Ной и его сыновья

Согласно халдейской традиции, Ксисутрос и его жена были причислены к богам, и «жили в далекой стране у устьев рек». Где именно она располагалась, доподлинно неизвестно, но часть исследователей считает, что речь идет об истоках рек Тигр и Евфрат – двух главных рек Месопотамии. Однако…
Однако на самом деле там в конце III тысячелетия до н.э. произошло разделение народа саг-гиг на три ветви. Часть вернулась в Вавилон и основала Халдейское царство. Другие осели в Закавказье и создали «знаменитую рудоносную страну древности». Позже они стали известны как общество металлургов Тобалы. Сам же Ксисутрос, его жена, дочь и кормчий по имени Бусур-Шадираби удостоились чести жить среди богов в таинственной стране, куда их увел бог Бел.
Интересно, что в легенде о путешествии Истубара, который отправился на поиски Ксисутроса, он прибыл не в Закавказье, а в другую страну. Напомню, Истубар миновал страну Мас, добирался до морского берега и только после полуторамесячного плавания оказывается в стране, расположенной среди болот. Вот там и жили Ксисутрос и его жена.
Страна Мас, морской берег, полуторамесячное плавание и болотистая местность упоминаются в легенде неслучайно и, по всей видимости, указывают направление в пределы Великой степи. Увы, но о проникновении народа саг-гиг на территорию степной полосы Евразии древние письменные источники ничего не сообщают. И тут на помощь приходит археология.
Опираясь на научные сведения, добытые при раскопках, можно уверенно сказать, что в конце III – начале II тысячелетий до н.э. в северные земли Причерноморья и Прикаспия проникли пришельцы с юга. Одновременно с появлением иноземцев наблюдается смутное волнение безымянных племен и народов. Появляется большое количество «домов на колесах» в виде фургонов, приспособленных для длительных странствий. Причем, в их конструкции прослеживается связь с месопотамской традицией.
Пришельцы обнаруживают себя не только на примерах распространения колесного транспорта. Наиболее надежным индикатором выступают консервативные элементы культуры – керамические изделия, традиции погребальных обрядов, особенности иконографических изображений и другие археологические факты.
На пути продвижения иноземцев еще в середине III тысячелетия до н.э. сложились крупные культуры: куро-араксская в Закавказье, майкопская на Северном Кавказе и далее в степной полосе – древнеямная, располагавшаяся на огромной территории от Днестра до реки Урал.
В ходе расселения пришельцев в жизни местного населения произошли изменения. С появлением чужеземного народа и их экспансией связаны последовательные миграционные волны носителей культур шнуровой керамики и боевых топоров, которые были оттеснены в лесную зону(1).
Вместе с тем образуются новые культурные общности, и постепенно складывается иная композиция расселения безымянных племен и народов, ставшая на протяжении нескольких веков основой политической и экономической жизни этого региона.

* * *
На рубеже III – II тысячелетий до н.э. в степной полосе Евразии наступил бронзовый век, технология которого позволяла создавать сложные и дорогостоящие виды вооружения. Именно в это время зарождается военная каста и появляется особая группа воинов-колесничих.
Благодаря находкам, ученым удалось определить на основе различий в этнокультурной атрибуции ряд археологических культур, возникших на основе смешения частей местного и пришлого элементов. Большинство из них просуществовало здесь до XVIII до н.э. что подтверждается радиоуглеродными датировками. Затем их следы теряются.
Это объясняется тем, что в начале II тысячелетия до н.э. в центральной части Евразийской степи начинает устанавливаться сухой и жаркий климат. Взаимодействие атмосферного и гидрологического факторов вызвали перемены в ландшафте и почве. Происходит падение уровня грунтовых вод, сокращение травостоя, возрастание солонцеватости почвы. Позже границы природно-климатических изменений расширились.
В этих условиях люди стали переходить к кочевому скотоводству. Наконец, в XVIII веке до н.э. степные просторы Евразии охватил сложный водоворот движений и контрдвижений безымянных племен и народов. К сожалению, ничего определенного сегодня еще неизвестно о письменных свидетельствах местных жителей, а также о существовании у них устойчивой культурной традиции, запечатленной в легендах и мифах.
Пожалуй, халдейская легенда о путешествии Истубара – самое древнее и пока единственное письменное свидетельство, известное на сегодняшний день, которое в какой-то степени указывает на существование связей между жителями оседло-земледельческой ойкумены Старого Света и степной полосы Евразии в ту далекую эпоху.
Именно халдейская традиция в отличие от других традиций сохранила описание маршрута в страну, где жил спаситель всего человечества Ксисутрос, которого шумеры именовали Утнапиштимом, а составители Библии – Ноем. Правда, только Святое писание сообщает о его потомках.
Согласно текстам Ветхого завета, у Пророка Ноя было три сына – Сим, Хам и Яфет. Часть исследователей Библии добавляют к этому списку дочь Ноему. Сообщается также, что в семье Ноя произошел конфликт, после которого отец изгнал Хама из страны.
Хам ушел, а его сыновья стали праотцами «ханаанян, египтян и эфиопов». В этой связи особый интерес вызывают события, произошедшие в начале II тысячелетия до н.э. на Древнем Востоке и в Египте, которые, надо полагать, и подразумеваются в рассказе об изгнании Хама. Разговор об этом мы продолжим в статье «Потомки Хама, или Народ гиг-саг».


Рецензии