Узбекистан чупа-чупсная страна,

ИЛИ О НЕКОТОРЫХ ПАРАДОКСАХ НАШЕЙ ЖИЗНИ

"Наше государство правовое - каждый в нем имеет право воя".
(Владимир Туровский, Канада)

Национальные средства массовой информации, особенно государственные, представляют Узбекистан в таком «сладкой» виде, что республику некоторые остряки стали называть Страной Чупа-Чупса. Впрочем, в этом есть глубокий смысл, если посмотреть на золотой символ независимости, который расположен на площади Мустакиллик в Ташкенте.

Огромный глобус, в котором отображен только Узбекистан и то размером с целый континент, действительно напоминает конфету «Чупа-Чупс». Его «сладость» заключается в том, что он внушает узбекистанцам об их единственности и исключительности, а история государства слизана с книг и учебников цензорским языком: вместо нее людям преподносят сказки типа «Великого будущего». Это вызывает усмешку у многих гостей, которые, кстати, ознакомившись с реальностями повседневной жизни республики, стали назвать Узбекистан еще и Страной парадоксов.

А парадоксов здесь хватает. Начать хотя бы с того, что семидесятилетняя история существования республики канула в забытье, а жителям внушается, мол, жизнь началась с 1991 года. Получается, что до этого у нас было какое-то загробное существование…
В стране все поставлено с ног на голову. Объявляем об успехах узбекской модели развития, а между тем фермеры и служащие месяцами не получают заработную плату, пенсий и пособий еле хватает на полузагробную жизнь. С пеной у рта доказываем иностранцам, какой благоприятный инвестиционный климат в Узбекистане, мол, добропожаловать к нам, а собственные предприниматели собирают манатки и мотают в Казахстан (туда даже дехкане хлопок по ночам тащат! – что тут говорить).

Разве можно назвать естественным, когда о результатах экономических реформ и состояния народного хозяйства населению республики докладывает… Министерство иностранных дел. Так, недавно в Доме приемов МИД в Ташкенте для журналистов был организован брифинг, на котором первый заместитель министра Владимир Норов рассказывал, каков объем валового национального продукта Узбекистана, темп роста экономики в целом и ее отраслей в отдельности, размеры инвестиций, в том числе зарубежных, направляемых в социальную и производственную сферы. Он также осветил проблемы снижения уровня инфляции, кредиторско-дебиторской задолженности, доходах населения, выполнении государственного бюджета. Кто мне не верит – почитайте газету «Бизнес-Вестник Востока» от 18 февраля 2004 года. Присутствующие на брифинге представители других ведомств играли, скорее всего, роль статистов, создавали своеобразный фон для МИДа, потому что об их выступлениях пресса умолчала (действительно, а что может сказать замминистра экономики С.Хасанов, зампред АВЭС Н.Наджимов, первый зампред Госкомимущества И.Яковлев после В.Норова?).

Я, например, был уверен, что основная задача МИДа – это претворение в жизнь внешнеполитических задач государства, реагирование на изменение геополитической ситуации, снижение потенциальной угрозы для страны через развитие сотрудничества и урегулирование конфликтов дипломатическими способами и пр.

А проблем во внешней политике у Узбекистана полным полно, и они решаются далеко не на трезвую голову, или, во всяком случае, разумными их назвать сложно. Достаточно того, что Ташкент объявил Кубе экономическую блокаду из-за того, как выразился экс-коммунист и такой же экс-министр Абдулазиз Камилов, что там строят коммунизм (а вот выступить против Китая духа или пука не хватило) – это, видимо, квинтэссенция дипломатического искусства. Трудно назвать добрососедской инициативу МИДа Узбекистана по введению визового режима с «братскими» Таджикистаном и Кыргызстаном. Да и мины на границах, на которых подрываются мирные гражданские лица, – это, явно, не фонтан яркой дружбы.

Уже сколько лет не решаются планы по Центрально-Азиатской интеграции, о перспективах которых трубят масс-медиа Узбекистана. Аж четыре раза меняли вывеску этой аморфной структуры, увеличили число членов-участниц, главы государств собирались на высоких площадках, целовались и пили шампанское, а воз и ныне там – ни хрена не сдвинулось с мертвой точки. Так никто и не понял, скажем, а почему Узбекистан вышел из ГУУАМ (теперь это просто ГУАМ). Да и Ташкентская конференция по безопасности в Центральной Азии, которую с трудом в 1995 году организовал МИД Узбекистана в противовес Казахстанскому Совещанию по мерам доверия в Азии, оказалась такой бесполезной и неавторитетной, что о ней мы сами благополучно забыли.

