Эмилия Галаган. Попытка создать искусственный Эдем

Если честно, сама не могу понять, чем меня привлекают произведения в жанре антиутопии. Ведь, как правило, они строятся по одной и той же схеме. По крайней мере, начав читать повесть "Мир без звезд", я сразу вспомнила "1984" Оруэлла и "Мы" Замятина. Действие развивается следующим образом: некий интеллигент живет в бездушном, механизированном обществе, где люди превратились в полуроботов и абсолютно утратили индивидуальность и способность мыслить; героя, однако, терзают смутные сомнения в справедливости и разумности существующего общественного устройства; затем на горизонте появляется женщина (загадочно-демонического типа), которая вступает с героем в любовные отношения и втягивает в тайную оппозиционную организацию; неожиданно наступает разоблачение со стороны власти, герой оказывается в лапах носителей закона и "раскалывается". Финал - по основному настроению пессимистический. В повести "Мир без звезд" все так, да НЕ ТАК.
Главное отличие я вижу в том, что главный герой Петр Синицын САМ (а не под нажимом властей) раскрывает заговорщиков. Это его осознанный выбор, а не навязанное сверху решение. Да и активным членом революционной организации героя назвать никак нельзя. Он - нейтральная фигура. Выбор Синицына связан с его неприятием форм борьбы,применяемых революционерами (убийство жмуров).Главное в повести (как я увидела) - это противопоставление революционного мировоззрения Соледад, для которой есть четкие ДА и НЕТ, и рассудительно-пассивного филосософского отношения к жизни Петра Синицына.
"Он думал, что попытки создать искусственный эдем обычно кончаются самым что ни на есть естественным адом. Что, избавляясь от звезд и того холода, который под ними царит, мы приобретаем лишь отчаяние."
Вообще, мизантропические размышления Синицына произвели на меня сильное впечатление - горько, мудро, искреннее, но сдержанно, без истерики отчаяния. Это лучшие места в повести.
Линия отношений Соледад-Синицын прорисована несколько пунктирно.
Особо понравились меткие иронические детали вроде уборщицы, которая именовалась "ассистент менеджера по поддержанию чистоты", пластиковой оббивки квартиры, выкрашенной под мореный дуб, бомжа, качающего в киберкафе порнуху и т.п.
Очень много удачных фраз, оринигальных сравнений. Самое классное - "лицо Президента, напоминавшее Синицыну щучье рыло" (прикольно!). И еще - "Горящее лето ввалилось в пустующий город, обжаривая в солнечном масле коробки серого бетона, шурша высохшей травой на пустырях..." - просто очень красиво сказано!
Есть местами маленькие огрехи ввиде пропуска букв,запятых и тире при прямой речи, Синицын периодически превращается в Синицина, но в общем - вполне грамотно и толково (хотя по части стиля я не считаюсь особой придиралой).
Все-таки мне очень понравилась эта повесть. Умными диалогами, иронией, да и к месту вспомненой цитатой из "Гамлета"...
За что-то я все-таки очень люблю жанр антиутопии:-). Кстати, недавно мне попалась в руки книга Юлии Вознесенской "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами". Это так наз. православное фэнтези. Тоже антиутопия, и хотя идейно от повести Ritase отличается, но картина будущего изображана там очень похоже. То же господство виртуальной реальности... Видимо, к тому мир и катится...
Интересно, что происходит с сознанием человека, находящегося в ВР, если жмур погибает? Мне почему-то пришло в голову, что такое сознание навсегда "застревает" в программе, становится ее вечным пленником... Так, где начинаются домыслы, там заканчивается критика... Поэтому ставлю в своей рецензии точку.


Рецензии