клф нло а. Воровицкий Жизнь в шутку
ЖИЗНЬ В ШУТКУ
…Вчера я внимательно поглядел на себя в зеркало. Печальное зрелище. Голова пегая – один волосок белый, другой – чёрный. Морщины… И когда только появились? Сердечко барахлит. Старость подошла… А маразмы это как – приятное ли дело? Вот я и думаю, неужели Тони действительно шутил надо мной всю жизнь? Или это только мои маразмы? Пойди-ка тут разберись… А может и не надо… Хотя… Молодость! О ней вспоминать всегда приятно….
Я – тихоня, нескладный, вечно занят решением какой-нибудь проблемы. И Тони – мой единственный друг. Любитель шумных компаний, мастер выпить и пошутить. Душа общества. Ловелас…
Мы тогда в каком-то ресторанчике сидели… Или это была студенческая тусовка? Не имеет значения. Голова у меня была занята другим. Я – ассистент профессора Дойля и он на меня напирал, требуя научных достижений. А найти тему – свежую и оригинальную – не могу. Хоть кол на голове теши – нет идей. Тут Тони меня в бок толкнул.
- Глянь на Марту! Что за девушка! Сколько ребят об неё зубы сломали, а всё потому что к тебе неровно дышит!
А я к этой девушке и сам неравнодушен был. Но подойти…заговорить…
Слышу, наши ребята с хохоту помирают. Я головой покрутил, так и не понял, что их рассмешило. А Тони всё не унимается:
- Чудак! Чего сидишь?! Подойди! Пригласи на танец! Не упускай момент!
Наша компания от хохота чуть не умерла. Над чем же они смеялись?...
Понукаемый другом, я встал и подошёл. Пригласил. С тех самых пор мы вместе… В чём же тут шутка?...
Собственно, именно тогда я заметил, что Тони над какими-то расчетами мучается. Я согласился помочь. Как всегда, кстати. И попросил совета.
Тони рассмеялся и предложил мне заняться проблемой нуль-транспортировки. И свои расчеты предложил. Позже выяснилось, ахинея ужасная…
Я и подумал – а почему бы и нет?! Раз Тони почти смог, значит и у меня выйдет….
- Спасибо, друг, давай в соавторы!
А Тони принципиально: - Нет! Ни в коем случае…. Моё имя даже и не упоминай!
Через год построили первый передаче-приёмник. А я получил Нобелевскую премию. Вскорости стал самым молодым профессором планеты.
Стыдно было…. Работали-то вдвоём, а слава вся мне! Так что я патенты и права Тони уступил. Кстати говоря, небескорыстно. Он мне какую-то часть премии отчислял. Да, и не потянул бы я такое дело…
В чём тут шутка? В идее? Да, вроде нет….
Сколько времени с тех пор прошло? Лет десять, не меньше…
На каком-то званном вечере… Сейчас уже и вспомнить не могу, то ли юбилей, то ли презентация… Смотрю - стоит Тони. Не один, а в окружении целой хохочущей компании. Увидел меня, обрадовался. И говорит мне чуть ли не с ходу:
- Старик, ну что ты возишься с этой нуль транс!... Да, их улучшением целый комплекс институтов занимается… Пора на другую проблему переключиться. Вон, цивилизация от нехватки энергии погибает. Нефти скоро не будет. Солнечные батареи дороги…
И тут как выдаст свою очередную гениальную идею! А на салфетке пару формул написал. Позже, конечно, оказалось, что кое-что перепутал.
А его дружки во время нашей беседы веселились вовсю… Интересно, над чем?! Неужели гениальная идея Тони им смешной показалась? И всего-то дел оказалось, как создать новый тип аккумулятора – накопителя, хранящего энергию без потерь.
Через два годика наш институт со всеми его строениями и заводиком перешёл на собственное бесплатное энергоснабжение, а ещё через год меня оповестили о присуждении второй Нобелевской. Ну, в чём здесь шутка? Ну, явно, я – старый маразматик…
Уж не помню, сколько после этого времени прошло. В тот день я в своей библиотеке освободил третью полку для своих научных работ. Печатают, а я пишу. Работаю, однако. И вот зашёл я по какой-то надобности в кабинет к директору. А там – целая компания во главе с Тони. Что-то там отмечают, коньяк по рюмкам разливают.
