Каиниада

Можно только позавидовать режиссерам телесериалов, сопровождающих очередную серию мыльной оперы напоминанием того, что происходило в предыдущих сериях. Не буду пересказывать содержание своих статей, опубликованных ранее в серии «Кто вы и откуда, колесящие?..». Скажу лишь, что в статье «Каиниада» я продолжаю тему, затронутую в статьях «От Вавилона до Белухи», «Быль», «Шумеры, или народ саг-гиг», «История или старина». Они расположены на моей страничке в должном порядке.
________________________




КАИНИАДА


Ты видишь больше и в самих вещах,
 если лучше видишь их причину,
ибо причина – составная их часть
и, конечно же, самая важная.

(Г. Честертон)



Легенду о Каине и Авеле часто поминают в художественной литературе, а с недавних пор уже и в научных трудах. В современной отечественной историософии она даже приняла вид своеобразной метафоры, которую авторы призывают в помощь, когда пытаются придать прозрачный иносказательный смысл давним отношениям, сложившимся между оседло-земледельческой ойкуменой и миром степных номадов.
Вспоминается интерпретация Л. Гумилева: «Были два брата: Каин – земледелец и ремесленник, и Авель – скотовод. Бог предпочел Авеля, за что Каин убил своего брата, после чего был наказан изгнанием в страну Нод. Там Каин благополучно женился(1), и потомки его, несмотря на потоп(2), проповедуют его концепцию, которую правильнее называть не исторической, а социологической. Заключается она в том, что земледельцы – хорошие, а скотоводов надо бить»(3).
Древние тексты часто наводят людей пытливого ума на различные мысли. И в этом смысле Л.Г. не одинок(4). Хотя, по-моему, несколько иной вывод вытекает из текста Святого писания. Дело в том, что многие авторы обращают внимание лишь на первую часть легенды, не рассматривая ее целиком. Однако добиться полноты и точности суждений можно лишь в том случае, если охватывать легенду полностью.
Кроме того, без всякой связи с ранними литературными аналогиями или конкретными событиями и явлениями прошлого происхождение рассказа о Каине и Авеле на страницах Святого писания представляется несколько загадочным. К тому же первоначально он не входил в Библию и появился там позднее(5).
Отмечая особую значимость библейской темы, хотелось бы взглянуть на возможные истоки зарождения этой легенды.


Буриданова ослица

Рассказ о Каине и Авеле, безусловно, представляет интерес, и появился он на страницах Ветхого завета неслучайно. Часть ученых осторожны в своих выводах, полагая, что легенда не отражает конкретных исторических событий, а ее зарождение связывают с усилением роли земледелия и постепенным отмиранием значимости скотоводства в древневосточных обществах.
Существует другая версия. Некоторые исследователи Библии, сужая масштабы, настаивают, что легенда порождена исключительно древнееврейской фантазией и является отголоском неких палестинских конфликтов, которые происходили в отдаленную эпоху между скотоводами и оседлым населением, посвятившим себя земледелию. Они убеждены, что евреи были в те времена скотоводами, поэтому «пастырь овец» стал любимцем Яхве и невинной жертвой земледельца Каина.
Следуя логике этой версии, сюжет библейской легенды необходимо продолжить: Авеля посчитали мертвым, но он остался жив и, как свидетельствует история еврейского народа, временами даже процветал на Земле обетованной.
Правда, что касается Авеля и его потомков, то об этом Библия ничего не сообщает, а вот о Каине сказано. Старший сын Адама и Евы после изгнания был «обречен вовеки вечные скитаться в стране Нод» – где-то к востоку от Эдема. Составителям Библии хорошо известны его потомки.
Сыном Каина был Енох. У Еноха родился Ирад. Сыном Ирада был Махиаель. Сыном Махиаеля был Мафусаил, у которого родился Ламех. Ламех имел две жены. От первой, Ады, родилось два сына – Иавал, праотец кочевников и пастухов, и Иувал, праотец музыкантов, играющих на гуслях и свирели. От второй жены, Циллы, Ламех имел дочь Ноему и сына Тувала-каина, искусного ремесленника по обработке металлов.
Словом, информация есть, и она не позволяет назвать сказание о Каине и Авеле досужим вымыслом, рожденным на пустом месте. Иначе не понятно, для чего авторы Священного писания развивали образ Каина и его потомков? Подобный вопрос периодически мелькает в различных трудах. Пытаясь ответить на него, авторы высказывают предположение, что легенда дает «мифический ответ на вопросы, связанные с существованием кенитов (канитов), кочевников, живших по соседству с израильскими племенами»(6).
Итак, на сегодняшний день существуют две версии появления легенды. Поэтому иногда возникает ситуация, когда исследователи мечутся между ними, пытаясь разобраться, какая же из них точнее? В итоге они либо занимают ту или иную позицию, либо с их научной карьерой происходит примерно то, что однажды произошло с той ослицей, что издохла с голоду между двух стогов сена, решая, от какого же из них откусить? Хотя, следуя житейской логике, она должна была выжить и даже поправиться.

