Навстречу прошлому

Навстречу прошлому
Лейла Сабзали
"Навстречу прошлому",- так называется книга  молодой писательницы,- Гюнель Анаргызы.
 В декабре минувшего года книга была представлена читателю  в числе других. А всего книг, помимо  вышеуказанной - три, - "Оглун Карабах", "Шестой" и книжка для детей -  "Сказки Дансель", написанная на трех языках - азербайджанском, русском и турецком.
 И  хоть  написаны  и изданы  эти книги были в разное время, так уж сложилось, что  обнародовать их писательница решилась только теперь. Но, это не означает, что и имя писательницы родилось только теперь. Оно  уже достаточно хорошо известно читателю по ее нашумевшему  рассказу - "Отцу", повествующему о трагедии, переживаемой нашей страной. Трагедии - потери Карабаха.

Два слова о рассказе – «Отцу».
 Сын – Карабах, страдающий на чужбине, пишет письмо отцу. Эпистолярный жанр, к которому обращается автор,делают рассказ исполненным простоты и доступности в постижении глубинного смысла этого небольшого произведения. Аллегория и метафора, а точнее,-  метонимия  – литературные приемы, удачно использованные  автором, придают сюжету, поначалу некоторую завуалированность, покровы которой срываются внезапным  пронзительным осмыслением сути - изложенного. И все это говорит, если не о мастерстве - тогда еще только - начинающего автора, но о наличие у - автора интуитивного чувствования или попросту говоря,  – таланта писателя. Все четыре книги молодого автора получили превосходные рецензии от известных в республике, литераторов.
Мне же хотелось бы сказать несколько слов о сборнике рассказов - "Навстречу прошлому».

Двадцать  рассказов. Среди которых,- философски-ностальгическое - "Окно",  Ироническая  аллегория -"Исповедь Швабра", патриотические "Шуша", "Мечта" и- вышеозначенный,- "Отцу". Юмористический, - "Свиданник", мистический,- "Де жа вю". И - реалистичный - до слез, до горечи,  щемящий  сердце рассказ -  "Навстречу прошлому". Рассказ, давший название книге. Что объединяет эти, на первый взгляд, такие разные по жанрам, по тематике и по настроению - рассказы, написанные в  легкой, непринужденной манере, в манере - изысканной  простоты? Объединенные - особой творческой интонацией - чистоты, открытости, доверительности, они  наполнены страстным любопытством к жизни, неугомонным интересом к ее законам. Рассказы, где незримо ощущается  присутствие автора с его потребностью - не только - видеть, но и осмысливать увиденное. Пропустив  через свой, еще пока не очень большой жизненный опыт, через субстанцию под названием - Душа. Объединяет рассказы и чувство патриотизма, выраженное в теме Карабаха, присутствующее в каждом рассказе опосредовано или - напрямую. И главное, - все рассказы этого сборника заканчиваются на такой ноте…? В музыке это называется - прерванной каденцией. Недосказанность, заставляющая думать о дальнейшей судьбе ее героев….


Плохо, когда, - В прошлом у него было прекрасное будущее….

