О безусловном предопределении и о Промысле Божием

Учение Кальвина о безусловном предопределении и учение Св. Отцов о Промысле Божием.
Протоиерей Алексий Шевчук


 "Божественное предопределение есть одна
 из наиболее непостижимых тайн, заключенных
 в бездне Божественного разума и премудрости!”

Свят. Илия Минятий, еп. Кефалонитский. Проповеди.
 Сергиев Посад, Изд. Свято-Троицкой
 Сергиевой Лавры, 1902, стр. 1.

Жан Кальвин (1509 – 1564), один из последователей и продолжателей идей Лютера, стал родоначальником целого направления в протестантизме, отличающегося радикализмом в вопросе предопределения. Согласно этому учению "Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели" (8). Своё учение Кальвин основывает на утверждении, что природа человека, после грехопадения Адамова, абсолютно исказилась грехом и человек совершенно не способен к совершению добра. Он, созданный по подобию Божьему со свободною волей, которую использовал для совершения греха и поэтому лишился её, грехом лишившись Божественного подобия. Не имея свободной воли человек "способен только на зло, а добро – дело благодати".(8) Подобные предпосылки неизбежно приводят к умозаключению об ответственности Бога за всё то зло, которое совершается в мире. И Кальвин делает его: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол, Бог всегда держит руль". (цит. по 8) Из этого следует, что добро и зло явления условные и понятия их обозначающие не имеют особого значения.

Вообще, "в теологии кальвинизма заметно смещение акцентов в сторону условности, "символичности". (7) Эта условность проявляется и в отношении к Таинствам и обрядам, например, крещение в кальвинизме склонны понимать как "Кровь Христа, которая омывает, наши грехи вину души. Никакой возрождающей силы за ним, в общем, не признаётся, тем более нет и намёка на обновление испорченной человеческой природы. ...Ввиду жёсткой доктрины об абсолютном предопределении крещение неизбежно теряет своё значение обязательного для спасения акта. В самом деле, предопределённый не может погибнуть, даже если с крещением будет замедлено. Существование "видимой" и "невидимой" церквей окончательно лишает крещение его смысла как акта, необходимо и, несомненно, присоединяющего человека к Церкви. По Кальвину, масса крещёных, но не избранных (не предопределённых ко спасению) принадлежат только к видимой церкви, но не к истинной, небесной. Таким образом, принадлежность человека к церкви, причастность его ко спасительному божественному институту у кальвинистов определяется уже не фактом крещения, а признаками "определённого избранничества", в первую очередь, успехом в делах. ...Десакрализация крещения и потеря им функции знака аутентичной принадлежности к Спасающей Церкви, каковая функция переходит к другим признакам - в данном случае, к успешной жизни как показателю "несомненного избранничества". (7)

Эта же условность характерна для прочтения и толкования Священного Писания, потому, как "обойти текст, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и толкуют те или иные места Священного Писания аллегорически…". (8)

В отличие от последователей кальвинова учения Святые Отцы учат буквально понимать Писание, которое "ясно свидетельствует об условности предопределения Божия" (8), ясно говорит о свободной воле человека: "Из начала сотвори человека и остави и в руце воли его". (Сир.15;14) Именно исходя из понимания человека, как твари обладающей свободой, толкует преп. Иоанн Дамаскин вопрос о предопределении: "... сам действующий и поступающий человек есть начало своих собственных действий, и он одарён свободой решения". (4). Более того, лишив человека свободы Кальвин лишает его разума т.к. "... по необходимости свобода решения соединена с разумом, потому что или человек не будет разумным существом, или, будучи разумным, будет господином своих действий и независимым".(4). Свят. Иоанн Златоуст приводит в оправдание свободной воли слова св. ап. Павла говорящего нам: "...Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня сделал?". Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?" (Рим.9;20-21) "Здесь апостол не уничтожает свободной воли, но показывает до какой степени должно повиноваться Богу. Ведь не от горшечника зависит, что из одной и той же смеси иное идёт для почётного, а другое для низкого употребления , а от распоряжения пользующихся изделием; так и здесь дело зависит от свободной воли". (5) И блаж. Августин утверждает: "…если бы тот недостаток, который называется грехом, охватывал нас против воли, как лихорадка, то наказание, постигающее грешника и называемое осуждением, представлялось бы совершенно несправедливым. Между тем в настоящее время грех - зло до такой степени произвольное, что он не был бы и грехом, если бы не был произвольным. Грех совершается добровольно. А так как грех факт несомненный, то несомненным, по моему мнению, нужно считать и то, что души обладают волею свободной. Ибо лучшими своими служителями Бог положил считать тех, которые бы служили Ему свободно. ...Душа движется через волю, а тело через пространство. Даже так называемое внушение человеку со стороны падшего ангела воспринимается человеком добровольно. Ибо если бы он делал это по необходимости, оно не считалось бы и греховным преступлением". (2) А свят. Кефалонитский, Илия Минятий продолжает: "Бог оставил человека в его воле и не хочет производить никакого давления на его свободу. Всемогущ Господь в Своей власти. Всемогущ и человек в своей свободе. Всё различие заключается в том, что Бог творит все, что хочет, и никакая сила не может Ему в этом восприпятствовать, а человек не делает, чего не хочет, и никакая сила не может его принудить к тому. Невозможно, чтобы Бог не совершил им желаемого; невозможно так же, чтобы человек совершил ему нежелательное. Поэтому, как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не может спасти человека без свободной воли человека. "Благодать, - говорит божественный Златоуст, - хотя она и благодать, но спасает лишь желающих". (3)

Итак, мы видим, на основании Писания и Св. Отцов, что человек несомненно облечён свободной волей и никакие умозаключения, если они, конечно, согласуются со здравым смыслом, не могут это опровергнуть.