* * *
Попробуем внимательно взглянуть на таинственные народы и племена кочевников, металлургов и музыкантов, обитавших в те далекие времена к востоку от Эдема. Согласно библейскому тексту, они считались потомками Каина. Иными словами, отнесемся к легенде не как к вымыслу, а как к уникальному историческому источнику, повествующему о событиях далекой эпохи во многом уже забытой и ставшей непонятной.
И мы сразу же столкнемся с проблемой: существует две принятые наукой версии географического положения загадочной страны Эдем. Одни ученые утверждают, что она находилась в местности Дильнум в Персии, другие указывают на нижнюю Месопотамию. Но в той части текста, где речь идет о стране Нод, предполагаются именно северо-восточные земли, расположенные у истоков реки Тигр. Ведь как раз там и находилось общество металлургов – Тобалы, а далее на севере открывались владения кочевников – Великая степь. С «музыкантами», правда, сложнее. Хотя подозревать можно жителей Кавказских гор.
Истории известны факты миграции части населения Древнего Востока в направлении Кавказских гор. Сопоставляя существующий археологический материал и свидетельства письменных источников, следует сказать, что далеко не все миграционные волны обращают на себя внимание, а только одна. Вот о ней мы скажем подробнее, но прежде оговоримся.
Сегодня уже можно считать доказанным, что составители Библии не ограничивали свои знания только теми событиями, которые происходили на Земле обетованной. В истории человечества случались куда более крупные трагедии и по своим масштабам, и по своим последствиям, чем происшествия на палестинском пятачке. Именно они, как правило, находили отражение в памяти человечества – истории.
Необходимо обратить внимание также на то обстоятельство, что легенда о Каине и Авеле помещена в той части Ветхого завета, которая своими корнями нисходит к явной месопотамской традиции, поэтому логично было бы предположить, что она навеяна отнюдь не палестинскими мотивами. То есть избиение Авеля произошло, скорее всего, не в Палестине.
Есть все основания полагать, что эта легенда тесно связана с историей государства Шумер и его столицей городом Уром.


...И она зачала и родила Каина...

