У самого синего моря...

Часть 1. Подготовка…
 Году примерно так в 85-м судьба привела меня на домостроительный комбинат. До него трудился я на заводе в должности заместителя директора по снабжению. Новый директор завода, бывший главный инженер, заменил ушедшего на повышение в Москву предыдущего, весьма неплохого мужика и руководителя. Новая метла особо не усердствовала, чего менять правила игры, ежели и сам к ним привык. Так что особых изменений никто на заводе не чувствовал и не предвидел. Был самый расцвет развитого социализма, в стране не успевали хоронить одного за другим дряхлых Генсеков, экономика была экономной, плановой и привычной. В общем, катились не думая по привычной колее, о завтрашнем дне думали тогда, когда подходило время отпусков. Все казалось незыблемым и вечным, спокойным и предсказуемым …
 Новый директор, детально еще не знакомый с трудностями работы снабженцев на поприще добывания дополнительных, неплановых фондов и материалов, относился к моей службе несколько снисходительно и свысока. Подумаешь, ну выбили где-то дополнительный вагон металла, эка трудность-то … Не знали мы тогда таких слов, как маркетинг, мерчендрайзинг и логистика. Это сейчас учат, и в основном платно, целые институты, а тогда, да за железным занавесом …
 Короче, к работникам МТС относились как к доставалам. Но уж если кому-то надо было в домашнем или дачном хозяйстве что-то, то отношение сразу менялось на уважительно-просительное. Ну ладно - пропустим, тема рассказа другая.
 И однажды приглашает новый директор меня к себе, а я как раз умолял кого-то по телефону о материальной помощи дровами для упаковки продукции и был слегка подзаведен собеседником, точнее его намеками, что все не так просто…
Состоялся у нас с директором примерно такой диалог:
 - слушай, зам мой дорогой, тут скоро комиссия нагрянет.
 Ты бы организовал чего-нибудь с рынка, ну лучку там зеленого,
 укропчика, огурчиков … Ну, сам знаешь.
Твою мать, меня аж затрясло. Завод задыхается без металла и продукцию по графику не можем отгрузить из-за сраных досок, а он мне … Укропчик хренов:
 - слушай, дорогой мой шеф, я конечно понимаю твои большие заботы. И даже
 сочувствую, где-то, но … если ты не уважаешь меня, то уважай мою должность!
 И не мешай, ибо завтра завод просто встанет…
 У тебя же есть профбосс, все равно ничего не делает, вот и пошли его на рынок.
 - Да, ты прав, извини. Не подумал…
Извини-то извини, но запомнил. Да и я уже приморился с его начавшимся вдруг снобизмом, был парень, как парень, но иного человека высокая должность только портит. И начинается полный отрыв от масс и реалий жизни…
 Переговорил в горкоме, после какого-то совещания, с инструктором, куратором нашего завода, партия же тогда везде свою руку на пульсе держала, и он рекомендовал меня заместителем другому директору, начальнику домостроительства в городе и четырех смежных северных районов нашей области. Должность мне определили приказом так – зам. По кадрам и социальным вопросам. Ну думаю, отдохну от снабжения. Поспокойней и без вечной нервотрепки, да командировок. Ошибся…
Круг вопросов от набора лимитчиков в провинции до работы туалетов в цехах комбината. И подсобное хозяйство, и содержание жилого сектора, стадион, столовые, ремонты и благоустройство, поликлиника и черт те чего еще… Да помимо всего – новое поветрие, создавать хорошие условия для отдыха рабочих. Так называемые комнаты быта и психологической разгрузки. Работа-то на самом комбинате тяжелая, особенно на формовке. От постоянной работы с вибраторами у людей начинало отставать мясо от костей, резко портилось зрение и прочие недуги наваливались незаметно. А ведь кроме самого завода-комбината, выпускающего панели для хрущоб, были еще и строительно-монтажные участки в этих самых четырех соседних районах. И там нужно создавать условия для быта и работы. Та еще работенка, но выручала энергия молодости. В 28 лет рано было уставать …
 А накануне окончания учебного года срочно приходилось готовить к приему детей работников два подмосковных пионерских лагеря. Кому-то в главке, в Москве, пришла идея – сами строители, может где-нибудь на Черном море и лагерь для детишек забубенить, строим же по всей области, а тут чуток подальше, че там 2000 км, фигня для России. И автоколонна своя есть… Подкинем материалы на строительство и все делов…
Ну, бригаду монтажников, потом отделочников на юга командируем, да, е мое, за месяц сварганим. Только бы место хорошее подыскать, недалеко от моря, чтобы дети не парились …
 Начальник мой, московский по структуре, тоже зам по кадрам и быту, но уже начальника главка, порекомендовал меня. Мол, молодой и энергичный, да и опыт снабженческий имеет, со связями в этой сфере. Вызвали в столицу, на совещании у начальника главка поставили задачу моему московскому шефу, профсоюзной лидерше, ну и вашему покорному слуге. Благословили, так сказать, на трудовой подвиг во имя строителей. Надо, дескать быстро и хорошо, вылетайте на юг. Ох, да халява же! Да с превеликим удовольствием. В профкоме, у дамочки за чаем с печеньем, обсудили детали. Нечего время терять, вам в Москве проще, берите билеты на самолет и вперед,
вопрос только – куда. Профдама сказала, что у нее есть знакомец, какой-то грек с Югов, она с ним посоветуется и через пару дней будут варианты. На том и порешили …

