Как от Махмуда убежало лицо

Наверняка, дети, вы слышали историю про грязного мальчугана Махмуда. Да-да, это про того самого, который никогда не мылся. Он в школу всегда ходил с нечищеными ушами, носом, глазами и зубами. Все его товарищи были чистенькими и аккуратными, а вот Махмуд слыл в классе как самый первый неряха и грязнуля. Поэтому со всех сторон в его адрес сыпались насмешки:

– А-а, а вот и Махмуд с грязным носом!..
– Так он и зубы не чистит, наверное, у него там много микробов!
– А глаза, глаза-то сонные… И нос полон соплей! Что он делает по утрам? Неужели воды боится?
– Ну, и грязнуля! – насмехались одноклассники, а Махмуду было все нипочем, словно и не про него велся разговор. Дело в том, что ему было просто лень мыться. «А-а, сойдет и так», – думал он по утрам, смотрясь в зеркало: оттуда ему корчила рожи неумытая и грязная физиономия.

А представьте, как было неловко самим ушам, носу, глазам с бровями и ресницами и рту Махмуда, когда в их адрес сыпались насмешки. Думаете, им нравилось, что их хозяин не моется по утрам? Что лицо чернее сажи? Что волосы торчат во все стороны, как иголки дикобраза? Конечно, нет. И вот однажды они решили убежать, оставить Махмуда без лица. Решено – сделано! Ночью они соскочили с головы и отправились путешествовать по миру.
Утром Махмуд проснулся и ничего не поймет: вертит головой по сторонам и не видит, ведь глаз-то нет. «Ой, наверное, я ослеп», – подумал он, стал тереть лицо и вдруг понял, что не все в порядке – на том месте, где раньше были его глаза, одна пустота. Просто гладкая кожа – и все!

– Мамочка! – хотел было закричать мальчишка, но не смог открыть рта, поскольку рот тоже убежал. Махмуд схватился за уши, так как ничего не слышал, только его пальцы ничего не нащупали. Тогда он захотел вздохнуть, однако из этого тоже ничего не вышло – нос был в числе первых, кто ночью спрыгивал с лица. Волосы сбежали с ними.
– Ой-ой-ой! – мысленно запричитал Махмуд. – Что случилось? Где мое лицо? Куда подевались глаза, уши, нос и рот? Что случилось с волосами?

Испуганно вскочив с кровати, школьник-грязнуля стал метаться как ужаленный, однако все время натыкался то на шкаф, то на тумбочку, то на стул, раскидывая вещи на пол. На шум прибежала мама.
– Что случилось, Махмуд? На тебе лица нет! – строго спросила она.
Махмуд вертел головой, дергал руками, пытаясь объяснить маме, мол, лицо убежало. Мама была человеком умным, все поняла и, покачав головой, сказала:
– Очень плохо, очень плохо. Значит, ты сделал что-то не так, если даже лицо тебя покинуло. Будешь теперь ходить без лица, пока не исправишься, – и сердитая мама вышла из комнаты.

Махмуду хотелось расплакаться, только как это сделаешь, если глаз нет на лице? Тяжело вздохнув, он медленно надел школьную форму и поплелся в столовую – завтракать. Идти пришлось на ощупь, то и дело натыкаясь на мебель и спотыкаясь о ковер. Наконец-то ему удалось добраться до столовой, и он еле-еле уселся за стол. Только как есть без рта? Об этом Махмуд не подумал, а вот когда его руки взяли со стола бутерброд и поднесли к тому месту, где раньше располагался рот, мальчишка понял, что завтракать он не сможет. Он тыкал бутербродом в пустое лицо, измазавшись маслом и плавленым сыром. Со стороны казалось, что это колобок, просто шар вместо головы.

«Обойдусь без завтрака», – упрямо подумал Махмуд. И пошел на занятия.
Как он добирался до школы – долгая и мучительная история. Потому что без глаз трудно переходить дорогу, не видя светофора, без ушей – слышать сигналы машин и голоса людей, школьный звонок, а без носа чувствовать, по мусорке или чистому асфальту передвигаешься. И не попросишь кого-либо помочь, ибо рта не откроешь, которого и нет. Но прохожие так торопились, что не обращали внимания на мальчика без лица.