Город Ур был построен в IV тысячелетии до н.э. на берегу юга Евфрата пришлыми племенами из глубин Азии. Согласно древним текстам, иноземцы появились с востока. Примерно к 2800 году до н.э. население Ура составляло 34 тысячи человек, и занимал он площадь около 89 гектаров(7). Ур разрастался и со временем превратился в город-государство, обнесенный мощной крепостной стеной.
Одновременно с появлением иноземцев здесь зародились новые религиозные культы, которые были увековечены в местных памятниках древнего зодчества. Жители Ура поклонялись богу луны Наннар Сину. Высоко над городом высился конус пирамиды-зикурата со святилищем лунопоклонников(8).
Археологические материалы раскопок свидетельствуют, что ураниды поклонялись также символам Небесной горы и Млечному пути. Считается что здесь, в Уре берет свое начало величественный образ Небесного столпа, посвященный богу Иллои – правителю мифического царства Вечного холода и сна, откуда выходят все души человеческие и куда они возвращаются вновь после жизни на земле.
Кроме Ура переселенцы создали в Месопотамии крупные города Урук, Лагаш, Киш, Ума, Мари и другие, а также ряд поселений городского типа. Их жители занимались главным образом земледелием, создав на плодородной земле сеть оросительных каналов.
Благоприятные условия жизни повлияли на рост численности населения страны: оно возросло почти в десять раз(9). Это привело к образованию большого, густонаселенного государства той эпохи. Так зарождалась первая древневосточная цивилизация Шумер.
Около 2340 года до н.э. Лугаль-заггиси, правитель Уммы, распространил власть на всю Южную Месопотамию и стал царем могущественной державы. Жрецы признали его носителем «светлого разума», удостоив титулом иси-ак (isi-ak). Централизация власти позволила шумерам ощутить некое единство, и они объявили себя народом саг-гиг.


...И еще родила брата его Авеля...

Примерно в 2330 году до н.э. с севера пришел правитель Аккада Саргон I. Он победил шумеров «оружием Замамы». Царя Лугаль-заггиси взяли в плен и «провели его через врата Энлиля», принеся в жертву богам. Аристократическая верхушка Шумера и часть населения растеклась в различных направлениях, скрываясь от завоевателей. Одни укрылись в горах Загроса, другие подались к родственным эламитам в Сузы(10), а также в Южную Туркмению и северо-восточный Иран(11).
Регулярное войско Саргона состояло из 5400 воинов(12). Его экспансия опиралась также на многочисленные племена семитов-кочевников, которые заселяли захваченные территории, поддерживая власть нового правителя.
В окрестностях Ура, представлявших собой цветущий сад, поселился род семитов-кочевников, известный под именем Фарра – «происходит оно от общего для всех семитических языков слова, обозначающего луну»(13). В Книге Иисуса Навина сказано: «За рекою (Евфратом – авт.) жили отцы наши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам»(14). Род Фарры, очевидно, принял веру коренных жителей Ура и поклонялся луне.
Оседая на благодатных землях, семиты переходили к мирному образу жизни, разбивали шатры, занимались скотоводством и промышляли торговлей. У вождя рода Фарры родилось три сына: Аран, Аврам и Нахор. Сложившееся положение вещей новое поколение семитов воспринимало изначальным и ощущало себя частью шумерской культуры. Именно в этой атмосфере прошло детство и юность легендарного Авраама, «отца множества народов»(15).
Объединив Шумер и Аккад, Саргон создал первую древневосточную державу, управляемую семитами, которые охотно приобщались к культуре покоренного народа. Царь лично занимался тем, что собирал книги, заключавшие предания шумерских жрецов, а также призывал составлять новые книги на семитском наречии.
Одно из таких сочинений, отличавшееся крупными размерами, вмещало в себя собрание различных уставов жрецов и все наблюдения предшествовавших астрономов; другое – сообщало грамматические правила обоих языков: семитического и коренных жителей Шумера.


И был Авель пастырь овец, а Каин земледелец

С приходом кочевников для шумеров, занимавшихся земледелием, начали ухудшаться условия жизни. Главное, что подтверждают археологические материалы, пришла в упадок система оросительных каналов.
Между тем у семитской общины, разводившей скот, дела шли неплохо. Судя по текстам Библии, она процветала. Поддерживая существующий режим, ее члены, наверняка, принимали участие не только в военных походах Саргона на соседние страны, но вместе с тем участвовали в карательных экспедициях против недовольных режимом местных земледельцев.


Каин сильно огорчился, и поникло лице его

Стычки земледельцев и скотоводов не обходились без жертв. На этом фоне некоторым образом проясняется загадочная смерть старшего сына вождя рода Фарры – Арана. Согласно библейскому тексту, он умер по неизвестной причине в зрелом возрасте, оставив малолетнего сына Лота. Опека целиком и полностью легла на плечи Аврама.
В то время господствовало суровое право вендетты: «око за око, зуб за зуб». Поэтому новое поколение земледельцев и скотоводов постепенно пропитывались духом вражды друг к другу. Это предположение вытекает из тех фактов, которые сегодня хорошо известны современной науке.


