Вояж 21 века, или футуристический взгляд на туризм

Сейчас много спорят о том, какими будут путешествия в 21 веке. Всемирная туристическая организация по-своему смотрит на это, национальные эксперты делают свои прогнозы. Но все сходятся в одном - туризм станет доходным и привлекательным сектором экономики, а в культурно-духовном смысле он превратится в интегрирующее звено развития человеческой цивилизации.
Не станем сейчас приводить цифры и расчеты уважаемых международных организаций и гениев-экспертов. Просто дадим свою точку зрения на туризм следующего столетия.

2004 год. Формирование глобальных туристских проектов, охватывающих все страны мира. Развитие получат не только такие маршруты, как “Великий Шелковый путь” (Япония-Азия-Закавказье-Европа) или “Путешествие Колумба” (Европа-Америка), но и те, которые могут позволить людям узнать, как возникло и расселялось человечество по Земле. Скорее всего, это будут маршруты по Африке и Азии - прародине человека. С другой стороны, это позволит беднейшим странам “черного” континента выйти из экономического кризиса.
2007 год. В связи с улучшением экономической ситуации в странах СНГ и затовариванием рынка шоп-туры, как специализированная форма туризма и средство выживания для отдельных категорий мелких предпринимателей, будут сведены к минимуму - ими займутся лишь не более 5-10% от нынешнего количества. Кроме того, челночный бизнес переориентируется с импорта предметов народного потребления (одежда, обувь, косметика, игрушки и т.д.) на ввоз раритетных произведений и антикварных сувениров. В Европе большим спросом будут пользоваться предметы, изготовленные в старину в Азии и Африке, в то время как в азиатских странах - древние предметы европейского и южноамериканского искусства.

2008 год. Многие гостиницы с целью улучшения своей эффективности и развития туризма и в условиях жесткого экономического кризиса начнут активно кооперироваться и интегрироваться в единую систему. Около 60% отелей Европы, Америки и Азии будут объединены в гостиничную цепь под контролем крупных транснациональных корпораций и холдинговых компаний. Более 3/5 посетителей различных стран мира воспользуются услугами именно этой структуры, поскольку стоимость тура и услуг в гостиничных ценах окажутся умеренными и приемлемыми для большинства путешественников.
Начнется конкурентная битва гостиничных цепей и туроператоров за место под “теплым солнцем”. С этой целью некоторые предприятия начнут использовать тактику “боевых цен”, то есть снижать стоимость туров до такого уровня, когда мелкие или экономически еще не развитые фирмы не смогут пойти на такой шаг и разорятся. Если ранее между некоторыми странами возникали “торговые войны” (скажем, между Японией и США), то в 21 веке будут острыми “туристские войны”. Каждое государство захочет заполучить основной поток посетителей, а значит, тем самым обеспечить поступление валюты, занятости населения и применение новейших технологий.
“Туристские войны” из межфирменной конкуренции перейдут к межгосударственным противоречиям. Это состояние будет сохраняться до 2020 года, когда усилиями Всемирной туристической организации удастся выработать единый план развития туризма на планете с учетом интересов всех стран.

2009 год. Начало строительства высокоскоростных железных дорог, которые свяжут вначале города Европы. К 2045 году эта сеть объединит страны трех континентов - Европы, Юго-Восточной и Западной Азии и Северной Америки, а к 2069 - Центральной и Южной Америки и всей Африки. Любители наземного путешествия получат массу удовольствия от недельной поездки из Оттавы через Берингов пролив в Москву на ТВЖ. По оценкам специалистов, этот вид транспорта “оттяпает” до 50% заказов на перевозку пассажиров у авиакомпаний и 60% у обычных железных дорог.
Популярностью у туристов начнут пользоваться и экранопланы - аппараты, по своим характеристикам напоминающие морские суда и самолеты одновременно. Машины туристского класса будут иметь вес до 120 тонн, длину - в 60 м, а скорость - до 500 километров в час. Вместимость - около 40 человек плюс семь членов экипажа. Экранопланы, как прогнозируется, станут осваивать трансатлантические маршруты и, возможно, превратятся в наиболее экономичный и эффективный способ морской перевозки. Основным производителем подобных аппаратов станет Россия.

