Как медвежонок и зайчишка ловили рыбу

Там, далеко-далеко, за горами и лесами есть прекрасное место, где в мире и дружбе живут птицы и звери. Именно там с родителями проживал несносный зайчишка Белибончик, которого все называли торопыгой. Это прозвище приклеилось к нему потому, что он всегда торопился что-то сделать, куда-то бежать, на что-то посмотреть. Поэтому его трудно было удержать дома. Впрочем, мама и папа хорошо понимали своего сына и позволяли ему торопиться, ведь пока молод, полон сил, энергии, любознательности, то нужно этим пользоваться.

И в один прекрасный день, когда прошел дождь и солнышко выглянуло из облаков, Белибончик вскочил с кресла, надел красные штанишки и выбежал из дома. Ой, как хорошо было в лесу – влажная трава, расцветшие тюльпаны, стрекот кузнечиков и стрекоз, щебетание птиц, шелест листвы на деревьях. Зайчишка, естественно, не мог сдержать чувств. Он сделал несколько прыжков и закричал:
– Ого-го! Как прекрасна жизнь! – и вернулся к родителям, которые занимались домашними делами: папа, как всегда читал газету «Новости леса», а мама готовила обед, то, что любил Белибончик. Но зайчишке не терпелось прогуляться и вовсе не хотелось дожидаться обеда.

– Мама, папа, я пройдусь немного, можно? – спросил он.
Папа посмотрел поверх очков, строго кашлянул и сказал:
– Хорошо, только будь осторожен – не упади куда-нибудь и не дерись с волчонком!
– Возьми морковку и капусту с собой, – добавила мама, катая тесто на столе, – она готовила пирог из капусты и морковки. – Я знаю, что ты любишь долго гулять и иногда забываешь покушать.

– Ладно, ладно! – сказал Белибончик, быстро собрал рюкзачок, закинул его за спину и был таков – только калитка за ним заскрипела. Родители посмотрели ему вслед, вздохнули, подумали, что торопыга опять задержится до вечера с друзьями, и продолжили заниматься своими делами.

А зайчишка тем временем во весь дух бежал на поляну, ведь там в это время собирались все его друзья – лисички, волчата, медвежата, утята, бобрята, кенгурята и даже страусята, короче говоря, вся детвора леса. Но добежать он не успел, так как увидел медвежонка Чупку, который с важным видом куда-то шел. Белибончик заметил, что в одной лапе Чупка держал ведро, а в другой – удочку. «Ух, ты! – изумился зайчишка-торопыга. – Неужели мой друг собрался на рыбалку? Сам, один?»

– Эй, Чупка, привет! – поздоровался он, подпрыгнув к медвежонку. – Я вижу, что ты собрался на речку…
– Да-да, – солидно ответил Чупка и кашлянул в лапу. – Я решил стать взрослым, но для этого нужно доказать, что могу сделать что-то самостоятельно. Вот папа и мама доверили мне рыбалку. Если я поймаю рыбу и принесу домой, то будет вкусная уха. И все поверят, что я уже большой.
Зайчишке стало завидно. Ему тоже хотелось стать взрослым. Но пока мама и папа не доверяли ему сделать что-то самому. И он решил присоединиться к медвежонку, чтобы помочь ему и заодно доказать, что Белибончик тоже чего-то стоит на этом свете.

– Слушай, Чупка, возьми меня с собой, – попросил он.
– Не-ет, торопыга, – нахмурился Чупка. – Рыбу я должен ловить сам, иначе не смогу признаться родителям, что сделал все самостоятельно.
– Ну, я же не буду тебе мешать, – возразил Белибончик. Уж больно ему хотелось составить компанию медвежонку. Более того, ему ужасно хотелось увидеть, как управляют удочкой – такое он видел только по телевизору. – Я просто буду сидеть и смотреть, как ты становишься взрослым. И тебе не будет скучно…

– Ну-у-у, – неуверенно протянул Чупка. Если честно, то ему, действительно, не хотелось сидеть одному у реки и ждать, когда рыба клюнет на крючок. А с Белибончиком было всегда интересно и увлекательно – ведь они такие хорошие друзья.
– Пожалуйста, – пустил в ход волшебное слово зайчишка, и тут Чупка не смог устоять. Конечно, разве можно отказать на слово «пожалуйста»?
– Хорошо, уговорил, – согласился медвежонок. – Пошли.
И они зашагали вдвоем в сторону речки. Пролетавшие воробышки весело кричали им вслед, а друзья махали птичкам и желали хорошего дня. Нужно сказать, что зайчишка знал очень много стихов, и по дороге он стал их читать:

– Прыгают лягушки,
Прыгают козлята,
Прыгают кузнечики,
Да и жеребята.
Скачут только ослики,
Скачут только пони,
Скачут и жирафы,
Да и, может, кони.
Плавают акулы,
Плавают киты,
Даже крокодилы,
Может быть, и ты!
Лебеди летают,
Гуси не на дне,
Да и я летаю,
Только лишь во сне.
Я ведь не лягушка,
Я и не жираф,
Просто я в то утро,
Захотел летать.

