Кукла для мамы. Татьяна Дюльгер

«Завтра мой день рождения. Даже не знаю, радоваться или нет? Уже 57 лет. Время стремится вперед, мелькают часы, дни месяцы, проходят годы, все меняется. Вот и я уже совсем не та…»- думала Валентина, возвращаясь домой после трудного дня.

В прачечной всегда много заказов. Сегодня одна из служащих, оператор машинной стирки, уволилась внезапно, даже не предупредив. Пришлось самой встать за стиральную машину, помогать заказчице, вести деловые переговоры по телефону, отвечать на вопросы клиентов, и теперь просто голова идет кругом.
«Продать, что ли этот бизнес и отдохнуть? - мелькнуло в голове. - Но пенсия от государства так мала, что не прожить, не свести концы с концами. А жить-то хочется хорошо. Еще хочется покупать новые туфли, ходить в салон красоты. Хочется посещать выставки и торговые центры, ходить в театр, отдыхать на море. Еще так много желаний!»

Валентина понимала, что надо бы операторам машинной стирки поднять зарплату, но тогда как самой выйти на элементарную прибыль? Налоги, реклама, страховка, зарплата работникам - в результате прибыль так мизерна, что невольно думаешь: «Стоило ли связываться с бизнесом вообще»?

Она вдруг представила себя дома, на пенсии: «Вот просыпаюсь утром, некуда спешить. Выхожу во двор и сажусь со старушками на скамеечке. Они всем косточки перемывают, и я с ними сижу, слушаю. Прическа уже не нужна. Зачем выделяться среди кумушек? Халат и тапочки. О, ужас! - тут же мелькнуло в голове. - Это не для меня.
Не хочу стареть. Не хочу сдаваться старости в плен. Я еще много чего хочу и много чего могу!»
Мысли перешли в другое русло. Валентина привыкла мыслить практично, по-деловому, даже после работы: «Так, надо купить что-то на ужин. Дома нужно навести порядок. Сейчас приду и позвоню Варе, чтобы помогла по хозяйству. Купить цветы. Пусть они завтра с утра украшают мой дом. Хорошее вино тоже не помешает. Старые друзья могут зайти, соседи. Так что прочь мысли об усталости, о возрасте, о пенсии. Мой день рождения – всегда праздник!».

Валентина привыкла делать все с любовью. Работа в ее руках всегда спорилась. Уставшая и довольная легла спать очень поздно.

Перед сном вспомнила свое детство,родителей.
Родители были родом из разных уголков СССР. Отец родился в Риге, мама в Москве.
Встретились они в Москве.

Папа был военным пограничником. Семья переезжала с места на место.
Сразу после свадьбы отец получил назначение на Дальний Восток. Мама повсюду следовала за ним. Жили они и в Прибалтике, и в Казахстане, в конце 50-х годов судьба забросила их в Кишинев. Здесь получили небольшую квартиру: две комнаты.
Семья была большой: два брата, она, малышка-школьница, и родители. Но это была их первая квартира. До этого времени они ютились в комнатушках на погранзаставах.
Отец был честным и принципиальным человеком. Жили они очень скромно. Денег постоянно не хватало.
Потихоньку от отца, мама подрабатывала. Брала заказы у состоятельных женщин: шила, вышивала. Как только отец приходил, все прятала. По мнению отца, это были буржуйские замашки: зарабатывать деньги «нечестным путем». Мама с ним не спорила.

Когда у Валечки был день рождения, мама шила для нее куклу из тряпочек. Вместо глаз пришивала пуговки, рисовала носик и ротик, шила для куклы нарядное платье из остатков шелка. Утром, когда именинница просыпалась, видела перед собой новую куклу и радовалась. Это стало традицией.
Но как хотелось девочке, чтоб однажды она открыла глаза и увидела настоящую куклу, из магазина с зелеными глазами и длинными ресницами, в настоящих туфельках и носочках, с сумочкой в руках.
* * *
Прошло много лет. Своей единственной дочери Наташе Валентина покупала ко дню рождения дорогих и нарядных кукол. Девочка радовалась подаркам. Своих кукол Наташа любила. Всех называла по имени. Меняла им наряды, гуляла с каждой по очереди, «кормила их из ложечки», мыла посуду.
Когда Наташа подросла, Валентина рассказала дочери о том, как в детстве мечтала о хорошей и красивой куколке из магазина, как ей этого не хватало в детстве. Дочь с интересом слушала.