 Через неделю мы выходили из самолета в аэропорту Сухуми. Трое уже вам известных и четвертый квартирьер – тот самый грек, по фамилии Адриадис, мужчина лет под шестьдесят, но живой и энергичный, с отличным чувством юмора и галантный кавалер в общении с молодой еще женщиной, возглавлявшей строительные профсоюзы столичной области. Правда уже прилично располневшей на профсоюзных харчах. Но это дело на любителя, а грек видно и был таким, любителем и ценителем полноты в женщине. Мы с шефом с удовольствием перевалили дорожные и иные хлопоты и заботы о попутчице на грека. Они хорошо ладили меж собой, хотя с нами дамочка была довольно капризной. Привыкли в профсоюзах, все им дай, да еще и на блюдечке …
 Около небольшого здания Сухумского аэропорта нас встретил другой грек, то ли приятель, то ли родственник нашего. Встретил он нас горячо и по южному доброжелательно, усадил в свою Волгу и повез куда-то в район Нового Афона, на турбазу, коей он и заведовал. Это был наш первый южный прилет на разведку …

Часть 2. Здесь лагерь будет?…

Ясное дело, что после обильного ужина в столовой турбазы, мы почти сразу же помчались к морю. Я еще в самолете, глядя в иллюминатор, представлял это блаженство. Не остановила нас даже внезапно, как бывает на юге, сползшая откуда-то из горных распадок ночная темень. Был бархатный сезон, и море обволокло нас теплой, ласковой негой. Хорошо было лежать на спине, раскинув руки, качаться на легкой волне и смотреть на крупные южные звезда. После шумной столицы в ушах стоял приятный звон от тишины, покоя и шелеста волн о прибрежную гальку. Даже ночного стрекота цикад не было слышно…
А наутро я впервые увидел сразу три или четыре столба морских смерчей, которые, изгибаясь в причудливом танце, удалялись на приличном уже расстоянии от нашего берега к линии горизонта, в сторону далекой Турции. Впечатляющее зрелище, скажу я вам. Турбаза находилась на пологом склоне какой-то древней горушки, а вокруг нее спели в заброшенных садах мандарины, груши и хурма. Просто фруктовый рай, броди себе, как древний Адам, только в плавках и шлепанцах, вокруг ни души, чем не рай …
Грек научил меня разбираться в этих фруктах. На рынках мне южане до сих пор продают эти дары юга с «походом», видя, как я со знанием дела их выбираю. Да и мордой лица меня наградили Создатель и предки чуть похожей на горца. Бывало в бытность мою на учебе в институте, в Москве, на площади трех вокзалов со мной иногда заговаривали на своем языке растерявшиеся в столице, приехавшие гости с юга, принимая за соплеменника. А позже, когда появилось выражение – «лица кавказской национальности», менты частенько останавливали для проверки документов. Кто же знает грехи далеких предков, видно было что-то, когда-то …
Ближе к обеду на турбазе появились какие-то подозрительно активные местные дельцы с предложениями дружбы и сотрудничества. Быстро же новости расходятся тут, уже прослышали, что появились строители из Москвы, ищут место для строительства пионерлагеря. Со стройматериалами на юге всегда было туго, даже при плановой экономике социализма, а тут такая возможность … Мы вежливо, но понятно им объяснили, что не факт еще присутствия лагеря в этих местах. Не все нас устраивает – и до моря далековато, и идти нужно через шоссе детям, да и пляжа подходящего с песком нет поблизости, местность сильно гористая и по берегу больше гальки, чем горячего песочка. Грек турбазовский задумался, наверное уже представлял себе свою базу заново отстроенной на халяву…
