Рукописи не горят. Они рассыпаются

КАК КУМРАНСКИЕ СВИТКИ К ПАПЕ РИМСКОМУ В ГОСТИ ЕЗДИЛИ...

Мне рассказали забавную историю. О том, как возили Кумранские свитки на выставку в Америку и Ватикан. Казалось бы, перевезти бумаги - ну что может быть проще? Это же не театральные декорации, к примеру, грузовой самолет не нужен. На самом деле проблема перемещения в другое место Кумранских свитков - огромная проблема. Цены им нет. Примерно определена лишь цена страховки отдельных (выставочных) фрагментов, и речь идет о миллионах долларов. Сейчас кажется невероятным факт, что на первые из найденных свитков, которые привез в Америку один антиквар, приобретший их, в свою очередь, у бедуинов, покупателей не нашлось. На газетное объявление антиквара откликнулся только израильский археолог Элиэзер Сукеник, собравший деньги по подписке и передавший купленные свитки Музею Израиля. Как обеспечить свиткам во время перевозки безопасность и надлежащие условия (определенные температуру воздуха и влажность)?

Перевозили свитки в специально сконструированных для них в отделе реставрации библиотеки конгресса США сумках-контейнерах,оборудованных датчиками и приборами с активированным углем и кристаллами, поглощающими излишнюю влагу. Сумки были уложены в семь ящиков (прямоугольных
и квадратных - в зависимости от длины планшетов). При каждом
ящике состоял курьер, а сам ящик ехал в пассажирском салоне под видом пассажира (да, да, на его вымышленное имя даже был выписан билет) и занимал свое кресло (или даже три). Одному из курьеров поручили самый длинный ящик, который оккупировал три места и ехал под видом трех воображаемых детей курьера. А поскольку у любопытных пассажиров рейса мог возникнуть вопрос: "Что везете?" - разработали легенду: музыкальный инструмент. Если ответ не удовлетворял и вопросы продолжались: "А какой инструмент? В каком оркестре играете?» - курьер пускался в свободную импровизацию.

В Америке Кумранские свитки встречали вооруженные до зубов молодчики, которые провожали израильских сопровождающих с грузом до машины, ощерившись дулами автоматов (замыкающие пятились задом, держа оружие навскидку). В Италии кортеж сопровождали в Ватикан с помпой - карабинеры в сверкающих касках и кожаных крагах, едущие верхом, давали отмашку жезлом. Выли сирены. Встречные машины замирали на обочине, уступая дорогу.

КРУПНЫМ ПЛАНОМ НЕ СНИМАТЬ!

Первые свитки Мертвого моря были открыты полвека назад, и почти такое же время понадобилось на то, чтобы в Управлении древностей появилась лаборатория по их реставрации. Работают в ней всего четыре человека. Все - новые репатриантки. В прошлом - сотрудницы российских музеев. Но тут сразу возникают вопросы: ну а что же происходило со свитками на протяжении десятков лет? Где они хранились? Как? Кто над ними работал? Почему лаборатория появилась спустя столько времени? Неужели в Израиле до прибытия последней алии не было реставраторов рукописей? И наконец, что представляет из себя процесс реставрации свитков, самые древние из которых были написаны две тысячи лет назад?

Я позвонила в Управление древностей и выяснила, что лаборатория реставрации свитков Мертвого моря находится в восточной части Иерусалима - в музее Рокфеллера. Фотокорреспондент получил разрешение на съемку свитков, но с оговоркой: фрагменты, которые не публиковались в книгах (каталогах, буклетах), не выставлялись в музеях и в настоящий момент проходят реставрацию, крупным планом не снимать, чтобы читатели не смогли прочесть самого текста.

Нас такое требование, по правде говоря, несколько обескуражило. Чем оно продиктовано, мы поняли немного позже. Оказывается, в Израиле существует специальная комиссия, которая определяет доступ к изучению свитков, а сам список "допущенных" исследователей со всего мира умещается всего на нескольких страницах. В науке открытие охраняется патентами, здесь - ограниченным доступом. Надеюсь, что после этих объяснений читатель простит нашему фотокорреспонденту общие планы.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФОВ

Как представляют себе работу реставратора рукописей те, кто никогда не слышал о существовании такой профессии? Ради интереса я опросила нескольких человек. И все они ответили примерно одинаково: соединяет сохранившиеся фрагменты между собой, а остальное восстанавливает по смыслу.

