От сессии до сессии...

-Всё допрыгались…! Завтра экзамен.
-А какой предмет сдаём?
-Китайский язык.
-Фигня, ещё целая ночь есть, выучим….

***

Наверное, так же думал, наш сокурсник Славка, хлебая крепкий кофе чашку за чашкой…. От чужого почерка в чужих конспектах рябило в глазах. Хотелось взять их и просто порвать, как Тузик грелку. Можно было бы, конечно взять учебник, но…. доктор философских наук Селиванов признавал только свой взгляд на мироустройство.
На утро Славку слегка штормило. В башке шумел странный философический коктейль: «… Платон мне друг, но истина дороже… Детерминизм в познании и практике…. Материя – это субстрат или субстанция…». Бр-р-р-р-р…. Сплошной неофрейдизм какой-то….. Зайдя в аудиторию, где сдавали экзамен, перед глазами в тумане мелькали какие-то звёздочки и, как будто издалека, раздался чей-то голос: «Тя-я-я-я-н-и-и-и-т-е-е-е би-и-и-лет». Славка тянуть ничего уже не мог.

-Ему, по-моему, плохо….
-Давайте его на свежий воздух.
-Может скорую вызвать?
-Не надо-о-о-о, мне уже лучше.
-Товарищ студент, идите домой, сдадите в следующий раз. Идите, отдохните.
-Спасибо-о-о-о, профессор….

Взяв бедолагу под руки мы увели его в соседнюю, пустую аудиторию, где и примостили на столе, подложив под голову конспекты по философии. До окончания экзамена Славка спал. Что ему снилось, и снилось ли, неведомо, потому что о том, что он, оказывается, приходил на экзамен, Славке позже пришлось рассказывать нам самим.

Да…..

А ведь, как всё хорошо начиналось. Вступительные экзамены позади. Весело прошёл первый семестр. Вдали от родителей. Свобода! Пиво, бабы, папиросы…… Пардон, если что-то не так ляпнул. И вдруг, бах, экзамены…!!! Откуда что взялось?! Оказывается, в институте учиться ещё надо. Неприятная неожиданность.

Вспомним студенческий фольклор. Ведь, как говорят о студентах:
-Студент прохладной жизни.
-От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год!
-Сдадим свои посредственные знания на «хорошо» и «отлично»!
-Когда студент пришел домой, тогда и ночь.
-Не пиши романы, пиши ШПОРЫ.
-Рыба портится с головы, а студент с хвоста.
-Тот, кто умеет что-либо делать – делает. Тот, кто не умеет – учит.
-Студент спит, а сессию сдаёт.
-Студент, как собака, глаза умные, а сказать ничего не может.
-И т.д.

Плохо, конечно, когда экзаменатор видит перед собой лицо, которое является для него открытием. Отсюда совет первый (как в песне Сличенко): «Ну, покажись-ка ты мне, хоть один только раз…»

Для студента тоже не должно быть такого, что он, наступив, на ногу в столовой своему «родному» преподавателю, бурчит: «Ходют тут всякие….». Нет, преподаватели не злопамятные. Просто они иногда, как и все, бывают злые, а память у них профессионально хорошая.

Совсем было бы неплохо (совет второй), помимо визуального портрета своих преподавателей, выучить их фамилии, имена, отчества. И применять эти знания на практике: «Здравствуйте, Ромен Зеликович!», «До свидания, Эдуард Андреевич!», «Вы сегодня прекрасно выглядите, Людмила Васильевна, впрочем, как и всегда!!!».

Иногда достаточно и этого бывает, чтобы получить зачёт или экзамен «автоматом».

Если были проблемы с посещением лекций, написанием конспектов и т.п., то – совет третий – надо писать «шпоры», т.е. шпаргалки. Писать нужно обязательно самому. А если ещё есть хорошая зрительная память – успех обеспечен, даже, если не дадут ими воспользоваться.

«Шпоры» были разные – классические (маленькие, прималенькие), «бомбы», «крокодилы», т.е. практически готовые ответы на экзаменационные билеты…

Сбор информации о вопросах в билетах надо было осуществлять заранее через студентов других групп - тех, кто уже побывал на экзамене. У нас работали целые разведподразделения. Потом шёл обмен добытой информацией. Взаимовыручка и взаимоподдержка. Один за всех – и все за одного!!!

