Евно, Мордехай и Пётр

ЕВНО, МОРДЕХАЙ И ПЁТР

Три имени, два современных еврейских, а последнее из них библейское, им был наречён при крещении Пётр Аркадьевич Столыпин*.
Угораздило Володарского** писать повесть (нельзя сказать, что роман) о Столыпине, создавая три повествовательных равноценных линии этих людей, переплетающихся, иногда касающихся, и подошедших, в конце концов, к смертельном ранению Столыпина в Киеве 1 сентября 1911 года.
Ни Евно Азеф, ни, тем более, Мордко Богров не стоят и мизинца Петра***, но, тем не менее, читатель вынужден читать жизнеописания всех трёх. Сколь подобное ни противно русскому патриоту. Читателя следовало бы пощадить и дать биографии Азефа и Богрова в сносках. Остаётся неприятное чувство гадкости, некоторые читатели вообще бросают книгу, не дочитав, насколько я знаю. «Это про Столыпина или про убийц-эсеров?» - вопрошают они. Книгу я сам необдуманно купил в «Ашане», не пролистав, и положив её поспешно поверх съестных припасов на неделю.
Думается так, что если бы социал-революционеры пришли к власти в России в 1917 году, то Азеф стал бы Троцким, а Богров – Блюмкиным или Шпигельгласом (сотрудником НКВД) с аналогичными судьбами. Ввиду равновеликой и полной потери нравственности, как эсерами, так и большевиками.
Всякая революция безнравственна, жертвами её падают люди ни в чём не повинные. Из-за иных убеждений или иного мировоззрения. Так сказать длинная кошмарная цепь серийных политических убийств и уголовно наказуемых грабежей (1917-1921, 1929-1939, 1991-1999).
В результате Россию в 1917-1923 годы покинули до 4 миллионов культурных русских людей, в том числе одарённых коммерсантов, обогативших европейскую и американскую цивилизации, в чём эти цивилизации нам должны быть глубоко признательны за достижения в финансах, искусстве, литературе, науке и технике.
При чтении повести невольно читателя охватывает мысль, почему русская полиция использовала агентов, активно действующих в террористическом подполье, а не расправлялась с ними? В то время, как немецкое гестапо, так и советский НКВД ловили политических преступников и уничтожали их, предварительно выведав информацию о подельниках с помощью средневековых пыток****.
Тем не менее, заключение тайных соглашений русской полиции с террористами, особенно с их лидерами, и дальнейшее разоблачение Евно Азефа генералом полиции в отставке Лопухиным, понесшим за это тяжкое и незаслуженное уголовное наказание (10 лет каторги с конфискацией имущества), привело к разочарованию ЦК партии эсеров в полезности террора. Последнее покушение на П.А. Столыпина было свершено уже без разработанного эсерами плана террористом-одиночкой Мордко Богровым, выродком из порядочной еврейской семьи. Русская жандармерия работала неплохо, совсем не плохо, обладая службой внешней контрразведки, но не справилась с революцией, поскольку причины её заключались в разложении системы управления государством в целом. Можно было бы провести параллель с крахом СССР, обязанному разъевшей страну коррупции и управленческому непрофессионализму партийной олигархии, и Володарский, может быть, и подводит читателя к этой мысли, но слишком осторожно, так что и не заметно.
 В принципе читателю должно быть понятно: пытки в России были отменены Высочайшим указом в 1774 году, но избиения продолжались во время следствия до 1883 года, видимо по тайному распоряжению государя, если жертва подозревалась в государственном преступлении. Надо думать, что последний император Российский Николай II не требовал пыток, противился им. Поэтому и полиция не применяла пыток к революционерам, однако могла применять физическое воздействие при захвате преступника, а надзиратели - при нарушении задержанным режима заключения. Повесть подтверждает высокую христианскую нравственность государя, его достаточный ум при наличии слабой воли и лёгкой внушаемости и крайней религиозности. Как и указывает невпопад и с ошибками в датах Володарский на последнее качество государя, рассказывая читателю мельком о восстановлении должности патриарха, в данном случае Тихона, Николаем II 15 августа 1917 года после более чем 200-х летнего перерыва патриаршего правления. На самом деле Тихон стал патриархом шесть лет спустя смерти Столыпина, а именно 10 ноября 1917 года решением Поместного Собора, и спустя 7 месяцев после отречения государя, и зачем тогда в повести Тихона и Николая II упоминать?
