Эссе на заданную тему

К первому форуму культурологов Азербайджана.

Современная культура Азербайджана. Проблемы. Перспективы.


- «Культура - привилегия патрициев»…?
- «Культура - экзистенциальный продукт деятельности человечества на пути к прогрессу»…?
- …«Когда я слышу слово,- культура, - я хватаюсь за револьвер»…?


Скетч о культуре в лапидарном стиле.
( лексика - в пандан тенденциям моды)

Прежде, чем начать говорить на заданную тему, хотелось бы прояснить,- что является предметом разговора?
Определившись с таким, казалось бы, привычным понятием, как - культура.
Что есть культура?
- Набор из произведений искусства, философской и религиозной мысли?
Умение - не сморкаться в портьеру и пользоваться во время еды столовыми приборами?
Или - модная одежда, мобильный телефон и автомобиль - «навороченной» модели?
Не смотря на иронию, – Да! Все это - элементы понятия - культура.
Если вдуматься, - разве все, что нас окружает, кроме, пожалуй, самой природы, - не является культурой?
Все – вне нас и – в – нас?
Стереотипы сознания и поведения, выраженные в понятии - традиции? Представления о мире и образ жизни? Системы ценностей и норм, выраженные в морали, нравственности и эстетических критериях? Человеческая деятельность, выраженная в труде и творчестве? Потребность в национальной, социальной и политической идентификации? Отношение к родному языку и знание других языков? Бытовой этикет и личная гигиена? Правила социально- адекватного поведения? А еще,- забота о личном имидже и статусе. Притязания, ориентированные на существующие в обществе, образцы социальной престижности. Уровень толерантности по отношению к себе подобным, да и к окружающей среде. Уровень толерантности по отношению к - менее сильным, чем мы.
Культура, которой каждый из нас обладает в меру своих сил и возможностей. И, - в меру возможностей, - пользуется.
Но, еще - культура человеческих масс с - миропредставлениями сообществ, выраженных в религиозных и политических воззрениях. В воззрениях - эстетических, таких, как - мода.
Культура масс, направленная на консолидирование для обеспечения устойчивости собственного общества, да и мира - вообще, как среды обитания.
И – культура, как результат труда человечества, выраженная в том, что можно «потрогать». В материальном. Средства и орудия производства, окружающие нас здания, дороги, площади, зеленые насаждения. Техника, средства передвижения и средства связи. Книги, одежда, пища, лекарства. Предметы быта и ювелирные украшения и.т.д. и.т.п. Перечисление – до бесконечности. Материальные ценности человеческого общества на данной исторической стадии.
И еще - культура - из шедевров художественного и интеллектуального творчества человека.
Вот и определились. Осталось сформулировать.
Итак, - культура - совокупность всего, что создано человеческим трудом и интеллектом в результате долгого пути к усовершенствованию.
В борьбе с силами природы за выживание особенного вида – homo sapiens, созданного Всевышним - «по своему образу и подобию».


Состояние отечественной культуры в настоящий момент.
Историко-политические и социальные мотивации.