Восстал Каин на Авеля и убил его

Стычки земледельцев и скотоводов не затухали и при жизни Саргона I, а после его смерти (около 2295 года до н.э.) масштабы конфликта расширились, и уже при его сыне, царе Римуше, ситуация достигла своего апогея. «Все страны, которые оставил мне отец мой Саргон, восстали против меня, и не одна не осталась мне верной»(16), – сетовал правопреемник.
При царе Нарам-Сине, внуке Саргона, земледельцы проявили еще большую настойчивость. Наконец, когда Нарам-Син умер (около 2260 года до н.э.), страсти накалились настолько, что вылились в освободительную борьбу.
В этой ситуации семиты-кочевники стали покидать насиженные места, унося в своих сердцах гнев и обиду. Род Фарры «вышел из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую», но откочевать общине удалось лишь на 500 километров к северу, в Харран. Там Аврам исполнил свой сыновний долг, похоронив отца.
Судя по тому, как развивались события тех лет, по-моему, нетрудно понять, какие чувства испытывали Аврам и его соплеменники к тем, кто изгнал их из предместий Ура. Несколько десятков лет гонители и гонимые жили рядом, поклонялись единому богу, а, значит, были породнены религиозным братством, что могло иметь важное значение для кочевников-семитов. Как известно, они и позже выделялись на Древнем Востоке повышенной религиозностью, возвеличив своим усердием иудаизм, христианство и мусульманство. Поэтому в их глазах земледельческий народ саг-гиг, скорее всего, представлялся в образе «братоубийцы».


Где Авель, брат твой?

Словом, так произошло избиение Авеля, которого посчитали мертвым, но на самом деле он остался жив и возродился вновь почти полторы тысячи лет спустя, точнее – в 932 году до н.э., создав царство Израиль. Оно стало вторым по счету государством, которым управляли семиты.
Интересно, что соседствовало древнееврейское государство с царством Иудея, основанным одной из шумерских ветвей. Об этом упоминается в другой части Библии, и эта тема заслуживают отдельного разговора. К ней мы вернемся позже.


...И ныне проклят ты...

В период возвышения Аккада Саргон I и его последователи много зла причинили своим соседям, нажив среди них немало врагов. Военная сцена покорения Суз на «Стеле коршунов» Нарам-Сина, последнего царя Аккада, наглядно показывает, каким образом семиты расширяли свои владения.
Этот образец беспредельной жестокости мозолил глаза обозленным сузианцам, которые давно жаждали крови за посрамленные честь и достоинство. Особую обиду на семитов затаили также горцы кутии, отличавшиеся особой воинственностью и злопамятством. Однако их злоба, в первую очередь, излилась на коренных жителей Шумера, который к тому времени уже крайне ослаб от гражданской войны.


И Бог проклял Каина...

Около 2160 года до н.э. горцы кутии, поддержанные эламитами из Суз, пошли войной на Шумер и разрушили его столицу – город Ур. Эта трагедия нашла художественное воплощение в поэме «Плач о разрушении города Ура» (около 2064 года до н.э.), где реальные события переплелись с мифом и повествуют о том, что Верховные боги решили уничтожить Шумер и его столицу.
Враги осадили город, и начался голод. Верховный бог Энлиль подтверждает трагическую неизбежность, ибо нет ничего вечного, и царству должен прийти конец. Он требует бога луны Наннар Сина покинуть город. Измученные голодом горожане открывают ворота врагам. Ур уничтожен. Лунопоклонники изгнаны.
Особым гонениям подвергались почитатели луны. Причина объяснима. Дело в том, что после завоевания Шумера семиты охотно обращались в чужую религию, забывая свою. Сам Саргон I объявил себя божеством покоренного народа, превратив имя Тенгри в свой титул. Верховной жрицей храма бога луны в Уре была избрана дочь Саргона, а его внук носил имя Нарам-Син, которое получил в честь почитаемого родителями божества.
Не только мечем, но и Богом покоряли семиты свободные народы, оставляя о себе жуткие воспоминания. Поэтому не удивительно, что там возненавидели именно лунопоклонников.