Григорий Распутин представлен автором повести более нравственным человеком, чем о нём рассказывали современники, ревновавшие к его популярности у царицы.
Теперь к названию книги «Столыпин и невыученные уроки». Кто учил уроки-то? Никто не учил. Учил ли кого Пётр Аркадьевич? Никого не учил. Из повести подобное не следует. Получается, что нам надо учиться у Столыпина, вернее нашим новым премьерам? И чему научились у Столыпина Гайдар, Черномырдин, Примаков, Степашин, Кириенко, Касьянов, Фрадков? При этих господах социальное неравенство жителей России достигло уровня достолыпинских времён.
Столыпин, ставя перед собой благородные цели, успешно справлял должность премьер-министра с совмещением обязанностей министра внутренних дел, товарищу которого (а не ему лично) подчинялся начальник Департамента полиции.
Столыпин, будучи помещиком (крупным фермером), землеустроителем, губернатором, министром и премьер-министром был ещё и математиком и потому легко читал статистику. Он ведь закончил математико-механический факультет Императорского Петербургского университета, а Володарский об этом даже не написал, но дал ссылку на друга его И.Д. Алексеева, одновременно с ним окончившего университет, но факультет международного права. Малопонятна роль статского советника МИДа Алексеева: он что, был единственным другом, порученцем и соратником Петра Аркадьевича?
В конце XIX века – начале ХХ Россия встретила трудности развития, которые Столыпин не только распознал, равно как и его коллеги и русская научная мысль в целом, но и нашёл реформаторские способы устранения этих трудностей в отличие от господ революционеров. Скорее Столыпину надо было искать сочувствия у меньшевиков*****, предлагавших реформы, а не революции.
Если плотину прорывает напор воды, то во избежание революции можно или усиливать самоё плотину путём затыкания протечек (что делал Департамент полиции) или можно снижать напор, делая обходные пути для избытка воды (снижая ограничения для трудящихся масс). Именно второй метод выбрал Столыпин, не забывая об использовании органов насилия в отдельных возмутительных случаях свершения очевидных уголовных преступлений.
Выражаясь современным языком, Столыпину и всем трезво мыслящим людям России (просветителям, его предшественнику Витте и многим экономистам) были ясны причины трудностей развития (о некоторых у Володарского можно узнать порой только мельком в диалогах):
1. Отсутствие коллегиального способа принятия решений (чрезвычайно высокая роль личности в истории), что приводило к ошибкам государственного управления;
2. Отсутствие эффективной обратной связи;
3. Наличие апартеида малых народов;
4. Наличие имущественного ценза;
5. Значительные административные препятствия для частных инвестиций;
6. Значительное неравенство в распределении доходов населения;
7. Значительное неравенство в распределении капиталов населения;
8. Относительная нехватка земли, вызванная существенным приростом народонаселения в сельских местностях европейской части России;
9. Высокие риски неурожаев и недостаточность буферных запасов зерна;
10. Отсутствие государственных закупок хлеба и государственного поощрения сельхозпроизводителей;
11. Необходимость увеличения экспорта товарного зерна для решения инвестиционных задач, стоящих перед Россией (в те времена экспорт зерна играл не меньшую роль, чем ныне экспорт сырой нефти).
Столыпин увидел пути преодоления недостатков, о чём он неоднократно информировал царя, а после Манифеста 17 октября 1905 года и Государственную думу I, II и III созывов. Столыпин понимал, что его реформы окажут отрицательное воздействие на традиционных собственников капиталов (помещики начали испытывать сильную конкуренцию со стороны растущих и укрепляющихся крестьянских хозяйств), что рано или поздно выразиться в покушении на его жизнь, что и случилось. Правилен вывод Володарского и о невыгодности для революционеров, с другой стороны, существования сильной и сытой России, что исключит революцию и возможность прихода революционеров к власти и, следовательно, к их личному обогащению.
Вот какие пути Столыпин и его соратники предлагали, и что частично было исполнено царём, весьма уважавшим Столыпина:
1. Учреждена совещательная, а позже и Государственная дума, однако власть царя не была ограничена парламентом и Верховным (Конституционным) судом;
2. Появились свобода слова (печати) и свобода собраний, политический плюрализм, профсоюзы, Советы крестьянских депутатов;
3. (и 4) Введена свобода совести (вероисповедания); отменён этнический ценз (чтобы уничтожить апартеид нацменьшинств), сглажен имущественный ценз. Столыпин согласно Володарскому предложил при выборах в законодательные органы Западных областей (где наряду с холопами проживали поляки-помещики) использовать средневзвешенную долю нацменьшинств с учётом их капиталов. Если (а) доля населения нацменьшинств, а (б) – доля их в капитале области (тогда в России вели кадастровый учёт, а сейчас только учатся ему), то представительство нацменьшинств (в) вычисляется как:
(в)=(а+б)/2.