Итак, - политико-социальные - процессы, отразившиеся на общем культурном фоне нашей Республики.
Чем обусловлен такой поворот мысли?- спросит читатель. - А очень просто!
Культурология, как наука, неотделима от - истории и социологии.
Не видя необходимости - заводить читателя в исторические дебри далекого прошлого, хочу предложить, в качестве модели, рассмотреть небольшой отрезок времени из, относительно недавнего, прошлого Республики Азербайджан. С момента распада государства, занимавшего 1\6 часть суши нашей планеты в состав которого, на протяжении долгого времени входила наша Республика. Не останавливаясь на периоде, когда Республика представляла собой одну из окраин Российской империи, и позже,- одну из советских республик (пересказ исторических фактов такого объемного периода не входит в задачи этого опуса), перейдем к сути разговора.
Распад огромного государства(как вполне понято), не мог пройти безболезненно. И закономерный процесс перераспределения сил ознаменовался политическими рефлексиями в каждой из республик союза. Борьба за власть, иногда - за территорию, локальные военные конфликты.
Не миновали эти процессы и Республику Азербайджан.
И период митингового популизма, и тяжелые времена - прихода, на этой волне, к власти в республике - людей с низким уровнем культуры - не способных управлять государством.
И территориальные притязания Армении, вылившиеся в затяжную, долговременную войну, с захватом территорий Азербайджана. Войну, которая и по сей день остается для нашей республики суровой реальностью.
И - период политической нестабильности в республике, породивший беззаконие и анархию. И растерянность- непрофессионалов у власти, когда государство не могло определиться, - по какому пути политического развития идти. То ли взять курс на Запад, то ли,- на Восток? И какую модель - социально-экономическую - взять за образец?
А еще – миграция сельского населения из захваченных регионов, да и не только,- из - захваченных - в столицу. Вызвавшая не только проблему перенаселения, но, прежде всего,- приток другой, сельской, аграрной культуры, в столицу республики. С полным отсутствием каких-либо, мотиваций для этого. Населения, не соответствующего элементарным требованиям культуры мегаполиса ни по каким параметрам(отсутвие профессиональных навыков, применительных в городе, отсутствие бытовой культуры, по всем критериям, включая социально-адекватное поведение и.т.д. и.т.п). В столицу, которая, помимо административной функции, призвана нести, прежде всего,- культурную. Быть этаким - лицом, зеркалом менталитета данной национальной общности.
 Все, что в большей или в меньшей степени, являло собой – культуру в те времена люмпенского правления, мягко говоря,- не приветствовалось, и культура мегаполиса начала разрушаться. И главным показателем, в пользу этого утверждения, стала эмиграция части интеллигенции, в том числе и творческой, за рубеж.

Политическая стабилизация - с приходом к власти в Республике - Гейдара Алиева - изменила положение. Но,- период создания новой экономической политики и период адаптации страны к новым экономико-политическим и социальным условиям, отягощенный демографической неразберихой( со всеми вытекающими), опять послужил причиной для оттока интеллигенции из страны. Теперь уже,- в поисках достойной - материально- обеспеченной жизни в соответствующих культурных условиях.
Оставшаяся часть коренного городского населения – носителей культурных традиций столицы - оказалась в культурном меньшинстве.
Что же касается новой культуры….
 Долгий период культура республики выстраивалась в модель - стихийно-рыночной культуры( включая художественную). Создав новые, далекие от идеалов, стереотипы в сознании общества, взрастив на этих стереотипах новое поколение.
Ибо - социо-культурные параметры – вторичны по отношению, к - экономико-политическим.
 Все перечисленные факторы не могли не отразиться негативно на общем культурном фоне Республики.
Но, закономерные процессы - потребности в истинных культурных ценностях, сохранившиеся благодаря наличию здорового начала в среде нашего этноса – (Л. Гумилев называл это начало,- «пассионарностью», этнос,- тоже, Гумилев.),- вызвали необходимость в создании новой культурной политики в Азербайджане. И, отдав дань продолжительной стадии «стихийности», культура Азербайджана встала перед необходимостью перейти к более осмысленному поиску путей своего созидательного развития.
О чем свидетельствует ряд предпринятых мер на государственном уровне. И в первую очередь - недавно обнародованные указы Президента нашей Республики - Ильхама Алиева, где говорится об усилении материально-технической базы объектов культуры.
Да и многое в работе структуры Министерства Культуры и Туризма за последний год. От восстановления библиотек и музеев по всей республике - до устроительства этого форума.


Проблемы.
Кризис в массовой культуре. Ламентации обывателя.
(ламентация-лат.-жалоба,сетование)

«Quando vero iniquitates gerimus, musicam non habemus»
-Когда грешим, то музыки не имеем….(Касидор).

Исходя из врачебной практики,- прежде, чем приступить к лечению больного, необходимо - собрать анамнез, т.е. – выслушать - на что больной жалуется. Сделать анализы, поставить диагноз, а уж затем, - лечить.
С обществом, примерно- так же,- анамнез, анализ, диагноз, а уж затем…- лечить.