Предполагается, что к этому времени большинство стран Африки и Азии обеспечат друг другу условия безвизового режима. Это значительно увеличит поток туристов из Азии в Африку, что существенно перераспределит баланс на туристском рынке. В геостратегическом плане это определит судьбу европейского рынка, ведь более 2/3 японских, китайских и корейских туристов будут посещать “черный континент”. Европейский Союз вынужден будет пойти на смягчение визового режима для стран СНГ с целью вовлечения их населения в свой рынок.
Между тем, возникнет и другая сторона проблемы - развитие и активное функционирование такого вида туризма как секс-услуги. Из Африки в Азию будут доставляться чернокожие “жрицы любви”, которые будут пользоваться особым спросом. И хотя на Филиппинах, в Таиланде эта индустрия имеет свои корни и динамичное развитие, однако дешевая “рабочая сила” значительно вытеснит местное население с этого специфического рынка. Произойдут “секс-войны”, что в итоге вынудит некоторые страны ограничить въезд для иностранных граждан.

2010 год. Первые челночные полеты туристов в космос. Для начала в состав экипажей шаттлов будут включать людей, купивших специальный тур и прошедших особую подготовку в Космических Центрах (США и России). Затем, может быть, несколько крупных туроператоров закажут космоплан туристского класса и начнут его коммерческую эксплуатацию. Нужно отметить, что в течение многих десятилетий это будет самый дорогостоящий и немногочисленный вид туризма.
Для начала полеты будут проходить вокруг Земли в течение шести-семи суток. После пилоты проложат курс до Луны (без посадки на поверхность) и обратно. Высокая степень надежности позволит избежать такого трагического случая, как с “Аполлоном-13”. На крайний случай, правительства США и России всегда будут иметь запасной корабль-спасатель.
В этот период космос начнут осваивать Китай, Индия, Япония и Франция. Эти страны смогут предоставить всего лишь незначительный объем космических туров для своих и иностранных граждан. Через двадцать лет в космическую гонку включатся Бразилия, ЮАР, Израиль, Иран и Пакистан, что увеличит объем предложений для туристов и создаст атмосферу конкурентной борьбы.

2011 год. Запрет в странах Азии детского секс-туризма. Полиция начнет активную охоту за мафией, специализирующейся на этой форме туризма.

2013 год. В аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автобусных станциях будут внедрены специальные устройства - “искусственные носы”, которые смогут на значительном расстоянии улавливать молекулы взрывчатых веществ, даже в герметичной упаковке. Этим самым полиция сумеет предотвратить неконтролируемый ввоз оружия и боеприпасов, в том числе и туристами. На вооружении у таможенников будут и умные приборы - они с помощью термографии и спектрального анализа обнаружат и пластиковую взрывчатку внутри чемодана, и минералы, ввоз-вывоз которых запрещен, и изделия, представляющие культурную ценность для страны.

В это же время ученые сконструируют специальную одежду для любителей экстремального туризма. Модельеры-дизайнеры уточняют, что костюм будет представлять собой легкий комбинезон из прочной эластичной ткани, в структуру которой вкраплены гибкие термоэлектроды. Именно эти штуки в холод позволят в течение многих часов согревать тело за счет энергии емкого и удобного мини-аккумулятора. Одновременно эти же электроды смогут и охлаждать организм, если турист окажется в пустыне. Такой костюм-кондиционер хотя и будет в первое время стоить весьма дорого, однако уже через 10-15 лет он станет доступным для рядового путешественника.
Более того, предполагается, что в последующем туристский костюм адаптируют и для морского путешествия, то есть он мгновенно сможет превращаться в спасательный жилет. Конструкторы могут приспособить его и для воздушных приключений: специальное устройство выстрелит огромный и в то же время легкий парашют, если турист прыгнет с борта самолета.