В повести: а=2%, б=38% и в=20%. Иными словами при 30-кратном неравенстве в капиталах, мы получаем 4-х кратное неравенство в голосах депутатов. То есть на пути к демократии Столыпин предложил учитывать как имущественное положение депутатов (что по его мысли должно способствовать развитию капитализма в России), так и численное превосходство бедного большинства. Своеобразный эквилибриум интересов.
Остальные проблемы 5-11 решались Столыпиным при проведении аграрной реформы, включающей кредитование крестьянства при выкупе ненужной помещикам земли, переселение крестьян на восток, на ничейные земли.
Володарскому следовало бы прояснить происхождение «столыпинских вагонов». В таких вагонах путешествовала русская и советская кавалерия, а современные конники возят лошадей уже не в вагонах, а в автофургонах и специальных самолётах. В вагонах-теплушках крестьян перевозили вместе с домашним скотом, требовавшим постоянного ухода в пути, им давали подъёмные в денежной форме, а землю - бесплатно. Всё по-людски. Большевики должны были благодарить Столыпина за экстенсивное развитие сельского хозяйства в целинных землях. И за рекламу этих вагонов – в них НКВД, НКГБ и МГБ-МВД перевезли тьму тьмущую военнопленных немцев и японцев, бывших советских военнопленных, политических и уголовных преступников, жен «изменников родины» и «врагов народа», как скот.
 К сожалению, в повести имеется непростительная ошибка. Правда, это вина не, сколько автора, столько редакторов (их четыре, а у семи нянек дитя без глазу).
Володарский утверждает в повести, что Иван Каляев (посмотрите, дорогие читатели, на его фото, опубликованное в «Московских ведомостях», сделанное в полиции после убийства им великого князя Сергея Александровича, и сделайте вывод о душевной болезни убийцы) участвовал в покушении на Столыпина на Аптекарским острове вместе с Покотиловым и Богровым.
Погодите-ка, покушение на Аптекарском случилось в 1906 году. В это время Каляева уже съели черви, поскольку его повесили в Шлиссельбургской крепости в 1905 году за убийство великого князя Сергея Александровича Романова на Сенатской площади московского Кремля!
Факты говорят, что 12 августа 1906 года (спустя полтора года после покушения на великого князя) произошло покушение на Столыпина в его резиденции на Аптекарском острове, которое было организовано и осуществлено Союзом социалистов-революционеров максималистов. Организатором был некий Михаил Иванович Соколов по кличке «Медведь», родом из крестьян. Финансировала теракт «Оппозиционная фракция партии социалистов-революционеров в Москве». Взрывные снаряды изготовил Лихтенштад Владимир Осипович в динамитной мастерской большевистской «Боевой технической группы» Льва Борисовича Красина (будущего наркома внешней торговли РСФСР и бывшего директора совместного русско-германского предприятия «Сименс» в Петербурге), которая была оборудована в московской квартире «пролетарского» писателя Максима Горького. Охраной мастерской руководил небезызвестный террорист и налётчик под кличкой «Камо» (Симон Аршакович Тер-Петросян – друг Сталина), которого задавили автомобилем уже при советской власти. Также в подготовке взрыва участвовали Василий Дмитриевич Виноградов, (он же Кочетов, он же Розенберг), а также Наталья Сергеевна Климова (дочь помещика и невеста, а потом жена Соколова) и Надежда Сергеевна Терентьева (дочь купца, подруга Климовой). Известные советской власти люди. Как же можно было упустить шанс реального изложения судеб этих людей и сделать важные выводы для истории! Правда, о судьбах эсеров-бомбистов надо было бы писать в примечаниях, им не должно быть много места рядом с Петром Аркадьевичем. Думаю, нельзя (богопротивно) смешивать дёготь с мёдом.
Покушение на Аптекарском очень занятно изображено Борисом Акуниным в одном из его приключенческих произведений, а Володарский не дотягивает. Книгу Володарского читать просто не интересно. Теперь видно, что из сценариста не всегда получается писатель и наоборот.