На самом деле ни о каком восстановлении несохранившегося текста не может идти и речи. Догадываться о содержании документа по его фрагментам - дело исследователя. Реставратор же должен подготовить для исследователя сам материал, отреставрировав в нем то, что ПОДДАЕТСЯ реставрации, и не трогая того, что реставрации НЕ ПОДДАЕТСЯ. Здесь действует тот же принцип, что и в медицине: не навреди. Потому что известно немало случаев, когда древние рукописи (на пергаменте, папирусе, бересте), пролежавшие в пещере (земле, болоте) сотни и даже тысячи лет, были уничтожены неосторожным обращением первооткрывателя. Они буквально рассыпались на глазах, превращаясь в прах и пыль.

Только реставратор способен определить, КАК ИМЕННО (с помощью каких инструментов и препаратов) можно развернуть свиток, не повредив, КАК законсервировать и хранить его после реставрации. Знания свои реставратор нарабатывает с годами -путем проб и ошибок. Каждый метод буквально выстрадан, потому
что путь, ведущий к нему, не обходится без потерь, к сожалению - необратимых.

Миф номер два - о том, как выглядит древний свиток. Те, кто специально не интересовался этим вопросом, представляют себе, что Кумранские свитки выглядят именно как свитки, свернутые в трубочку. На самом деле Кумранские свитки существуют сегодня в виде россыпи или обрывков, заключенных между стеклами (до реставрации), либо в виде отдельных фрагментов, собранных на планшетах из особого реставрационного картона с нейтральной кислотностью (после реставрации). Помещение, где они хранятся, снабжено тройной системой сигнализации и оборудовано специальными приборами, замеряющими температуру воздуха и влажность. Отреставрированные свитки лежат в выдвижных ящичках - каждый планшет отдельно. Надписи, нанесенные угольными чернилами, сделаны на арамейском, иврите и греческом языках. Все свитки в той или иной степени пострадали.

ВРАГИ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ

По крайней мере одного страшного врага кумранские свитки избежали благодаря своей близости к Мертвому морю - я имею в виду всепоедающего жучка. Реставраторы, обнаруживая на свитках кристаллы соли, предполагают, что вода, которой промывались кожи для будущего пергамента, бралась из местных источников, богатых солями. Но сама соль - тоже враг: ее кристаллы, обладающие способностью сжиматься и расширяться, в конце концов разрывают кожу.

Враг номер три - воздух, насыщенный кислородом-окислителем. Он "чернит" древний пергамент. Повышенная влажность плюс повышенная температура превращают кожу, из которой сделан пергамент, в желатинообразную массу. Этот процесс происходит медленно, и он необратим. Завершают список природных врагов древних рукописей механическое сотрясение (землетрясение, например), солнечный свет, плесень и грибки.

Но есть враги искусственные, бросившие вызов самому ВРЕМЕНИ и во много раз ускоряющие процесс гибели свитков. Например, не-безывестный скотч (клейкая лента), изобретенный в XX веке, который использовался для фиксации и сохранения фрагментов свитков: никто и не предполагал тогда, какой урон он нанесет впоследствии древним рукописям. Клей со временем проникал внутрь свитка: нанесенный с изнанки, он выходил на поверхность со стороны самого текста, разрушая пергамент. Нет на свете вещи, которая бы не подвергалась разрушению, но замедлить этот процесс - можно.

Те фрагменты, которые по какой-то причине остались незаклеенными, сохранились гораздо лучше. Ленту же, которой свитки склеивались сорок лет назад, реставраторы снимают сегодня с невероятным трудом. Самое поразительное: она до сих пор сохранила свои клеющие свойства. Сотрудники лаборатории потратили целый год только на то, чтобы изобрести БЕЗОПАСНЫЙ метод снятия скотча с поверхности свитков.