Ну, с Тони мы часто виделись. Он массу денег в наш институт и в исследования всадил, вот и наведывался частенько.
- Ральф! Дорогой! Ты-то мне и нужен! Создай, дружище мне движок, чтобы я не столетия, а дни от одной звезды до другой летел!...
Вся компания – в хохот почему-то… А что в этом весёлого?!...
А у Тони наоборот улыбка исчезла.
- Я, господин академик, в это дело готов всё своё состояние вложить… Вот смотри…, - и чертит на листке формулы.
Напутал, как всегда, безбожно. И, как обычно, от соавторства отказался…
К утру третьего дня я эту задачку, в принципе, расколол. И вот что меня удивило. Я по-прежнему находился в том же кабинете, рядом жена, секретарша и целый штат сотрудников. А оказывается, я им ещё и задания давал… Склероз, ничего не помню…
И мне говорят – шутка? В чём?! В яхте, которая через восемь лет отправилась в космос?! Да, мы на ней три звезды посетили. В дальнейшем, эту посудину мне подарили на память, в благодарность и т.д….
Я работал, потом снова работал, что-то где-то сделал. Вот только жаль, что эти склоки… Сколько нервов и времени они стоили!...
Дети подросли и как-то сразу и вдруг стали взрослыми. Расправили крылышки и улетели. Теперь уже по своим взрослым делам.
Звонок от Тони пригласил меня на вечеринку… Ах, да, на встречу бывших студентов…
По-моему, мы тогда немножко перебрали… Тони стал рассказывать, вспоминать. Я в это время руки помыть выходил. Возвращаюсь и вдруг слышу. А Тони ко мне спиной стоял, и не видел, как я к компании подходил.
-…Я пошутил, что, мол, девчонка по тебе с ума сходит… Знаю же. Что Ральф сам в неё влюбился… На тебе результат – самый счастливый брак нашего времени. …Говорю - квартирка у тебя того…этого, а семья… Иди к директору, попроси жилплощадь…. Не поверите! Тот умница с перепугу, наверное, отдал ему особняк, который для себя присмотрел. Так что не каждая шутка – просто юмор… У нас с Ральфом шуточки великими делами порой кончались! …Да, Нобелевскими премиями…А для меня миллиардами…
Ночь не спал. Неужели вся моя жизнь – сплошная шуточка Тони? Женитьба! Работа! Признание! Это всё только шуточка острослова?!
Тут меня такая тоска взяла, что не передать словами. А тут ещё на работе интриги, склоки… а дома, в свободное время, думы одолевают… Неужели вся моя жизнь - сплошная шутка Тони? А что же тогда я?! Неужели я, полудурок, живу за счёт чужих шуток?...
Ну, не идёт у меня работа, всё из рук валится. Была бы супруга жива, она бы… А так и поговорить по душам не с кем… И тут в курилке института слышу разговор:
-… Реган – очень перспективная планета! Там упор на научные изыскания делают. Учёным тёплый приём обеспечен. Особенно тем, кто может похвастаться, что с самим Стариком работал!... Таки, вообще, все дороги, пути и научная карьера обеспечены….
О том, что меня Стариком за глаза называют, я знал… А вот про планету Реган… Что-то доходило. работы учёных из их научного центра читал…
…Зашёл в курилку:
- Так, вы, двое, - ко мне в кабинет и подробно об этой планете доложите…
Скоро они мне всё, что знали, выложили, а потом, уже втроём через Интернет дополнительную информацию считывали. Тут я ещё свой юношеский стих вспомнил:
«…Нету сил, ты устал, пропала воля к борьбе,
Но дымят корабли у причала,
Крепче зубы сожми, исподлобья глядя,
Чёрт возьми! Я начну всё сначала…»
- Э-э-э! Ребята! А не начать ли сначала? Тогда давайте составим небольшой план побега! А так просто меня не отпустят!... Собственно, сто я теряю?! Должность? Думаю, что мне отдел на Регане доверят… А, нет, так хотя бы лабораторию… Деньги? Да, не смешите.. Дом? После смерти жены я в нём практически и не бываю… Ну, а вещи, в смысле, одежду и библиотеку можно ведь и с собой взять!.. Звездолёт-то у меня свой! Хоть старенький и морально устаревший – современные-то в три раза быстрее – но свой и надёжный…
Ребята переглянулись:
- С вами хоть в другую галактику…
Так мы сбежали с Земли. Не было перестрелки, погони и прочей ерунды. Мне кажется, что хватились нас не сразу, а, скажем, только через недельку. Если даже не больше…
Приняли нас, к моему величайшему удивлению, с распростёртыми объятиями. Тут же предложили возглавить научный комплекс. На мои уверения, что я – практик, а не руководитель ответили:
- Ничего страшного, у вас два десятка замов и три секретарши. Мало будет – добавим… Научный городок имеется. Строения, полигоны, прекраснейшее оборудование. Рядом студенты учатся, а сотрудников… Маловато.