При дальнейшем терпеливом, если не сказать мучительном, чтении мы обнаруживаем, что Иван Каляев, после неудачного покушения на Столыпина в Петербурге, покушается далее по тексту на великого князя в Москве. В каком году, и на какого князя?
Иван Каляев – сын околоточного надзирателя, до высылки в 1899 году из Петербурга учился там же, где и Столыпин и Алексеев, но не доучился. Серийный убийца российских чиновников высшего звена. Поймали его на Сенатской площади, порвали пальто простолюдина, в которое он нарядился для конспирации, набили лицо (на фотографии видно), видимо надавали тумаков из чувства возмущения убийством, после чего двух тёток (Климову и Терентьеву) поймали и отправили на каторгу. Знать, при царях людишки спокойно гуляли по Кремлю. Не как при Ельцине-Путине или при Сталине или Брежневе-Андропове. Знают кремлёвские власти, что этих каляевых и сейчас пруд пруди. Не пущать никого! У Володарского об этом ни слова, а стоило бы изложить на сей счёт нелицеприятные мысли.
Описание кутежей революционеров-убийц отвратительно и бесцельно. Кроме перечисления блюд и напитков, потребляемых этими тварями, в повести не хватает мелких подробностей русского быта того времени, возможно, интересующих читателя: столовое серебро, какие были пробы золота и серебра (в отличие от советских), какова была столовая посуда, канализация, способы контрацепции, системы отопления зданий, марки паровозов, трамваев, ламп освещения, радио, телефона и телеграфа, породы лошадей, исподнее, подтирочные материалы, прочая личная гигиена, способы чистки одежды, архитектура, ландшафтный дизайн, описание гербов и орденов и прочая.
Повторюсь: слишком много места Володарский уделяет места эсерам-подпольщикам (в том числе таким мерзким личностям, как Евно Фишелевич Азеф и Мордехай Гершкович Богров, оба агенты Охранного отделения и террористы одновременно) и слишком мало места в повести - самому Петру Аркадьевичу и его жене, правнучке Александра Васильевича Суворова.
Здесь бы написать Володарскому о высокой порядочности большинства русских дворян, настоящих патриотов России и о двойственном отношении этих порядочных людей к агентам полиции. Агентура – надежда правоохранительных органов с одной стороны (без них работа МВД невозможна), а с другой стороны, эти агенты - соучастники уголовных преступлений и члены ОПГ. Это противоречие старо, как мир, и без агентуры никак нельзя, но руку им подавать в приличном обществе не принято. Сомневаюсь, что Столыпин встречался с Азефом, как пишет Володарский.
Автору повести стоило бы дать фоном подвиги русских интеллигентов Радищева, Белинского, Огарёва, Чернышевского, Петрашевского, Герцена, Плеханова, Достоевского, Некрасова, графа Льва Толстого и многих других не менее мужественных людей, бичевавших русскую продажную бюрократию и глупость управленческих решений и подготовивших эмоционально-чувственную почву русских революций 1905 и 1917 годов. Террорист Троцкий и кабинетный теоретик Ленин не могли появиться на пустом месте, варварство помещичьего строя вызывало оторопь у Европы и Америки.
Современная российская бюрократия работает на тех же принципах, что и во времена Романовых, на принципах заимствованной «китайской бюрократии», о которой писал Белинский.
Похоже, что автор следует этике современных мироедов: выбросить на историческую помойку не только Ульянова-Ленина, но и всех русских просветителей, повлиявших на мировоззрение образованных людей, в том числе на Ульянова-Ленина и Столыпина, но об этом в повести ни слова.
Читателю остаётся неизвестным генеалогическое древо Столыпиных. Нет указаний на многие детали его жизни, не рассказано о славной жизни его отца Аркадия Дмитриевича, генерала от артиллерии, писателя, скульптора, композитора, двоюродного дяди М. Ю. Лермонтова и боевого товарища Л. Н. Толстого по Севастополю. При таком отце жить было наверняка интересно.
Под Москвой есть бывшее имение Столыпиных Середниково (платформа Фирсановка Ленинградской железной дороги), куда бабку М.Ю. Лермонтова пускали с внучком на лето, как на дачу, из чего коммунисты сотворили очередное искажение истории.