Выскочили в чем мать родила из Договора о коллективной безопасности СНГ, а когда талибы пошли в атаку в соседнем Афганистане, так у правительства Каримова ножки от страха затряслись, сразу дипчинуши забегали по заграницам в поисках защиты. Не понятно, чем думали в этом ведомстве, когда объявляли о денонсации Договора? Наверное, совсем другим органом…
А теперь государственная структура, возглавляемая Садыком Сафаевым, решила начать подобные «успехи» и в экономике Узбекистана? Иначе с чего это бы дипломату В.Норову, пускай он по профессии математик+милиционер, философствовать о тенденциях сферы, которая к нему не имеет никакого отношения.

Или, может, это знак того, что вскоре будут объединены министерства экономики и иностранных дел? Тогда не стоит удивляться, что вскоре министр здравоохранения будет отчитываться о деятельности жилищно-коммунального хозяйства, руководитель Службы национальной безопасности – о реформах в просвещении и народном образовании (хотя, прецеденты уже были – вспомним, как ВЧК организовывала школы для беспризорников), а Министерства внутренних дел – о вывозе и переработке отходов (что, впрочем, близко к сути внутренних органов).

А ведь это вполне вероятно. Ведь уже Генеральная прокуратура занимается, как ныне модно говорить, менеджментом сельского хозяйства: кто и как должен сеять и расти, как выполнять договорные обязательства, кому нельзя продавать урожай и прочее. Или недавнее заявление, что Генпрокуратура Узбекистана – единственно верный и правдивый источник информации для всего мира и жителей республики. «Только я говорю истину, а остальные сведения будут считаться недостоверными», - заявил глава карательно-расследовательного органа Рашид Кадыров о терактах в республике. Смотришь, скоро все СМИ будут заменены отделами информации прокуратуры, и появятся телеканалы – вместо «ТТВ-1» – «Телепрокурор-1», вместо «Ешлар» – «Юный следователь»... Действительно, весело в Узбекистане!

Отсюда вывод: те журналисты, которые говорят «плохо» об Узбекистане, - слепы, подлы, они стремятся дестабилизировать обстановку в мустакилл стране, они не друзья, потому что познались нами в беде. А вот, у кого мед на устах, тот наш друг, брат и родственник - им Генпрокуратура будет доверять.

Только в чупа-чупсном Узбекистане государственные органы, существующие на бюджете, могут заниматься одновременно коммерцией. Что случилось бы в Германии, если полиция превратила свою деятельность в бизнес? Безусловно, такое невозможно. Зато можно у нас: только недавно правительство разрешило таможенникам оставлять себе 10% от суммы имущества, изъятого у кого-то и обращенного в доход государства. Налоговики также имеют право получать 10% от подобной «операции», зато в два раза больше они получают от суммы финансовых санкций за нарушение налогового законодательства и штрафов. От 10% до 100% средств передается в распоряжение Фонда развития судов и органов юстиции, Прокуратуре за штрафы, санкции, пошлины, взыскания, реализации имущества и прочего, отраженного в законодательстве. Тут уж трудно не развернуться на всю катушку, благо люди в Узбекистане не все вымерли, значит, еще деньги с них вытрясти можно.

Наверное, подобный механизм так хорошо вписывается в узбекскую модель экономики, о которой взахлеб и с высоким чувством повествуют в книге «Человек, определивший эпоху» академик Мурат Шарифходжаев и экс-прокурор Фахри Рахимов, что остается развести руками и произнести: «Ну, сплошной Чупа-Чупс!»

Парадоксально, когда об наших успехах говорят иностранные эксперты, которые никогда не жили в Узбекистане и судят о ситуации из речей Президента Каримова. Так, Информационное Агентство МИДа «Жахон» опубликовало в официальной прессе статью «В зеркале зарубежной прессы. Узбекистан – стабильно развивающееся государство» (см. «Вечерний Ташкент» от 25 марта 2004 года). Там некий заведующий департаментом Азии Института международной экономики Н.Ларди (США) подчеркивает, «что изложенные в докладе выводы о необходимости применения системного подхода в применении реформ, диверсификации и формирования сбалансированной экономики перекликаются с сегодняшними тенденциями развития мировой экономики». Не кажется вам, что эти общие слова можно приписать практически любой стране, даже Туркменистану и Парагваю?

Зато греческий экономист-журналист М.Френч считает «очень важным, что доклад Президента Узбекистана содержит критические оценки, касающиеся уровня хранения сельскохозяйственной продукции, случаев административного вмешательства в распределении сырья, состояния экономической дисциплины». Вот уж действительно, самый главный тормоз реформ – это проблемы с хранением сельхозпродукции. Вот где, оказывается, собака зарыта. А мы думаем, что проблемы в экономических механизмах, коррупции, теневой экономике, клановых интересах, плохом инвестиционном климате!..