2014 год ознаменуется началом создания единой глобальной информационной сети, где будут содержаться сведения обо всех видах транспорта, находящихся в пользовании. Предполагается, что это сделает невозможным кражу автомобиля, угон авиалайнера или морского судна. Регистрация всего, что движется, позволит моментально определять, кто хозяин транспортного средства, числится ли он как пропавший.
Туристы, предпочитающие пользоваться автомобилем или самолетом, уже не будут беспокоиться о своем механическом “друге”. Более того, контроль над машинами будет осуществляться через спутник. Любители морского круиза сумеют в случае опасности подать сигнал SОS, который уловят в космосе, и терпящие бедствие получат помощь.

2019 год. Врачам удастся синтезировать универсальный антибиотик, подавляющий в организме человека опасные вирусы и бактерии. Многие неизлечимые болезни, такие как СПИД, лихорадка Эбола и другие исчезнут. Не станут опасными и сибирская язва, тиф, оспа, желтая лихорадка. Для туристов откроются зоны, ранее считавшиеся эпидемиологически неблагоприятными (в основном, это Африка, Азия и частично Центральная и Южная Америка).
В конце 20-х годов двадцать первого века новые технологии позволят использовать в космосе огромные зеркала для освещения тех районов, где долгими месяцами не бывает солнца (в основном, Заполярье). Вращаясь на различных орбитах, зеркала-отражатели будут фокусировать свет на необходимых территориях. Предполагаются новые эффекты в северном сиянии. В результате этого развитие могут получить такие отрасли экономики, как животноводство и растениеводство. Как специфический вид туризма возникнет северный тур. И именно эти аспекты заинтересуют туроператоров, и они начнут прокладывать и осваивать полярные маршруты. “Гонки на оленях под северным солнцем”, “Полярные звезды”, “Яранга зеркального дня” - таковы, возможно, будут названия туров.

2021 год ознаменуется возросшим интересом к приключенческому, так называемому военному туризму. Многие туроператоры станут предлагать туристам испытать себя в экстремальных ситуациях и воспользоваться военной техникой для получения удовольствия. Например, турист может быть активным участником военных маневров, сидя в танке или бронетранспортере, стрелком-радистом в самолете, или может участвовать в рядах морской пехоты при взятии какого-нибудь укрепрайона. Предполагается, что основными поставщиками подобного рода услуг станут бывшие милитаризированные страны СНГ и Азии, где скопилось значительное количество устаревшего боевого снаряжения.

2026 год. В этот период станет привычным брать собой в путешествие идентификационный браслет вместо паспорта. Встроенный в корпус микрочип будет содержать не только полные сведения о хозяине как о биологическим индивидууме (возраст, перенесенные болезни и полученные прививки, группа крови, генетический код), но также и социальную характеристику (общественный статус, профессия, судимость). Браслет будет удобным и легким и не станет объектом постоянного раздражения человека, который его будет носить. Но надеть и снять его самостоятельно турист не сможет. Замок будет срабатывать только в полицейском участке, и поэтому этот “паспорт” ни потерять, ни похитить, как предполагают эксперты, будет невозможно. Более того, браслет будет подавать постоянные сигналы на спутник, находящийся на высокой геоцентрической орбите, с целью определения местонахождения туриста. Тем самым будет пресечена всякая попытка похитить человека или совершить над ним насилие. Полицейские в случае опасности сразу получат сигнал тревоги через космос и поспешат на помощь.
Кроме того, предполагается, что браслеты послужат и в качестве мобильных теле-видефонов, с их помощью можно будет общаться с друзьями и знакомыми, находясь в любой точке планеты (даже под водой).

2027 год. Массовое использование субмарин для подводного плавания. Для начала туроператоры приспособят отслужившие военные атомоходы, или для этих целей будут сконструированы специальные суда, могущие опускаться на глубину до километра. Предполагается, что строить подобные корабли смогут в США, Германии, Франции, России, Швеции, Китае, Индии и Японии.
Основные маршруты для подводного туризма будут проложены в Черном и Красном морях, Атлантическом и частично в Индийском океанах.

