Тайна Пушкина или Код Гения?

ТАЙНА ПУШКИНА ИЛИ КОД ГЕНИЯ?
Языческий МИР в лирике Пушкина.

Гений всегда тайна. Эту тайну не раскрыть никогда, но думающему и неравнодушному человеку можно приблизиться к ней на несколько шагов.
Язычество в творчестве А.С.Пушкина, случайность, совпадение или это тайный код для потомков. Для тех, кто был добрую половину века яростными атеистами, а потом вообще заблудился в этом мире, понять что-то и на самом деле очень сложно, и это не их вина, а наша беда.
Я предлагаю поразмышлять над несколькими его произведениями, и подумать самим. Мои версии комментариев могут не приниматься в расчет совсем. Принцип: есть два мнения - одно мое, а другое неправильное - неприемлем в беседе, вредоносен и запрещен в общении.
Просто перечитайте « Руслана и Людмилу», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мертвой царевне», «Русалку», «Бесов», «Песнь о Вещем Олеге», а потом хорошенько подумайте о том, что же там, в этих произведениях заключено.
Меня очень удивила, поразила книга Ларисы Васильевой «Жена и Муза», даже если мы не во всем согласны с автором, ее версия о единственной любви великого поэта имеет право быть. И она последовательно и точно доказывается с яркими и бесспорными примерами из творчества поэта.
На одном из юбилеев поэта блестящий литературовед В. Непомнящий, так много сделавший для того, чтобы мы не просто жонглировали именем гения, числя себя под ним, а хоть что-то попытались понять, произнес убийственную для нас всех фразу, он сказал:
- Мне очень стыдно, когда в тысячный раз я слышу, как имя поэта повторяют те, кто никакого представления не имеет и не хочет иметь о его творчестве.
От этого никуда не деться, другой замечательный человек, в ответ на эту фразу добавил:
- Дураки, они всегда и везде будут - тут с матушкой природой и спорить не стоит. Они - катализатор и возбудитель умственной деятельности. Посмотришь на таких, почитаешь их агрессивные опусы и... снова хочется сделать что-нибудь хорошее
Такой вот странный разговор прозвучал на юбилейном вечере. Очень показательный и не юбилейный разговор.
И мне хочется, чтобы мы читали и думали, и имели свое мнение, и слушали чужое, даже если оно ну совсем не нравится.
Так в чем же одна из тайн гения?
РУСАЛКИ.