Зато какой главный вывод сделал М.Френч: «Узбекистан под руководством Ислама Каримова в 2003 году сделал еще один успешный шаг в направлении к стратегической цели – построению демократического государства с сильным гражданским общество и открытой рыночной экономикой». Его слова – да МВФ в уши! Заодно Всемирному банку, Евробанку, которые почему-то имеют другое мнение относительно гражданского общества и открытой экономики в Узбекистане.

Как восхитили слова председателя Японско-узбекского комитета по экономическому сотрудничеству Набуо Охаси, который «полностью согласен с оценкой роли проекта по строительству железной дороги Гузар-Байсун-Кумкурган как стратегически значимого для создания нового транспортного коридора, который свяжет Узбекистан с южными морями». Ух, оказывается нет ничего важнее для Узбекистана этого проекта! Правда, смутило то, что возглавляемая этим Н.Охаси компания «Мицуи» «чрезвычайно заинтересована в участии этого проекта», то есть как бы видна корыстная цель... Конечно, если за это платят неплохие бабки, то можно и похвалить И.Каримова.

Я дал почитать газету «Народное слово», в которой была опубликована речь Ислама Каримова на заседании правительства, своему другу, занимающемуся коммерцией. Он в ответ описал нашу экономику в словах, о которых западные и восточные специалисты вряд ли слышали. Его рассказ, какова «стимулирующая роль налогов» сводилась с одной стороны, к экономическим расчетам, при котором у него оставалось прибыли с гулькин нос (не путать с носом дочери-принцессы И.Каримова), а с другой, к стремлению скорее укатить в «тень» или, что еще лучше, за рубеж. Потому что кроме официальных изъятий существуют и негласные, административные, о которых горе-ученые из зарубежных странах в речах Ислама Каримова не услышат.

- Нам стараются внушить словами иностранных спецов, как хорошо жить и работать в Узбекистане. Между тем эти «знатоки» не открывали здесь бизнес, и никогда этого делать не будут, - с презрением сказал он. – Это делается для того, чтобы мы уверовали, как плохо там, на Западе, и как хорошо здесь, не сомневались в том, что наш курс верен, а все проблемы - это не проблемы, так себе, незаметные мазки в гигантском портрете нашего Великого будущего!

Представьте, если я прикачу на «Мерседесе» в какое-нибудь захолустное африканское племя, выйду к аборигенам весь в шмотках от «Версаче» и начну убеждать их, что в выступлении вождя Мумбы-Кутумбы отражены реальные успехи племенной экономики, что им живется очень хорошо, и мы страшно завидуем, что ими руководит такой замечательный лидер…

Уверен, интервьюируемые «Жахоном» не читали «труда» Ислама Абдуганиевича на заседании правительства (вряд ли для них дипломаты будут переводить на хинди или английский многостраничный текст), а просто им за рюмкой коньяку вкратце описали суть, а те, восхищенно выкатив глаза, заявили: «Вау-у! Как это здорово! It is cool!», что было тот час переписано в блокноты корреспондентов МИДовского агентства.

Хвалебные их речи в адрес дороги Гузар-Байсун-Кумкурган вызывают недоумение. Почему только это было выделено «знатоками» в качестве главного фактора развития узбекской экономики? Более того, новая магистраль - это не БАМ или трансатлантический маршрут, чтобы о нем кричать иностранцам с такой важностью, словно они будут прокатывать по нему свои пожитки. Я тоже могу заявить в интервью какой-нибудь Africa Times, что 20-км железная дорога в Зимбабве – это путь к процветанию и счастью местного народа, поэтому любите вождя Мумбу-Кутумбу.

Помниться, еще недавно в Узбекистане организовали помпезную презентацию книги Леонида Леветина «Критические заметки сторонника Президента Ислама Каримова», в котором ученый, известный тем, что сбежал из Кыргызстана в Германию за лучшей долей, уверял мир и тем более нас, как повезло узбекам с лидером. Именно И.Каримов стал первооткрывателем пяти принципов, на котором зиждется вся мировая экономика. И что он – единственный суперчеловек, вождь нации, который приведет нас к светлому… нет – Великому будущему. Однако сам Леветин не хотел остаться в Узбекистане и с нами пережить это будущее. Ведь с него достаточно Кыргызстана…

По сути, Узбекистан недалеко отполз от стран третьего мира. Его можно сравнить по экономическим показателям и существующим внутренним социально-политическим отношениям, как это не обидно, к Сьерра-Леоне, Анголе или Чаду. Потому что там тоже внушают людям, что их банановая страна – самая чупа-чупсная, и какой-то далекий Узбекистан мечтает перенять их модель развития. Поэтому побольше лижите «сладкие» страницы отечественной прессы, заглушите вражеские голоса и закройте тканью экраны телевизоров, когда идет трансляция аморального Запада, и тогда Страна парадоксов покажется вам раем. Сиркуеш хур улкам элга бахт нажот…
(1.03.2004)


Рецензии