Cogitatio. Часть первая-Veritas
Что такое философия? Мало кто может ответить на этот вопрос, если вообще кто-нибудь способен ответить на него. Это слишком широкое понятие и слишком, на мой взгляд, туманная сфера человеческого познания, если можно так выразиться. Я не хочу, и даже не буду пытаться ответить на этот вопрос, просто потому, что не хочу обнажать свое абсолютное невежество в этом вопросе. Я только хочу разобраться (прежде всего, для себя), попробовать обдумать, что же значит философия в нашей жизни, имеет ли она какое-нибудь приложение и чем она может быть полезна. И, конечно, как я понимаю философию, если я вообще её могу понять.
Это не какая-то работа, это просто размышления, собственные мысли, которые не претендуют на признание и, уж тем более, на обсуждение в кругах более просвещенных по этому вопросу людей. Я просто, как уже и сказал, хочу разобраться, что такое есть философия для меня.
Я не буду осмысливать и обдумывать философские концепты и трактаты великих мыслителей, нет. Я также не буду пытаться кого-то в чем-либо убедить, потому что считаю это занятие бесполезным и неблагодарным. Просто рассуждение на, можно сказать, обывательском уровне.
1. Veritas
Когда-то давно для меня само слово «философия» являло собой нечто таинственное и потустороннее, то, к чему нужно стремиться долгие-долгие годы, нечто подобное состоянию нирваны, когда путем долгих медитаций, очищений и просветлений, ты достигаешь высшей истины. Вот чем была для меня философия. Сегодня же, когда я воочию могу наблюдать процесс «изучения» этого вопроса, когда я ежедневно сталкиваюсь с этой «наукой», когда идет активное общение с философами, я формирую свое настоящее мнение о философии.
Не так давно у меня состоялась беседа, которую можно даже назвать дискуссией, но делать этого не буду. Беседа о философии, об истине и о том, способен ли человек познать истину. Беседа эта велась с человеком, который непосредственно изучает и занимается этой темой.
Начну с конца, потому что, на мой взгляд это вполне логично. В основном беседа сводилась к вопросу истины, к тому, нужна ли философия для постижения истины, и необходимо ли открывать глаза на это всем и каждому. Нужно ли это простому обывателю, например пожилой паре, идущей из магазина домой. Чтобы понять, что такое истина, необходимо разобраться, существует ли она, способны ли мы её открыть для себя.
На мой взгляд это невозможно. Во-первых, человеческий мозг, человеческое сознание устроено таким образом, что происходит постоянное ограничение. Мы не способны убрать рамки, чего бы эти рамки не касались. Например, мы говорим о бесконечности. Но разве способны мы помыслить бесконечность. Тут я могу сказать с твердой уверенностью – нет. Не способны. Наше сознание все равно, так или иначе, ограничит эту самую бесконечность, сделав её тем самым конечной. Попробуем поэкспериментировать. Город – страна – мир- планета – солнечная система – галактика – космос. А дальше? Мы можем говорить о том, что дальше идет бесчисленное множество галактик, вселенных, множество множеств и так далее, но мы не способны это помыслить, мы не можем этого представить. Попробуйте. Ничего не выйдет, потому что, в конечном итоге, ваше сознание упрется в невидимую стену и дальше этой стены проникнуть не представляется возможным. Мы можем представить отдельные части этой бесконечности, да. Но мы не способны помыслить бесконечности в её целостности. Мы не можем увидеть её всю. Точно также как мы не в состоянии представить прямую. Прямая нигде не начинается и нигде не кончается, она бесконечна, но когда мы думаем о прямой, мы видим только отрезок, мы не можем увидеть прямую всю целиком, в её целостности. Значит мы не способны помыслить бесконечность. Человеческое сознание обречено на ограничения.
Но, чтобы постигнуть истину, необходимо избавиться от ограничений, каких бы то ни было. Истина, она вечна, она бесконечна. Это фундаментальное понятие.
Таким образом становится ясно, что истину познать мы не можем. По крайней мере, в этом воплощении (здесь и далее я буду вести размышление с предпологанием нескольких воплощений человеческой души, одно из которых – земное). А раз истина для нас недосягаема, невозможно дать и определение ей. Невозможно понять что же такое она есть. У человека есть только правда, но истина непостигаема. Правда же у каждого своя. Один придерживается одного мнения, другой – другого. Как дело по определенному вопросу обстоит на самом деле (то есть истинно) нам знать не дано.
Постижение истины невозможно в принципе. Даже для души. Человек – это понятие не тождественное душе. Если предположить, что душа действительно имеет несколько воплощений, и земное – только одно из них. Тогда можно предположить и то, что в разных своих воплощениях душа познает одну из граней мира (в широком смысле слова «мир»), так как для познания целого необходимо для начала разобрать части, составляющие. Так мы не можем составить «истинное» представление о яблоке, если мы не изучим его части, его внутренности, выражаясь грубо. Также невозможно сформулировать «истинное» мнение о человеке, если мы не узнаем его «составляющих», то есть граней его характера, его сущности. Когда же мы изучим предмет исследования в его составляющих, тогда мы сможем создать общую картину. В этом состоит суть разделения наук на математику, физику, экологию, к примеру. Чтобы создать полную картину мира, мы рассматриваем его составляющие.
То же самое и с истиной. В своем земном воплощении человек исследует и изучает одну из граней той самой бесконечности, отрезок прямой. В другом воплощении он будет исследовать другую грань, другой отрезок. Когда же душа достигнет определенного уровня, изучит все грани, она постигнет истину. Но тут опять-таки появляется проблема. Если мир бесконечен, то соответственно и граней у него бесчисленное множество, и изучить все грани невозможно. А значит и истину постигнуть невозможно. Таким образом, мы получаем, что истина непостижима даже для души. Можно предположить опять-таки, что к ней мы способны постоянно приближаться, как линия на графике бесконечно приближается к оси, но никогда с ней не пересечется. Но если мы скажем, что можем постоянно приближаться, значит, мы помыслим, что будем познавать все большую и большую часть мира. Это неверно, потому что мир бесконечен, следовательно, у него нет большей или меньшей части. Это деление неприменимо в этой области. Значит предположение о том, что мы будем постоянно приближаться к истине в процессе познания мира, неверно. Мы будем просто шаг за шагом постигать грани истины, но не более того. Из этого же можно сделать вывод о бесконечности души, то есть о бессмертии души.
Если бы действительно в один момент истина была бы познана душой, то поиск был бы завершен, смысла бы существовать душе дальше не было. А раз даже приближение вплотную невозможно, значит, душа вечно будет исследовать грани бесконечности, грани истины. И, следовательно, никогда не погибнет, а будет обогащаться все новым и новым опытом, получая все больше и больше знаний.
Или же другой возможный вариант. Допустим, что каким-то образом душа все-таки постигла истину. Изучила части и, так сказать, рассмотрела истину в её целостности. Что дальше? Мир бесконечен. Значит есть что-то выше, что-то больше истины. Или истина – это тоже одна из граней чего-либо. Назовем это реалитис (itis realis – лат. бездна реального). Таким образом, истина – это она из граней реалитис.
В любом случае, душа вечна и находится в постоянном познании, постоянном поиске. Но это уже другой вопрос, которого я коснусь позже, который рассмотрю более подробно в главе «Anima».
Свидетельство о публикации №207052800036