Как стать писателем - 9

Работать быстро - значит, медленно и без остановок. Стабильно работающий мозг выдаёт равные куски текста за равные промежутки времени. Пока рука пишет, ум исследует всё вокруг выписываемого: что ещё здесь может быть, как сказать, что и как может быть лучше, не враг ли хорошего это лучшее, каковы перспективы новых идей. Мысль не издаётся со скоростью мысли, а доверяет свой продукт автоматизму письма и свободно гуляет до тех пор, пока буковки не догонят намерения. А потом к хвосту написанного добавляет подходящее продолжение, закладывая его в кратковременную память, - и опять блуждает в свободном поиске.

Так отвечала на один из вопросов и вдруг увидела, что бессовестно вру. Пока фраза пишется, надо сидеть над ней, не сводя контролирующего мысленного взгляда и удерживая постоянство состояния. Иначе то, что создало фразу, улетучится, и останется пустота. Медитация с упёртым в экран взглядом. Когда фраза дописана, если она не потянула за собой продолжение, надо выйти из заданного состояния и осознать, что вообще и зачем здесь происходит, свериться со смыслом занятия. Уловить изменение, к которому очень часто приводит честнописание, потому что если его проигнорировать, истинный интерес оторвётся от работы, текст станет пустым, скучным и скорее всего отбросится за ненужностью. А замеченное новое заставит пойти к нему, и в этой прогулке с разглядыванием необычностей будет потеряно невесть сколько времени. Блуждающая мысль поднимет и поведёт тело куда-нибудь, хоть кофе выпить, которое ни к чему, только во вред. По пути взгляд зацепится за что-нибудь реальное, и ум может быть оставит опасное и утомительное странствие в мире идеального, обнаружив срочность и важность каких-либо дел. Текст отложится, а потом при чтении покажется то ли завершённым (привет графоманам, которые в этот миг залюбуются своим талантом и позже настрочат десяток подобий), то ли чепухой. Если же кофейная пауза не привела к дезертирству, то придётся принимать решение о том, покинуть старое ради нового или новое ради старого, в обоих случаях без сожалений не обходится. Потом либо пашешь старый участок (за время отлучки почва созрела), либо собираешь ценное для переезда на новое место. Перебирание и оценка ценностей, с том числе инстврументов - это много-много мелких ответственных решений. Хорошо, если трудность и увлекательность уравновешены. Хорошо жить радостным стремлением и счастливым ожиданием, а не одним лишь мучительным "надо".
Вот мне сейчас надо решить, что делать с опечаткой. "Инстврумент" - тут и институционирование, и признание, что вру, и менталитет, и мент как призывающий к порядку агрессивный представитель не принимающего оригинальничающих одиночек общества. Вот сейчас мой внутренний мент добродушно безразличен к тому, каким тяжёлым нагромождением слов сказано о нём. Почему? С какой стати от это допускает? Что за новые настроения? И вот уже зазвучали обсуждающие этот факт внутренние голоса. Кто-то во мне обязан всё выслушивать, но для него это на сегодня не стоящая внимания ерунда, и тогда голоса переключаются на обсуждение власти в целом. Они итак уж давно без царя в голове, но им этого мало, хотят заниматься законотворчеством, старое крушить и новое вершить. Но последовательности у них маловато, и, побузив некоторое время, устают и успокаиваиваются, оставив беспорядок хуже прежнего.
Погуляли, поболтали, пошумели, а работать-то надо, иначе ничего не будет, и старая твёрдая мысль возвращается к тому, на чём была остановлена, или где разделилась на несколько частей, и хочет продолжить первоначальное движение, т.е. в этом тексте возвращается к словам: "Пока фраза пишется, надо сидеть над ней, не сводя контролирующего мысленного взгляда и удерживая постоянство состояния". И вот сижу я теперь над этой фразой, и ищу то первоначальное состояние, а нет его. Надо сосредоточиться, сконцентрироваться, ..., сходить в магазин, сварить обед, ... как можно в такую жару сидеть в городе ... от таких сквозняков недалеко до пневмонии ... на чём доехать до Пироговки ... оставьте в покое несчастное пианино ...

Если на том и завершить, то получится стилевой штамп, узнаваемый как худлит заморачивающе-озадачивающего типа. Не хочу. Хотя знаю силу такой прозы: прилипает из-за незаконченности, требует разгадки. А зачем мне это надо, чтобы моё незаконченное прилипало, вашему конкретному и понятному воплощаться мешало? Ничуть не надо. Случилось с кем-то "ага!" на одной из фраз - и достаточно, миссия на сегодня исполнена.


Рецензии
написано хорошо, интересно, завлекательно и - остановился, застыл в недоумении. Читать это как худлит? Как описание собственного процесса творчества? Как иронию над 'как писать роман и добиться успеха в 30 дней'?

Несомненно, некоторые, прочитав, воспримут буквально; насколько это входило в намерения автора?

Возвращаясь к началу - прочитал с большим удовольствием и хотя бы уже потому - с несомненной пользой.

Малоизвестный Читатель   31.05.2007 21:37     Заявить о нарушении
посчитал читателей за неделю - всего десять; а ведь уже четверг, почти конец недели; какая жалость и какая несправедливость. Может собрать главы в одну вешь и выставить на главной? У меня есть несколько сот баллов, могли бы скинуться

Малоизвестный Читатель   31.05.2007 21:41   Заявить о нарушении
неправда! только вчера появилось! я проверяла.
Итак, надо сосредоточиться, сконцентрироваться, ..., сходить в магазин, сварить обед, ... как можно в такую жару сидеть в городе ... нада ручку с блокнотом захватить

Блаженный Летун   01.06.2007 07:52   Заявить о нарушении
Ну какие же вы хорошие!
Вернусь с концертика - выпишусь во что-нибудь ещё, спасибо вдохновителям. Но приготовьте розги для не выполнившей обещание.

Елена Ермолова   01.06.2007 09:27   Заявить о нарушении
кстати об обещаниях,

получил от Вас электронное письмо ('проверка связи'), ответил и...
похоже, у Вас есть (достаточно интересная) жизнь помимо этих сочинений (you have a life besides...). А розги - что ж, интересная идея.

Малоизвестный Читатель   01.06.2007 15:10   Заявить о нарушении