Валентина не заметила, как уснула. Ей приснился сон, как будто на диване в большой комнате сидит нарядная кукла в платье изумрудного цвета и смотрит на нее большими зелеными глазами с длинными ресницами. Валентина смотрит на куклу и думает: «Да, вот такую куклу я хотела всегда». Садится на диван, берет куклу на руки и забывает, что ей уже 57 лет. На душе становится легко и радостно, она чувствует себя девочкой, у которой есть любимая кукла...

Будильник зазвенел рано, как всегда.
Утром, по привычке, Валентина делает зарядку, готовит завтрак, принимает душ, просматривает ежедневник, делает там записи, уделяет внимание своей внешности: укладывает прическу, наносит легкий макияж, затем спешит в прачечную. По дороге встречает знакомых, как всегда слышит комплименты, всем приветливо улыбается.

Какой приятный сюрприз!
Все работники прачечной пришли раньше, чем она. Огромный плакат: «С днем рождения!» На рабочем столе огромный букет цветов.
И даже новый оператор уже готов приступить к работе. Самой не верится. Бывают ведь хорошие дни, когда дела идут гладко, и особенно приятно, если это в день рождения.

В обеденный перерыв Валентина приглашает всех к столу. Настроение у коллектива праздничное. Шумно, весело...
«Все они для меня, как семья, - подумала Валентина и почувствовала прилив радости. - Да, надо бы поднять операторам зарплату, чтобы не уходили».
- Валентина Филипповна, - обратился к ней администратор Михаил, - Вы можете сегодня уйти пораньше, мы вас не подведем.
- Спасибо, Миша. Я, пожалуй, пойду. Что-то я расслабилась от ваших поздравлений.

Домой шла пешком. Валентина так любит свой город, его дома и улицы, деревья и цветы. Даже небо над городом кажется всегда таким родным. Сегодня хороший день. Тепло, солнечно. По дороге сделала еще кое-какие покупки.

Не успела войти в квартиру, как зазвенел телефон. «Может это Наташа звонит мне из Москвы»? Сняла трубку.
- Алло! Это Валентина? – услышала она приятный мужской голос.
- Да, это я. А вы кто?
- Меня зовут Андрей. Я от Наташи. Она попросила меня передать вам подарок ко дню рождения. Можно к вам зайти?
- От Наташи?! Как хорошо. Как она там? Заходите Андрей. Я вас жду. Наташа дала вам адрес?
- Да. Увидимся.

Через полчаса в дверь позвонили. Валентина открыла дверь и увидела молодого интересного мужчину.
- Вы – Андрей?
- Да, я вам звонил. Я от Наташи.
- Проходите, я вам очень рада. Рассказывайте мне все, как там Наташа в Москве. Как вы познакомились. Как доехали? Мне все очень интересно.
- Но сначала примите подарок. – Возразил Андрей.
Андрей протянул Валентине сверток и цветы.

Гость прошел в дом, сел на мягкое кресло. Валентина поставила цветы в вазу. Это были ее любимые желтые розы. Затем с легким волнением развернула сверток.
В розовой коробке с прозрачной крышкой была кукла! Та самая кукла, которая сегодня снилась Валентине.
Льняные волосы уложены в косички, из-под которых непроизвольно выглядывают локоны. Огромные зеленые глаза с темными ресницами. Платье изумрудного цвета. Туфельки и сумочка под цвет платья. Невинное личико из фарфора.
На обратной стороне коробки стихи Шекспира:

Как…в зеркало, глядясь в твои черты
Я самому себе кажусь моложе
Мне молодое сердце даришь ты,
И я тебе свое вручаю тоже.

