Сценическая жизнь актёра

 Человек обладает исключительным достоянием – это способность к самосознанию и самопознанию. Вечное стремление человека к постижению своей сущности и назначения всего мироздания издавна приводит его к искусству, как к самой уникальной форме выражения человеческой мысли.

 Сценическое искусство – один из способов познания человеком человека. Искусство театра - это субъективное представление, становящееся всеобщим мировоззрением и мироощущением. Театр начинается с вопроса и стремления найти ответ в форме актёрской игры. Сценическое искусство предполагает не только понимание, но и сопереживание зрителя, воздействуя не только на сознанию, но и на подсознанию. Что касается личности актёра – то это своеобразный ключ к разгадке запутанных лабиринтов мироздания. Именно поэтому психологи всего мира изучают особенности психики актёра, его мировосприятие и главным образом эмоциональные переживания сценической игры.. Личностные особенности актёра и режисёра – важный элемент в театре, на стыке которых и строится работа, направленная на раскрытие идеи.

 Представление актёра о самом себе и о своей роли - всегда уникальный продукт творческого процесса. Это своеобразная картина времени, истории и общества в целом. Люди нашего поколения имеют огромный генетический опыт, изумительную и всепоглащающую историю. Поколение за поколением до нас протянулись слова за словами, мысль за мыслю, боль за болью, радость за радостью. Наше поколение имеет множество живых примеров личностей разных эпох и народов. Актёры – это своеобразные сталкеры поколений и времён, объединяющее в себе всё время в одно поколение. Не удивительно, что эти люди обладающие сверхчувствительной психикой и часто кажутся обществу «странными» и оторванными от повседневной жизни.

 Подобно другим видам искусства восприятие сценических произведений порождает специфические положительные эмоции (эстетическое чувство, эстетическое наслаждение). В первую очередь, человек, идущий в театр стремится удовлетворить свою потребность в этом эстетическом чувстве познания, найти выражение мысли в новой форме мастера. Восприятие красоты зрителем делает его ближе к общечеловеческим переживаеием, сливает воедино через сопереживание прекрасного, освещая общечеловеческие ценности.

 Станиславский - автор творческой системы воспитания актера, считал, что творческим процессом актёра руковордит чувство «инсайта» или интуицией, которая находится под властью сверхзадачи. Таким образом театр – это непременно группа единомышленников, которые готовы раскрывать свои тайники души во имя общей идеи театра. Иначе мы говорим о несостоявшемся театре.

 Не только личное переживание роли актёром, делает игру более объемнее, но и следование целям и идеям с одной стороны самого актёра, с другой - предполагаемые цели и идеи планируемого персонажа. Дидро в своей работе «Парадокс об Актёре», утверждал, что несмотря на сильные переживание актёром изображаемых чувств, актёр остаётся в стороне от истинных переживаний, контролируя процесс игры. Таким образом, сценическая игра – это своеобразное подражание.

 Существует противоположное мнение. В своей нашумевшей книге «Кино. Театр. Бессознательное» основоположник науки онтопсихологии Антонио Менегетти утверждает, что для достоверной игры необходимо, что бы личность актёра была максимально приближена к планируемому образу персонажа, особенно хорошо если комплексы и страхи героев близки исполняющим актёров. Настоящие актеры не притворяются, считает Менегетти, они действительно страдают и наслаждаются, по-настоящему и всецело переживают, срастаясь с ролью. Поэтому и в сцене, выстроенной на комплексе, актеры смакуют болезнь, трагическую любовь и т.д. Именно настоящее переживание вовлекает в действие публику.
В ролях, персонажах, ситуациях, символах проявляются повседневные страдания человека, это своеобразный пласт общечеловеческих переживаний, которые люди скрывают за комплексами. Раскрепостить бессознательное – цель актёрской игры. Рассмотрев сценическую игру актера, можно заметить, что самыми любимыми для него оказываются роли, в которых всплывает животное начало, сумасшествие, агрессивное саморазрушение.
 По мнению Антонио Менегети, самый хороший актер тот, кто больше всех подвержен ревности, агрессии, наваждениям, сумасшествию, кошмарам, судьбе, страдает от любви и непонимания окружающих. Мнение онтопсихолога достаточно оправдано. Актер — это человек с наиболее ярко выраженной чувствительностью, чаще всего идеалистического представления мира, это вечный искатель истинных переживаний. Возможно сценическая игра помогают актёрам уклониться от собственной тревожащей реальности, с которой дух актёра не согласен, но это основной двигатель творческой работы, вызваный стремлением открыть и изменить этот мир.

 Искусство позволяет воплотить в реальный мир безграничные фантазии, тревожащие воображение. Порой это может казатся абсолютным абсурдом.Оно позволяет познать мир чувственным путём, открыть новые его грани и возможности. Посредством искусства человек выражает то, к чему стремится изнутри, даже если он сам до конца не понимает им созданного произведения. Каждый построенный образ в театре несёт в себе таинство, отражая реальность. Это своеобразная формула жизни.
 
Нина Криночкина (психолог, актёр)
Театр Зои Куликовской - "Часы" - Нижний Новгород, сцена ДК ГАЗ


Рецензии
ШЕКСПИР- ВСЯ ПЛАНЕТА СЦЕНА , А МЫ ВСЕ АКТЕРЫ

далее мое- докажи и заставь мне поверить в искренность твоей роли!!!

Джавид Джалил   20.08.2010 22:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.