Больше всего мифов у разных народов существует именно о русалках. Так их называют в русских мифах и сказках, у европейских народов - озерные девы.
С давних пор выделяли славяне девушек, погибших не своей смертью, чаще всего утонувших, которые потом обитали на дне озер. Их души пребывали в травах и снадобьях, потому они отличались неземной красотой. Как и многие духи, они обитали в потустороннем мире, а потому порой их называли навками. (Навь у славян- «души умерших», «мертвушки».) Умирали они до вступления в брак, а потому и оставались всегда молодыми. Это просватанные невесты, не дожившие до свадьбы. Иногда они являлись обнаженными или в прозрачных белых одеждах, часто они ходили в тех нарядах, в которых их похоронили, с распущенными волосами и венком на голове. По старинным обычаям таким девушкам устраивали свадьбу во время похорон.
Но порой встречали на берегу озер в полночь и уродливых, косматых старых баб, похожих больше на ведьм, но они были еще и горбаты. Ходили они в лохмотьях с клюкой в руках. Всегда их можно отличить от живых людей - у них черты потусторонней нечисти- холодные руки, распущенные волоса (это не допускалось у живых женщин и девушек).
На земле они появлялись на Троицу или на Русальной неделе, когда зацветала рожь. В это время их можно было увидеть в разных местах: в поле, у воды, на деревьях, на мосту, на кладбище, на перекрестках дорог. Они могли появиться и в домах, где прежде жили, а там прятались от посторонних глаз за печью или в углах. Они неожиданно являлись из иного мира и после отведенного им срока уходили туда, откуда пришли.
Вода и деревья, где обитали русалки, считались местом перехода из мира живых в мир мертвых, потому именно там они и появлялись. По всем поверьям весной оживали не только растения, но и души умерших.
Слово «русалка» связанно со словом «роза». Именно розами усыпали те места, где они появлялись. Они охраняли посевы и урожай. Но если люди нарушали запреты, они в отместку могли навредить им - « вытоптать» и «высушить» посевы, а порой насылали ливни, бури, град и засуху.
Много сказок и мифов связанно с русалками, которые по ночам плещутся в воде, а днем кувыркаются в поле, вьют венки, играют и хлопают в ладоши, поют, кричат, хохочут. Часто они пугают людей или подшучивают над ними, иногда душат и щекочут до смерти, реже – топят в воде, превращают в животных или предметы, похищают и портят пряжу, полотно. Они могут забрать оставленных без присмотра младенцев. В сказках русалка появляется с ребенком на руках, оставляет его и награждает того, кто о нем позаботится. Но порой они гоняются за детьми и душат их, если те появляются в поле во внеурочное время. О погибших детях так и говорили: « Русалки забрали их к себе»
Иногда верили, что такие встречи оборачиваются для людей болезнью. У человека трескается голова, и перекашивается лицо. Люди верили в то, что особенно сильны русалки, как и вся нечисть, по ночам, до первых петухов. От них оберегает магический круг. Боятся они и растений – особенно полыни, крапивы, чеснока.
В дни Русальной недели люди переставали прясть, ткать, шить, не работали в поле, не ремонтировали избы, не ходили в лес за дровами. Чтобы задобрить русалок, на ночь оставляли ужин, одежду на деревьях. В последний день недели они отправлялись на тот свет, и называется он « проводы русалок». В сказках они чаще всего ищут любви земного юноши, обещают ему несметные богатства, а потом забирают на дно морское и оставляют в своих владениях.
По всем поверьям у славян русалки ненавидят женщин. Они заставляют их раздеться и голыми отправляют из леса назад, но всячески прельщают мужчин. Никто из них не устоит против такой красоты. При первом взгляде они влюбляются и остаются зачарованными. Если русалка окликает по имени, то нужно хранить молчание: не зная имени, она не может причинить вреда.
Стариков и старух русалки не любят и прячутся от них. Они могут слышать только голоса русалок и видеть, как колеблются ветви под ними.
Образ русалки часто появлялся в литературных произведениях русских писателей и поэтов. Самое знаменитое стихотворение написал М.Ю. Лермонтов, а сказка, которая известна во всем мире «Русалочка» Г.-Х. Андерсена и сегодня остается любимой не только среди детей, но и взрослых.