- Мы обращались за консультацией в музеи и библиотеки мира, -рассказывает Лена Либман. - Особенно нам помогли специалисты из фонда Гетти (носящего имя своего основателя - Поля Гетти), который находится в Калифорнии и принимает участие в спасении самых знаменитых памятников древности: например, фонд Гетти осуществлял реставрацию росписи на стенах погребальных камер египетских пирамид. Заинтересовалась свитками Мертвого моря и сотрудница отдела реставрации библиотеки конгресса Линда Стайбер - крупный специалист в области ликвидации последствий скотча. В конце концов общими усилиями метод был найден: целлофановый носитель снимается при помощи нагретого хирургического скальпеля. Это требует аккуратности, внимания и терпения. Затем наступает самый трудоемкий момент (он длится часами) - вычищение жирного пятна, оставленного клеем. Мы не открываем сразу весь фрагмент, чтобы исключить доступ воздуха, а работаем поэтапно с маленькими (площадью в 2 квадратных сантиметра) кусочками. Специальным составом удаляем остатки клея, накладываем компрессы. Реставрация не самого испорченного свитка занимает не меньше двух-трех недель, и эта работа по снятию скотча не имеет конца. Не только на нашу жизнь хватит, но и на жизнь тех, кто придет нам на смену. За четыре года мы отреставрировали полностью всего сто номеров (планшетов с фрагментами свитка).

...Кстати сказать, в Управлении древностей сегодня можно встретить немало новых репатриантов. Лену Либман я уже представила. Остается только добавить, что в "прежней жизни" она работала в отделе реставрации рукописей Института реставрации в Москве. Позднее в иерусалимскую лабораторию пришли: Татьяна Трейгер, в прошлом - сотрудница Эрмитажа; Татьяна Битлер - бывший работник Тверского музея; Ася Векслер - книжный график из Санкт-Петербурга, Ольга Негневицкая - бывшая сотрудница Пушкинского музея, занимается в Управлении древностей реставрацией археологических тканей.

...Наиболее уцелевшие ("парадные") свитки выставлены в Израильском музее. В хранилище же музея Рокфеллера сосредоточено большинство находок, часть из которых наполовину рассыпалась в труху. И именно сюда приезжают исследователи из всех стран мира. До создания лаборатории их работа со свитками не имела стольких ограничений, которые появились сейчас (впрочем, исследователи быстро привыкли и приняли новый порядок). Свитки выдаются для исследования в специальных плексигласовых коробках, снабженных ультрафиолетовыми фильтрами. Мнение сотрудников лаборатории по поводу того, какие из свитков можно вести на выставку, а какие – по степени сохранности – нельзя, является решающим.

ИСПЫТАНИЕ

Когда Управлением древностей был объявлен конкурс кандидатов в реставраторы свитков Мертвого моря, сюда потянулись художники, реставраторы, графики, бывшие музейные работники. Экзамен занимал три полных рабочих дня. Одно из заданий заключалось в следующем: испытуемому давали разорванную на мелкие клочки газету, и он должен был собрать и склеить ее так, чтобы она практически не отличалась от неповрежденной. Некоторые, покорпев над обрывками несколько часов, клали инструмент и лупу на стол, говорили: "Извините, я понял, что не подхожу для этой работы" - и уходили.

- Для такой работы нужен особый характер, - считает Лена Либман. - Не только способность сидеть неподвижно часами, но и некоторая занудность, аккуратность, педантизм. В реставрации такого рода нельзя делать работу приблизительно - надо обязательно дожать до точки. С другой стороны, если мы чувствуем, что приближаемся к слишком опасной зоне, предпочитаем оставить все так, как есть: испортить легко, восстановить невозможно.

...Реставраторы имеют дело со специальными материалами. Используемые здесь клей и бумага таковы, что они не могут причинить древней рукописи вреда: не оставляют никаких следов и легко снимаются, возвращая свитку первозданный вид. Древним пергаментам одинаково страшны и избыточная влажность (происходит желатинизация), и избыточная сухость (основа рассыпается). Каким же чутьем (или опытом) должен обладать реставратор, чтобы, очищая свиток от тысячелетней пыли и грязи, чувствовать кожей пальца даже не каплю воды, а ее малую часть! На каждую единицу хранения заводится карточка, в которой отмечаются все поврежденные места, характер повреждений и описывается проделанная реставратором работа.

ПЕРВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Лена Либман, рассказывая о своем приходе в музей Рокфеллера, обронила такую фразу: "Мне и в голову не могло прийти, что свитки Мертвого моря еще нуждаются в какой-то реставрации. Я была уверена, что все это давно сделано и находится в достойном состоянии". Самое время задаться вопросом: а что же было до? Ведь свитки были найдены полвека назад.

Когда найденные свитки были доставлены в Палестинский археологический музей, расположенный тогда на территории Иордании, над ними в основном работали английские ученые. Многим тогда казалось, что с прочтением свитков удастся разгадать множество тайн древности - наконец-то все откроется в первоисточнике. Эти надежды не совсем оправдались - первоисточник оказался довольно разноречивым. В свитках обнаруживалось несколько вариантов одного и того же текста. Имя Христа в них не упоминается, но говорится о некоем Князе Света. И каждый волен толковать это как угодно. По всей видимости, свитки принадлежали религиозной общине, которая скрывалась и жила в Кумранских пещерах. Свитки содержат тексты, не только имеющие отношение к ТАНАХу и апокрифам, но и документы вполне прозаического содержания - деловые и брачные контракты и т.п..

После того, как их нашли, свитки были в относительно неплохом состоянии. Ученые объясняли эту сохранность климатом пустыни и микроклиматом самих пещер. Последнее предположение было опровергнуто сравнительно недавно. Один из сотрудников Управления древностей на протяжении года ежемесячно спускался на веревке в Кумранские пещеры, чтобы снимать показания установленных там термометров и гигрометров. И что же выяснилось? Ни о какой стабильности и особом пещерном микроклимате не может быть и речи - разница между дневной и ночной температурами в пещерах слишком велика, не говоря уже о сезонных перепадах влажности. Свитки сохранились лишь благодаря тому, что на протяжении многих сотен лет к ним никто не прикасался.

Человек принес свиткам Мертвого моря только вред. Сначала это были бедуины, которые, прослышав о вознаграждении за каждый найденный клочок рукописи, разрывали свитки на куски в надежде получить больше денег (археологические экспедиции были снаряжены в эти места гораздо позднее). Да и исследователи, которые открывали свитки без помощи реставраторов, нанесли им немало вреда. На фотографиях того периода можно заметить, что фрагменты свитков разложены на столах при открытых и не затененных от солнца окнах, над ними склонились исследователи. И, тем не менее, именно эти люди проделали самую каторжную часть работы (продолжалась она не один год) - рассортировав найденные фрагменты и распределив их по временным периодам.

В 60-е годы в Израиль приезжали специалисты Британского музея, учили сотрудников музея Рокфеллера каким-то приемам и через пару недель, в лучшем случае через месяц-два уезжали. В 70 - 80-е годы большое количество свитков брал на реставрацию Музей Израиля, после чего вернул их в хранилище. Те же свитки, которые не прошли реставрацию, оставались в том состоянии, в котором они были в 40 - 50-е годы, когда их в основном и находили. Восточный Иерусалим отошел к Израилю вместе с музеем Рокфеллера только в 1967 году. Со временем стала очевидной необходимость профессиональной реставрации свитков. Тогдашняя начальница всех лабораторий Управления древностей Сара Бен-Арье била во все колокола, пытаясь пробить эту идею, но безуспешно. Между тем если бы такая лаборатория появилась 30 лет назад - необратимых потерь было бы намного меньше. Когда же дело наконец сдвинулось с мертвой точки, Сара Бен-Арье первым делом обратилась к Эстер Бойт-Алкалай - основательнице реставрационных лабораторий в Национальной библиотеке в Иерусалиме, в Лондонском морском музее и в Музеон ха-Арец (она и по сей день является главным консультантом новой лаборатории). К этой работе также были привлечены сотрудники реставрационной лаборатории Музея Израиля, возглавляемой Леей Офер. Специалисты дружно решали, что им делать с огромным количеством гибнущих свитков (их более тысячи, каждая единица хранения содержит до ста небольших фрагментов). Решение было поистине судьбоносным. И не только для такого уникального исторического памятника, каким являются кумранские свитки, но и для новых репатриантов, обеспечивших себе в Израиле прекрасную профессиональную нишу на многие годы.


Рецензии