И пошел Каин от лица Господня

Жители разрушенного Ура мигрировали вверх по Евфрату. Однако, покорив Шумер, завоеватели двинулись дальше на Аккад. Их безудержный поток вынудил беженцев подняться выше и уйти на север.
Военная экспансия кутиев и эламитов на столетия опрокинули в безмолвие царство Шумер. Народ покидал родину. Отрывочные письменные свидетельства и археологические материалы времен экспансии кутиев и эламитов позволяют сегодня говорить о массовых миграциях из Месопотамии. Весть об этом разнеслась по всему Древнему Востоку, дошла она даже до Финикии. На одной из клинописных табличек, найденных в Угарите, повествуется о том, как почитатели солнца изгнали из страны лунопоклонников. Но, пожалуй, эта табличка лишь капля в том огромном море литературы, которая с тех пор была написана о земной вражде Луны и Солнца.
Здесь стоит заметить, что в странах Древнего Востока исследователям удалось обнаружить немало свидетельств тому, что, согласно представлениям древних, первым божеством «после измены людей Богу» стало солнце.


...Голос Брата твоего вопиет ко мне от земли

На фоне разыгравшихся трагических событий естественным кажется отказ Аврама от веры в бога луны. В Библии не говорится, как произошла перемена во взглядах будущего «отца множества народов». Вполне вероятно, что эти изменения возникли под влиянием ненависти к изгнавшим его земледельцам. В Ханаан он приходит уже не лунопоклонником, а почитает другого бога. Вместе с тем Аврам изменил свое имя. Отныне его именуют Авраам. У лингвистов не возникает сомнений, что могли означать в древности слова «ав», «ра» и «ам». Отныне род Авраама стал поклоняться солнцу, точнее – богу Ра.
Если попробовать заглянуть в суть глубже, то произошла смерть духовная. Из Ура вышел один человек, а в Ханаан пришел совершенно другой, словно первый умер, став вечным обитателем рая.
Словом, исчез скотовод Авель, почитатель луны, но не бесследно, он как бы растворился в безграничном пространстве духовной жизни, и осталась жива только память о нем, которая породила сказания, передаваемые из уст в уста, из поколения в поколения внутри семитской общины о жизни рода Фарры в предместьях Ура. Позже они нашли отражение в текстах Библии вместе с легендами и мифами Древнего Шумера.
В такой интерпретации события тех лет, по-моему, объясняют, как в Святом писании могла появиться притча о Каине и Авеле, которая отражает реальные события, но, благодаря фольклорному характеру передачи настолько переплелась с сюжетными линиями других мифов и легенд, что сейчас ее трудно отличить от вымысла. Невозможно проследить эволюцию этой древней притчи в устной традиции. Сегодня известен лишь ее поздний литературный отголосок.


...И будешь ты изгнанником и скитальцем...

Миграция людей из Южной Месопотамии в северные земли продолжалась на протяжении долгого времени. Исход народа саг-гиг первоначально носил массовый характер, затем приобрел вид слабых оттоков. Правда, не все население покинуло страну. Часть жреческой касты осталась в храмах, переживая смутное время. Они осели, главным образом, в Вавилоне и сами себя эти люди стали называть «халду», а их страна с тех пор именовалась «Халдея».
Потомки этих верных служителей таинственного культа, свято хранивших знания своих предков, позже стали известны в истории как «халдейские маги», а на Руси их называли просто – «колдунами». Обычно они рядились в черные мантии, на голову надевали остроконечные колпаки. Их одежды были усеяны звездами, в руках они сжимали жезлы, которые во времена частых гонений превращались в посохи пилигримов.


