Шляпа для озорника

В одном магазине продавались шляпы. Их было много-премного, они все были выставлены на витрине, чтобы любой зашедший в магазин мог их сразу увидеть и купить. Рядом висело зеркало – для тех покупателей, кто хотел вначале примерить шляпу.

А выбирать было из чего. Вот, например, была морская фуражка – белая, с черной кокардой, золотым якорем и крабом – сразу видно, что ее должен носить капитан корабля. И поэтому морская фуражка страшно задавалась:
– Эх, чего я только ни пережила – и шторм, и штиль, и нападение акулы, и столкновение с пиратским бригом... Эй, вы! – кричала она другим шляпам. – Вы хоть знаете, что такое абордаж? Слышали такие слова: «бить склянки», «полундра», «свистать всех наверх»? Да вы все – сухопутные крысы, и поэтому не знаете морской романтики! А меня захотят купить настоящие герои.

И все шляпы вздыхали, страшно ей завидуя. Но были и такие, которые тоже считали себя самыми лучшими. Например, черная фетровая шляпа. Она то и дело кричала:
– Я шляпа-профессор! Меня носят только ученые. Потому что я много знаю и могу все рассказать. Я знаю таблицу умножения и умею склонять существительные по падежам!
Конечно, ее тоже все уважали. Но шляпа-цилиндр в ответ кричала:
– Да это что! Вот я – шляпа-аристократ, меня носят только богатые люди. И поэтому тот, кто меня купит, будет считаться самым богатым на свете!

Тут голос подала тюбетейка:
– Эх-хе-хе, зато я – самая красивая. У меня золотистые восточные узоры. Ведь меня надевают только на торжественные мероприятия, например, свадьбу, день рождения. Так что первой приобретут именно меня!

После этого среди шляпок начинался гвалт. Кричали, что они самые-самые ковбойская шляпа и сомбреро, чалма, шапка-ушанка, спортивная кепка и офицерская фуражка, танкистский и мотоциклетный шлемы, и шум стоял такой, что заглушал пение птиц на деревьях. Лишь скромная детская кепочка молчала. Она была простенькая, без цветочков или линий, однотонная. Зато она умела мечтать. Стоило ей закрыть глаза, как перед ней появлялся парусный корабль, стремительно бегущие волны, восходящее солнце над таинственным островом. Или другая картина: облака, самолет, летящий над тайгой. Иногда кепочка мечтала о путешествии на Луну или в древние города, но едва она начинала рассказывать, как остальные шапочки поднимали ее на смех:
– Ха-ха-ха, послушайте-ка эту дуру! Она хочет в космос! Да кто тебя возьмет? Ты такая некрасивая, немодная! Если космонавты заглянут в магазин, то купят именно нас! – и тут шапки вновь начинали спорить, кто из них достанется покупателю.

Детской шапочке становилось обидно, и она умолкала. Никто из шляп не признавал ее и не хотел с ней дружить.
Однажды в магазин зашли мама и ее пятилетний сынок, который всем показался непослушным: он кричал, царапался, плевался.

– Мальчику нужна шляпа, красивая, добротная, – сказала мама, а сынишка скривил лицо. Продавщица подвела их к витрине и предложила любую на выбор.
– Меня купи, меня! – наперебой закричали шляпки. Каждая хотела достаться мальчику.
Мальчик вначале примерил морскую фуражку. Но как только он натянул ее на голову, то тотчас закричал страшным голосом:
– Тысяча чертей! На нас идет цунами! Где моя курительная трубка? Спасайся, кто может!
– Ой, эта шляпа нам не подойдет! – испугалась мама. Она увидела, как фуражка влияет на мальчика, и поэтому решила отложить ее в сторону. – Дайте мне вон ту!.. – и она показала на шляпу-профессор.

Но стоило надеть эту фетровую шляпу, как мальчик заговорил солидным голосом:
– Хм, сумма квадрата катета равна сумме квадрата гипотенузы... Пифагоровы штаны во все стороны равны... Тело, погруженное в воду, выталкивает в своем объеме столько воды...
– Ой! – вновь воскликнула мама. – Это слишком умная шляпа, ее нужно покупать для старшеклассников. А нам нужна попроще.

И тут мальчик стал примерять все шляпы, которые были в магазине. И надев какую-нибудь из них, сразу менялся. В цилиндре мальчик кричал, что он банкир и купит весь мир, а в сомбреро он считал себя тореадором и пытался тряпкой заманить продавщицу, утверждая, что она – бык. Мотоциклетная шляпа внушала ему, что нужно срочно прыгать на мотоцикл и мчаться с огромной скоростью по дороге. В шапке-ушанке мальчику хотелось залезть в холодильник, потому что ему казалось, что он на Северном полюсе.

Но маме ничего не нравилось. Шляпы в ответ сердились и шипели как змеи. «Что за привередливые покупатели?» – говорили они.
И когда мальчик снял последнюю шляпу, мама печально спросила:
– И все? Неужели больше никаких головных уборов у вас нет?
– Увы, нет! – развела руками продавщица.

Но тут мальчик заметил в углу витрины простенькую кепочку, которая даже и не мечтала, что на нее кто-то обратит внимание.
– Я хочу эту, – сказал он. Продавщица пожала плечами и подала ему кепочку. Мальчик быстро ее надел. Ему тотчас стало хорошо и тепло на душе. Потому что эта шляпка была доброй и ласковой.
– Я хочу мечтать, – сказал мальчик. – Мечтать о хорошем! Быть послушным сыном!
– Ой! Это очень хорошая кепочка! – обрадовалась мама и купила ее. Мальчик носил ее постоянно, даже когда ложился спать, то кепочку клал рядом. Ведь она приносила добрые сны и фантазии. И мальчик стал хорошим и послушным.

Вот так кепочка приобрела друга.


Рецензии