-Гюнель ханум, я даже не буду спрашивать,- откуда у вас талант - писать? Догадываюсь, что это - фамильное. Гюнель Анар гызы,- ваш творческий псевдоним. Очень – говорящий - псевдоним.
- Да, чего уж, скрывать?- я из семьи поэтов- Расула Рза, Нигяр Рафибейли и писателя Анара.
- Ваше первое произведение?
- Маленький рассказ. Названия уже и не помню. Кажется,- "Сон". Мне  тогда было лет - 12-13.
- О чем - рассказ?
-  Молодой человек возвращается на родину в Баку. И видит свой разрушенный дом. Мать умерла, не дождавшись его. От переживаний он проснулся и купил билет в родной город.
- Однако, очень концептуально для -12- 13 лет. И что - потом?
- Почитала папе.Он радостно сказал,- в нашем полку прибыло! Он всегда очень доброжелателен к моему творчеству, щедр на похвалу. В 27-29 - написала сказки для детей, основанные на случаях из жизни. Сама сделала к ним иллюстрации. Но, сказки долго пролежали, не публиковала их.
- Я видела эти книги. Должна отметить, что, помимо прелестного текста, они - замечательно - иллюстрированы. Я слышала, что художник – вы?
-Я.
-Мои комплименты.
- В 2002- "Отцу". Опубликовала в 2004-м. Честно говоря, что касается литератуы, никогда всерьез не помышляла стать писателем. Большая ответственность.
- Тем более,  рядом с такими титанами, как ваши - дед, бабушка и отец?
- Да. И всегда относилась к этому виду творчества, как к еще одной из возможностей - выразить себя. Иногда возникает потребность - писать. Иногда - просто распирает!
-Вы, насколько я понимаю, «литературного» - не заканчивали?
-Нет. Закончила востфак университета. Турецкий язык.
-Это было данью моде?
-Скорее,- да. И хоть я ни дня не работала по этой профессии, но, это дало мне возможность познакомиться с турецкой литературой. Я даже стажировалась в Стамбульском университете.
- Что - потом?
- Поработала журналистом, была главным редактором журнала "Эль".
- Вы оговорились, что относитесь к писательству, как еще к одному виду творчества…?
- Да, я вообще люблю заниматься всем, что так или иначе связано с творчеством. Рисую, шью, вяжу, пишу. И еще общаюсь со своими дочками.
- Это тоже - творчество?
- Думаю,- да.
-Сколько дочек?
- Две. Дениз и Сезен. Любая востребованность дает импульс к жизни. Ужасно, когда у женщины - за тридцать - печать обреченности на лице.
-Ну, это - не о Вас.
- Стараюсь.
- А что собой представляет Гюнель Анар гызы, как личность?
- По жизни, я - сдержанный человек. Но, меня всегда «напрягает», когда мне нужно войти в какую-то роль.
- Говорят, - люди вашего зодиакального знака - знака воды ( вы ведь,- «рыба»?), как раз и бывают такими, какими их хотят видеть окружающие. Вода принимает форму сосуда…?
-Ко мне это совсем не относится.
-Круг вашего общения?
-Общаюсь с людьми, с которыми мне интересно. Чтобы была отдача, выраженная в понимании. И, чтобы при этом, человек был не пустой, чтобы был глубокий. Ценю в людях чувство юмора.
- Есть осознание себя, как индивидуальности?
- Наверное,- да. Но, пришло не так давно. Когда поняла, что имею право быть самою собой. И бывают моменты, когда прихожу к внутренней гармонии. Вообще, в каждом возрасте - разное мироощущение и ощущение себя - тоже.
- Чего бы вам хотелось из того, чего у вас нет?
-Зависть мне не свойственна. Но, завидую тем, кто смог с юности определить свою дорогу в жизни. Например, как Франсуаза Саган. Ее первая повесть, если помните - "Здравствуй, грусть",- написанная в юности, сразу сделала ее известной писательницей.
И очень плохо, когда о человеке могут сказать, как в свое время сказали об известном танцовщике Бородине, чья творческая и человеческая судьба сложились очень драматично, - В прошлом, у него было прекрасное будущее.
- Творческий человек, занимающийся литературой, - должен быть свободным от всего?
Думаю,- да. И, прежде всего,- от быта и от рутинной работы. Хотя, не работать я не смогу. И может, я и распыляюсь, но, мне нужна частая смена декораций в жизни. Видимо, не прошел период накопительства, в смысле,- опыта, знаний.
- Есть ощущение присутствия таланта?
- Нет. Честно,- нет.
- К чему стремится Гюнель Анар гызы?
- Всегда стремилась придти к себе самой. Найти себя.
- Поиски - долгие?
Да (смеется). Они еще продолжаются.
Завершая статью, я подумала, что не задала писательнице главного вопроса,
- Счастлива ли она? И вдруг, своеобразный ответ на этот вопрос увидела в самом конце последнего рассказа из ее сборника.
- «...Сегодня я был счастливым. Глядя на солнце, выглядывающее из-за листвы дерева. Я щурился и ни о чем не думал. Теплые лучи грели мои волосы, лоб и плечи. Было тихо, и только шелест листьев напоминал, что я - живу! В это мгновение я почувствовал, что значит - быть абсолютно счастливым. Завтра меня не стало. Завтра я умер, чтобы родиться вновь».
И еще один, - Откуда такое название - "Навстречу прошлому"? Молодая женщина… - прошлое? И подумала,-

Прошлое... Говорят, что когда-то, на Земле не было Времени. Была лишь, Вечность. Но потом его человечеству установили. Как спидометр на автомобиль. Разделив Вечность на - прошлое, настоящее и будущее. Возможно, для порядка…? Чтобы каждое, уходящее в прошлое мгновенье жизни приобрело особую ценность от своей неповторимости. И, чтобы живущие на Земле, в осознании - не вечности своего пребывания здесь, стали больше ценить отпущенное им на это, время. И главной ценностью жизни стала бы сама Жизнь. Прошлое… Часть человеческой жизни. Прошедшая часть. Та, в которой уже все известно. И от того,- самая безопасная часть нашего времени. Куда мы возвращаемся в поисках ответов на вопросы, выставляемые нам - настоящим. Туда, где нам было хорошо или плохо. Где все плохое мы, преодолев, оставили позади. Возвращаемся за опытом. И опыт прошлого, заключенный в короткой фразе, - Все проходит, - произносимой нами то с благоговейной печалью, а то - с надеждой на лучшее,  подкрепляет нас силами - идти свой путь дальше. Прошлое…. Часть тебя, твоих мыслей, чувств, желаний. Ушедших в историю, поселившихся в памяти....





 


Рецензии
"Человечество живет в трех измерениях - в прошлом, настоящем и будущем. Но его больше всего интересует будущее, при этом нельзя забывать о том, что в прошлом оно создавало свое настоящее, а в настоящее время творит будущее." Н. Бердяев.

Мне представляется, что каждый, кто садится за комп. для подачи своего материала читателю, должен помнить слова этого гениального человека.
Ваша замечательное эссе тому подтверждение.
уважением, Валерий

Валерий Старовойтов   10.01.2008 09:16     Заявить о нарушении
Бердяев - велик!
А Вам - спасибо за такой комплиментарный отзыв.
Смущена - Лейла

Лейла Сабзали   11.01.2008 11:32   Заявить о нарушении