А.С.ПУШКИН «РУСАЛКА» КРАМОЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Если обратиться к нашей древней истории, то мы знаем, как долго еще язычество уживалось вместе с христианством после 988 года, когда князь Владимир Красно Солнышко принес в мир новую веру. И в «Слове о полку Игореве» в тринадцатом веке есть только языческие символы и образы, и лишь в финале скупо появляются какие-то знаки новой веры, которая всегда была страшно далека от русской души.
А.С.Пушкин написал дерзкое стихотворение «Русалка», которое не было напечатано даже в собрании его сочинений, и появилась жалоба в министерство Просвещения из патриархии, когда он попытался включить его в новые сборники. Но что же так насторожило служителей церкви?
Перед нами довольно изящная баллада, в которой один из любимых языческих образов дохристианской Руси - прекрасная русалка, и именно она искушает старого монаха.
Человек удалился от мира для того, чтобы молиться и приблизиться к своему богу. И какая же опасность подстерегает его в уединении? Над озером появляется прекрасная нагая дева, и как обычно это было в рассказах, связанных с русалками, расчесывает свои длинные волосы. Появляется она, как и всякая сила, именуемая нечистой, в полночь.
Бела, как ранний снег холмов,
Выходит женщина нагая
И молча села у брегов.
Старик, который мог с бесами, его одолевавшими, сладить, оказался перед ней бессилен. Но не от страсти, а от страха дрожит монах. Почему же такое происходит?
Увидев ее, он убедился в том, что тот мир, который предали и пытались уничтожить его предки, продолжает существовать. И явление русалки - веское тому доказательство. Если бесов с новой верой примирить удалось, то русалки оставались пережитками язычества, и их не могло уже быть в христианском мире. Монах в тот момент убедился в обратном. Но тогда невольно он перестает верить своему богу, потому что не смог бы ужиться с прошлым. Она увлекает его не в пучину страсти, как это традиционно описывают другие поэты, а в пучину безверия, отречения от своего бога:
Она манит его рукой,
Кивает быстро головой.
И после этого исчезает, оставляя его наедине крамольными раздумьями у последней черты. И понимают и Пушкин, и его противники, что любому из нас страшно заглянуть не в бездну греха, а в бездну неверия, когда ни раскаяние, ни молитва больше не могут спасти человека. И у Данте, сладострастникам отводится третий круг ада, в то время как неверующие остаются в пятом:
Всю ночь не спал старик угрюмый,
И не молился целый день
Русалка сделала свое черное дело. Он мог бы замолить любой грех, но если он больше не может молиться - вот что самое страшное для христианина. Но молитва больше не имеет для него никакой силы. Русалка, даже исчезнув, не оставляет его.
Перед собой с невольной думой
Все видел чудной девы тень
Если бы Пушкин хотел показать грехопадение монаха, то он привел бы живую деву к своему герою. Но у нас на глазах столкнулись два совершенно разных мира, две веры, которые и тогда и позднее сосуществовали рядом. Но вера, которая тысячелетия царила на славянских землях, на поверку оказалась значительно сильнее, чем краткая и насильно навязанная чужая вера.
Русалка ведет свою игру, и он полностью ей подчиняется:
Глядит, кивает головою,
Целует издали, шутя,
Играет, плещется волною.
Но то, что для русалки только игра, для монаха страшнее гибели, потому что с ним будет покончено раз и навсегда.
А мы знаем, что в разных мифах поцелуй, это еще знак магический, который может оживить человека, или убить его окончательно, заморозить его душу. Монах вырвался из мира, в котором провел всю свою жизнь, и дева без всяких усилий погубила его, он ушел к ней.
Заря прогнала тьму ночную,
Монаха не нашли нигде.
Он ушел в пучину неверия. А по языческим, именно вода является тем переходным рубежом из одного мира в другой. Так и исчез еще один верный раб божий.
Но почему в 1819 году, в довольно благополучное для него время, поэт написал такое странное стихотворение? Он прекрасно знал русские сказки и былины - в них жила душа народа, и поэт догадывался о том, что она, его Россия, так и оставалась по сути своей языческой.
В стихотворении Лермонтова «Русалка» перед нами совсем иная картина. Оно, прежде всего о страшном одиночестве прекрасной девы. Там нет ни одной живой души, способной ею любоваться. Ее песня печальная долетает до берегов. И она поет о мертвом витязе на дне озера, но и он прибыл сюда из чужой стороны, и равнодушен к ней:
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем
Это только странный сон, о котором мечтал герой, чтобы «забыться и заснуть». Перед нами традиционный образ. Но и М.Ю.Лермонтова эти чудные создания существуют в нашем мире рядом с людьми.