Согласно известной народной примете, - о культуре человека судят по его жилищу.
Взгляните на нашу столицу!
На наш – некогда - красивый, уютный чистый и ухоженный город Баку. Баку, который в начале прошлого столетия называли маленьким Парижем.
Баку ли это?! Полуразрушенный…! Неэстетичный! Грязный…!
И это не только - результат глобального строительства в городе. О строительстве - отдельный разговор!
Это результат культуры всего населения города. Или,- отсутствия – оной?
Торговля сельскохозяйственной продукцией на центральных улицах города. Или в подворотнях.
Вопиющая антисанитария на рынках и в продуктовых магазинах города.
Антисанитария в системе общественного питания.
Антисанитария в медицинских учреждениях!
Аптеки – с продукцией сомнительного происхождения.
Мусорные свалки в центре города, вблизи(!) мусорных баков. Городские коллекторы, используемые не по назначению, забитые мусором.
Разрушающийся бульвар, гибнущий Губернаторский сад, который выращивало несколько поколений бакинцев с 1830 года. Да,- разве только, – Губернаторский?
Сломанные бордюры тротуаров или того, что от них, от тротуаров, осталось. В результате использования их в качестве - места для стоянок автомобилей
Разбитые улицы, по которым мчатся разбитые, грязные автомобили. Мчатся, вопреки всем правилам дорожного движения.
Грязные чехлы в грязных маршрутках - такого технического состояния, что удивляет,- как их выпускают на трассу?
Метро- вызывающее опасения.
Отсутствие нормального, комфортного транспорта. Канувшие - в лету,- Бакинский трамвай и Бакинский троллейбус.
Центр города - в заплатках из разноцветной плитки.
Разрушенные памятники архитектурного искусства, которые строили Гаджи-Бабабеков, Эдель, Эйхлер, Щусев, Гаджинский….
Задымленный, запыленный цементной пылью от ведущихся строительств, - воздух города. Ведущихся - не на должном уровне культуры.
Отечественное образование, ставшее «притчей во языцех», отечественное медицинское обслуживание. Новая архитектура Баку… .
Вот и анамнез. Анамнез из реалий сегодняшнего культурного нашего дня. Дело за анализом, диагнозом и … - лечением.
Менталитет,- скажет обыватель модное, часто звучащее, в последнее время, словечко. Другой обыватель, вздохнув, изречет,- Миграция! Перенаселение! И беспомощно махнув рукой в неопределенном направлении, добавит - Понаехали!
И все же, - каково решение? В процессе мучительных раздумий над всем этим, мне вспомнилась… «кривая» Льва Гумилева. Та самая, - «кривая пассионарности» этноса. С ее «трехстадийностью» процесса, где первая стадия,- возникновение пассионарного этноса, вторая, - развитие, с апогеем в виде «золотого века» и третья,- спад и постепенное отмирание старого этноса, внутри которого зреет новая пассионарность. И опять - рождение, но, только уже другого этноса - качественно обновленного.
Закон диалектики, применительный к любой модели этого мира, - от живой клетки до - общественных процессов.
Вспомнив,- успокоилась,- «Кривая» выведет из кризиса. Главное,- не утратить «пассионарности».



Времена Видеократии

«Когда фальшивые звуки действуют на человека, в нем возбуждаются злые чувства»…
(Ли Цзы)


Известно, что художественная культура или искусство не только решают высокие эстетические задачи. Художественная культура является, прежде всего,- одним из наиболее эффективных способов манипулирования сознанием человека и его эмоциональным состоянием. Посредством психологического воздействия.
Показательно, что искусство во все времена рассматривалось, как важнейший инструмент политической идеологии.
Сегодня одним из наиболее актуальных видов художественной культуры является телевидение. Синтетический вид культуры,- средство массовой информации и искусство,- одновременно. И, исходя из вышесказанного, - современное телевидение можно смело отнести к разряду очень серьезного идеологического инструмента( два в одном флаконе). Призванное осуществлять три основные функции,- информационную, культурно- просветительскую и развлекательно–эстетическую, оно, безусловно, является… А впрочем,- чем оно является, - чуть позже.
А сначала мне бы хотелось предложить читателю небольшую логическую выкладку, навеянную, относительно недавно изобретенным понятием – видеология. С легкой руки известного американского журналиста, культуролога М. Эпштейна, прочно вошедшего в обиходную культурологическую терминологию.