Володарскому этот факт, может быть, не ведом, как всем бывшим советским людям, коим власти объясняли, что это имение «Мцыри» Лермонтова.
В 1825 году имение Середниково приобрел генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин, брат бабушки М.Ю. Лермонтова Е.А. Арсеньевой, и оно становится родовым Столыпинским гнездом. Сюда съезжались родственники, друзья и знакомые с окрестных усадеб — Лопухины, Верещагины, Бахметьевы... Здесь в 1829-1832 годах проводил свои летние каникулы поэт Лермонтов (ему тогда было 15-18 лет, а поэму «Мцыри» он написал в 1839 году). Спустя тридцать лет, в 1860-е годы, в Середниково проходит детство будущего государственного деятеля России, троюродного брата поэта, Петра Аркадьевича Столыпина.
С 1869 по 1917 год усадьбой владело семейство московских купцов и промышленников Фирсановых. Последнюю хозяйку Середниково Веру Ивановну Фирсанову до сих пор с уважением и благодарностью вспоминают старожилы этих мест. На ее средства реставрировалась церковь, построены школа в Лигачеве, мост через Горетовку, открыта новая платформа на Николаевской железной дороге — Фирсановка. Это было время хозяйственного и культурного расцвета усадьбы и окрестных деревень. В память о Лермонтове (но никак не о Столыпине, прозванного большевиками «саратовским вешателем»), Вера Ивановна заказывает для комнаты, где он, по ее предположению, жил, бронзовый бюст поэта известному скульптору Анне Семёновне Голубкиной (1864-1927), для овального зала второго этажа — роспись плафона на тему «Демона» художнику Серебряного века Виктору Карловичу Штембергу (1863-1917), а также устанавливает гранитный обелиск к 100-летию со дня рождения Лермонтова (1914). Это не помогло Вере Ивановне.
После революции 1917 года усадьба Середниково была экспроприирована большевиками. Из нелюбви к строительству новых больниц, жилищ и мест отдыха и любви к разделу чужого имущества в ней открыли здравницу «Тишина» для членов ВЦИК, затем помещался санаторий для нервных больных, а с 1946 года — противотуберкулезный санаторий «Мцыри». К началу 1990-х годов состояние усадьбы Середниково, естественно, пришло в упадок. У холопов короткая память.
Книги о Столыпине в России начали издавать только с 1991 года. Партийные олигархи не разрешали упоминать его имя, кроме как с ругательными эпитетами.
Представляется, что вместо повести Володарского полезнее прочитать книгу дочери Столыпина Марии Петровны Бок «Воспоминания о моём отце П.А. Столыпине», Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953 год. Получить удовлетворение от настоящего русского языка и высокой нравственности автора.

ПРИМЕЧАНИЯ.
* Столыпин Петр Аркадьевич (2 апреля 1862—5 сентября 1911). Из старинного дворянского рода, крупный землевладелец (имение на 950 десятин в Пензенской губернии, 835 десятин в Ковенской, 820 десятин в Нижегородской и два дома в Петербурге, у жены Ольги Борисовны, урожденной Нейдгардт - 4845 десятин в Казанской губернии). Окончил математико-механический факультет Петербургского университета со степенью кандидата. С 1884 года причислен к Министерству внутренних дел, с 1886 года — к Департаменту земледелия и сельской промышленности. Пожалован в звания камер-юнкера Двора (1888), камергера Двора (1896). С 1889 ковенский уездный предводитель дворянства, с 1899 губернский предводитель дворянства Ковенской губернии. 15 февраля 1903 назначен саратовским губернатором. Действительный статский советник (1904). 26 апреля 1906 назначен министром внутренних дел, а в день роспуска I Думы, 8 июля 1906, сменил И.Л. Горемыкина в должности председателя Совета министров, сохранив за собой портфель министра внутренних дел. 6 декабря 1906 пожалован в гофмейстеры Двора, 1 января 1907 назначен членом Государственного совета, с 1 января 1908 статс-секретарь его Императорского величества. 1 сентября 1911 смертельно ранен бывшим агентом охранки и бывшим эсером Богровым в Киевском оперном театре.
** Издательство «Амфора», прельстившись именем известного сценариста Володарского Эдуарда Яковлевича, предложило рынку его произведение «Столыпин – Невыученные уроки» ISBN5-367-00204-8, 558 страниц, тираж 5000 экз., 2006 год.
