достаточно долгий - 2 часа 18 минут официальной версии. Тем не менее, полотно жизни разворачивалось медленно, обнажая эту двойственность натуры. Я читала переписку с Генриеттой Вульф, и она всегда для него была только сестрица, преданный нежный друг! Алене Бабенко удалось посредством взгляда и присущими любящей женщине реакциями показать эту неразделенную любовь так, что я возмущалась, насколько неуклюж и слеп он был, этот Андерсен. И каким образом этому Андерсену удавалось создавать такой увлекательный мир своих героев? Мир, которым правят добро, любовь, чистота, в котором оживают фонари и склоняются в поклоне уважения в знак благодарности за понимание. Его сказки с каким то философским подтекстом, и сам Андерсен как бы выше земной жизни. Взирает сверху, гордо скрестив руки на груди... Мания величия, граничившая с комплексами, даже скорее комплексами от нищеты и среды, в которой он формировался, не благоприятствовали Андерсену. Он разминулся, пожалуй, с самой сильной и поистине настоящей любовью, дарованной свыше. Понимание приходит к нему практически накануне гибели Генриетты. Как бы зримый ангел, поддерживающий его в жизни - это Г. Вульф. Возможно, он любил ее, но позволить иметь горбатую жену себе не мог. Как не мог принять и сводной сестры, и спивающейся матери. Отказаться от любви в угоду современников, которые как не принимали и не понимали его, так и не поняли. Не думаю, что он боялся женщин. Так случилось, что пьедестал, на который он ставил людей, оказался слишком велик, чтобы до него дотянуться. И когда люди, приближенные к его душе, не соответствовали оказанной им чести, наказывались им в его сказках. А женщины всегда как-то непристойно выглядели в глазах А. и способствовали исканию образа чистой, без изъянов, женщины. Но не души! Вот в чем трагедия Андерсена. Опять, интерпретация жизни датского сказочника, как и вся история, могут восприниматься неоднозначно. И Бог, который упрекает Андерсена в отказе от любви женщины слишком противоречивый. Насколько мне известно, Бог только ратует за девственников, которые прямехонькой дорогой войдут в Царствие Небесное. Скорее всего, В. Тихонов играл не роль бога. У Рязанова сказано "человек с добрым лицом, с нимбом на голове". Может быть бога, который поцеловал и наделил светлым даром нести в мир добро (косноязычие какое-то, у меня слов даже не хватает, так все убого в сравнении тех эмоций, которые возникают после прочтения сказок Г.-Х. Андерсена!)? Или того, кто принимает всех гениальных и сумасшедших по истечению их земной жизни?
Да, Мигицко замечательно вписался в образ. Молодой Андерсен благодаря актеру Станиславу Рядинскому был разным, - сгорбленным и несчастным, убогим до невозможности, чуть ли до неприятия, наивным и светлым. Человеком, которого впереди ждут великие дела, и ничто неспособно сломить юношу на пути к этой цели, трогательным и милым братцем. И пластичным танцором. Танец тени просто очаровал меня! В танце Рядинский показал столько экспрессии и наглядно отобразил покорение тени своему владельцу! И вот мне думается, что молодой Андерсен еще формировался, и не щадил своей жизненной энергии, еще надеялся быть понятным обществом. А когда стал зрелый - как раз в роли Мигицко - когда отпала необходимость и азарт меняться, на лице его как бы застыла одна и та же маска, самая удачная, под которой уютно. И никто извне не посягнет залезть под нее глубже. Вообще, С. Рядинский мне показался перспективным актером. Это его первая большая роль, и думаю, это еще одна новая звездочка в нашем кино, если уже не звезда. Признаюсь, я когда смотрела, то сравнивала профили Мигицко и Рядинского. И выходило очень забавно: сопоставлять стиль жизни и поведения одного, и прикладывать лекала в образ другого.
ЈЗа свою долгую жизнь я входил в моду, выходил из моды. Но я знаю, что гоняться за ней не надо - и никогда не гонялся. Мода меняется, она капризна. И вот мы опять сделали картину, которая противоречит моде. Здесь нет никакого экшена. Здесь не откусывают кусачками фаланги пальцев - нет ни одного акта насилия, нет физической жестокостиЋ, - отвечает Эльдар Рязанов всем тем, кто воспринимает его новую работу как бредни выжившего из ума в погоне за модным социумом автора некогда блистательных и радующий глаз шедевров.
А самое главное - что может быть, Эльдару Рязанову удастся вытащить на киноэкран мелодичность и азарт необъятной русской души, и фильмы наши вновь станут музыкальными и радостными? Как в старые добрые времена, когда жизнь за пределами синема воспринималась много радужней. Джени Линд (актриса Евгения Крюкова) пела ( а кто вместо нее пел - не знаю) и это не напрягало, балет совершенно был уместен. Владимиру Васильеву за танцевальные этюды и Алексею Рыбникову за музыку - респект. И конечно, хороши сам антураж, роскошные костюмы и операторская съемка. Мне до сих пор удивительно прекрасной кажется "Снежная королева", бескорыстная и преданная любовь Герды, гордый олень, стекляшка искаженного зеркала в сердечке Кая, которое вытеснило из сердца этого мальчишки чистоту любви к Герде... В общем, да, классно, что в нашем детстве есть такие сказки. А еще - что остались рисованные мультики не в пример Голливуду и японскому аниме. Наша анимация - лучшая в мире. Живая и трогательная. Как и наши фильмы.
Свидетельство о публикации №207050900265
Вот сиди теперь и думай, додумывай или придумывай...
Задала задачку !!
:-))
Но я рад был увидеть твой труд !!!
С наилучшими,
Сергей Белый 13.08.2007 20:05 Заявить о нарушении