Медвежонок слушал друга, смеялся и очень радовался, что взял с собой в дорогу Белибончика. Так весело они быстро дошли до пункта назначения. Речка встретила их журчанием воды, шелестом камыша. Это место было богато рыбами и раками, последние часто вылезали на песок и грелись на солнышке. Увидев рыбаков, они негодующе защелкали клешнями, зашевелили усиками и стали пятиться назад – в воду. Белибончику стало смешно: все считали, что только зайцы всегда трусят, но, оказывается, и раков смельчаками не назовешь.

Но медвежонку не было дела до раков, да и вкусными он их не считал. Другое дело – рыбы, уж из них такой супчик можно сварить. Чупка представил себе эту вкуснятину, и у него заурчало в желудке. «Надо быстрее начать ловлю», – подумал он. Поэтому выбрал самое удобное место – у большого камня, положил на гальку ведро и стал разматывать леску.
Тем временем зайчишка уселся рядом и от любопытства взглянул в ведро. И там увидел яблоки, груши, виноград.

– Ой, это ты будешь есть? – спросил он.
– Нет, это будут есть рыбы, – с серьезным видом ответил Чупка. Он считал себя знающим рыбаком и хотел выглядеть солидно. Ведь именно рыбалкой он собирался доказать всем, что становится взрослым.
– А разве рыбы едят фрукты? – удивился зайчишка.
– А кто от такой еды откажется! – засмеялся Чупка. – Я бы и сам съел, но могу потерпеть. Ведь я должен наловить много рыбы. А на сладкое, по-моему, летят не только пчелы и мухи, но и рыбы должны плыть как сумасшедшие…

– Гм, Чупка, я слышал, что рыбы любят червячков, жучков, – неуверенно произнес Белибончик. Он не хотел спорить с другом, так как не хотел подрывать его авторитет, да и в рыбалке он разбирался меньше. Во всяком случае, Чупка часто ходил с папой на речку, а зайчишка ни разу не ловил рыбу.
– Фу, Белибончик, что ты говоришь! – нахмурился Чупка. – Ты сам сможешь съесть такую гадость?

– Да ты что, медвежонок, конечно, нет! – признался тот.
– Вот и я думаю, что на сочное яблоко или грушу легче приманить рыбу, – заявил медвежонок. И зайчишка подумал, что это правильно. Действительно, кто откажется от такой вкусной еды, ведь это не червячки вам.
И Белибончику не оставалось ничего, как согласиться с таким выводом. Тут он вспомнил одно стихотворение и стал декламировать:

– Вот река большая Нил,
В ней – зеленый крокодил!
Я рисую ему хвост,
Спину, длинную как мост!
Зубострашенную пасть...
Он за кисточку вдруг хвать!
Кисть всю разом откусил,
Пасть зубастую закрыл.
Бр-р-р!
Хоть, ребята, я не трушу,
Нарисую лучше грушу.
Груша сочная бывает,
Ребятишек не кусает!..

Тем временем Чупка насадил на крючок грушу и бросил в речку. Бултых! – наживка с поплавком упали в воду, от них пошли широкие круги, и если бы не леска, то они уплыли бы по течению.
– А теперь что? – спросил нетерпеливый Белибончик.
– А теперь будем ждать, торопыга! – Чупка прислонился к камню и стал наблюдать за поплавком. Вода в реке была прозрачной, чистой, сквозь нее виднелось песочное дно, камешки, ракушки, водоросли, и вскоре друзья увидели, как к груше подплыли золотистые и красные рыбки. Они с удивлением рассматривали фрукт, кружили вокруг него, но не прикасались. Видимо, не могли догадаться, что грушу следует есть.