А.С.ПУШКИН «БЕСЫ»
ИЛЛЮЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Наверное, отношение каждого русского литератора и художника к язычеству и христианству особенное, но именно в поэтических творения и видны яснее все те противоречия, которые существовали в их душах.
Ведь всем известно, что в поэтическом тексте автору некуда спрятаться, здесь поэт является нам таким, каков он есть на самом деле.
И если в реальности он может оставаться неприступным для постороннего взгляда, то в своих творениях вдруг обнажается перед нами.
В 1830 году в творчестве Пушкина появилось странное и загадочное стихотворение «Бесы», правда здесь не должно было быть таких проблем как с «Русалкой», где он совсем уж явно заговорил о язычестве, которое живет даже в душе монаха и душе любого русского человека.
Бесов удалось примирить с христианством, они стали частью новых мифов, но о том ли пытается рассказать нам поэт?
«Бесы» Пушкина определили многое в литературных течениях и направлениях, перед нами уже не забавный и довольно нелепый герой Н.В.Гоголя из «Ночи перед Рождеством», а видения и иллюзии явно языческого мира. В отличие от Гоголя, всегда остававшегося в рамках христианского мифа, поэт старается заглянуть совсем в иной мир.
Именно это стихотворение взял эпиграфом к самому жуткому и обличительному из романов Ф.М.Достоевский. Но у него тьма окончательно пала на проклятый мир, у А.С.Пушкина это еще иллюзии, сны, сказки, и страшные видения, где не поймешь, что фантазии, а что реальность.
Но если так зыбка вера даже в душе старого монаха, то, что говорить о поэте, фантазии которого безграничны?
Он знал многие сказки о бесах, ведьмах, русалках, там, где они еще царили в мире и повелевали снежными стихиями.
И когда поэт остается в одиночестве в чистом поле, где бесновалась метель, то чего только не видится ему. Вьюга порождает самые чудовищные видения. А на небесах тучи устроили страшную пляску. Луна кажется невидимкою, она в этом мире едва освещает путь. Мутное небо и ночь - они охватывают этот мир, и в такой темноте появляются то ли тени, то ли видения. И не случайно путник сбился с пути, а ямщик все очень просто объясняет:
В поле бес нас водит видно,
Да кружит по сторонам.
А мы знаем, что главным делом языческих бесов и было запутать, сбить с дороги и от души повеселиться над нерадивым человеком. Исчезают случайные черты, а древнее, вечное в душе проступает сильнее.
И они погружаются в жуткую сказку, и перемещается в необычные миры.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня:
Вот - теперь в овраг толкает
Одичалого коня.
Люди оказались в дьявольской ловушке, и никак не могут объяснить то, что происходит вокруг. На глазах у них бес меняет обличие, то кажется верстой, то искрой и все время ускользает, так, что догнать его невозможно. Но это не христианский образ. Неотрывны от стихии бесы были именно в язычестве.
Чем дальше вьюга, тем страшнее становится. Кони то останавливаются, несутся прочь, не разбирая дороги, и понятно, что руководит ими какая - то неведомая дикая сила. Но стоит только приглядеться, и взору открывается жуткая картина:
Вижу: духи собиралися,
Средь белеющих равнин.
И это уже не христианские черти, которых мы видели от творений Гете до Гоголя, а те языческие создания, которые в свое время правили миром:
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре,
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.
И в такой обстановке, когда границы между мирами размыты, герой заглянул за черту, и видит то, что не дано увидеть обычному человеку. Он видит тот самый мир духов, укрытый от наших глаз:
Сколько их! Куда их гонят,
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Тут уже появляются и другие обитатели языческого мира. Дорисовывается грандиозная картина.
Когда была дописана эта фантасмагория, поэт не мог знать, что пройдет совсем немного времени, и они смогут прорваться в этот мир и заполонить его, подчинив себе. Уже у Пушкина мы не видим ни одного ангела в этой вьюге, герой беззащитен перед бесами. Пока на короткий срок они владеют миром. Они сначала являются к отдельным людям и очень хотят воплотиться, а потом их видит целый город - Москва у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
Их еще не было в повседневной жизни в пушкинскую эпоху, это только предвидение и предчувствие:
Мчатся бесы рой за роем,
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывают душу мне.
Но у Гоголя перед Рождеством бес разгуливает по миру. Он заглядывает к тем, кто его допускает к себе, появляется перед ведьмой Солохой, обидевшим его художником Вакулой. Но пока он все время попадает впросак. И вынужден, то прятаться, то быть пленником в мешке, то служить героям по мере сил. Но силы их крепнут, бесов становится все больше, и они захватывают необъятные просторы этого мира.
Мчатся бесы рой за роем,
В беспредельной вышине
И сквозь вьюгу или через зеркало, оно находят лазейку, чтобы пробраться в наш мир. Именно об этом пытался нас предупредить поэт.
Но предостережение А.С.Пушкина, как и пророческий роман Ф.М.Достоевского остались незамеченным, бесовской вьюги уже невозможно было остановить

ВОЛХВЫ У А.С.ПУШКИНА
 ВЛАСТЬ ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ

С детства многие из нас знают удивительное сказание «Песнь о Вещем Олеге». Но можем ли мы, далекие от христианства, и совсем никакого понятия, не имеющие о язычестве понять суть того, что происходит там?
Но мы можем вместе с ним заглянуть в тот сказочный мир, в котором жили наши предки. И совершим мы путешествие в 8 век. Только что закончилась эпоха правления Рюрика, призванного в Новгород из далеких скандинавских миров.
А вернулся он на Русь вместе с варягами. И один из них, брат жены его стал на долгое время славянским князем, хотя считался только наместником при сыне Рюрика князе Игоре.
И, по мнению русских историков, не было более славного князя на землях русских, это вынуждены были признать и летописцы, и поэты.
И был он не только бесстрашен, но и мудр, потому и прозвище получил Вещий. Но земная власть, которую заполучил князь Олег, и громкие победы над бесчисленными врагами немного значат перед властью небесной. Об этом в свое время много размышлял А.С.Пушкин.
Воителю слава - отрада,
Победой прославлено имя твое,
Твой щит на вратах Цареграда,
И волны и суша покорны тебе,
Завидует недруг столь дивной судьбе.
Это говорит о князе Олеге сам старик- волхв, который вышел к нему навстречу из леса. Именно такой же волшебник будет помогать во всем Руслану, сначала укажет дорогу к Черномору, а потом воскресит его и поможет разбудить Людмилу. Но на этот раз совсем другая ситуация, перед ним властелин, который в помощи его не нуждается, а сам готов одарить его:
Скажи мне всю правду, не бойся меня,
В награду любого возьмешь ты коня,
- гордо и заносчиво обращается к Волхву князь Олег, показывая, кто в этом мире хозяин, и получает жестокий отпор:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
- отвечает он гордо и достойно, так, что князь впервые должен был смутиться и отступить перед силой духа и величием странного старика, посмевшего с ним так дерзко разговаривать.
Но может ли чего-то бояться могучий победитель князь Олег, власть его на земле безгранична? По многим историческим свидетельствам известно, что могучие викинги боялись чародейства и волхвов, и всегда обходили их стороной. Но почему?
У них в ту пору была не земная, а небесная власть, они оставались служителями богов. Вот и столкнулись на лесной тропинке властелин земной, и тот, кто служит небесам:
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник
Покорный Перуну старик одному
Заветов грядущего вестник.
И не поможет в таком поединке никакой меч князю, а ему больше всего хочется узнать грядущее и собственную судьбу, которая ему неведома.
По всем мифам известно нам, как страшно заглядывать за грань и пытать свою судьбу. Сколько бед случалось, когда властелин, узнав о страшном пророчестве, пытался что-то исправить, надеясь на собственную власть. Царь Приам велел умертвить Париса, узнав, что он разрушит его мир, Даная оказалась в подземелье, когда царю стало известно, что она родит повелителю внука, который станет причиной его смерти. Но Персей появился на свет, а Париса спасли пастухи, и предназначенное все равно исполнилось. Человек слаб, чтобы он не предпринимал, он не может изменить свою судьбу.
Но вернемся к нашему поединку, уже в начале речи он определяет свою позицию:
Правдив и свободен их вещий язык,
И с волей небесную дружен.
И странным кажется предсказание, о котором просит его князь:
Но примешь ты смерть от коня своего.
Он не расшифровывает ничего и тем самым заставляет князя проявить трусость и совершить предательство. Ему, как и в древних мифах приходится избавиться от угрозы - это самый легкий путь из всех возможных.
Князь сначала усмехнулся, а потом помрачнел, понимая, что он бессилен как-то повлиять на свою судьбу. И все-таки он предпринимает такую попытку и расстается со своим верным конем. Но хотел ли волхв ему в чем-то помочь? Но удавалось ли кому-то обмануть судьбу и уйти от ответа?
Заглянул в глаза медузы дед Персея, пала Троя, когда Парис вернулся домой. У Олега вроде бы все складывается более удачно, чем у его предшественников. Конь издох, и угроза исчезла. Князь не просто торжествует, но и ропщет на небеса:
Кудесник, ты лживый, безумный старик,
Презреть все твои предсказанья.
И тогда наступает момент возмездие, он всегда врывается в судьбу, когда его не ждешь, в момент торжества. В миг раскаяния за совершенное предательство смерть его и настигает. Ведь Волхв не сказал ему, каким образом конь его убьет. Но все совершилось:
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Пророчество свершилось, человеку не известны подробности, не понятны многие события, он не может предотвратить рока. Торжество волхва оказывается полным. Власть земная ничто перед властью небесной. И наши нелепые поступки, и ропот только усугубляют дело.
Мудрый князь расплатился за трусость, предательство, ропот. Волхв победил несокрушимого властелина.
Жизнь течет дальше, поминальный пир подводит итог происходящему. И стоит еще раз задуматься о самом главном - смирении перед неумолимой судьбой.