2028 год. Введение электронных денег в Европе и Северной Америке. Наличные финансовые средства исчезнут из обращения. Туристы за купленные товары или полученные услуги будут расплачиваться кредитными карточками индивидуального пользования, подделать их или воспользоваться ими постороннему будет очень трудно. Это выгодно и туристам - ведь не нужно будет возить с собой огромную сумму, терять проценты при обмене валюты; это будет выгодно и банкам - исчезнет теневой рынок, где осуществляется неконтролируемый оборот наличных финансовых средств.
Во всем мире переход к электронным платежам завершится к 2080 году, что благоприятно скажется на туристской отрасли.

2029 год. Строительство гигантских сооружений - новых чудес света, способных привлечь туристов. Это будут не только объекты типа Сфинкса или статуи Гелиоса, Великой Китайской стены, Пизанской башни или пирамид древних инков. Каждая страна начнет возводить свое “чудо”, например, Купола тысячелетия в Великобритании. Сделанные из современных композиционных материалов, эти сооружения простоят десятки тысяч лет и в будущем будут символизировать могущество и величие нации.

2030 год. Сведения обо всех жителях стран мира, в том числе и туристах, перемещающихся по планете, будут сведены в единую глобальную информационную сеть. Пользоваться ею, естественно, смогут только правоохранительные органы или другие правительственные организации, которым предоставлено право регулирования миграции и обеспечения безопасности. Это позволит не допускать того, чтобы в группы путешественников могли затесаться террористы или преступники, прячущиеся от закона. База данных по ДНК позволит криминалистам идентифицировать мертвого человека, у которого не обнаружат браслет. С этого момента преступникам станет труднее совершать убийства и скрывать жертвы. Даже через сто лет после исчезновения туриста судебная медэкспертиза установит, кому принадлежат останки и что случилось.
С другой стороны, многие жители благодаря данным о своем ДНК смогут определить родственные отношения. Поэтому поездки с этой целью разовьют семейно-родовой туризм.

2031 год. Массовые путешествия на воздушных шарах и дирижаблях. Прототипы этого “архаичного” транспорта уже будут вовсю использоваться в народном хозяйстве в качестве грузовых кораблей, а также при исследовании других планет, к примеру, Марса и Юпитера.
Модернизированные “цеппелины” - это достигающие ста метров в длину сигарообразные корабли на электрической тяге и заполненные гелием (а не водородом, как это было в начале 20 века), они обеспечат не только безопасные условия полета, но и комфорт, и сервис на уровне пятизвездочных отелей. Тихоходные, однако, более привлекательные для туристов (ведь им нужно дать возможность разглядеть, что делается внизу, и насладиться ландшафтом) дирижабли станут серьезными конкурентами для ракетной авиации. Конечно, бизнесмены, ученые и правительственные делегации будут пользоваться услугами привычного реактивного аэробуса.

Движение воздушных шаров будет контролироваться с помощью космических спутников. Это позволит избежать столкновения с авиационной техникой или ракетами. Службы по контролю над перемещениями в небе предоставят специальный коридор для шаров, в которых будут путешествовать до 10 пассажиров одновременно.
Управление такими шарами станет возможным благодаря наличию прибора электроподогрева газа, высота полета достигнет 40 километров, а расстояние - до 6 тысяч миль. Однако все единицы этого транспорта будут на учете, а пилотам придется пройти специальное обучение.

2033 год. Толчком к созданию мега-городов-аттракционов станет то, что значительно меньших размеров обычные тематические парки окажутся не в состоянии принять возросшие потоки туристов, а также удовлетворять их разнообразные интересы. В связи с этим конструкторы разработают и построят новые супер-Диснейленды в Азии, Африке и Латинской Америке. Более того, как утверждают эксперты, формы развлечения достигнут невероятных масштабов. Например, в таких городах-аттракционах, занимающих площадь современного города Парижа, голографические звери будут “охотиться” за туристами или кибернетические создания начнут “войну” против человечества, и турист сможет проявить свои качества. Искатели приключений станут бороться за выживание на космических или подводных станциях, причем шансы риска и безопасности будут равны (50:50).