– Эй вы, ну, кушайте скорее! – вскричал Белибончик, дрожа от переизбытка чувств и азарта, но от его крика рыбы бросились врассыпную.
– Ты чего кричишь! – рассердился медвежонок. – Так ты всех рыб распугаешь.
– Но почему они медлят?
– Откуда я знаю… Может, груша большая?
– Нет, наверное, грушу они не любят, она слишком мягкая и сочная, – предположил зайчишка. – Думаю, что им понравится яблоко. Ведь оно красного цвета, жесткое, а у рыбищи – смотри, какие зубки.

Доводы Чупке показались убедительными, и он потянул удочку к себе, быстро заменил грушу на яблоко и бросил обратно. Пока яблоко кружилось от течения, медвежонок стал кушать грушу, при этом смачно чавкать. Услышав эти звуки, Белибончик вспомнил, что сам еще не завтракал, и решил подкрепиться. Он развязал рюкзачок, достал морковку и стал хрустеть. Оба товарища смотрели друг на друга, улыбались и ели. Им вдвоем было хорошо сидеть и греться на солнышке.

Однако вскоре медвежонок заметил, что и яблоко не вызвало особого интереса у рыб. Они подплывали к наживке, шевелили плавниками и ртом, видимо, гадали, что это такое. Но никто и не пытался даже лизнуть яблоко.
– Фи, какие глупые эти рыбы! – недовольно сказал медвежонок, отбросив в траву огрызок груши. – Как они не могут понять, что это очень вкусно! Наверное, это больные рыбы, раз не хотят кушать сладкое...
– Наверное, им нужно подсказать, какое яблоко сладкое, – предложил Белибончик. – И тогда они не откажутся от еды.

– Гм, хорошая мысль, – задумался медвежонок. – Только как?
Зайчишка пошевелил ушами, почесал макушку, а потом сказал:
– Может, стихи им прочитать? Например, про сладости – конфеты, шоколад. Тогда рыбы поверят, что это очень вкусно и попробуют яблоко…
– Ой, торопыга, а ведь ты прав! – обрадовался Чупка и тут же засмущался. – Но я не знаю таких стихов. Я вообще плохо запоминаю стихи.
– Да ты не расстраивайся, дружок, – засмеялся Белибончик. – Зато я знаю стихи про конфеты. Вот слушай:

Я сижу на лесенке,
Распеваю песенки,
Хоть я азбуки не знаю,
Очень складно сочиняю.
Песенки все гладкие,
Очень-очень сладкие.
Ах, какое наслаждение
Петь про вкусное варенье,
Про конфеты и печенье
И про джем и мармелад,
И про торт, и шоколад!
Я еще бы вам пропела,
Только все уже я съела.
Если б сладкое осталось,
Моя песня не кончалась.

– Зайчишка, очень хорошие стихи! – похвалил Чупка, но, посмотрев в речку, добавил: – Странно, но стихи не вдохновили рыб. Они не хотят есть яблоко.
– А-а-а, я понял! – вскричал зайчишка, подпрыгнув. И этим самым опять распугал рыб, которые увидели тень над водой и услышали шум с берега. Но Чупка не успел рассердиться, так как Белибончик стал ему втолковывать:
– Посмотри сам, дружище, яблоко такое большое, что не влезет в рот рыбам. Как же они его проглотят?

– Ой, правда! – согласился медвежонок, почесав лоб. Ему стало стыдно, что он сам не догадался. Теперь будет сложно доказывать родителям, как он становился взрослым. Ведь ему в этом помогал зайчишка.
– А есть у тебя что-нибудь поменьше?
Чупка засунул лапу в ведро и достал гроздь винограда.
– Вот это подойдет! – заявил он. – Каждая виноградинка приманит по одной рыбе, а поскольку у меня их много, то поймаю столько рыб, что ведро будет полным доверху.
Виноградинка была насажана на крючок и брошена в воду. Друзья с нетерпением смотрели, что будет дальше. Но они страшно разочаровались, когда и эту вкуснятину рыбы проигнорировали.

– Ну, я так не играю! – расстроился медвежонок. Он чуть не плакал от досады: хотел доказать, что стал взрослым, а у него ничего не получается. Зайчишка пожалел друга и начал его утешать:
– Подожди-ка, Чупка, реветь, я тут подумал и решил, что рыбы… не любят сладкое. Откуда в пресной воде может быть сахар? Наверное, они любят тоже что-то пресное… ну, не сладкое…
– Но у меня больше нет продуктов, – развел лапами медвежонок.