И все-таки Махмуд сумел добраться до класса. Все товарищи удивленно смотрели на него и перешептывались:
– Вот это да! Махмуд-то – без лица!
– Ага, значит даже нос не выдержал неряхи – убежал!
– Ой-ей-ей! – запричитали девочки. – Теперь мы не увидим грязного лица!
Тут вошла учительница и заметила Махмуда, растерянно стоявшего посреди класса. Учительница тоже была очень умной и также поняла, что случилось с мальчишкой. Естественно, она сделала вид, что ничего особенного не произошло и произнесла:
– Все садитесь по местам! Махмуд, чего стоишь – марш за парту! Начинаем урок…

Пока Махмуд мучился в школе, его лицо тем временем гуляло по парку. Глаза, уши, нос, рот и волосы обсуждали, что им теперь делать.
– Мы должны кому-то принадлежать! – считал нос.
– Правильно, – соглашались глаза, – нам нужен новый хозяин, который следил бы за нами, ухаживал, любил чистоту.
– Да, к грязнуле попасть нам не хотелось бы, – соглашались рот и уши.

И тут они увидели большой дуб. Это было старое, но мощное дерево, его крона сверкала зеленой чистотой, а на коре не было ни комка грязи. Дуб махал лицу ветками, как бы приглашая к себе.
– О-о, это идея! – обрадовались глаза. – Может, мы понадобимся дереву.
Остальные части лица с ними согласились и подбежали к дубу. Ветками дерево подняло их с земли и осторожно прикрепило к стволу. И тут произошло чудо. Дерево стало видеть, слышать, осязать и даже говорить. Даже волосы нашли место среди листочков. Теперь дуб стал чем-то похож на человека.

– Ура-а! – закричал дуб, махая ветками. – Я вижу солнышко и бабочек! Я слышу, как поют птички! Я чувствую аромат цветов! Я могу лизнуть нектар, который приносят мне пчелы. Я рад, что у меня появилось лицо!
– Ты будешь нас по утрам мыть и чистить? – спросили его глаза с бровями.
– Конечно! – ответил им новый хозяин.
Прохожие, которые проходили по парку, с удивлением останавливались у дуба. Они впервые видели растение с носом, глазами, ушами и ртом. А дерево им рассказывало чудные сказки и поэтому приковало к себе внимание практически всех отдыхавших или гулявших в парке. И вскоре слава о чудо-дерево распространилась по всему городу.

Эта весть достигла и школы, в которой учился Махмуд. Учительница, сжалившись над мальчишкой, решила помочь ему. Дети тоже пожалели своего одноклассника. Они видели, как Махмуд переживает, что лишился лица. Ведь его теперь мало кто узнавал, с ним не хотели здороваться и тем более играть.
– Идемте в парк! – решила учительница и повела своих учеников к дубу.
Дуб увидел школьников и вначале решил, что они хотят услышать его сказку. Но в это время глаза узрели среди них Махмуда и заморгали так, что ресницы подняли небольшой вихрь и вспугнули птичек, сидевших на ветке.

– Ой, к нам идет Махмуд! – воскликнул рот.
– Нет, мы не хотим возвращаться к грязнуле! – запричитали уши и нос.
Тут учительница сказала дереву:
– Дорогой дуб! Это мой ученик Махмуд. Вы, наверное, поняли, что от него убежало лицо, потому что Махмуд был грязнулей и никогда не следил за своими ушами, глазами, волосами, зубами и носом. Но теперь он стал совсем другим и обещает быть чистюлей. Каждое утро и тем более вечером он станет чистить зубы хорошей пастой и щеткой, мыть глаза, уши и нос. А волосы Махмуд будет мытьтолько шампунем.

Махмуд, который стоял с поникшей головой у дуба, замахал руками, мол, все правильно. Дуб подумал немного и сказал:
– Я не против помочь, раз Махмуд решил исправиться. Но дело не столько во мне, сколько в его лице. Захочет ли оно вернуться к нему?..
Махмуд развел руками. Он надеялся, что его уши, глаза, рот и нос поймут его и вернутся обратно. Так оно и произошло.
– Хорошо, – согласились они. – Если Махмуд станет другим, то мы готовы вернуться к нему.
И с этими словами глаза, уши, нос, рот и волосы прыгнули обратно на голову Махмуда. И перед всеми предстал сияющий мальчишка.

– О-о-о, я вижу! Я слышу! Я могу нюхать! Я могу говорить! У меня на голове прическа!
Махмуд торжественно поклялся перед друзьями, что перестанет быть неряхой и грязнулей. Он побежал домой и быстро умылся, и теперь ходил в школу только чистенький-пречистенький.
Вот так Махмуд вернул свое лицо, которое теперь довольно хозяином и всегда на месте. Да вы сами посмотрите на мальчишку: разве от такого веселого и аккуратного захочет что-либо убежать?


Рецензии