Паразиты Разума. Реальность или миф?
Психиатрии известно множество заболеваний, симптоматика которых наводит на мысли о постороннем злонамеренном влиянии. С другой стороны, ощущение подобного влияния часто возникает и у полностью здоровых людей под действием сновидений определённого рода.
Проблема эта сложна для исследования не только потому, что граничит с паранормальным, но ещё и потому, что не исследована человеческая психика как таковая.
Что считать нормальным состоянием человека, а что — не считать?
Нормальна ли шизофрения? А вживание актёром в роль, столь глубокое, что всегда заикавшийся актёр на театральной сцене вдруг перестаёт заикаться? Нормальны ли толкиенисты — или те, кто вписал «Религия Джедай» в графу о своём вероисповедании?
В романе «Кононов варвар» у Михаила Ахманова высказывается гипотеза, что внутри каждого человека, прочитавшего хотя бы одну художественную книгу, зреют зародыши других личностей — своего рода «ментальные оттиски» персонажей книги. У кого-то — многочисленные и яркие, у кого-то — малочисленные и блёклые, но они есть.
Что есть идеология? Или религия? С информационной точки зрения её можно уподобить вирусу, обитающему в мозгах людей и передающемуся через речевой контакт. Критерием выживаемости вируса является его способность убедить жертву в своей полезности.
Правда, идеология или религия не осознаёт своего существования.
Её существование осознают люди — и зачастую воспринимают её крушение как свой личный крах, что и помогает ей бороться за выживание. Но сама она своего существования не воспринимает и рассматривать её в качестве живого существа некорректно.
Есть ли информационные сущности, обитающие в глубинах нашего мозга, не имеющие отношения непосредственно к нам и в то же время осознающие своё существование? Возможно. Например, персонажи сновидений. Кто это знает?
Но они не могут передаваться от человека к человеку в полном объёме. Поддерживая непрерывность своего существования и накапливая опыт.
Каналы нашего общения для этого недостаточно широки.
Возможно ли внешнее — физическое, материальное — существование подобных паразитов?
Говорят, в естественнонаучном русле этой концепцией больше всех интересовался Чарльз Форт. На мой взгляд, наиболее доступным образом она выражена в фантастическом романе Эрика Фрэнка Рассела «Зловещий Барьер». Правда, следует заметить, что если эти существа по образу своего поведения хотя бы на 90% соответствуют описанному у Рассела, то скорее всего весь этот роман от начала и до конца является тщательно рассчитанной дезинформацией.
Забавно ещё и то, что если сравнить обычно приписываемое этим «паразитам» влияние на человеческую психику — расшатывание нашего эмоционального состояния с целью полакомиться эмоциями — с описываемой у русского философа Михаила Веллера сутью человека как «вечно недовольного окружающим миром Изменятеля Реальности», то можно прийти к выводу, что сама суть человека, его отличность от животного мира, вызвана к возникновению этими существами.
Возможно, мы — генетически выведенная раса дойных коров? Эмоционирующих сверх того, чем это необходимо для выживания?
Возможно, вся наша культура, наука и техника, спорт и искусство — является лишь оборотной стороной и побочным эффектом нашего основного предназначения?
Возможно.
В таком случае, что есть мы — за пределами нашего основного предназначения?
Впрочем, я чересчур увлёкся рассмотрением частного сектора одного из возможных вариантов гипотезы о «паразитах». Есть ведь и другие варианты. Существует и кардинально иной взгляд на поставленную проблему.
Что, если они и мы — единое целое?
Даже если забыть о том, что по некоторым теориям человечество без участия этих существ навсегда осталось бы стаей безволосых обезьян, учения многих религий о душе подозрительно напоминают приписываемые паразитам свойства.
Вы знаете, как размножается один из видов кишечного — или желудочного, точно уже не помню, — паразита? Его жизненный цикл начинается внутри муравья, а заканчивается в организме коровы.