Тут зайчишка вспомнил о своих запасах.
– Так у меня есть морковка и капуста! – обрадовался он, чем вызвал восторг и у друга. Виноградинка была срочно заменена морковкой и отправлена в речку на корм рыбам.
Появление новой наживки вызвало переполох у рыб. Они кружились вокруг желтого овоща, некоторые подплывали, тыкались, как бы пробуя на вкус… В эти моменты у медвежонка и зайчишки от напряжения поднимались уши, и они боялись даже дышать… но ничего не происходило. Рыбы упорно не хотели питаться тем, что им предлагали зверята.
– Может, капуста им понравится? – неуверенно пробормотал Белибончик. Медвежонок ничего не сказал, а только махнул лапой – ему было уже все равно. Зайчишка сам вытащил удочку, насадил кочан и бросил в реку.

Капуста также не вызвала восторга у жителей водного царства. Рыбам, наверное, надоела эта непонятная игра, и они уплыли, оставив в унынии Чупку и Белибончика.
– Мне стыдно возвращаться домой, – грустно сказал медвежонок. – Надо мной будут смеяться старшие братья и сестры, мол, какой ты недотепа, рыбу не смог поймать, оставил все семью без обеда. И тогда никто не поверит, что я могу стать взрослым и мне можно доверять серьезную работу.

Зайчишка его понимал, и сам чуть не заплакал. Конечно, когда твоему другу плохо, разве не переживаешь вместе с ним? Но Белибончик не собирался сдаваться. Он подпрыгнул и решительно заявил:
– Будем ловить так, как это делают все!
– То есть как?
– Я имею в виду, что ловить начнем на червячков!
Чупку передернуло. Ну, сами подумайте, так уж приятно копаться в земле, искать и вытаскивать этих… ну этих… как там… противных червячков. Конечно, и Белибончика такая перспектива не радовала. Но нужно было доводить дело до конца.

Друзья взяли палки и стали копать землю. Почва была мягкой, влажной, полной полезных элементов, и поэтому не удивительно, что друзья быстро нашли жирненьких червяков, которые щурились от солнца и недоумевали, кто и зачем их ищет. Но, сообразив, что пойдут на корм рыбам, они попытались уползти поглубже, да только медвежонок и зайчишка были шустрыми, успевали хватать их и бросали в ведро. Не прошло и получаса, как штук двадцать розовых «шнурков» шевелились на дне ведра.

– Этого должно хватить, – решил Чупка и быстро подцепил крючком первого червячка. Он был толстым и ленивым и быстро привлек внимание рыб, едва очутился под водой.
Хап! – это первая рыба проглотила наживку, поплавок задергался, и медвежонок дернул за удочку. Рыба вылетела из воды, сверкнув на солнце серебристым телом, и упала на траву. Тут к ней подпрыгнул Белибончик, освободил крючок, передал его Чупке, а рыбу бросил в ведро.

– Уррааа! – обрадовались друзья. Ведь у них все получилось. И тут работа закипела. Медвежонок не успевал насаживать червячков на крючок и бросать в речку приманку, как ее сразу же заглатывала рыба. А зайчишка, который сам блестел от прилипшей чешуи, отсоединял добычу и бросал ее в ведро. Ловить рыбу оказалось так интересно, что друзья не заметили, как быстро набрали полное ведро.
– Ух, ты! – изумленно сказал медвежонок. – Оказывается, вдвоем можно добиться больших успехов! Смотри, как мы дружно выполнили дело! И ты доказал, что тоже стал взрослым! – вдруг осенило Чупку.

Белибончик аж подпрыгнул от неожиданности.
– Я – взрослым? – удивился он. А потом, подумав, согласился: ведь он принимал участие в этом процессе, а значит, это и его победа. Значит, и зайчишка стал взрослее.
– Ты, наверное, прав, Чупка, – скромно сказал Белибончик, хотя его переполняло чувство гордости и удовлетворения.

– Тогда идем ко мне домой, там все медведи, да и твои родители увидят, что мы теперь не малыши, а большие зверята, и тогда нам будут доверять серьезные дела, – предложил Чупка. – А мама сделает такую уху… м-м-м, аж слюнки текут, – тут медвежонок так смешно зашевелил носом, что зайчишка прыснул.

Они быстро собрались и зашагали по тропинке с ведром, полным рыбы. И все звери и птицы, которые встречались на пути, им завидовали. Ведь домой торопились чуть повзрослевшие друзья – жители прекрасного и доброго леса.


Рецензии