Володарский родился 3 февраля 1941 года в городе Харькове. Отец - Володарский Яков Исаакович (1917 года рождения). Мать - Бригова Мария Яковлевна (1917 года рождения). Супруга - Тагирова Фарида Абдурахмановна (1939 года рождения). Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии(1962-1967).
Фильмы по сценариям Э. Я. Володарского (60 полнометражных лент) выходили при Брежневе, Андропове, Черненко и Горбачёве. Достаточно гибкий автор: случилось ему выступать как апологетом власти коммунистической олигархии, так и раннего демократического строя в период первоначального накопления капитала нынешней плутократией.
***Апостол Пётр (по-гречески «камень», библия переведена с древнееврейского прежде всего на греческий), называвшийся прежде Симоном (Семён - древнееврейское имя означает «услышавший»; старое - Симеон; производные - Семенка, Сёма, Сеня, Сенюра, Сенечка, Сенюха, Сенюша, Сима, Симаня, Симоня, Оня), был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Пётр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем следить за рыбной ловлей на Геннисаретском озере (функции Минрыбхоза), Пётр-Симон всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
**** Во времена террора 30-х годов ХХ века, выбранного сталинской олигархией в качестве способа государственного управления, для убыстрения получения от противников режима признательных показаний, подчинённым наркома внутренних дел Н.И. Ежова официально разрешили применять физические пытки.
10 января 1939 года Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В. Сталин разослал в Обкомы ВКП (б) шифрограмму, где объяснил, что «применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП (б)... ЦК ВКП (б) считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружившихся врагов народа как совершенно правильный и целесообразный метод».
Действительно, на процессе группы Н.И. Бухарина в 1937 году большевики жаловались суду, что у них на спинах кровавые подушки от избиений медной трубой.
Пытки в СССР официально были отменены 4 апреля 1953 года, когда заместитель председателя Совета министров СССР и по совместительству министр внутренних дел Л.П. Берия издал приказ по министерству внутренних дел (подзаконный акт) «О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия». В приказе, в частности, говорилось: «По указанию руководства бывшего министерства государственной безопасности СССР избиения проводились в оборудованных для этой цели помещениях в Лефортовской и внутренних тюрьмах и поручались особой группе специально выделенных лиц... с применением всевозможных орудий пыток. Такие изуверские «методы допроса» приводили к тому, что многие из невинно арестованных доводились следователями до состояния упадка физических сил, моральной депрессии, а отдельные из них – до потери человеческого облика».
Примечательно, что во времена террора в СССР законодательную базу подменяли партийные решения (иногда в устном виде), инициируемые диктатором. Даже вплоть до августа 1991 года было опасным для граждан ссылаться каким-либо образом на нормы Конституции СССР.
***** Меньшевики - представители левого политического течения (фракции) в РСДРП, с 1917 — самостоятельная политическая партия. Понятие «меньшевики» возникло на II съезде РСДРП (1903), когда часть делегатов осталась в меньшинстве при выборах в руководящие органы партии. Лидеры и идеологи — Л. Мартов, А.С. Мартынов, П.Б. Аксельрод, Г.В. Плеханов. Выступали против строгого централизма в работе партии. В революцию 1905—1907 годов выступали за коалицию пролетариата с либеральной буржуазией, отрицали революционный потенциал крестьянства, вели работу в профсоюзах и легальных рабочих организациях, предлагая парламентские способы борьбы за социальную справедливость и сохранение частной собственности. После Февральской революции 1917 года поддерживали Временное правительство, имея значительное численное превосходство над большевиками. В октябре 1917 года выступили против большевистского переворота, считая, что Россия не созрела для марксистского социализма. В Гражданскую войну ряд «меньшевиков» участвовал в антибольшевистских правительствах Белой Армии, однако партия в целом выступала против интервенции стран Антанты и поддерживаемых ими сил. После смерти Ленина в 1924 году партия «меньшевиков» на территории СССР прекратила существование. В марте 1931 года состоялся фальсифицированный судебный процесс над меньшевистским «Союзным Бюро ЦК РСДРП», члены которого (14 человек) были обвинены в шпионаже и вредительстве и приговорены к различным срокам лишения свободы. Социал-демократы Европы (преемники «меньшевиков»), в конце концов, создали в 1951 году Социалистический интернационал, куда вошли представители правительств Западной Европы и Израиля, что способствовало победе социализма в этих странах без уничтожения частной собственности.

Фома Заморский © 2007


Рецензии