ВОЛШЕБНИК ФИНН В ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

При помощи произведений А.С.Пушкина мы чуть подробнее можем взглянуть на этого удивительного персонажа языческого мира. И хотелось бы повторить слова итальянца О.Тонемо: « Чтобы я не делал, я не хочу, чтобы умирала сказка».
В большей мере образ и судьба волхва у нас проявится в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Самый могучий и мудрый из князей - Олег Вещий, смирил перед ним свой пыл. Но намного больше повезло второму витязю - зятю киевского князя Владимира - Руслану, когда тот отправляется в путь за похищенной злым волшебником Черномором Людмилой, невестой, так и не ставшей его женой, то он не сможет найти пути туда, и даже узнать что-то о злодее, похитившем невесту, без помощи волхва. Именно в его жилище и приводит этого героя судьба:
Но вдруг пред витязем пещера,
В пещере свет.
И когда от своей безысходности герой должен спуститься туда, то он видит перед собой волхва:
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взгляд, брада седая,
Лампада перед ним горит;
За древней книгою сидит,
Ее внимательно читая.
Вскоре он расскажет о том, что живет в этой пещере уже 12 лет. Ему все известно о том, что было, и что будет происходить в мире. И о случившемся с Русланом он говорит:
На время рок тебя постиг.
От него впервые герой узнает и о злом волшебнике Черноморе:
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор
Перед нами языческий персонаж, похожий и на Чернобога, и на Кощея Бессмертного, и на Змея одновременно. Он из тех злых волшебников, кто всегда приносил вред этому миру.
Но не особенно много говорит богатырю Финн, он только приоткрыл ему тайну, а все остальное воин должен узнать сам, судьба никогда не известна нам:
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле.
Финн не скрывает, что этот волшебник Черномор, злой колдун, он может повелевать какими-то явлениями природы, и как злой ветер, именуемый Соловьем Разбойником в русских былинах, он
Он звезды сводит с небосклона,
Он свиснет - задрожит луна.
Но против времени закона
Его наука не сильна.
Потом волшебник рассказывает и свою собственную историю.
Он пришел из далекого сурового края, где был сначала пастухом, когда встретил прекрасную Наину и полюбил ее, но она отвергла пастуха. И он стал воином:
Морей неверные пучины
С дружиной братской переплыть
И бранной славой заслужить
Вниманье гордое Наины.
Но это у него ушло десять лет жизни, но и, получив славу и богатство, он не заслужил любви гордой девицы. И тогда он решил обратиться к чародейству, и узнал, что среди лесов живут люди, обладающие высшей мудростью:
Все слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь
Но славный воин не мог знать, какую цену придется заплатить ему за тайные знания. Он старается зачаровать свою любимую, и почти уверен, что одержал победу над природой и женщиной, но природу нельзя победить, и он признается:
Но, в самом деле, победитель
Был рок, упорный мой гонитель
Что же произошло с ним за эти годы? Без возврата ушла молодость, потому что не только Черномор, но и сам он над временем не властен, исчезли чувства. И его любимая за это время превратилась в уродливую дряхлую старуху. Сорок лет прошло с того момента, когда он старался переделать этот мир. Но и она за это время стала колдуньей. Только если такая сила дана гордой и злой девице, то она использует его во зло. И любовь обернулась для него посмешищем, потому что она в это время и смогла его полюбить. В ужасе он расстался с ней, приобретя страшного врага. Теперь вместо страстей он хочет только, чтоб у него были
Природа, мудрость и покой.
А для злой колдуньи любовь обратилась в злобу и ненависть ко всему белому свету.
Он берется помочь Руслану победить Черномора, но понимает, что и коварная Наина - помощница и союзница мага, будет стоять у него на пути. Но он должен пройти все испытания, чтобы вовремя встретить свою любимую и не пережить подобное разочарование, которое выпало ему на долю.
Мир языческий был заполнен добрыми и злыми колдунами, герои на пути своем не могли без них обойтись, и успех или поражение, и зависели оттого, как и к кому из них они обратятся. Окажись Руслан в избушке Наины, и у него все сложилось бы по-другому. Но герою удалось сделать правильный выбор, судьба привела его к Финну. Но волшебник предупреждает его, что за дружбу придется заплатить:
Душою черной зло любя,
Колдунья старая, конечно,
