В горах

 Горы снятся всем – даже тем, кто ни разу не видел их воочию. Соединяя вершинами небо и землю, красоту и мужество, восхождение и созерцание, давая прибежище на своих склонах всей живности, способной притерпеться к скудости их даров, горы во все времена служат мечтою и стимулом к самоодолению, отделяя сильных духом от прочих пропастью, но при этом наполняют спокойствием даже самую мятущуюся душу. Вкус гор – это вкус одиночества, разделенного со всеми.

 В одном из походов на Заилийский Алатау, куда наш альпклуб отправился на излете лета, Властители гор завязали узелок на нитке моей судьбы, уготовив провал в тридцатиметровое ущелье. В то утро друг мой Андрей и я, научившиеся чувствовать один другого в десятке совместных восхождений, отправились на разведку оледеневшей тропы, что еле заметно вилась между скалой и пропастью. Шли, как водится, в связке, осторожно ставя быстро коченевшие ноги на неровную замесь каменной крошки и льдинок, с тихим шорохом осыпавшуюся в обрыв.

 На одном из многочисленных поворотов, которые одолевали чуть не ползком, плотно прижав тело к скале и цепляясь пальцами за малейшие выступы, я таки не удержал равновесие, опершись на хрупкий отросток камня и, взмахнув руками, скользнул к обрыву. Напарник мой что было сил вцепился в края трещины, изогнувшейся в отвесной глыбе и крикнул: «Держись!» Повиснув на туго натянувшейся страховке, я начал было подтягиваться обратно, но спасительная веревка перетерлась об острую кромку и – тело мое устремилось вниз, в пустую чашу смерти.

 Перед глазами в доли секунды пронеслось все главное и лучшее, что успел я впитать и совершить в жизни, за что мог поблагодарить Создателя, и вспыхнуло последним ощущение красоты: брызжущего лучами чистейшего воздуха и переливающегося самоцветами снега, летевшего мне навстречу…

 Сознание возвращалось медленно, возникая в ощущениях головы, рук, ног. Сначала не мог понять, где и в какой позе находится тело, пока не увидел внезапно себя – иным зрением – сверху, с высоты низко летящей птицы: рваные края наста очертили дыру в вековечном снегу, и где-то там, в глубине, темнело нечто полузасыпанное снегом, недвижное, словно и не принадлежащее мне более… И первым чувством была не боль, не растерянность, а жалость к этой маленькой странной оболочке, желание помочь ей ожить, подняться и сделать шаг туда, наверх, где ее очень ждали. Именно эта жалость и дала мне силу выбраться из толщи вечного холода, встряхнуться и поползти в интуитивно выбранном – или увиденном с той высоты? – направлении к спасению. Стрелка внутреннего компаса, не колеблясь, застыла последней звездой на молочно-сером предутреннем небосклоне. И через боль и усталость, страх и отчаяние тянулся ее прозрачный луч к моему сердцу, оставляя неровную борозду на снегу – все дальше от ямы, все ближе к вершине, где жил-искал-боролся за мою душу лагерь Надежды, преданные мои друзья. И в какой-то момент ясно почувствовал, как смерть, сопровождавшая меня в пути, повернула и заскользила назад по оставленному мною следу. Не выдержав, я обернулся – и увидел, как порывом ветра большой кусок ледяной корки обрушился вниз, погребая под собой безысходность. И вскоре же на меня наткнулась группа ребят, которые и доставили меня на стоянку. Но еще долго в случайных местах передо мной возникали паденье в искрящийся снег и тихая тень уползающей смерти…


Рецензии
Да, горы это особый мир... Наверное сложно найти человека, на которого горы не производили бы впечатления и оставляли равнодушным, такие люди в горы не лазят :)
А вот эпизод с перетиранием верёвки привёл меня в недоумение - это что за верёвка такая, которая может так уж моментально перетереться? В американских мультиках и боевиках такой штамп - понятное дело, но в рассказе о реальном жизненном происшествии? Приходилось мне и самому на верёвке висеть и напарника вытаскивать, но чтобы вот так перетёрлась и порвалась основная верёвка 12 мм с капроновым сердечником - не представляю и о таких реальных случаях ни разу в жизни не слышал. Неужто так всё и было, или это такой художественный приём?

Андрей Быструшкин   20.10.2009 11:52     Заявить о нарушении
Увы, не художественный, Андрей. Просто веревка была в одном месте наполовину перетерта, недоглядели. Но в принципе это ерунда по сравнению с попаданием в селевые потоки. так целыми группами гибли.

Игорь Желнов   20.10.2009 16:43   Заявить о нарушении
Ну в таком случае Вам сильно повезло! Гибнут в основном от собственного разгильдяйства, сам падал по дурости, к счастью удачно. С нашей группы на Сабле девчонка погибла, решили небольшой язычок проскочить без страховки, зарубиться не смогла... До сих пор не могу простить инструктора, сколько лет уж прошло, как подумаю - всё внутри переворачивается.
Удачи Вам! И творческого вдохновения! Судя по перлам ваших дочек, этого вам не занимать :)

Андрей Быструшкин   20.10.2009 18:45   Заявить о нарушении
Уважаю Вас! Но, как трудно нам дома переживать за Вас родные. Мой брат в составе сборной( Сергей Бершов, Михаил Туркевич, Женя Виноградский и др.) в 90 г-а совершал траверс 4 вершин Канченджанги, затем была северная стена Лхотце, затем, втихоря от родных, пик Каравшин, где они провисев неделю вдвоём над пропастью, всё таки взяли вершину. Недавно, приехав ко мне, он долго стоял у большой фотографии пика Каравшин: - "Да. Сейчас мне страшно", - сказал он. Я хотел добавить, что ещё страшнее каждый день ждать Советский спорт и с замиранием читать отчёты об экспедициях. Слава Богу, когда всё хорошо заканчивается и дай Бог всем удачи и меньших нам переживаний!

Михаил Погорелов   31.10.2009 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.