Плеймейкер




Каждому человеку дается в жизни шанс! Обязательно дается и обязательно  - каждому. И в это я верю. Но почему-то, жизнь у всех складывается по-разному,- возразит мне кто-то. И с этим невозможно не согласиться. Действительно,  - при равных возможностях - различные результаты. Почему?  А кто его знает? Впрочем, это уже из области философии.
 Человек, о котором пойдет рассказ, один из нас, из тех, кому судьбой был уготован шанс. Послевоенное детство со всеми - вытекающими - погибший на фронте отец, мать, работающая за двоих, чтобы прокормить семью, улица и, конечно,  выбор, который всегда есть у всех. Пополнить ряды хулиганов( явление послевоенного времени) или ...? При той данности, проще было выбрать первое, без "или". Проще, но только не для него - мальчишки, который в далекие - пятидесятые - века минувшего заслушивался джазом и играл в футбол.
 - В футбол играют все мальчишки, пока растут,- скажете вы. Все, но не все становятся великими футболистами.  Судьба! - изречет кто-то, жизненное предначертание - и, наверное, опять будет прав. Всегда есть немного фатальности в жизни человека. Но только - немного, остальное же - сам человек.
Талант- от Бога, труд - от человека. Случай, удача - от Бога, целеустремленность - от человека. Здоровье, сила - от Бога. А вот, умение держать удар и не падать раньше выстрела, невзирая на многие  -против, все это - от человека. Но человека - с характером. И когда мы смотрим на тех, кому многое в жизни удалось, они видятся нам везунчиками, этакими баловнями судьбы. Но это только то, что видится, а вот что  за - этим...?
 -О ком же идет речь? - нетерпеливо спросит, истомленный долгим предисловием кто-то. А речь идет  о футболисте - легенде отечественного футбола, знаменитом полузащитнике или, как теперь называют эту профессию в футболе- плеймейкере "Нефтчи" - Валерии Гаджиеве. Вот только говорить я буду не о футболе, точнее, о нем - меньше всего, тем более, что в футболе ваша покорная слуга, мягко говоря, не сильно разбирается. Речь пойдет  совсем о другом ...
Знакомство с судьбами людей состоявшихся уже интересно само по себе. Но меня, да, наверное и не меня одну всегда волновал вопрос,- что же движет этими людьми в самореализации? И в попытке найти ответ на этот, а попутно и на многие другие вопросы, я пригласила Валерия Низамиевича в Джазовый центр, тот, что рядом с консерваторией. Почему в джаз центр..?

