Массовая идея уникальности

«Ребенок, выросший среди стандартных игрушек не может быть нестандартным», - сказала одна девочка в сказке известного немецкого автора . И правда, а давайте ка дружно вспомним популярнейшую игрушку советского периода – Чебурашку. Этакий советский бренд, хотя и иностранного происхождения (он появился из коробки с надписью «ORANGE»). Любимец всех детей, кто он? Непонятного полу, породы, возраста (товарищ), с большими ушами, но не слон – ну, монстр одним словом. И каких только защитников родины этой игрушкой воспитать хотели?
Как бы то ни было, но теперь воспитатель иной.

Век пожирателей рекламы. Бросив беглый взгляд на нашу с вами современность, можно смело дать такое определение обществу. И «самодовольный недоросль» играет здесь далеко не последнюю роль. Будучи самоуверенным потребителем с безудержной экспансией собственной натуры во все сферы общества, он предстает перед нами с уже известной маской-улыбкой, которую тоже будет не лишним рассмотреть более подробно. За чем прячется нынешний массовый человек? Как позиционирует себя в окружении? Чем он может хотя бы попытаться отличить себя, затратив при этом минимум усилий?
Ответ мы найдем в мире рекламы, которая своей паутиной уже давно окутала сознание индивидов и масс. Пестрящая всевозможными цветами, звуками, запахами, она превратилась в идеальное, надреальное пространство, столь привлекательное и заманчивое, что удержаться и не испробовать её сахарные предложения оказывается невозможным.

Всем нам знакома с детства страсть к запретному плоду, а за возможность надкусить сочное яблоко, приобщившись тем самым к чему-то таинственному, сакральному, выходящему за рамки нашей скучной повседневности – приобщиться к миру моды, стиля, к миру бесконечных возможностей, где «будущее зависит от тебя», а «жизнь хороша, как ни крути», ну просто «райское наслаждение», потому что сковородки только и делают, что думают о нас…
Определенно, жить «на яркой стороне» нас учат теперь рекламные ролики, билборды, журналы мод, витрины бутиков и обсуждения последней премии Оскар, где главной темой звучит уже не участие в новом фильме, а платье, в котором актриса рискнула выйти в свет, чтобы навсегда покорить его. Хотя, «навсегда» - это не совсем верно сказано, ибо завтра мы будем уже созерцать другие ноги, усы и бороду, и этот калейдоскоп брендов обречен снова и снова изменять наше представление мира и его ценностей.

Реклама задает темп жизни, осведомляет нас о последних достижениях длячеловеческого прогресса. Исходя из этих новопредставлений, возрастает наша уверенность, что двигаясь в ногу со временем, можно достичь небывалых творческих высот, самореализоваться как личность, исполненная креатива и чувства стиля.
 
ТЫ ТАКОЙ ОДИН!

Посмотрите только, какой порыв! Призыв к личности, при этом, призыв, полностью растворенный в масс-медиа, где личности не существует. Ведь СМИ – это каналы постоянного и неизбирательного действия. Они избирают массового человека, но не личность. Но как это все спрятано за красивым слоганом, за пафосной рекламой! Уникальный дизайн, авторские коллекции, этакая массовая идея уникальности, предложенная IKEA. И «ты этого достойна!». Кто бы сомневался?

Все радости жизни, которые можно только представить, обещают нам бесчисленные слоганы, глядящие на нас со всех сторон. Они словно бы наполняют нашу жизнь надеждами, смыслами, стремлениями. Сделайте срез современного массового сознания, и вы увидите те самые слоганы, от которых ломится телевидение и наружная реклама. А ведь никто их не учит специально. Стереотипы, намертво осевшие в голове общества – это «Пушкин – великий русский поэт» и «Орбит – самая вкусная защита от кариеса». Ассоциативные ряды, выстраиваемые в сознании, теперь вмещают не национальную идеологию, как то было раньше. Что интересно, на вопрос, каковы основные элементы российской символики, только один из десяти включал в первые строчки своего списка государственный флаг, герб и гимн страны. Главными символами России большинство полагало кремль, матрешку, валенки и водку . Вот она, товарная идентичность. Мы мыслим нашу страну, как любой иностранец, идентифицируя её с тем, что можно увидеть на прилавках, что можно купить или поставить сувениром на полку. Да что Россия?
Мир вырос, и роуминг по единому и выгодному тарифу дает нам доступ в самые потаенные уголки райской жизни. Сейчас нет ничего проще, чем приобщиться к любой другой культуре. Товарная политика выстроена таким образом, что можно без труда выделить направленность различного товара на определенные социальные группы. Происходит не что иное, как идентификация с товарной продукцией, а бренд выступает как мозаика для конструирования современной идентичности. Хочешь почувствовать себя легендой спорта? Одевай кроссовки Найк, и будешь не хуже Майкла Джордана. Хочешь быть Джеймсом Бодном? Часы. Только часы. Ничего лишнего. Бренд скажет за тебя всё! Ну, или почти все.

Вот человек, который носит определенную одежду, ходит в ней в определенные клубы и пьет там определенные напитки, получая за это определенную сумму денег. Он работает живой рекламой, олицетворяя собой определенную, опять же, социальную группу. Но кто он сам?
Увешанный подобными ярлыками, индивид неизбежно теряет свое собственное лицо, свой язык. Теперь за него говорят бренды, которые он выбирает, а они в свою очередь выбирают его жизнь, строят его отношения с другими, с миром, решают жизненно важные задачи. Они это могут. Ведь даже стиральная машина теперь сделана с умом. Только бояться нужно не восстания машин, чей искусственный интеллект в скором решит завладеть всем миром. Бояться нужно человека, который добровольно обезоружив себя, отдаст свой жизненный мир без боя – не роботам, нет. Захватчиком будет тот самый надреальный миф рекламных иллюзий, преисполненный человеческой верой в собственную уникальность. Но согласитесь, что сложно будет говорить об уникальности, разглядывая белый манекен в витрине магазина, пусть даже одет он будет от ведущих производителей…


Рецензии