Валентина держала в руках роскошную коллекционную куклу.
Слезы радости выступили капельками на ее ресницах. От счастья Валентина светилась. Она повернулась к Андрею и сказала:
- Я всегда мечтала о такой кукле в день рождения. Спасибо!
- Да, я это понял. Вчера мы с Наташей ходили по магазинам в Москве и выбирали куклу для вас. Я рад, что она вам понравилась. Наташа рассказывала мне о вас и говорила, что ее мама молодо выглядит, но я не ожидал, что настолько молодо. Примите и мои поздравления, Валентина.

Начали приходить гости с подарками. Именинница была рада всем гостям. Накрыли большой стол. Смех, шутки, шампанское…
Валентина слушала поздравления и думала о дочери: «Какая она у меня умница! Внимательная и заботливая. Все помнит. Любит меня. Я ее тоже. Какое счастье, иметь добрую любящую дочь. Интересно, а как у них с этим молодым человеком? Роман? Хорошо бы. Такой милый приятный, внимательный…»

Позвонила Наташа:
- Мама, с днем рождения!
- Спасибо, Наташа! Я так рада.
- Понравилась кукла?
- Очень. Я именно такую сегодня видела во сне.Представляешь?
- Мама, загляни в ее сумочку. Я туда деньги положила для тебя. Купи себе все, что хочешь. У меня дела идут прекрасно. Если хочешь, продавай свою прачечную и приезжай ко мне. Мы с Андреем скоро поженимся. Будешь жить с нами. Как тебе Андрей?
- Главное, Наташа, чтоб он тебе нравился. Но скажу тебе по секрету, - она прикрыла рукой трубку телефона и сказала тихо, но выразительно, - классный парень!
Дай Бог вам счастья!

**********************************************
Уважаемые Авторы сайта Проза.ру!
Данное произведение представлено с согласия автора в качестве конкурсного материала.
Если вы не являетесь зарегистрированными участниками конкурса "Звездные Копья", убедительно просим Вас не рецензировать этот текст в период проведения конкурса и не комментировать рецензии, оставляемые под ним в рамках выполнения конкурсных заданий.

Уважаемые участники конкурса "Звездные Копья"!
Оргкомитет напоминает вам о недопустимости рецензирования текстов конкурсной подборки сверх объема, предписанного конкурсным заданием на текущий тур, и комментирования рецензий, поступивших от ваших конкурентов. Будьте, пожалуйста, внимательны.
***********************************************


Рецензии
=Рецензия Алексея Кленова=

В целом рассказ производит удручающее впечатление, и желание читать пропадает уже на третьей строчке. Не то, чтобы это было совсем уж бездарно, бывает и хуже. Однако множество логических погрешностей, практически отсутствие сюжета и композиции как таковых, вгоняет в уныние. Перечитал рассказ трижды, и так и не понял: о чем он, собственно говоря? Толи о ностальгических воспоминаниях рефлектирующей дамочки постклимаксического периода, толи о сложностях взаимоотношений бизнесвумен и наемных работников в условиях шального рынка (несколько раз автор возвращается к теме зарплаты для сотрудников), толи лирическая побасенка о детской мечте, сбывшейся уже практически в старости.

