Автокросс

На страницах нашего журнала мы еще ни разу не писали об автокроссе. А ведь Чемпионат уже много лет проводится в Казахстане. Основной идейный вдохновитель – Председатель Алма-Атинской федерации авто-мотоспорта – Владимир Бородин.
Сезон автокроссмены, в отличие от джиперов, открыли поздно, только в середине апреля. Вообще, трасс для кросса в окрестностях нашего города три - это трасса в поселке Кок-Койнар, трасса за Тойто-Центром «Жетысу» и новая трасса КМК «Астана Моторс».
Это третья гонка на этой трассе, которая была построена в прошлом году. А вообще гонки проводятся по многим городам РК. На этот раз, накануне гонки, лили проливные дожди, которые не испугали не спортсменов, не организаторов. Зрители, не побоясь утонуть в жидкой грязи, в которую превратились подъезды к трассе, обсыпали прилегающие холмы. Умные обматывали обувь пакетами, которые фиксировали скотчем. Так еще можно было ходить вокруг трассы. Лагерь участников располагался внутри кольца, и попасть к спортсменам, не перебежав трассы, было не возможно.
Длинна трассы составляет 1 километр, она представляет собой замкнутую кривую. Ширина колеблется от 12 до 16 метров. Длинные прямолинейные участки бывают не более двух сот метров. Спортсмены ездят против часовой стрелки по грейдированному грунтовому покрытию. В жаркие и сухие дни трасса все время поливается водой. Стартовая зона на всех соревнованиях, согласно регламенту, вынесена за пределы гоночного кольца.
Самое интересное место – это был старт и в субботу и в воскресенье. К тому же на первом повороте были построены трибуны для зрителей. В субботу, как всегда, состоялись тренировочные, контрольные и заезды полуфиналов. На них и произошло несколько переворотов. Зрелищных, но не очень приятных для пилотов. Тут и возник вопрос – «Зрелищность или безопасность?» Перевороты, аварии, столкновения, опасные обгоны – чем их больше, тем для зрителей интересней гонка. Причем, не только в автокроссе. Спорт для спортсменов, или спорт для зрителей? Скоростная трасса, на которой молодым пилотам трудно входить в крутые виражи на оптимальной скорости. Ошибка на торможении всего в пару метров, небольшой толчок от соперника…
Трасса была очень скоростной, и пилоты не всегда могли найти оптимальную скорость при входе в крутые виражи. Некоторые автомобили получили серьезные повреждения и не смогли продолжить гонку. Просто, когда вращаешься в кругу спортсменов, знаешь, сколько сил, нервов и денег у них уходит на подготовку машин, то очень хорошо понимаешь состояние пилота после вылета с трассы. Но бывает и так, что некого винить, кроме себя.
Для вылетевших гонщиков в дивизионах Д1 и Д2 -1600 провели утешительные заезды, которые тоже были очень зрелищными и многочисленными, 14 и 12 машин соответственно. Один из фаворитов гонки Андрей Ким, вылетевший в полуфинале, смог вернуть себе место на старте в воскресенье, только благодаря этому заезду.
Лидерами заездов стали Владимир Бородин, братья Дмитрий и Денис Глушковы, Александр Артемьев.
Давайте немного разберемся с классами автомобилей в автокроссе. Классы называются «Дивизионы».
Дивизион 1 – это серийные легковые автомобили с приводом на одну ось. Рабочий объем двигателя до 1600 см3 включительно. Свободный впуск и применение системы питания двигателя впрыском топлива, а также применение гидроусилителя рулевого управления запрещены, то есть это машины с карбюраторами.
Дивизион 2-1600- это серийные легковые автомобили с приводом на одну ось. Рабочий объём двигателя до 1600см3 включительно. Пуск топлива свободный, разрешена установка двух распредвалов и применение гидроусилителя рулевого управления
Дивизион 2-3500 - серийные легковые автомобили, подготовленные по требованиям к автомобилям Дивизиона 1, с рабочим объемом двигателя до 3500 см3.
Дивизион 3-1600- Специальные кроссовые автомобили с рабочим объёмом до 1600см3 включительно. Подготовленные по специальным требованиям. Привод на любую ось. Выпускной коллектор не ограничивается.
Колеса на машины можно ставить любые.
В ночь с субботы на воскресенье пошел дождь. Не просто с неба упали три капли, упало само небо. Знакомые спортсмены позвонили нам и сказали, что вероятно гонка будет отменена или перенесено время стартов. Утром стало известно, что матч состоится в любую погоду (с). И все 12-ть заездов были проведены успешно, потому что уже в 10 утра светило яркое солнышко, трасса начала подсыхать. И в полдень дивизион Д1 увидел огни стартового светофора. А зрители тепло приветствовали пилотов, которые с трудом справлялись с управлением автомобиля по раскисшей трассе. Внимание всех привлек Андрей Ким, стартовавший с последней линии, и уже в конце первого круга возглавивший заезд. Вторым финишировал Андрей Глушаков. Второй, третий заезд – блеснул Владимир Бородин. Все конкуренты этого опытного гонщика и действующего чемпиона остались позади и он одержал победу.
Интересный факт, что в каждом заезде водитель получает очки, соответствующие занятому месту (1 место –1, 2 место –2 и т.д.) Общие места на этапе определяются по наименьшей сумме очков, набранных в двух лучших заездах.
Очень не повезло Александру Артемьеву. В субботу все думали, что он может сражаться за победу. Но на следующий день двигатель его машины решил, что никто никуда не поедет. Напомним, что Александр является четырехкратным чемпионом Республики Казахстан по автокроссу и зимним ипподромным гонкам, которые проводились в Астане.
Дивизион Д2-1600, зрелищный заезд, на старте которого соперники «помогли» развернуться Дмитрию Плясову. Победил в этом первом заезде Сергей Тимофеев. Второй заезд этого дивизиона - завал на трассе. Из которого успешно выбирается Дмитрий Плясов и отправляется в погоню за лидером- Сергеем Паном. Дмитрий является одним из лучших раллистов. На его счету 2 победы на чемпионате Центральной Азии и Казахстана по ралли, которое организовывал все тот же Владимир Бородин.
Догнать Сергея не удалось и Дмитрий - второй. По результатам третьего заезда Сергей стал победителем первого этапа чемпионата Республики Казахстан по автокроссу в дивизионе Д2-1600.
Заезд Д2-3500, который по праву считается самым мощным и престижным дивизионом чемпионата. На старт вышло 10 машин. Самую красивую и «умную» езду продемонстрировал Евгений Сапогов. Интересно, что второе место занял Николай Возженников, который на своей переднеприводной «Хонде» объехал мощных полноприводных соперников.
Вануш Товмасян, очень фактурный и горячий гонщик стал третьим на пьедестале почета. Самое интересное, это после финиша оказаться среди армянских гонщиков и послушать, как они обсуждают прошедший заезд. Столько эмоций, экспрессии и новых выражений вы не услышите не в одной команде.
Дивизионе Д3-1600 – это багги. На высшую ступеньку пьедестала поднялся Николай Возженников-младший.
Дошла очередь и до командного зачета. В нем победу одержал первый состав «Астаны Моторс», с 200 очками из двухсот возможных. На втором месте - первый состав команды «Витязи ZIC 1», 157 очков. И всего на одно очко меньше набрала команда «RTE-Top Motors».
Наш город на некоторое время прощается с кроссом. Дальше три гонки пройдут в северных и центральных регионах Казахстана – Кокшетау, Петропавловск и Астана. Финиш чемпионата состоится опять в Алматы.


Рецензии