К ужину появились люди с приглашением дорогих гостей на скорую местную свадьбу. От удивления я чуть не подавился вкусным компотом. Если и дальше пойдут такие завлекалки, то нас скоро самих тут переженят по новой … Но больше всех отказывался наш грек, на какой-то русско-греческой тарабарщине вежливо, не дай Бог обидеть, что-то объяснял приглашавшим. Нам он потом это замотивировал непростыми свадебными обычаями этого смешанного греко-абхазского народа. У них на свадьбе сидят за длиннющим праздничным столом только мужчины. Молодым разрешено быть немного за столом только в самом начале, причем невеста стоит за спиной слева и сзади от сидящего за столом жениха. Сидят на длинных грубо сколоченных, как и стол, для этого действа скамьях. Под столом и скамьями рассыпаны опилки. Зачем, сейчас поймете. Так вот, в процессе поедания, выпивания и песнопения из-за стола встать не моги, иначе ты слабак, а не мужчина. Даже, если и приперло по малой нужде от усердия за столом – сиди! Не можешь совсем, вот для того и опилочки под столом! Так-то вот, такие древние обычаи. Не посидеть, но посмотреть на эту свадьбу пожалуй стоило. Ведь гуляют ребятки не час и не два, а с утра и до утра, широко… Адриадис говорил, что некоторых выносят из-за стола и без сознания, не от выпитого вина, от такого испытания. Горцы народ гордый, позору не имут…
На следующий день поехали на экскурсию в Ново-Афонские пещеры. Если не бывали, то советую посетить при случае. Впечатления останутся надолго, там такие сталактиты и сталагмиты… да еще слегка подсвечены весьма искусно. Меня, правда, больше поразило подземное озерцо в глубине пещер с, почему-то, зелено-салатовой водой в нем. Или тоже подсветка была? Уже точно не помню…
А в знаменитый древний монастырь на горе Афон мы попасть тогда не смогли, закрыт был для посетителей по каким-то причинам.
В общем не все нас устроило в тех краях с точки зрения видов на строительство лагеря, но отдохнули мы почти неделю там превосходно. Купальный сезон уже заканчивался, Москва требовала нашего возвращения и мы улетели в осеннюю уже столицу, решив продолжить поиски места по весне, а зимой подготовить ведение строительства, доставки необходимых для этого материалов и нужного для жизни лагеря немалого оборудования, начиная от унитазов и кончая холодильниками и кухонными плитами…

Часть 3. Строительство лагеря.

… В осеннее-зимнее время мы с моим главковским шефом, Геннадием Ивановичем, с увлечением и энтузиазмом решали подготовительные и организационные вопросы по строительству летнего пионерлагеря. Хотя место для него и не было определено окончательно, но идея захватила умы и сердца всех подмосковных строителей. Да для своих-то детишек, да горы свернем, не то, что лагерек сварганить …
В главке провели два-три совещания по этому вопросу, шефство и исполнение строительства поручили нашему комбинату от начала и до сдачи в эксплуатацию, чтобы было с кого-то одного потом спросить за косяки, как теперь говорят. Мы с директором нашего ДСК подобрали кандидатуру прораба с Клинского участка, молодого красавца грузина, имевшего и боевой задор и достаточный уже опыт в строительстве. Немаловажным фактором была его национальность. Решили, что ему сподручней будет работать в тамошних условиях со своим южным менталитетом.
Мы же с Г.И. мотались по всяким снабженческим базам, добывая иногда новое, а иногда и б/ушное разнообразное оборудование и утварь. И всю эту хрень завозили на склады Дмитровского ДСК. Встречались с руководством нашего автокомбината и убедили таки его руководство подготовить к весне с десяток фур для доставки на юга стройматериалов и оборудования для оснащения лагеря, пообещав путевки и для их комбината, в одной же связке работаем. В общем, работы было навалом …
Наш приятель грек за осень и зиму раза три летал в Абхазию в поисках вариантов и места под строительство. Ну а лидерша профсоюзная занималась вопросами квот и распределения путевок в будущем нашем лагере. При всем при этом никто нас от основной загруженности работой не освобождал …