2034 год. Специалисты прогнозируют рост числа вояжей на край земли, и в связи с этим открытие массовых туристических станций в Антарктиде. Специальные корпорации начнут специализироваться на производстве “арктического дома” - своеобразной ракушки, по своим характеристикам приближенной к космическим орбитальным спутникам. Сделанная из цельнометаллических сплавов и хладоупорного пластика, выдерживающих низкие температуры, только одна станция сможет принимать и обслуживать людей в количестве 20 человек. Энергия будет вырабатываться за счет ветра или небольшого экологически безопасного атомного реактора. Пища частично будет завозиться морскими судами или самолетами, а частично выращиваться в парниках. Большим спросом будут пользоваться “островки” - особые станции, расположенные в сотни километрах от отелей и внутри которых с помощью биотехнологий специалисты создадут природу тропиков. Контрастная разница двух миров, по мнению психологов, создаст особый интерес к таким сооружениям и данному виду вояжа.
В первое десятилетие таких станций будет построено около сорока, но затем, при активном подключении международных гостиничных цепей, начнется массовое строительство подобных четырехзвездочных отелей. Естественно, что цены в первые десятилетия не могут быть приемлемыми для большинства туристов. Такими услугами вначале воспользуются богатые и люди со средним достатком, по оценкам, около 0,02-0,05% всех путешествующих в мире. Однако, при снижении себестоимости перевозок пассажиров, производства и доставки подобных “арктических домов”, а также их технического обслуживания, уже через двадцать лет (то есть приблизительно к середине 21 века) подобный тур станет по карману многим.
Предполагается, что своих клиентов туроператоры сначала будут доставлять на арктических лайнерах или зафрахтованных подводных лодках до портов, а затем, пересадив на автосани, по снежной поверхности - до “курортов южного полюса”. Впоследствии удастся построить специальную незамерзающую взлетно-посадочную полосу для пассажирских самолетов, адаптированных к суровым условиям шестого континента. Именно на таких аэробусах туристов можно будет прямиком, например, из Лондона или Ташкента привозить на “край земли”.

К этому моменту ученые под огромной толщей льда смогут найти доисторические артефакты, рассказывающие о жизни в этой части планеты, существовавшей десятки миллионов лет назад. Возможно, это будут сохранившиеся туши динозавров, неизвестные ранее науке останки флоры и фауны. По теории некоторых специалистов, Атлантида, или прародина человечества, располагалась именно в Антарктиде. Поэтому вполне вероятно, что археологов и любителей исторического туризма здесь ожидают не только острые ощущения, но и открытия, переворачивающие все ранние представления о мире.

2060 год. В результате глобального потепления начнут таять полюсные льды. Уровень воды поднимется на два-три метра. Многие острова и прибрежные районы континентов окажутся под океаном. В первое время люди будут спасать острова с помощью дамб, однако в последующем это не спасет от катастрофы города и поселки. Между тем, технические достижения позволят найти выход - огромные конструкции, напоминающие прозрачный колпак, накроют поверхность с жильем, деревьями и дорогами. Стекло окажется способным выдержать давление воды, штормы, и на глубине нескольких метров появятся особые морские оазисы. Света будет достаточно, чтобы пробить небольшой слой воды и жизнь не прекратилась.
Острова свяжутся между собой с помощью глубинных автотуннелей. Кроме того, налаженный корабельный маршрут обеспечит бесперебойное коммуникационное сообщение. Как считают эксперты, именно по таким транспортным коридорам туристы смогут попасть на острова подводного оазиса.

2064 год возродит особую любовь к подводной археологии. Тысячи туристов, вооруженных недорогим, но весьма эффективным оборудованием, начнут поиск затопленных городов и кораблей. На подводном туризме начнут зарабатывать не только туроператоры, но и производители специального оборудования, а также государства, на чьих территориях будут совершаться “раскопки”. Для начала археологи начнут изучать затопленные в результате глобального потепления территории Европы и Америки, затем, по мере совершенствования техники, их взору предстанут другие глубины.

К этому времени субмарины смогут опускаться на глубину до 3-4 километров. Это позволит охватить те районы, которые никогда не изучались человеком. Возможно, первые туристы будут и первооткрывателями ранее неизведанного в подводном мире.
Более того, специальные батискафы начнут прокладывать маршруты в самую глубокую точку планеты - Марианскую впадину или в жерла потухших вулканов. Кажется невероятным, но в будущем это станет обычным так же, как сейчас, например, посетить Диснейленд или Леголенд.