Авторский стиль оставляет желать лучшего. Но если стиль это дело вкуса, то явно чувствуется, что понятие «композиция» у автора вызывает легкое недоумение, настолько бестолково и рвано написан текст. Да к тому же еще и «разорван» подглавками, и это при таком то малом объеме? Переходы от одного события к другому у автора совершенно не продуманы. От резких скачков возникает ощущение, что из текста бездумно вырезаны отдельные куски, и при этом автор не позаботился о плавном перетекании одного события к другому. Кроме того, главная героиня Валентина вызывает чувство неприязни, в своих рассуждениях о том, на чем следует сэкономить, чтобы получить прибыль: на зарплате сотрудников, налогах, рекламе или страховке. С государством шутить опасно, налоги платить надо. На рекламе не сэкономишь, не будет клиентов, не будет и прибыли. Страховка тоже не последнее дело, не дай Бог разоришься или пожгут злые конкуренты. Значит, надо экономить на зарплате персоналу прачечной. Этакие типичные рассуждения акульки капитализма. При этом героиня так искренне умиляется в день своего рождения, насколько хорошо относятся к ней подчиненные, что вызывает это только грустную улыбку. Неудивительно, что сотрудники увольняются столь внезапно. Что, кстати, опять таки вызывает недоумение своей непродуманностью. В частности, сцена ухода одной из сотрудниц. Прочитал эти строки, и прямо таки зримо увидел эту картинку. Стояла женщина, оператор машинной стирки, тупо пялилась на вращающийся барабан с бельем. Потом, словно очнувшись, высказалась: «Да пошло оно все...», сняла халат, зашвырнула его в дальний угол и молча ушла, не сказав никому не слова. Как правило, так увольняются люди, которые прямиком с работы отправляются в дурдом, где из реальной жизни им ничего не потребуется. Адекватный человек напишет заявление об уходе, отработает по КЗоТу две недели, поскольку хозяйка явно просто так не отпустит, и заберет трудовую. Разумеется, не стоит все это расписывать в деталях, но предложение следовало построить таким образом, чтобы не возникало ненужных вопросов.

Следовало бы автору позаботится и о редактировании текста самолично, не полагаясь только на текстовый редактор. Кстати, орфографических ошибок тоже хватает. Некоторые предложения вызывают легкое недоумение своей непродуманностью. Например. «Будильник зазвенел рано, как всегда». Экое открытие. На то он и будильник, чтобы звонить рано. Или: «Садится на диван (героиня), берет куклу на руки (почему не в руки?) и забывает, что ей уже 57 лет». Во-первых, не стоит в художественном тексте указывать возраст цифрами. Во-вторых, кому пятьдесят семь лет? Кукле?

Еще один пример. Это уже касается неосторожности автора при вторжении в область, в которой он очевидно не силен. В таких случаях следует быть вдвойне осторожным, и ознакомиться хотя бы с азами того, о чем приходится писать. «Папа был военным пограничником». Если бы после «военным» стояла запятая, все было бы еще ничего, не так бы резало слух. Но «военный пограничник» уже ни в какие ворота не лезет. Не существует пограничников военных, так же как и штатских.(...)

Ну, и последнее, что прямо таки убивает всякое желание читать данный рассказ. Это сцена знакомства героини с неким молодым человеком, с этакой «оказией», с которой дочка передала маме подарок на день рождения. Правда, при этом почему-то не приехала сама, безо всяких видимых причин, ограничившись только телефонным звонком, и у мамы странным образом не возникло на этот счет вопросов. Но самое грустное то, что «оказия» оказалась совсем даже не оказией, а практически уже зятем главной героини. И приехал этот симпатичный во всех отношениях молодой человек по логике вещей вроде как на смотрины. Только не по-людски как-то все получилось. Дочка в Москве, жених приехал познакомиться. Нормальная мать как минимум от такого отношения губы подожмет, даже если прямо не скажет о своем недовольстве. А эта ничего, счастья желает.

Словом, рассказ далеко не шедевр, и автору следует, как мне представляется, всерьез над ним поработать, чтобы привести хоть в сколько нибудь удобочитаемый вид.

Алексей Кленов.
*********************************************

Конкурс Звездные Копья   21.06.2007 17:25     Заявить о нарушении
Пояснение Оргкомитета.

Участник КЗК Алексей Кленов столкнулся при рецензировании со странными непреодолимыми техническими трудностями и был вынужден направить тексты своих рецензий на п/я orgkomm.

Из оригинала рецензии волевым решением удален пассаж о статусе погранвойск в общей структуре Вооруженных Сил (всего – 562 знака). Всем заинтересовавшимся обязуемся выслать указанный фрагмент эл.письмом по первому требованию.

Конкурс Звездные Копья   21.06.2007 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.