Каким образом микроскопический паразит из организма муравья попадает в организм коровы?
Он заставляет его залезть на вершину травинки, чтобы увеличить вероятность съедания этого муравья коровой.
Душу можно рассматривать как паразит энергетического — или вообще неизвестного науке — свойства, жизненный цикл которого начинается в организме человека. Вернее, в организме безволосой обезьяны — человеческим этот организм становится лишь благодаря наличию паразита.
Заметим, что с точки зрения религий авраамического древа именно душа побуждает человека к совершению внешне иррациональных действий. Имеется в виду способность к сопереживанию и эстетическому восприятию.
Очевидно, паразит этот распространяется наследственным путём по мере размножения носителей. Также не исключено, что «паразиты» способны к автономному существованию на протяжении некоего неизвестного периода времени. Этим может объясняться ряд инцидентов паранормального свойства, включая и само поверие о существовании «паразитов». В этом случае можно предположить, что каждая новая человеческая особь заражается «паразитом» уже после рождения.
Правда, в этом случае возникает иной вопрос.
Мы — в подавляющем большинстве своём — ничего не помним о жизни до своего рождения. И уж совершенно точно никто из нас не имеет воспоминаний о своей внечеловеческой жизни — за пределами телесной оболочки.
Следовательно, наш человеческий разум не имеет доступа к собственной памяти «паразита»?
В таком случае насколько глубоко влияние человеческой памяти на «паразита»?
Останемся ли мы существовать после смерти — как прежние личности — или «паразит» с лёгкостью вытряхнет из своей памяти воспоминания о человеческом существовании? Если же и не вытряхнет, то позволит ли он им всерьёз влиять на себя?
Подобно тому, как в теории о внеземных цивилизациях существует парадокс Ферми — «Если Космос полон Разумом, то почему мы этого не видим?» — в теории о загробном существовании существует парадокс Гранта Аллена, который можно применительно к данному случаю сформулировать так: «Если до нас умерли миллиарды людей, и все они обрели загробное существование, то почему столь малочисленны попытки Открытого Контакта?»
Спиритизм так и не снизошёл до ответа на этот вопрос. Лидеры эзотерических культов предпочли отмалчиваться. Невнятно намекая на некие туманные запреты и тоталитарный режим Царства Теней.
И это при том, что какому-нибудь барабашке, расшвыривающему по полу предметы, глубоко наплевать на все запреты и на все тоталитарные режимы вместе взятые.
Всё это легко объясняется, если предположить, что человеческое существование — лишь малозначащий эпизод для «паразита». Даже если он и сохраняет воспоминания о нём. В пользу «сохранения воспоминаний» говорят спиритические сеансы — разумеется, если не считать их абсолютным шарлатанством.
Это всё — не более чем гипотезы.
Причём построенные на гипотетических же предпосылках.
В рамках дальнейшего разветвления «древа гипотез» можно было бы рассмотреть предположение, что все паразиты являются частями единого целого, как бы щупальцами эдакого монстра Тсатхоггуа — кстати, в романе «Паразиты сознания» Колина Уилсона используется сравнение именно с этим лавкрафтовским персонажем. Можно было бы рассмотреть гипотезу, что мы — люди — не более чем мобильные «центры увеселения», как бы кинотеатры и игровые залы на ножках. Но всё это будет не более чем бесплодным гипотезированием.
Свидетельство о публикации №207053000042
Ещё подметил, что у всех НАС есть определённое направление, вектор сознания. Пока довольно широкий, но направление угадывается, хотя и слабо. Всегда было забавно... напишешь какой-нибудь рассказик или зарисовку небольшую, пройдёт несколько лет и если хорошо искать, то можно найти людей, которых тоже посещали эти мысли. Один в один. А ведь МЫ не могли пересечься, никак не могли.
***
Паразиты? Неужели они позволили НАМ разгадать, раскрыть себя? Или это опять манипулирование?
Псирт Нохо 30.05.2007 18:27 Заявить о нарушении