Наказание мое больше, чем снести можно

Между тем, на смену экспансии кутиев и эламитов, набежала другая волна завоевателей. От Персидского залива в северном направлении двинулись племена арамеев. Постепенно Шумер заселили новые поселенцы семитского происхождения и уже в начале II тысячелетия до н.э. здесь появились первые шумеро-аккадские словари, напоминающие современные разговорники.
Новое население Месопотамии постепенно забыло о переселении и считало своей колыбелью страну, в которой, как им казалось, они обитали вечно. Наконец, язык прежних жителей был забыт, сохранившись лишь среди истовых хранителей культа, и память о шумерах постепенно угасла. Но история народа саг-гиг на этом не закончилась.


...И поселился Каин в земле Нод

Изгнанники поселились на берегах озера Севан(17), где разделились на три ветви. Одна из них ушла в Евразийскую степь, другая осталась обживать новые земли, и позже они создали «знаменитую рудоносную страну древности, где жило племя Тубалов, «тибореняне» древних писателей, о которых упоминается и в Библии, там, где говорится о Тубалкаине, то есть тубале-кузнеце, как первом основателе металлургии»(18).
А вот третьи не захотели испытывать судьбу на чужбине. Они вернулись в родные земли, слились с родственными халдеями и повели борьбу за выживание. Именно с этой ветвью народа саг-гиг, должно быть, связаны рассказы о рождении Сифа, третьего сына Адама и Евы. Правда, сами халдеи именовали его Истубаром. Иудеи называли царем Нимродом. Христианским толкователям он известен под именем Белос, а мусульмане считали, что именно он бросил иудея Авраама в раскаленную печь. Об этой ветви народа саг-гиг разговор пойдет в следующей статье «Потомки Сифа».









