Особое мнение
Вернемся, однако, к нашей теме и поговорим о фильме Тарковского «Солярис», и коснемся также фильма «Генезис». «Генезис» французский документальный фильм притча о зарождении жизни на земле. Он очень хорошо вписывается в разговор о науке, научном методе и в противовес ему - религиозных концепциях, изотерических представлениях о мироздании. Но все это в «Генезисе» в отличие от «Соляриса» показано более абстрактно.
Хотелось бы заметить, что существует два кинематографических произведения «Солярис» один фильм вышеупомянутого кинорежиссера Тарковского, а второй американского кинорежиссера. Конечно же, как многие догадались, американский не суть такой глубокий, философский как наш. В нем тема науки, метода научного исследования вообще не звучит, это только фильм про одно явление, про любовь, о том, что для человека важно в его личном плане, каков его главный личный выбор в жизни.
Надо заметить, что Тарковский всю свою творческую деятельность от произведения к произведению ищет таки путь к пониманию Бога, к пониманию божественного. В его последних работах это очень хорошо видно, особенно в «Ностальгии» и «Жертвоприношении». Там явственно прослеживается тема Бога, его роли в мироздании, роли в истории человека. Я отношусь к теме религии очень болезненно. Почему, объясню: я занимаюсь наукой, а она всегда конкурировала с религиозными представлениями. Мое личное особое мнение, что религиозные взгляды - это изотерическая ипостась, и она уводит человека каждый раз от направления к реальному познанию мира, от познания человеком самого человека. Конечно, не буду спорить с адептами религиозных представлений, это их неотъемлемое право верить в то во что они верят и что проповедуют, но мы с ними из разных миров. Однако, напрягает то, что в последнее время уж очень много их стало повсюду, куда не глянешь: мозги затуманивают людям, а особенно подрастающему поколению. Если просмотреть телепередачи, книжные развалы, Интернет, просто оторопь берет и ужас, это же ведь сплошные гороскопы, колдуньи, попы и прочие лихие ребята, говорящие и пишущие о своих узкоспециализированных истинах, которые они пытаются распространить на все и вся. Издается очень мало фильмов и книг о науке, про то, как осуществляют исследования, как постигают истину ученые мужи. Да, наука вообще в последнее время в нашей стране оказалась в страшном загоне. Науку целенаправленно и скрупулезно уничтожают и изживают отовсюду, где только возможно, убирая ее как главный приоритет, как главное направление развития общества в целом. Это то очень меня и беспокоит. Дело все в том, что даже церковники не понимают, в какой хаос может погрузиться мир человека, если не станет науки, самой сути метода научного познания.
Опустим дальнейшее рассуждение о развитии науки в нашей конкретной стране и снова обратимся к фильму «Солярис» Тарковского, где ставятся общие животрепещущие проблемы развития науки как главного смысла познания мира; так ли он уж необходим этот смысл для людей. Очень явственно звучит мысль, что человек познает мир, вселенную, чтобы просто посмотреть вовнутрь себя, что все эти научные изыскания нужны человеку для самопознания и как частность освещается проблема этики в научных изысканиях. Тарковский утверждает в своем фильме, что методы исследования могут быть как бы разрушающие предмет исследования. Можно расчленить изучаемое явление, тело, объект на составляющие части, а если это живое тело, как следствие, убить его, а можно просто познать его как бы через любовь, через прочувствование этой жизни, не убивая его ради эксперимента. Каждый ученый по-своему решает задачу познания. Выбор научного способа характерного для конкретного ученого, индивидуализированный выбор человека как гуманного или не гуманного существа, по сути, по характеру, опять же в каждом конкретном случае. А гуманизм, он как не парадоксально в современном виде имеет религиозные корни. И тут опять же возникает некая борьба религиозного и научного мировидения. С одной стороны можно разрушив, изучить что-то. В данном случае это планета Солярис, разумный океан. Вопрос как познать его, как протянуть руку дружбы и любви братьям по разуму, не убивая этот разум при помощи инструмента ученого. С другой стороны тот разум, который изучают герои фильма тоже стремиться изучить людей, и он тоже использует научный подход, совершенно не гуманный с точки зрения людей, в какой то мере такой же, как и случае некоторых исследователей с земли. Сложные перипетии этого процесса познания сопровождаются личными переживаниями героев как с одной, так и с другой стороны. Побеждает, конечно, гуманистический подход к проблеме познания. Через любовь, через личные переживания людей решается задача контакта разумов во вселенной. Правильно все это или нет, решать каждому человеку в отдельности. Как всегда человек остается наедине сам с собой, со своими проблемами и мыслями из области научного поиска. Это одиночество перед выбором человека методов изучения мира, вселенной очень хорошо раскрывается гениальным режиссером. Фильм, конечно, потрясает своей режиссурой, своей эстетикой, музыкой, картинами природы, фантастическими реалиями космической станции и пр. Это тот фильм, который можно смотреть вечно, каждый раз открывая все новый и новый смысл в, казалось бы, уже привычных сценах и диалогах героев. Кстати мне и американский вариант тоже очень понравился. Они как-то уловили настроение первого варианта и воспроизвели его, но только со своими идеями. Как я уже говорил второй фильм о любви.
Теперь несколько слов о фильме «Генезис». Потрясающий по красоте рассказ о зарождении вселенной, земли, жизни на земле. Фильм завораживает, очень сложно даже отвести взгляд с экрана. Весь этот удивительно красочный рассказ о жизни пронизан поэтикой высокой философии, потрясающей музыкой, создающей ощущение сопричастности к вечному и бесконечному течению времени и движению пространства. Фильм также затрагивает проблему научного знания и веры в Бога. Как утверждают авторы этого фильма, если человеческая жизнь не будет познавать себя, не будет идти по пути совершенствования, по пути прогресса в знаниях, мы все люди перестанем быть людьми, опять возвратимся в лоно природы, станем космической пылью. Только жизнь может сохранить себя саму от разрушения. Эта оболочка, которая отделяет нас от мира. Оболочка жизни, за которой бьется воспроизводящая саму себя материя, сохраняет себя во времени, в отличие от неживой природы, подверженной саморазрушению и превращения в хаос. Жизнь вечна, она снова и снова поднимается из недр земли и тянется к солнцу, поглощая его тепло и живительную энергию. Да, жизнь очень хрупка, жизнь и человек, как пена на поверхности воды, но это магия, это тайна, которую эта жизнь в образе человеческого существа должна разгадать до самого предела. И это есть цель и задача самого великого творения природы – человека.
Свидетельство о публикации №207051000158
Это мне очень близко. Ещё Вас почитаю, нравится, что Вы так спокойно и рассудительно на эти темы говорите. Спасибо!
С уважением,
Василий Пономарев-Полянский 10.05.2007 13:01 Заявить о нарушении