День Святой Троицы

          «Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын день сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже березка, светится в ней лампадка.
          Мы идем все с цветами. У меня ландыши, и в середке большой пион. Оградка у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу.  В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой... Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад... И там, в алтаре, тоже совсем другое. Там, в березках, невидимо смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно...».

          Так русский писатель Иван Шмелев описывает Троицын день в книге «Лето Господне». Читаешь и понимаешь: всё точь-в-точь так и происходит. И радость какая-то неуловимая витает в звонком  шелесте листьев березок, которыми украшены храмы. И с трепетом ждешь молитвы о Святом Духе («Царю Небесный, Утешителю Душе истинный...»), которую будут читать впервые после Пасхи Христовой, и от которой непременно побежит мороз по коже. И старательно вслушиваешься в слова трех долгих коленопреклоненных молитв в самом конце службы. И опять наполняется сердце бесконечной благодарностью ко Творцу, который дал тебе эту возможность: молиться, верить, любить, радоваться и плакать...

          День Святой Троицы считается днем рождения Церкви Христовой. Установлен он апостолами и празднуется ежегодно в 50-й день после Пасхи (поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей). В целом праздник Святой Троицы включает в себя события трех дней: Троицкая родительская поминальная суббота (накануне), само Троицкое воскресенье и следующий за ним понедельник - день Святого Духа (Духов день).
          На Троицу принято украшать храмы и дома зелеными ветвями деревьев, травой и цветами, в знак обновления всего живого силой Сошедшего Святого Духа.
          Так, скорее всего, была украшена и Сионская горница, когда на 10-й день после Вознесения Господнего собрались в ней апостолы и Пресвятая Богородица. Они часто проводили время в совместной молитве, в ожидании обещанного им Господом сошествия Святого Духа. И вот внезапно возник шум с неба, как будто от несущегося сильного ветра, и шумом этим наполнился весь дом. А в воздухе появилось множество огненных языков, которые на мгновение коснулись голов апостолов. Нет, они не жгли, а лишь светились!
          Услышав необычайный шум на улице, к дому, где были собраны апостолы, стал стекаться народ. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, простые рыбаки, и вдруг заговорили на иностранных языках (на всех наречиях того времени). Кто-то даже осмелился предположить, что «они напились сладкого вина». На что апостол Петр, встав перед народом, ответил, что ученики не могут быть пьяными, «ибо теперь третий час дня» (по нашему времени 9-й час утра), и разъяснил присутствующим, что просто наступило время исполнения тех пророчеств, которые были предвозвещены ранее. По сути это была его первая проповедь. И с этого самого момента ученики стали другими людьми. Они уже не напоминали тех, кто совсем недавно в страхе бежал из Гефсимании. Вселившийся Святой Дух наделил их решимостью бесстрашно проповедовать Евангелие по всей земле.
          Народная пословица гласит: «Святым Духом всяка душа живится». Верно: уходит Дух из тела человека - уходит и жизнь... Святым Духом живет и Церковь Христова. Силой Святого Духа молятся и наши священники, совершая святые таинства - Крещение, Исповедь, Причастие...  И Сила эта преемственно переходит из поколения в поколение, через таинство рукоположения в сан священника, установленное еще самими апостолами (священники получают ее через таинство рукоположения в сан священника, в тот момент, когда епископ, возложив на голову ставленника руки, читает  особую молитву).


ПЕТРОВ ПОСТ

          Через 7 дней после Троицы начинается Петров пост. Но предваряет его сплошная седмица (неделя): и в среду, и в пятницу можно кушать молочную и мясную пищу.
          В этом (2013-м) году Петров пост короткий: одиннадцать дней, до 12 июля - праздника святых апостолов Петра и Павла. На время поста исключаются продукты животного происхождения: мясо, сливочное масло, молоко, яйца, творог, сыр. По субботам и воскресеньям благословляется рыба.
          Петров пост назван в честь первоверховных апостолов, а установлен в память тех страшных испытаний, которые понесли ученики Христовы, проповедуя христианство. Но Петровский пост – это не только память о прошлых гонениях на Церковь Христову. Главным врагом человека является тот, кто убивает душу. Поэтому любой пост - это не столько воздержание в пище, сколько воспитание в себе нравственной силы воли и твердости духа. Хотя пост уместен и с медицинской точки зрения. Обычно он совпадает с самым жарким временем года, когда мясо, жирная пища плохо усваиваются организмом. Исключение из рациона продуктов животного происхождения приносит только пользу, помогая легче переносить жару.

©  Ольга РОЛИЧ, 2013 г.
   Публикация: "З" - 20.06.2013 г.


Рецензии
С Праздником, Оля !

Всего теплого, светлого тебе и СЕМЕЙСТВУ!

Сергей Белый   12.06.2011 20:50     Заявить о нарушении
СПАСИБО! и тебя - с Праздником! и тебе - радости и мира!

Ольга Ролич   13.06.2011 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.