Театральное дежавю

 Ветер, центр Москвы укутан непонятно откуда взявшимся в конце апреля мокрым снегом. Улица Неглинная, 6 – место, где сегодня проходит прослушивание для поступления в одно из старейших учебных заведений столицы – высшее театральное училище им В.С. Щепкина при Малом театре.

…Открываю двери, трогательно уютные и удивительно театральные: с облетающей местами краской и тяжелой металлической ручкой с орнаментом. За дверьми – проходная, не менее чудная вахтерша с собранными седыми волосами в пучок, видно, уже изрядно уставшая от того гула и гама, который каждый год устраивают в фойе Щепки новоприбывшие абитуриенты. Дальше проходной - огромное зеркало в полный рост, которое так и притягивает к себе твое внимание: ощущение, что, поглядевшись в него, ты уже пусть немного, но актер.
А рядом с зеркалом уже толпится увлеченный театром народ: высокие и низенькие, белокурые и темноволосые – разные лица и типажи собрались в этот день вместе в этом маленьком щепкинском фойе для того, чтобы исполнять свою мечту.
- А почему именно театральное? - подхожу к статному молодому человеку, смотрящему куда-то поверх собравшихся абитуриентов, словно Петр I, огладывающий свой новый город.
- Мне сейчас 22, я закончил в Уфе музыкальное училище по направлению тромбона. Знаешь, что это такое? - удивившись тому, что я произвожу впечатление человека, в первый раз слышавшего о тромбоне, отвечаю, что представляю себе, чем является этот музыкальный инструмент.
- Так вот, теперь я закончил и решил, что необходимо поступать в театральное, потому что хочется заниматься именно этой профессией, - ответ Егора потряс меня своей осмысленностью: раньше я думала, что в театральные институты поступают люди, чаще всего, не представляющие, что есть театр на самом деле. Но этот молодой человек из Уфы явно знал, что профессия эта не из самых легких, если даже не сказать - одна из труднейших профессий в мире.

…Голос старшекурсниц Щепки: «Подойдите, запишитесь!». Я покорно иду получать свой номер на сегодня – уже 138-ой, несмотря на то, что до официального начала записи в час дня остается еще полтора часа.
- Здесь так всегда, некоторые вообще к восьми утра приходят, чтобы успеть быть первыми в списках. Вот на прошлом прослушивании список закрыли на 367-ом номере!- делится со мной своими эмоциями девушка из Самары, уже поступившая в ГИТИС на отделение цирковой режиссуры, но пробующая свои силы на актерской стезе. Таких, как Аня – уже поступивших, среди собравшихся совсем немного: в основном поступают люди, которые только оканчивают школу или те, кто уже является студентами. Однако всех этих абитуриентов объединяет одно: актерское призвание, которое не дает им спокойно жить размеренной академической жизнью с его стройным рядом лекций, семинаров и зачетов. Таким, например, оказался молодой человек чеховского вида, Максим. Его длинный светлый плащ и утонченный платок на шее никак не вязались с тем, что учится он в химико-технологическом колледже, и что читать на прослушивании он собирается Маяковского.
- Я в первый раз вообще прослушиваться буду, - говорит он мне, как-то неуверенно и будто бы теснясь, - А потом, скорее всего, в Щуку и в ГИТИС пойду.

Те, кто уже ходил в эти конкурирующие кузницы театральных кадров, знают специфику каждого ВУЗа. Вот в Щепке, например, больше любят классику, так как училище при Малом театре; в школе-студии МХТ особенно ценят экспрессию; а ВГИК и РАТИ
(недавно переименованный ГИТИС) ориентированны целиком и полностью на кино, так что с ростом меньше 1.70, там появляться не стоит.

Время неумолимо бежит. Теперь абитуриенты стоят дружной толпой в ожидании анкет, которые и будут являться подобием паспорта на прослушивании, только к уже привычным паспортным данным там будут добавлены графы «рост», «вес» и «полное количество лет».

…Узкий коридор, а в конце него небольшая комнатка, куда запускают по пять человек, чтобы заполнить анкету. В этом коридоре образовалась такая давка, что я еле-еле смогла вытащить из сумки телефон, когда мне звонила однокурсница, решившая морально подбодрить меня на пробном прослушивании. Кто-то в толпе, не выдержав, зычным актерским наигрышем закричал: «Люди! Актер- это профессия интеллигентная!». Ответ донесся из другого конца очереди: «Интеллигенция вся с третьей эмиграцией уехала, а кто тут стоит - вообще непонятно».

И, действительно, после утомительной давки в очереди часа два, было уже совсем непонятно, кто и зачем в этой очереди стоит. Половина абитуриентов уже успела позабывать свой репертуар, другая половина порывалась уехать в Щукинское училище, где прослушивание тоже должно было вот-вот начаться.

…Сказка закончилась, когда из заветной маленькой комнатки вышла строгая маленькая женщина и объявила: «На сегодня прием анкет закончен». Симпатичный старшекурсник Щепки, помогающий ей, добавил сочувственно: «Ребята, извините, но… до свидания!». Толпа стоявших ахнула.

… Я как раз должна была пойти следующей…


Рецензии