Боекомплект заправлялся в нашитые под пиджак «карманы» из носовых платков.
Девушки преображались, надевая строгие деловые костюмы из юбки и пиджака с карманАми.
Прикольно было смотреть, как девчонки доставали шпаргалки из-под резинки колготок. Зрелище не для слабонервных….

Советы:
-не оставляйте свои шпоры в столах, убирайте за собой,
-если экзаменатор предлагает тебе оставить твою шпору себе на память – соглашайтесь немедленно, это – уже честь.

Следующий этап. Выбор тактики и стратегии сдачи экзамена.

Идти в первой группе для сдачи, или в последней?

В этом есть свои плюсы и минусы.

Идём в первой группе.
Плюсы:
-экзаменатор, если накануне у него всё было хорошо, имеет соответствующее настроение,
-обычно раздав билеты для подготовки, преподаватель уходил – покурить, поболтать с коллегами и т.п., поэтому можно было хоть учебники доставать для списывания, что некоторые и делали, а что непонятно - хватало времени выяснить у друзей и подруг,
-сам студент ещё не замороченный (накануне обязательно надо выспаться хорошо).

Минусы:
-а вдруг препод не уйдёт, а будет сидеть и пялиться на нас, тогда будем ждать, если надо, когда он отвлечётся на первого экзаменуемого.
Что-то других минусов не видно….

Идём в последней группе.
Плюсы:
-количество оставшихся билетов и их содержание уже вполне определено методом исключения, поэтому готовимся более предметно и конкретно, лихорадочно (это уже минус) перечитывая книжки и конспекты, позаимствовав их временно у отличницы Маринки
Больше, по-моему, плюсов нет.

Минусы:
-план по двойкам, говорят был такой, мол не может быть, чтобы все всё знали (врут, наверное, не было такого плана),
-и ты и препод уже устали, замучались: ты – от ожидания, а он, может быть, от наших бестолковых ответов, и от сожаления за потраченное время, которое он мог провести на даче или рыбалке.

Кстати, о рыбалке. Был у нас преподаватель физики – Виктор Геннадьевич, кандидат наук. Заядлый рыбак. Так он у нас экзамен на озере принимал! Честно! На консультации объявляет: «Завтра едем на озеро Андреевское. Сбор на автостанции в 07-30. Форма одежды – купальная».
Приехали на озеро. Он обращается к собравшимся: «Кто точно знает, что он знает на «отлично»?». Выходит пара-тройка человек.

-Давайте зачётки. Вот вам пять….

Все стоят с раскрытыми ртами.

-Кто знает на три?

Взбудораженные народные массы потянулись за эквивалентом своих знаний. Стоит сиротливая группа не определившихся.

-А вы, значит, хотите четвёрки? Будете подходить по одному. Я с каждым побеседую.

На раздачу слонов после этого ушло минут тридцать. Кому уж как повезло. Но можно сказать, что из практикумов физик имел достаточно адекватное представление о своих подопечных и ошибался редко.

-Все свободны. Благодарю за удовольствие пообщаться с вами. Отдыхайте.

Хорошим принципом некоторых преподавателей при сдаче экзаменов был следующий – ДАЛЬШЕ первого ряда столов не ходить….., чтобы не тревожить тех, кто списывает…..

Самое главное. Первые два-три семестра ты работаешь на зачётку. Дальше зачётка уже начинает работать на тебя. Многие преподаватели во время того, как ты поёшь соловьём, листают эту синюю книжицу, пытаясь утвердиться во мнении - что же это за гусь такой, лапчатый, перед ним?

Ещё – самое, самое, присамое главное. Сдав экзамен, не забудьте это дело отметить.

Don`t Warry, Be Happy!

Фото автора: декабрь 1981 г., перед сдачей экзамена.


Май 2007 г.


Рецензии
Забавно и жизненно)Как говорится: "Студентами становятся только после сдачи первой сессии" )))

Полина Тёмова   15.04.2015 15:02     Заявить о нарушении
Это точно!

:о)

Дмитрий Шишкин   16.04.2015 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.