Возненавидит и тебя,
Но горе на земле не вечно.
Но даже это лучше, чем ничего, без столкновения с ними герой беспомощен вовсе в этом мире, он просто всю жизнь мог плутать по свету и не найти пути.
Но как же прекрасен и необычен тот мир, где рядом с людьми обитали колдуны и чародеи, и волхвы общались с богами, а человек оставался только частью удивительного и таинственного мира.
 ПУТЬ РУСЛАНА
А.С.ПУШКИН «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Я не хочу, чтобы умирала сказка, - наверное, об этом думал А.С.Пушкин, когда брался за перо и начинал работу над Русланом и Людмилой.
Наверное, мало в мировой литературе произведений, где бы с таким изяществом, так красиво и ярко была рассказана история о жизни древних наших предков, еще не знавших христианства и живших совсем по иным законам.
Там колдуны с ворожеями
Чарую злаки на полях,
И ведьмы носятся с чертями
В дорожных снеговых столбах, - писал о древней Руси А.Блок.
Этим миром правят витязи, князья и волхвы, покорные одному только Перуну.
А сказка эта чудная начинается там, где любая другая должна заканчиваться.
В княжеском дворце свадьба, князь Владимир отдает свою дочь за витязя Руслана. Почему он выбрал из всех претендентов именно этого не очень понятно угрюмым его соперникам, и многие в этом мире уверенны, в том, что совершается неправое дело. Князю придется вернуться к древней традиции и испытать несостоявшегося мужа. Потому что дочь его похищена злым волшебником прямо с брачного ложа. И Руслан, так и не вступивший в свои права мужа, должен действовать наравне с остальными. А девушка и княжество достанется тому, кто спасет ее и вернет домой.
И три соперника Руслана
В душе несчастные таят,
Любви и ненависти яд.
Среди них видим мы и викинга Рогдая, у которого не меньше прав на Людмилу, потому что он воевал, и мечом умножил Киевские земли. Это и надменный крикун Фарлаф, который воюет только на княжеском пиру, и всегда готов всадить меч в спину соперника, и страстный, вечный то враг, то союзник славян хазарский хан Ратмир.
Теперь каждый из них может добиться желаемого, и Черномор им предоставил возможность проявить себя. И действовать каждый может только своими методами. Первым на поединок с Русланом выходит викинг, и он победил его, но с остальными окажется труднее. Не просто одолеть и коварство, и восточные хитрости.
Но самое главное - воин не знает имени похитителя и не знает дороги в его царство. Без чародея или волхва ему не обойтись. И вот в этом случае главное, какой выбор он сделает. Обратится ли к коварной Наине или мудрому Финну. Судьба привела его в пещеру к волхву. Он выбрал трудный, но зато самый надежный путь. Но он не сможет воспользоваться чарами и хитростями чародеев, действовать придется самому, на свой страх и риск. И что ему уготовила судьба?
- одолеть чары Наины,
- раздобыть волшебный меч, без которого Черномора не одолеть,
- добраться до Черномора и сразиться с ним,
- получить спящую Людмилу и попытаться расколдовать ее,
- самому пасть от руки Фарлафа, руководимого Наиной,
- воскреснуть для того, чтобы сразу же вступить в схватку с врагами.
И только после этого, доказав, что он настоящий герой, а не баловень судьбы, окончательно получить Людмилу и княжество.
Таков путь героя - путь мужества и завоеваний. Но только суровые испытания могли закалить воина и властелина, которому и достанутся эти земли. Ни один из его соперников не выдерживает и половины из них. И Руслан при помощи меча и чародеев доказывает, что он достоин того, что ему будет подарено судьбой.
Ему удается избавиться и от хазарского хана, и разоблачить перед князем коварного Фарлафа, и познать тот мир, который он получит в награду за свои подвиги.
И он показывает всем, что судьба не случайно и с самого начала избрала именно его для такой роли. И Владимир должен знать, случайность ли то, что он не смог защитить свою жену, или он и на самом деле ни на что не годиться. Но весь путь его стал подтверждением того, что он лучший из лучших.
Схватки с воинами и чародеями, полчища врагов, и изнурительный путь к цели - все это те круги, по которым должен до конца протий герой. Без него Людмила окажется только пленницей Чародея. И она может повторить горький путь Наины по его воле.
И после сражения за свою невесту и за Киев Руслан настоящий герой:
В деснице держит меч победный,
Копье сияет, как звезда.
Струится кровь с кольчуги медной,
На шлеме вьется борода.