Не помню кому, но пришла хорошая мысль – зачем нам заново строить здание летнего лагеря, много же времени уйдет на проект и всяческие согласования, не успеем к сезону никак. Может проще заарендовать что-нибудь на лето?! Отличная идея, время выиграем и усилия уменьшим на строительство вдвое, а то и втрое. Нужно будет только сделать хороший ремонт ну, и территорию да пляж огородить и приготовить для детских забав, малые формы, например, соорудить вместе со спортплощадками. И оборудовать кухню, столовую, спальные комнаты и т.п. по мелочи…
Нашел таки наш грек, Адриадис, хороший вариант в самом центре субтропиков страны. Под Сухуми есть поселок Гульрипш, недалеко от столицы Абхазии. И тебе море с песчаными пляжами, и горы, даже речка по поселку течет, кажется, Псоу называется. Детей можно на экскурсии возить в Сухумский дендрарий и зоопарк. Директор местной поселковой школы уцепился за наше предложение двумя руками и ногами. Еще бы, летом школа пустует, надо как-то готовить и ремонтировать ее к следующему учебному году, а тут приедут дяди и решат директорские заботы даром и на халяву. Может еще и деньжат подкинут, типа на учебный процесс.
Прилетели мы в Гульрипш где-то в середине апреля, до майских праздников точно. Я еще помню удивился, что у них вовсю уже цветет сирень, почему-то преимущественно фиолетового оттенка. Осмотрели школу, сходили на пляжи и другие условия осмотрели.
Все нужное есть, чего нет сами сделаем. С территорией понятно, благоустроим, не вопрос, а вот здание школы просило неслабого ремонта, может даже и реконструкции с перепланировкой. Школьная столовая маловата, кухонька бедная … А под спальни приспособим классные комнаты, вынести только столы со стульями, подсвежить повеселее ремонтом да кровати с тумбочками поставить. Немаловажно и то, что через поселок проходила федеральная трасса, грузы строительные придут не по горным тропам. Помню, естественно, был небольшой банкет, на котором договаривающиеся стороны познакомились ближе, и небольшая экскурсия в местную гордость – дом, где какое-то время жил отец народов и вождь трудящихся, их земляк – Иосиф Виссарионович, понятное дело – Сталин. Так себе домишко, у местных зажиточных абхазов дворцы по сравнению с ним, ну так и вождь был известный аскет…
Прощались в аэропорту довольные друг другом, у директора школы глаза искрились от перспектив, в них явственно мельтешили будущие дивиденды и планы строительства отдельного дома для младшего сына…

