Гностическая космология и учение Церкви о творении

Гностическая космология и учение Церкви о творении мира "из ничего".
Протоиерей Алексий Шевчук

С самого начала своего существования, от времён апостольских, Церковь ограждалась от лжеименного знания догматами веры. Догмат о творении мира «из ничего» является одним из тех догматов, которые и составляют вероучительный фундамент Церкви.

Переживавший глубокий духовный кризис языческий мир поздней античности по разному воспринял воссиявший из Палестины свет Святого Благовествования. Но, в тоже время, эллинистическая позднеантичная философия была готова принять новое «учение», а именно не более чем «учение» рассматривали христианство представители иудео-языческой среды, из недр которой и возникло целое направление, соединившее во множестве различных сект раннюю иудейскую каббалистику, языческий неоплатонизм, и элементы христианства.

Это направление приняло название «гностицизм» по имени представителей его, – гностиков – «знающих» или «обладающих знанием» (от греч. ?????? – знание) и происходит, по утверждению свят. Иринея Лионского, от самарянина Симона волхва, о котором упоминает святой апостол и евангелист Лука (Деян. 8; 9-23).

Из бесчисленной череды еретических заблуждений гностиков предстоит выделить одно, связанное с их взглядами на происхождение мира. Несмотря на великое множество гностических сект, по разному истолковывавшими свои вероучения, объединяла их космология, которая несла в себе единый смысл, что мир не есть результат творческой воли Бога – Творца, а «болезнь» некоторых эонов (от греч. ????) – эманаций Божества. «Великое благо в том, чтобы знать, что такое создание и Кто Создатель» (4). Весьма значительный для христиан вопрос о творении мира Богом, в гностицизме не имеет смысла, т.к. для них творение – это не проявление свободной воли Создателя, сотворившего мир «из ничего», а ошибка, болезнь божественности, её помрачение, «незнание». Именно в духе неоплатонистического эманационизма разрешается этот вопрос гностиками.

Представители различных гностических сект, по-разному определяя происхождение «эонов», их количество и свойства, сходились в одном, - в том, что Священное Писание есть аллегорическое повествование, для толкования которого, необходимо некое «тайное знание». Подобные «знания», по утверждению св. Иринея Лионского, гностики находили в своих головах, из которых они «выбросили свой мозг» (5), а также в «апокрифических и подложных писаниях, которые они сами составили для того, чтобы поражать людей несмысленных и не знающих Писаний истинных» (5). В качестве непосредственного примера космологических измышлений гностиков можно привести т.н. «Апокриф Иоанна» из собраний гностической библиотеки Наг-Хаммади, где перечислена долгая вереница «эонов», один из которых, Иалтабаоф, рождённый от Премудрости, первый архонт, создавший «для себя другие эоны в пламени светлого огня.… И поставил он семь царей.… И отделил им от своего огня, но не дал от силы света, которую взял от своей матери, ибо он тьма незнания. И когда свет смешался со тьмой, он побудил тьму светить. А когда тьма смешалась со светом, она затемнила свет и стала ни светом, ни тьмой, но стала больной…» (7). И всё это глубокомысленное пустословие есть «способ, каким обольщают свои умы, насилуя писания и, покушаясь ими подтвердить свой вымысел» (5), ибо они «…осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми – обезумели» (Рим. 1; 21-22).

В отличие от гностиков, Церковь основание учения о творении мира имеет в Священном Писании и в святоотеческом Предании. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1; 1), «всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1; 3), «всё сотворил Бог из ничего…»(2Макк. 17; 28). Таким образом, «заграждая уста безумных, блаженный пророк в самом начале книги сказал так: «в начале сотворил Бог небо и землю». Когда же слышишь: «сотворил», ты не выдумывай ничего другого, но смиренно веруй сказанному»(4) – утверждает свят. Иоанн Златоуст. А прп. Иоанн Дамаскин как бы продолжает: «…по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из не сущего в бытие и творит всё без изъятия, как невидимое, так и видимое…»(3).

Для еретиков же Священное Писание не Богодухновенный глагол, а поле деятельности собственной фантазии, т.к. не имеют они веры ни Богу, ни Священному Писанию. «Не верует Писанию?- восклицает свят. Иоанн Златоуст.- Так отвратись от него, как от неистового и безумного. Мы же будем держаться несокрушимого основания и обратимся опять к началу: «в начале сотворил Бог небо и землю». Это одно изречение может ниспровергнуть все опоры противников и разрушить до самых оснований все человеческие умствования…»(4).

Последователи гностицизма восприняли идею сотворения мира как предмет философского порядка, а не как догмат веры. Поэтому творение для них не является таковым, а есть саморазвёртывание, самораспространение Божества, непосредственное, природное действие внутренних энергий, производящих существующее в силу самой Божественной природы. Более того, они утверждают, что существующее произошло не только без участия Воли, но даже против Воли Творца. Против этого заблуждения выступает св. Ириней Лионский, говоря: «Те, которые говорят, что мир создан против Воли Всевышнего Отца ангелами или каким-либо иным мироздателем, заблуждаются,… ибо в том превосходство Бога, что Он не нуждается в других орудиях для произведения созданного, но Его собственное Слово способно и достаточно для создания всего»(5).

Утверждаемое гностиками рождение одного эона из другого (даже до 365, как говорят некоторые) в результате чего явился мир невозможно, «поскольку рождение,- говорит прп. Иоанн Дамаскин есть действие природное и исходит из самой сущности Бога, оно должно быть безначальным и превечным, иначе рождение вызывало бы изменение, был бы Бог «до» и Бог «после» рождения, Бог умножался бы, Что же до творения, то оно есть дело божественной Воли и потому Богу не совечно. Сотворение мира не есть необходимость. Бог мог бы и не творить его» (Цит. по 8). Однако «восхотел же и сотворил из ничего»(6).

Свят. Василий Великий замечает: «придумывать начало для начала весьма смешно»(2), поэтому в противовес «матрёшечной» идее саморазворачивающихся миров – эонов (может быть теперь сказали бы «измерений») вложенных друг в друга, противопоставляется единственное начало мира, всего и сразу, всего пространственно – временного континуума, ибо «до творения» не могло существовать ничего. И когда Писание и Святые Отцы говорят «из ничего», то имеется в виду не только вещество, в смысле материи, а само пространство и само время, которые априорно не существую друг вне друга. «По сей причине, премудро изъясняющий нам бытие мира, рассуждая о мире, весьма кстати присовокупил: «в начале сотворил», то есть в сем начале, в начале временном,… то есть вдруг и мгновенно»(2).

Все «эманации эонов», если бы они существовали, должны быть протяжённы во времени, т.к. они «происходят», но раз есть время, значит есть пространство, есть мир уже существующий, сотворённый, и «эонам» не находится в нём места, в мире сотворённом Богом «из ничего».

«По сему и премудрый Моисей, желая показать, что мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так, что через него познаётся премудрость его Творца, не другое какое слово употребил о мире, но сказал: «в начале сотворил», не сделал, не произвёл, но сотворил»(2).

Список использованной литературы:

1. Библия.

2. Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев.

3. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

4. Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения.

5. Свщмч. Ириней Лионский. Творения.

6. Прп. Макарий Великий, Египетский. Духовные беседы, послания, слова.

7. Апокрифы древних христиан.

8. Лосский В.Н. Догматическое богословие.


Рецензии