Бог желает спасения всех людей и об этом говорит св. ап. Павел: "...это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". (1Тим. 2; 4.) Отцы Церкви говорят, "что в следствии ипостасного единения во Христе человечества с Божеством каждое деяние Христа достойно бесконечной чести и славы, так что самое малейшее страдание Христа в силах загладить всемирный грех; одна капля Его пречистой крови может угасить все пламя вечного мучения; одна смерть естественная, безболезненная, могла спасти весь человеческий род. Но когда Он перестрадал, сколько не страдал никто другой, - когда Он пролил всю кровь свою даже до последней капли, - когда Он умер на Кресте с такою мукой и позором - неужели вы думаете, что все это Он переносил только для того, чтобы спасти одну часть людей, а другую оставить в погибели? Он столь легко мог бы спасти всех, и с такими усилиями восхотел бы спасти немногих? ... Нет, на всех, на всех простирается, богатство божественного дара!".(3) Как милостивый податель всяческих благ Господь подаёт свою милость всем людям без исключения и добрым, и злым, и добродетельным, и нечестивым, и праведникам, и грешникам"ибо нет лицеприятия у Бога". (Рим.2;11,Еф.6;9,Кол.3;25.) Преп. Иоанн Дамаскин также увещевает и наставляет: "должно же знать, что Бог предварительно желает, чтоб все спаслись и сделались участниками Его царства. Ибо Он создал нас не для того, чтобы наказывать, но, как благий, для того, чтобы мы приняли участие в Его благости. А чтоб согрешающие были наказываемы, этого Он желает, как правосудный".(4)

Теперь мы видим, что Бог не только сотворил человека со свободной волей, но явил и Свою волю, желая всем спасения. В этом и проявляется предопределение. "Достаточно знать эти два ясные, легкие и прочные положения: первое - что Бог хочет, чтобы мы спаcлись, ибо Он человеколюбив; второе - что мы можем спастись, ибо мы свободны. Воля Божия и произволение человеческое образуют предопределение. Бог хочет; если хочет и человек, то он уже предопределен". (3) Желая спасения людей Бог требует их содействия этому спасению. Как некогда, ведя народ еврейский из египетского плена в обетованную землю, Он являл им Себя в виде столпа огня или дыма, призывая, но не принуждая следовать за Собой, так и теперь являя христианам Свою волю Он указывает им путь, предведит их спасение, если они следуют за Ним. "Должно знать, что Бог всё наперёд знает, но не всё предопределяет. Ибо, Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. ...В нашей власти находится или пребыть в добродетели и последовать за Богом, который призывает к этому, или оставить добродетель, что именно и есть - очутиться во грехе и последовать за диаволом". (4) "Предведение Божие, говорят Богословы, только созерцательно, а не деятельно".(3) Это значит, что человек спасается или осуждается не потому, что Бог предвидит его спасение или осуждение, а потому,- что добрыми своими делами содействуя благодати Божией, он должен спастись, и Бог предвидит его спасение; или потому, что злыми своими делами избегая благодати Божией, он должен быть наказан, и Бог предвидит его муки. Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и мученик: "Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события - причина предведения. Не из предведения вытекает будущее, а из будущего - предведение; не Христос виновник предательства Иуды, а предательство - причина Господняго предведения". (цит. по 3) "Посмотри в зеркало, прошу тебя." – Рассуждает святитель Илия Минятий. "Сегодня ты здоров и зеркало показывает хороший вид, завтра ты болен, и зеркало покажет худой, а когда выздоровеешь,- опять прежний. Как лицо твоё изменяет свой вид, так и зеркало изменяет свой образ. Так теперь, когда ты живёшь богоугодно, Бог предопределяет тебя в рай. Завтра ты согрешишь и Бог определит тебя на мучения. Опять раскаишься - опять предопределён на спасение. Как ты изменяешь свою жизнь, так и Бог - решение. Божий суд сообразуется с нашим произволением. …Пусть даже и состоялось решение о твоей погибели, но я говорю тебе: если ты обратишься и раскаешься, то спасёшься, не смотря на определение о твоей муке". (3)

В качестве итога можно привести слова из догматических посланий православных иерархов: "…говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, ни сколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, - это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Оно учит, что верующий спасается верою и делами своими, вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поелику, т.е., Он предварительно подаёт просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной истины и учит его сообразоваться с нею, если он не противится, и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться её действию. Не безумно ли, после сего, без всякого основания утверждать, что Божественное хотение есть вина несчастья осуждённых? Не значит ли это произносить страшную клевету на Бога? Не значит ли это изрекать ужасную несправедливость и хулу на Небо? Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию; почему мы исповедуем, что Он справедливо предаёт осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращённой своей воле и нераскаянному сердцу".(6)

Список использованной литературы:

 1. Библия. Изд. Московской Патриархии
 2. Блаж. Августин. Творения.
 3. Свт. Илия Минятий, Кефалонитский. Проповеди.
 4. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.
 5. Свят. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений.
 6. Догматические послания православных иерархов XVII – XIX веков о православной вере.
 7. Маркелов Д.М. Протестантские таинства: история, теология, семиотика.
 8. Огицкий Д.П., свящ. М.Козлов. Православие и западное христианство.


Рецензии
Часто ловлю себя на мысли, что многие не понимают о Промысле, а плотно сидит именно Кальвин!

Елена Павловская   15.06.2007 17:06     Заявить о нарушении