На комбинате началась бешенная гонка с подготовкой к началу оформления летнего лагеря на юге. Начальник комбината был человек романтического склада, увлекающийся и вместе с тем жесткий руководитель. Много помогал мне в подготовке, но потом заела текучка и сроки сдачи объектов, не до лагеря стало. Есть заместитель с немалыми полномочиями, пусть и пашет. Быт трудовой и для отдыха моя была вотчина.
И зачелночил я, неделю на юге, две недели на севере, в Дмитрове. Вопросов по началу была куча, как на любом строительном объекте в начальной стадии – неразбериха и суматоха. Потом наладилось, темпы подготовки школы к приезду детей обнадеживали.
На комбинате я лично отслеживал и погрузку фур и недостающую комплектацию лагерного имущества. До двенадцати машин курсировало по дальнему маршруту Дмитров – Сухуми. Водилы доставляли немало беспокойства, то по дороге к родне заедет один, то другой заиграется где-нибудь на берегу моря с «плечевой» проституткой дня на три, срывая график… Это сейчас мобильная связь уже в детском саде есть у детей, а тогда сиди и гадай, куда очередной дальнобойщик зарулил. Простой намечается из-за не поставки, потом жестко переговорили с начальниками автопредприятия и этот бардачок прекратился…
Прораб-грузин работами руководит хорошо, да и бригады строителей стараются, хотя в округе повыпивали все дешевое и вкусное абхазское вино. Но ребята привычные и к стакану и к топору, дело у них спорилось…
Сидим вечером в саду у директора при его доме. Лепота кругом и не так жарко после вечернего купания в море. Удивило меня, что посреди мандариновых деревьев стоит застекленная тепличка с растущими помидорами. Диалог примерно такой:
- Скажи, уважаемый, зачем тебе теплицу-то понадобилось строить? У вас и так климат субтропический, палку воткни и прорастет сама…
- Э, дорогой, потому и поставил, что слишком щедрое у нас солнце. Ожоги бывают у помидоров на открытом солнце.
- понятно, слишком хорошо тоже плохо… Ну а с урожаем мандаринов-то что делаешь, вон их сколько, продаешь?
- Нет, дорогой, мне на рынок нельзя. Я – уважаемый человек, директор школы … Не поймут и осудят люди. В потребкооперацию сдаю, по оптовой цене, дешево, по полтора рубля за килограмм.
- А сколько дает одно деревце фруктов?
- Ну, до тонны… Может больше, если хорошо ухаживать за садом. Мне некогда, женщины занимаются в саду-огороде …
Я насчитал штук двадцать мандариновых невысоких деревьев, бросил считать, перевел в уме на деньги и присвистнул от изумления. И он еще и работает, при таких доходах … Разве что дома сидеть скучно директору.
Еще впечатлили меня абхазские грозы. Начинается гроза над морем, грозовые раскаты грома отражаются эхом в ближних горах неоднократно. Эффект от грозы усиливается в несколько раз, а потом сильный тропический ливень …

В заключение скажу, что школа-лагерь получилась, как конфетка в яркой обертке. Абхазы только головами крутили и покачивали, да цокали языком в знак одобрения. Потянулись ко мне местные гонцы с разными предложениями о сотрудничестве. От начальника местной милиции до проректора по хозчасти Сухумского университета, мол и у них общаги летом пустуют… Каких только благ не сулили мне, комбинату и т.д. У них и гвоздя-то трудно достать, а тут такой размах и в короткие сроки.
Если бы в то время было разрешено предпринимательство, то состоятельным человеком можно было стать за одно такое лето.
Но я был не то, что идейный, но весьма сознательный работник, уважающий неплохие, в основе своей, принципы социализма. И заработал я всего лишь грамоту с премией от главка,да язву желудка от нервотрепки и острой, но очень вкусной, абхазской пищи.


Рецензии
Приветствую!
Эк вы масштабно мыслите и пишете! Это всё в книгу надо, Саша - в большую, солидную и красивую! Чего от души вам и желаю - а мне - в подарок пришлёте, ладно ?
:)))
Читается легко - потому что написано естественно... Ну да вы знаете, как я отношусь к этому циклу...
С теплом - Лю

Людмила Клёнова   08.09.2007 13:08     Заявить о нарушении
Спасибо,дорогая Людмила,за добрые слова!
Книга выходит в конце сентября,для Вас всегда пожалуйста,сообщите адрес,я вышлю.
Но,хотелось бы и Ваши стихи,надеюсь потом и прозу,подарить своим неродившимся внукам!:)))

С улыбкой и низким поклоном,А.Д-ский.

Александр Дмитровский   08.09.2007 17:28   Заявить о нарушении
Ой как здорово! Я очень рада этому событию! Что войдёт в книгу?
А я пока собираю материал на новый сборничек - и прозу хочу там же напечатать... Да не материал собрать проблема... Деньги - проблема бОльшая :) Дорого это у нас обходится...
А адрес обязательно напишу -в привате на Графах - там удобно - поближе к концу сентября - ежели не жалко и вам денег - далеко ведь отправлять :)))
С теплом - Лю

Людмила Клёнова   09.09.2007 20:32   Заявить о нарушении