2070 год. Технологии достигнут таких возможностей, когда путешествие можно будет осуществлять по глобальной информационной сети в режиме виртуального мира. Турист, сидя дома и пользуясь специальным приспособлением, создающим эффект реальности, сможет ощущать себя активным участником походов на Эверест или в Арктику.

2080 год. Начнется эра генетической инженерии. Ученые сумеют проследить эволюционное развитие животных по спирали (только в направлении прошлого - регресса) и выявить ДНК исчезнувших форм жизни, в том числе динозавров. С этого момента крупные корпорации, ранее специализировавшиеся на исследованиях для сельскохозяйственных нужд, приступят к созданию специальных биологических зон - парков юрского, триасового, мелового и других периодов, где будут жить наши “предки”. Естественно, это привлечет внимание туристов.
Подобные парки будут располагаться на изолированных островах в Тихом и Индийском океанах. Предполагается, что даже Гренландию правительство отдаст для создания зоны, где ученые “вырастят” неандертальцев, питекантропов, синантропов и т. д. Хотя первоначальной целью такого рода “экспериментов” станут чисто антропологические и палеонтологические исследования, однако туристам дадут возможность посещать их с целью удовлетворения собственных интересов и жажды познания.

2085 год обрадует любителей космических путешествий. Если до этого момента полеты на Луну будут невозможны для 99% населения Земли, то с созданием новых кораблей пассажирского класса они станут реальностью для многих туристов. Будут построены огромные станции-отели в зоне Моря Дождей, а также кратеров и цирков, расположенных “лицом” к Земле. Эти сооружения частично будут уходить под грунт, частично будут располагаться на поверхности. Дело в том, что Луна не имеет атмосферы, и любой метеорит в случае прямого попадания в корпус может разрушить туристский комплекс и вызвать жертвы.

Для туристов начнется строительство коммуникаций в наиболее эффектных местах мертвой планеты. Путешествие будет осуществляться не только на электропоездах или вездеходах. Сами туристы смогут выходить на поверхность в скафандрах и совершать экскурсии. Вполне вероятно, что именно они первыми обнаружат останки лунной цивилизации или пришельцев из других миров. Может быть, где-нибудь внутри планеты еще сохранилась какая-то жизнь.

2090 год охарактеризуется стабильным развитием экономики всех стран мира, что позволит начать освоение другой планеты - Марса. Если в 2030 году полеты будут осуществляться только с целью изучения “бога войны”, то в дальнейшем туда начнут отправляться и обычные туристы (не профессиональные космонавты). Однако до 2108 года поток этой категории путешественников будет незначительным - всего около 1-1,5 тысячи человек. Ведь дело не только в том, что полеты на Марс более продолжительны и утомительны, чем на Луну.
Просто инфраструктура на красной планете не будет еще готова к приему и обслуживанию массового туризма. Путешественников первое время будут размещать на научных и технических станциях колонистов, и лишь позже космические туристские фирмы построят отдельные комплексы для “простых” путешественников.

2095 год - строительство орбитальных станций на Сатурне и Юпитере. Вместе с учеными-космонавтами на них будут жить и туристы. Ежемесячно шаттлы станут доставлять и увозить до ста туристов.

2099 год - открытие, которое не только перевернет представление о мире, но и переориентирует туризм в новое русло. Начнутся полеты во времени, причем как в прошлое, так и в будущее. Люди смогут своими глазами увидеть не только восстание Спартака или гибель Помпеи, но и жизнь в архейский период или в тот, когда только начала зарождаться солнечная система. Возможно, путешественники, затаив дыхание, смогут наблюдать, как потухает наше Солнце, а человечество переселится в другую галактику.

Жаль, что мы все это сами не увидим воочию. Зато, может быть, наши потомки посетят нас из будущего и расскажут, какой же туризм есть на самом деле в 21 веке.
(Май 1999 года)


Рецензии