Итак, у М. Эпштейна - Видеология (videology, eidos — лат.- вид, образ и греч- logos- учение) – способ визуальных средств воздействия на общественное сознание. Обработка умов посредством изобразительного ряда.
Если провести небольшой сравнительный анализ этого понятия с созвучным ему понятием - идеология, то:
- идеология настраивает - за - или - против - того или - иного - методом убеждений.
Видеология, где высшей общественной ценностью становятся - известность, популярность, зрелищность - убеждает без труда.
Идеология пытается воздействовать на субъекты через сознание. Видеология - через подсознание, воздействуя на зрительный нерв и мозговые клетки( именно на этом принципе работает и пресловутый 25 кадр).
Многоцветные образы видеологии легче воспринимаются, чем любая умозрительная идеологическая конструкция. Идеология воспитывает долгими разъяснениями. Видеология - вызывает мгновенную подражательную реакцию. Идеология взывает к желанному будущему, видеология,- превращает будущее в иллюзию настоящего. Реализуя любую идею, даже абстрактную, в некую конкретную видимость.

Итак, исходя из этих рассуждений, - сегодняшнее телевидение,- это властвующая структура. Властвующая умами и душами огромной зрительской аудитории. Аудитории - величиной с – человечество. И потому нынешнюю эпоху можно смело классифицировать, как - эпоху Видеократии (лат. eidos — вид, образ и греч.- cratos- власть).


Три риторических вопроса к отечественному телевидению

«Музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна…. »
(Люйши Цюньцу)

Еще одна цитата. О музыке, конечно.
Должна сразу оговорить, что в разговоре об отечественном телевидении, я буду больше оперировать вопросительной формой изложения. Тема такая.
Вопрос первый, – Можно ли все претензии за все, без исключения, - негативные процессы, происходящие в общественном сознании нашего народа, адресовать отечественному телевидению?
Вопрос- второй,- Апеллируя к нему, - нужно ли объяснять причину адресации?
И еще… третий вопрос, - опять о музыке.
Азербайджанская поп-музыка. Поп, - допускаю. Но, вот, – азербайджанская, ли? Музыка…, ли…?

Перспективы. Итог разговора.

И все же,- каковы перспективы?
От понимания великой ответственности момента, - давать рекомендации такого рода? Такого масштаба…? А-а! Была – не была!