-Валерий, я случайно узнала, что Вы ко всему прочему - джазовый пианист. Причем, являетесь не просто поклонником этого жанра, а, как теперь говорят, Вы - фанат джаза. И потому  у меня к вам вопрос,- Как случилось, что музыка, а именно джазовая музыка стала вашей второй страстью? После футбола, разумеется.
-Это случилось очень давно, в детстве, после просмотра модной тогда, трофейной киноленты - "Серенада солнечной долины". Ну, а потом  пластинки, тоже, в основном, трофейные. Да и не только это. Время было послевоенное, люди радовались победе. Жили бедно, но весело. Вечерами собирались во дворах, кто-то играл на аккордеоне, кто-то - на гитаре, не было телевизоров и проигрывателей. Зато были патефоны. Их выносили во двор и вместе слушали музыку, иногда даже танцевали. Многие, наверное, сейчас в это не поверят.
- А что было потом?
-А потом я начал серьезно играть в футбол, меня взяли в детскую команду при стадионе, тогда он был имени Ленинского комсомола.
-Как это случилось?
-Очень просто, пришел и записался. Но из опасений, что меня не возьмут из-за небольшого роста , я спросил тогда у тренера,- Я самый маленький, вы меня наверное, выгоните? Но он ответил,- Нет, мал золотник, да дорог. Вообще, тренировали нас тогда замечательные люди - Кармаев В.К. и Шерехов И.А. Они то и сумели привить нам любовь к футболу, да и многие другие качества тоже.
А музыкой я стал заниматься чуть позже. Как-то, насвистывал дома футбольный марш, услышала соседка - педагог музыки и уговорила мать отдать меня в музшколу . Она же мне и преподавала потом по классу фортепиано. Учился увлеченно, делал успехи, но совмещать с футболом оказалось непросто - физически не осиливал. Пришлось оставить музыку, о чем потом долго сожалел.
-Но, насколько я понимаю, с музыкой вы не расстались?
-Ни в коем случае! Играл сам - на слух. Вот тогда-то, и начал потихоньку увлекаться джазом. Я ведь - «разинский», а в тот период в поселке Разина жили многие джазовые музыканты Баку. Мы подростками "крутились" возле них. Я слушал, какие гармонии они играют, потом подбирал их сам дома. И еще, была такая передача по радио, она называлась"Тайм фор джаз" на волне 31-25, начиналась в 23.15.Целое поколение музыкантов нашей страны обязано этой передаче многим.
-Да, я слышала об этой передаче. Кажется, это был своеобразный джазовый ликбез?
.-Именно! Ее слушали, даже несмотря на то, что в то время это было не так уж и просто. "Вражеские голоса", все-таки. Вот тогда- то, я и познакомился с такими великими исполнителями, как Френк Синатра, Элла Фиджеральд, Оскар Питерсон, Эрол Гарднер и многими другими. А в музшколу я вернулся, правда, значительно позже, будучи уже взрослым игроком команды "Нефтчи".
-И шаг за шагом, совершенствовались ?
-Да, когда получалось, ведь моей профессией был футбол. А это - труд и  полная отдача себя.
-Расскажите немного о футболисте Гаджиеве.
-Начинал в "Нефтчи". В 60-м - армия, служил в Тбилиси и там тренировал тбилисскую команду "Одо". Затем опять – Баку -"Нефтчи". В 66-м  стали бронзовыми призерами. Оттуда попал в Москву, сначала в московское "Динамо", затем в состав сборной СССР. С 72-го года был на тренерской работе. Работал в федерации  начальником отдела сборных команд. Работаю и сейчас - комиссаром на матчах чемпионата Азербайджана. В свое время еще и филфак университета умудрился закончить.
-Однако вы забыли упомянуть еще кое о чем, что в "бронзе" "Нефтчи" - ваш гол. И все же,  вернемся к музыке? Были ли в вашей жизни, какие-то публичные выступления, я - о музыке?
-Да. В основном во время поездок в составе команд. Наиболее памятным было выступление в Токио, в "Акасака принц отеле".
-Наслышана. Кажется именно этим выступлением Вы покорили сердце прекрасной дамы, ставшей впоследствии Вашей поклонницей? Если не ошибаюсь, это была вдова Рихарда Зорге?
-Да, была такая история... А еще -  выступал в джаз клубах и ресторанах Москвы, когда играл в составе сборной СССР. Но самой большой моей мечтой, к сожалению, не сбывшейся, было - поиграть в биг-бенде.
- Словом, музыканту всегда нужна сцена. И еще, заранее прошу меня простить, если мой вопрос покажется бестактным,- Вы никогда не сожалели о том, что выбрали - не музыку?
-Музыка всегда была со мной, наверное, это она меня выбрала... Зато теперь джаз играет мой внук Фариз. Ему всего одиннадцать лет, но он уже был участником прошлогоднего бакинского джаз фестиваля.
-Наверное, дедушка очень горд?
- И горд, и рад. И сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь ему стать настоящим музыкантом. Он и сейчас уже играет сложнейшие вещи, а учится у "великих", т.е. - с записей. У меня  дома огромная фонотека. Очень хочу, чтобы у него все получилось, ведь музыка-это духовность, а без нее он будет слабым.
-Знаете, сами того не желая, Вы только что ответили на главный вопрос, который я хотела Вам задать.
И еще, я знаю, что вы относитесь к числу людей, кому удалась семейная жизнь.
-Да, я ведь 35 лет женат на победительнице конкурса красоты "Миссис Албена!" А если серьезно, то я наверное, действительно очень счастливый человек.

Я долго размышляла над тем, что же общего между такими, казалось бы разными областями, как спорт и музыка, так идеально сосуществующими в одном человеке? И вот, что мне подумалось. Сцена! Только в одном из случаев это - футбольное поле. Артистизм - необходимый в обеих профессиях. Ну, а если говорить о профессии плеймейкера, т.е. человека "делающего игру", то тут пожалуй, главным качеством  должна быть - способность к  импровизации, что очень роднит футбол с джазом. И еще - и в джазе, и в футболе, играя, обязательно демонстрируешь свое мышление. И в этом - момент истины для обеих профессий.

А еще я, почему-то, вспомнила известную библейскую притчу. Где в иносказании прочитываешь, что талант - дар от Бога. И получив его, человек обязан не просто его сохранить, но и приумножить. "Зарыв же талант в землю", человек совершает великий грех, а грех, как известно, - наказуем. И нереализованный талант мстит своему обладателю постоянным напоминанием о себе, жжет изнутри, превращая жизнь в ад. И, потеряв надежду на свою реализацию, делает из человека обывателя, занудно сетующего на несправедливость жизни,- одним, мол, все, другим - ничего. Испытывающего отвратительное чувство зависти к тем, кто ему кажется более успешными. Реализованный талант делает жизнь человека наполненной смыслом, а самого человека - счастливым.


Рецензии
Спасибо Лаейла ханым за прекрасный оченрк теперь я знаю Гаджиева лучшею

Ельдегиз   03.01.2010 17:14     Заявить о нарушении
А Вам спасибо за то, что читаете меня. Рада была оказаться полезной.

Лейла

Лейла Сабзали   03.01.2010 23:33   Заявить о нарушении