Поездка домой

 (рассказ)

 
 Сколько лет Николай живет в Москве – все никак не обживется! Учился здесь пять лет, давно работает – а город наполовину чужой! Николай успел и жениться, и развестись. Снова зажил холостой жизнью. Стало еще более одиноко Николаю в огромном городе. На всю Москву – пара-тройка друзей, и у тех всегда свои дела.
 Не может прижиться Николай в Москве. Своя квартира теперь есть. Работа есть. Что еще надо? Душевного тепла не хватает! И тянет его, особенно летом, на родину, в город Иштым. Вот и сейчас – уж август на дворе. Вот-вот кончится отпуск. Все бросил Николай, сел в поезд – и рванул домой, в Иштым, к другу Пете.
 Петя – лучший дружок Коли. Вот уж кореш, так кореш! Сколько было вместе пережито! И когда уехал Николай в Москву, дружба их не завяла. Только окрепла. Они даже не ссорились никогда, не ругались. Зачем ругаться, если понимают друг друга с полуслова? С личной жизнью Николаю пока не очень, а вот с дружбой повезло. Петя работает летом, но для приехавшего Николая у него всегда время есть. С тех пор, как Коля разменял квартиру в Иштыме на Москву, он останавливается всегда у Пети. Хотя родственников полно. Петр как-то ближе родственников. И родители Петины к этому привыкли.
 В поезде с попутчиками не особенно повезло – ехали бабушки и одна замкнутая девушка. Та все время лежала на верхней полке, уткнувшись в книжку. Николай тоже читал. Дорога показалась длинной. К концу девушка не выдержала, спустилась вниз и даже разговорилась с Николаем. Оказалось, иштымская. В Москву к подруге ездила.
 - Понравилась Москва-то?
 - Да. Только дорого все у вас…
 Наконец подъехали к Иштыму. На платформе уже стоял Петя. Обнялись. Как всегда при встрече Николай удивился, что Петр его выше, хотя сам Николай был высокий.
 - Привет! Подстригся?
 - Ну.
 - Куртка классная.
 - Ну. Как жизнь?
 - Живем помаленьку. Вы там как в Москве?
 - Не спрашивай.
 - А че?
 - Да, нет… в общем нормально…
 Они садятся в автобус и едут в центр города. Вокруг полно новостроек.
 - Ты привез нам хорошую погоду.
 Уже по дороге Николай узнает все главные новости. Они состоят в том, что кто-то из знакомых женился, а у кого-то родились дети. В этом году урожай на детей был особенно большим.
 - Пора и нам с тобой уже заводить.
 - Не говори.
 Доехали до Петиного дома. Родители Пети на работе. В его комнате стоит новенький компьютер. Старый тут же. С дороги перекусывают. Петр предлагает Коле располагаться и отдыхать, а сам спешит на работу. И Николай, оставшись один, вдруг чувствует очень хороший покой. Он в Иштыме! Может быть, Коле надо быть в гостях, чтобы чувствовать себя хорошо? В гостях у хороших людей. А вокруг родной город, в котором можно отсидеться, зализать раны после столицы, а потом снова Москва, переполненное метро, погоня за заработком… А нынче он на родине, и впереди десять дней отдыха! В Иштыме он долгожданный гость, и все рады его приезду. Москва – жесткий город. А в Иштыме мягко Николаю. Здесь ритм другой. Другое дело – в Москве возможностей больше. Особенно по Колиной актерской профессии.
 Отдохнул Николай и пошел по гостям. Зашел к однокласснику. У одноклассника новая жена и маленький ребенок. Живут хорошо.
 - А ты чего не женишься, Николай?
 - Спасибо, уже был женат…
 Не пьют одноклассник с женой. Но для гостей есть. Николай выпил один. Одноклассник собирается диссертацию кандидатскую защищать по истории. Какой-то смешной английский фильм посмотрели. Хорошо и мирно в Иштыме!
 На следующий день понаехали родственники – двоюродные братья и сестры – и повезли Николая на большом «Мерседесе» в деревню. Там тетка живет, и дядька. Столы на улицу вынесли. Давай тосты поднимать. Николая видели по центральному телевидению. Тетя говорит:
 - Видела тебя по телевизору. Говорю тебе: «Здравствуй, Коля!», а ты ведь не отвечаешь!
 У тети молодой звонкий голос, хотя ей уже за пятьдесят. Полночи гуляли, песни пели. Ну, ясно – братьев не остановишь! Повезли Николая к себе в гости. У всех жены и дети.
 - А ты что не женишься, Николай?
 - Спасибо, уже был женат…
 Только через день он в квартиру Пети вернулся. А потом целый день болел с похмелья. Только на приходящего Петра открывал глаза – и снова закрывал. Тут еще один дядька позвонил. Так этот серьезно по телефону спросил:
 - Какие у тебя перспективы в столице, Николай?
 - Да какие, дядь Вась! Выжить бы, да не нуждаться. А там – как Бог даст!
 На следующий день опять гулять по городу пошел. Встретил свою бывшую
 учительницу.
 - Ты, - говорит она, - Коля, весь сияешь столичным блеском, как солнышко. Зайди как-нибудь к нам в школу, освети!
 Давненько Коля не заходил в свою бывшую школу. А в Москве по ночам, бывает, снится: идет урок математики или химии, вызывают его к доске, а Коля ни-че-го не знает. Просыпается с радостью – ф-фу! давно уже закончена школа! Да на «четыре» и «пять».
 - Зайду как-нибудь, Сусанна Пална, - говорит Николай и улыбается.
 Хорошо отдыхается в Иштыме! К одному другу зайдешь, к другому, а то вдруг подруга бывшая на улице встретится. Подруги-то бывшие – все давно замужем. И смотрит на них Николай с какой-то светлой грустью. Не жалеет он ни о ком. Сердце его свободно.
 - Чего не женишься-то, Николай?
 - Да что я вам всем сделал!!!
 А Иштым строится. Поговаривают, даже линию метро под ним построили. Да потом обратно засыпали. Побоялись обвалов. Пустоты, дескать, там какие-то внизу. А другие говорят, что линия осталась, но по ней только мэр ездит тайно.
 А дальше – везет Петр Колю на дачу к друзьям. Только под Иштымом такая банька - с вениками, с пивком, да по-черному; такая рыбалка (а соответственно уха!) и такие песни под гитару! И забывает обо всем плохом Коля. Отдыхает. Вот только Петя-друг скоро в Канаду собирается! К кому будет приезжать Николай в Иштым? Но Петр говорит, что каждый год будет из Канады наведываться.
 - А пока – айда, ребята, на Иштымку купаться! Пока солнце светит! Еще пять дней отдыха впереди!


Рецензии
Очень грустный рассказ, Сандро! Сразу вспомнила родную Волгу и свой родной городок Николаевск...

Юлия Руденко   05.03.2008 21:59     Заявить о нарушении
Правда грустный? Хотелось передать любовь к малой родине.

Саша Синюков   18.05.2008 16:07   Заявить о нарушении