1. Создание социально-культурной стратегии, которая позволила бы Азербайджану стать передовой интеллектуальной страной. Наследующей лучшие достижения старой культуры и создающей достойные образцы - новой.
Для этого - прерогативнейшей из всех задач должно стать - реформирование системы образования! С усилением подготовки образовательно-воспитательных кадров.
С акцентированием на воспитательном процессе, где отправными точками стали бы- воспитание морали, нравственности, духовности у подрастающего поколения. Желательно,- на личном примере воспитателей.
Введение в учебную программу религии, как - предмета. Для изучения духовного наследия поколений, выраженного в откровениях священных писаний,- Библии и Священного Корана.
2. Привлечение профессиональных культурологов( благо, уже свои есть) к решению проблемы модернизации существующей культуры и создании новой культурной политики. Методом внесения в существующую политику корректив и дополнений.
На основе потенциала мировой культуры и собственной - национальной, демонстрирующей сегодня признаки угасания, в латентной форме. В результате этого, создать пропорциональную современную азербайджанскую культуру.
3. Создание действующей(!) структуры профессиональной цензуры(!)( из деятелей культуры – политологов, культурологов, лексикологов, литераторов, проф. музыкантов, проф. художников, проф. стилистов и.т.д. и.т.п) на телевидении и радиовещании. В целях воспитания хорошего вкуса и (!)поднятия культурного уровня населения.
4.Создание критериев в современном искусстве.
Для этого - создать институт профессиональных критиков. По примеру всех стран, где не существует понятия - худсовет. Но,- есть профессиональные критики( музыкальные, литературные, театральные и.т.д.).
В качестве альтернативы рыночной «поп- культуре» - оказывать поддержку талантливым представителям национального профессионального(!) искусства( благо, прецеденты уже имеются), в противовес пресловутым «Гефесам» и прочим «звездным» проектам.
5. Создать больше просветительских программ на телевидении. О деятелях мировой и азербайджанской культуры( новое поколение не знает своей культуры!).
Создать просветительские программы о культуре Азербайджана на русском, английском и.т.д. языках для пропагандирования культуры Азербайджана. Что, безусловно, положительным образом отразится на нашем национальном престиже.

Post - Script…

21 век. Новая формация сознания.
.Нано - технологии. Единое информационное пространство. Стирание понятий - «расстояние» и «время». Технические реалии дня сегодняшнего, призванные консолидировать человеческие сообщества в единое целое.
Кем? Для чего?- вопросы не нашей компетенции. Процесс - не зависимый от нас. Возможно, - когда – нибудь - узнаем…?
Космополитизм - идеология современности. Единые, для всего мира, - культурные процессы. Единые стереотипы сознания, и единая шкала ценностей. Цепная реакция, работающая на подражательных свойствах человеческого сознания. Заслониться от этого процесса - нереально, так же, как нереальным было бы – сменить планету обитания.
И все же… Культура – как часть сознания человека, обладает избирательностью. И главной задачей, на мой взгляд, сегодня является задача создания собственной культурной политики, основанной, вне зависимости от чего бы то ни было, на собственно созданных и пропагандируемых культурных критериях. Где культурной целью станут - высокая мораль и нравственность, гуманизм и духовность.
 Создать своеобразную «культуру духа»(!)- вот достойнейшая и труднейшая из задач.
И преодолевая тягу к софистике, смею напомнить, что – не простой период проходит человечество. И только высокая духовность и крепкая мораль способны защитить сегодняшнего человека от многого.
И потому, вопреки циничному культуртрегерству Запада и отсталой, мракобесной идеологии, идущей из некоторых стран Востока, необходимо создать собственную шкалу человеческих ценностей, которая смогла бы претендовать на роль - Азербайджанской Национальной Идеи.

Сегодня наша культура проходит через сложный процесс возрождения. Факт проведения форума сам по себе является отрадным признаком, говорящим в пользу того, что сегодня в Азербайджане - Есть Спрос на Культуру!
Факт, на мой взгляд, делающий честь его организаторам - Министерству Культуры и Туризма, радеющим о поднятии престижа нашей культуры. А в итоге,- престижа Республики Азербайджан. Ибо, - о государстве и нации судят по культуре.

И посему,- хочу выразить глубокую признательность за предоставленную мне возможность - принять в нем участие.

Лейла Сабзали ( Мамедова).


Рецензии
Я разделяю ВАШИ переживания.Все будет нормально..............

Ещё меня заинтересовали Ваши статьи"Молчание ягнят?......." и "Евреи Азербайджана"....

Вообще,скажу прямо и по-мужски-Вас необходимо причислить к золотому генофонду нации.

Удачи вам!

Махирбек Низамович Еминов   22.07.2009 11:17     Заявить о нарушении
Да, надеюсь.
Спасибо Вам за отзыв, очень рада была услышать, что мои статьи вызвали интерес.
Что же касается последней фразы, не знаю, как к ней и относиться. Смутили.

Читаю Вас тоже. Заходила вчера.

Лейла



Лейла Сабзали   23.07.2009 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.