А тут правительство завалило заказами, а за что ни возьмись, патент. Нельзя использовать без соответствующей платы. Отсюда делаю выводы. Плати или разрабатывай принципиально новое. Чем, кстати, и занялся.
Для того и улетел с Земли, чтобы всё начать с самого начала.
Хорошо работа шла. Жаль только воплощалось плохо. Как уже сказал, не хватало мне опытных сотрудников. Желание и таланты имелись, а опыта…
Но вдруг стали появляться мои бывшие сослуживцы. Начиная с лаборантов и кончая парой всемирно известных профессоров. И все, как сговорившись, начинали так:
- Я – один из учеников и сотрудников Старика…
дальше варьировали…
Так что дела понемногу налаживались.
Являюсь как-то раз в свой кабинет, или квартиру, не знаю, как её и назвать. А там сидит Тони и спокойненько пьёт кофе!
- Привет, Ральф! По космосу ходят слухи, что ты на меня обиделся. Вот, я приношу извинения и хочу выяснить за что. Чтобы больше не делать таких промахов…
Ах, так! Тут я ему всё и выдал. Ругался, ругал. А Тони только посмеивается.
- Ну, такую ересь только ты мог выдумать. Надо же! Жизнь в шутку!... Ральф, милый! Я всегда шутил. Умирать буду и тогда даже пошучу. Я уже и каламбур по этому случаю придумал… А что такое розыгрыш? Поставить человека в смешное положение. Так ведь?... Я тебя в такое положение ставил? Вспомнил?! Нет. Ни разу не было. Какой там у тебя первый пункт? Женитьба?! Это ты, склеротик, сам забыл… Я ведь видел, как вы друг на дружку смотрели. А подойти не решались…. Хорошая у тебя жена…была… Так, что ещё? Открытия?! И это шутка, говоришь? Ей-богу, не помню.. Может, что и ляпнул, не подумав… Только ведь никто и никогда из моего ёрничества научные открытия не совершал. Да, и физику я вверх ногами не переворачивал… Нет, брат, если я и шутил в тех случаях, но… не над тобой, а вообще …по привычке. И последнее…Это подготовленная мной афера, в которой виноват ты сам… Говорил, жаловался, что проблема не даётся! Тебе нужен был толчок. Я его тебе и дал. Но о какой шутке речь? Кто смеялся? Всякое от тебя ожидал. Не удивился, если бы ты вдруг объявил себя господом Богом.. Твой гений… Но ерунду, нет! Вот уж маразм! Эх, Ральф, я завидовал твоему таланту. Да, завидовал. Гордился твоей дружбой. Собственно, ты у меня единственный настоящий… Может, у меня на душе одна светлая тема? Немного, чуть, слегка! Но это я подтолкнул Гения! В твоём успехе есть и моя крупица!
Я не выдержал и начал успокаивать его. Мол, сам далеко не дурак. Вон, самый богатый человек Вселенной… Начинал-то с нуля…
- Да, не с нуля! На тебя, идиота, ставил…
Успокоил его, доказал, что он не трепло, а умница. В общем, помирились.
А вот ночью думаю: «Моя жизнь – шутка Тони! А если и так? Тогда что? Люди сказку былью делают, а я – шутку? Значит, жил весело! Для души! Пускай, шутка и, пускай, весело, а иначе у меня в жизни ничего не остаётся! Ни любви, ни работы!… Давайте жить с шуткой. Сколько бы её там не осталось! И возможно, Тони ещё раз схохмит и я ещё одно Великое открытие совершу. Переверну мир без Архимедова рычага!...»
АТ
февраль 2007
Свидетельство о публикации №207060200314