ИСТОРИЯ ЧЕРНОМОРА

У каждого из былинных богатырей есть свое чудовище, с которым ему и предстоит вступить в схватку. Как для Ильи Муромца Соловей- Разбойник, а для Добрыни - Змей Горыныч, так и для Руслана приготовил автор злого чародея Черномора. И если былинные злодеи чаще всего огромны и сильны - они на равных дерутся. То здесь перед нами карлик горбатый, но он несокрушим для своих врагов, которые не знают страшной тайны - необходимо отрезать бороду, и только тогда он потеряет свою силу.
Об этом Руслан узнает после схватки с Головой, и после того, как раздобыл волшебный меч. И тогда же сраженный воин, который не может обрести покоя, и рассказывает историю о коварстве. Как они узнали пророчество о том, что волшебный меч отсечет одному голову, а второму из них бороду, а посему нужно его завоевать и спрятать.
Что нас обоих он погубит,
Мне бороду мою отрубит,
Тебе главу.
Коварство, зависть и ненависть совершили свое черное дело, после того, как меч оказался в их руках, брат ему больше был не нужен, и тот, перехитрив его, отрубил голову и под нее спрятал меч. И голова просит о мщении и покое, который воин обретет, когда будет отомщен.
Черномор, волшебник, который, как и Змей, живет в горах, на севере, в мире снегов и льдов, и мир этот - иллюзия. Он повелевает стихиями, но не наделен бессмертием, и Руслан - тот герой, который должен с ним расправиться.
Именно к Черномору устремляется и Наина, когда узнает о той опасности, которая ему грозит, и она, улетая от чародея, оборачивается черным Змеем.
Чернобог решает перехитрить судьбу, но при этом он творит черные дела - и братоубийство - один из самых тяжких грехов, который и погубит его рано или поздно, одно предательство всегда влечет за собой другое.
Схватка с Чернобогом - это одно из главных испытаний его на прочность, но побеждает Руслан, потому что знает его тайну, и не отпускает его бороду.
Уже колдун под облаками,
На бороде герой висит.
Он не может обмануть Руслана, потому что тот предупрежден о его коварстве - слишком много врагов по всему свету разбросал Черномор, и он обречен. Но и герой не может радоваться победе, потому что Людмила погружена в сон, а чародея он лишил волшебной силы. Получив одно, он потерял другое. И более того, и у богатыря врагов немало, один из них и убьет его. И только тот, с кем он встретился в начале - мудрец Финн, оживит Руслана, потому что в мире не может твориться коварство и несправедливость.
Судьба свершилась, о, мой сын!
Тебя блаженство ожидает,
Тебя зовет кровавый пир.
Он же дарит ему и кольцо, которое может разбудить похищенную Людмилу. Наина вместе с Фарлафом рано торжествовала победу. Волшебный меч и пленный чародей помогают ему освободить Киев от бесчисленных врагов. И Черномор должен принести пользу, не все же зло ему вершить. Стать шутом в княжеском дворце, такова участь побежденного.
И только после этих жестоких схваток, будет еще один свадебный пир, которому уже ничто не помешает совершиться.
Как прекрасен мир, в котором живут воины, волшебники, властители и прекрасные девы. Жаль, что мы его навсегда потеряли.

Р.С. Здесь только несколько эпизодов из того мира тайного и удивительного, на который мы почти не обращаем внимания. Многого мы не знаем, не слышали, не читали, нет добротных книг освещавших бы язычество и показавших каким оно было для наших предков. И легче всего за общими фразами отмахнуться от того, что было пережито и написано гением, но стоит ли это делать?


Рецензии
Cпасибо, Любовь! Очень интересно и поучительно. Мы действительно живем на грани двух миров и рассказы моих посетителей во время психологического консультирования это подтверждают. Да и здесь, на Прозе.ру, много этому подтверждений. Ну, а гению, это было, наверное, ближе и понятнее. Серьезное сочинение и заставляет думать. С уважением,

Владимир Хмыз   27.07.2015 09:56     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир!!!
Я бы Вам могла много рассказать тоже, но в первую очередь о Булгакове, потому что он все время рядом, иногда кажется, что он никуда и не уходил. Пушкин дальше немного, потому что все-таки эпохи, другое представление о мире, но он оставил нам столько знаков, кодов, тайн, что остается только разгадывать..
Кстати, мы боимся прослыть психами, но даже госпожа Бехтерева не отрицает мистики и возможности при определённых обстоятельствах заглянуть за черту
Рада Вас слышать
Любовь

Любовь Сушко   27.07.2015 11:06   Заявить о нарушении
Можно заглядывать куда хочешь. Но коли пишешь, то надо бы знать, о чём. И не путать Александра Лукича Птушко с Александром Сергеевичем, у которого пленный Черномор никакой роли не сыграл в обороне Киева от печенегов.

Михаил Струнников   13.11.2017 08:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.