ПРИМЕЧАНИЯ

1 Некоторые церковные комментаторы считают, что женой Каина была его сестра. Правда, в Библии об этом не говорится.
2 Сноска по тексту: «Потоп» в Месопотамии имеет две даты: вавилонскую по поэме «Энума Элиш» - 2379 г. до н.э., и еврейскую, по Библии - 2355 г. до н.э. (См.; А.В. Шитников. Изменчивость общей увлажненности материков северного полушария.// Записки Геогр. Общ-ва. Т. XVI. М.; Л. 1957. Стр. 220-221, 262.).
3 Л. Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. М. 1993. Стр. 117.
4 Традиционно потомками Каина принято считать хананейскую группу западных семитов. Л. Гумилев, по всей видимости, придерживается именно этой точки зрения.
5 Г. Гече. Библейские истории. М. 1989. Стр. 64.
6 Г. Гече. Там же.
7 Данные по книге: Б. Харенберг. Хроника человечества. М. БЭ. 1996. Стр. 20.
8 Очевидно, именно с той поры человечество пошло «путем Каиновым», как о том сообщает Библия. (Иуд. 11; Быт. 5:8.)
9 H.W. Azzarоli. An Earty Histоry оf Hоrsmanship. Leiden: E. Brill. 1985.
10 Что касается родственной связи жителей Шумера и Эллама, то это предположение вытекает из факта их географического соседства.
11 На территории южной Туркмении и Ирана археологами были найдены модели колес (Шах-тепе, Намазга III), а также повозки (Анау III) и отпечатки цилиндрических печатей. (Подробно: Е.Е. Кузьмина. Этапы развития колесного транспорта Средней Азии в эпоху энеолита и бронзы.// ВДИ, № 4. 1980. Стр. 11-35.) Вопрос датировок этих находок представляется сложным, однако, это не исключает возможности появления обнаруженных предметов в период экспансии Саргона I и эмиграции населения в этом направлении. (Подробно: В.А. Сафронов. Индоевропейские прародины. Горький. 1989. Стр. 164.)
12 Б. Тураев. История Древнего Востока. Л. 1936. Т. I. Стр. 91.
13 З. Касидовский. Библейские сказания. М. 1987. Стр. 84.
14 Библия. Бытие. XXIV. 2.
15 Имя Авраам он получил позже в Ханаане, от рождения его звали Аврам.
16 Цит. по: Б. Тураев. История Древнего Востока. Л. 1936. Т. I. Стр. 91.
17 Миграция населения с территории Древнего Востока в предгорья Кавказа отразились в многочисленных памятниках, обнаруженных на Триалетском плато. Набор украшений и культовых предметов из вскрытых могил по многим аналогиям сравнивается с ближневосточной традицией, и датируются ок. 2000 - 1730 гг. до н.э. Здесь также были обнаружены коллективные захоронения людей (до 30 человек) в Лчашенских курганах, что тоже сравнимо с традицией захоронения царственных особ в Уре. (Подробнее: С. Burney, D. Lang. The Peоples оf the Hills: Ancient Ararat and Cоucasus. L. 1971. p. 95., 104-107.; R. Maxwell-Hyslоp. Western Asiatic Jewellery ca 3000-612. B.S.L. 1971. p. 74-76.; A.A. Burchuladze. et. al. Tbilisi Radiоcarbоn Dates III.// Radiоcarbоn 18. № 3. 1976. p. 355-361.; St. Piggоtt. The Earliest Wheeled Transpоrt Frоm the Atlantic Cоast tо the Caspian Sea. L.: Thames and Hudsоn. 1983. p. 70.; F. Hancar. Das Pferd in Prahistоrischer und fruher histоrischer Zeit. Wien- Munchen: Herоld. 1955. p. 173.; Б.А. Куфтин. Археологические раскопки в Триалети. Т. 1. Опыт периодизации памятников. Тбилиси. АН Грузии. 1941. Стр. 75.; П.М. Кожин. Проблемы историко-культурных контактов населения Евразии с IV тыс. до н.э. по первые века н.э. (происхождение и древняя история колесного транспорта). М. Деп. ИНИОН. № 13481. 1982.; В.Г. Котович и др. Утамышские курганы.// Северный Кавказ в древности и в средние века. М. Наука. 1980. Стр. 46-47.; А.О. Мнацаканян. Раскопки курганов на побережье озера Севан в 1956 году.// СА. № 2. 1957. Стр. 146-153.; Древнейшие повозки из курганов бронзового века на побережье озера Севан.// СА. № 2. 1960. стр 139-152.; Е.А. Румянцев. Реставрация и консервация древних деревянных повозок из Закавказья и Алтая.// СА. № 1. 1961. стр. 236-242.; и др.)
18 Тубалы (или «тибаренян» древних писателей), занимавшие около середины II тыс. до н.э. бассейн реки Ирис, примыкающей к Черному морю. В истории они больше известны как искусные мастера по металлу. Библия рассказывает о Тубале-каине как об основателе металлургии на земле. (Подробнее о племенах Тубалы: Э. Шрадер «Keilinschriften und Geschichtsforschung». 1878. Стр. 155-162.)


Рецензии
Авраам пришел к Богу путем размышлений (Мидраш раба), либо есть несколько другая версия, которую знают те, кто читал Талмуд и мидраши.
Культ Бога Единого Высшего так же древен,как мир, Вы называете Его Тенгри, мы именуем его Адонай, Шаддай, Эль-Цеваот и много еще эпитетов и имен есть у Единого.
Центром учения его была тайная школа в Харране, где учителем во времена Авраама был его же прадед - Эвер.
Именно там Авраам постиг мудрость Бога Единого, а закончил обучение у Малхи-Цедека в Уру-салиме (Иерусалим).
У меня об этом есть в повести "Град Божий", хотя я там только немного об этом говорю. Почитайте, если будет время.
Очень интересно прочесть, отчего Иудея так отличалась от Израиля. На самом деле - по еврейской традиции, раскол был чисто политическим, причем в Израиле были сильны традиции хананейского и финикийского идолопоклонничества.
А еще мне всегда казалось, что каиниты - это нынешние китайцы.

Лев Виленский   11.09.2011 23:38     Заявить о нарушении
Очень интересные мысли, Лев!
К Вам на страничку загляну. Обязательно. С уважением,

Кайрат Бегалин   13.09.2011 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.