О Веронике Тушновой и не только
Воспоминание - род встречи.
Джебран Халиль Джебран. Ливанский писатель и художник.
О ВЕРОНИКЕ ТУШНОВОЙ И НЕ ТОЛЬКО…
В пятом классе на смену одной учительнице, от которой я не получила ни должного внимания, ни знаний, а заимела лишь стойкую неприязнь к школе, пришли педагоги по разным предметам. И началось обоюдное знакомство.
Как и бывает в жизни, кто-то сумел заинтересовать учеников своим предметом. Уроки таких преподавателей были желанными и проходили весело и непринуждённо.
А иных и не помнишь. Канули, растворились в Вечности, никого и ничему не научив, не оставив после себя и малейшего следа – воспоминаний…
Однажды резко отворилась дверь в класс, и рядом с доской возник... человек-гора! Или мне тогда со страху показалось, что мужчина этот был невероятных габаритов.
В руках великан держал длинную тонкую указку, которой и не преминул постучать об учительский стол. Да так сильно, что в ушах зазвенело.
В классе мгновенно воцарилась тишина. А я, трепеща, сползла под парту.
В мою жизнь и жизнь моих одноклассников стремительно вошёл умный, достаточно противоречивый, не всегда находящий понимание у других преподавателей, учитель русского языка и литературы. Мы стали звать его по отчеству - Филиппом.
Так иногда в жаркий душный день через открытое окно или дверь врывается свежий поток ветра, принося с собой волнующие, будоражащие, ранее неизвестные ароматы далёких лесов, полей, лугов.
Бежали, торопились годы, стремясь сделать нас взрослыми людьми.
А я по-прежнему робела и одновременно обожала своего учителя. Боялась, наверное, показаться неграмотной, невежественной, хотя это были лишь мои страхи и домыслы.
Я много читала, думала, росла.
В те годы перед выпускным сочинением писалось ещё одно. У нашего Филиппа была своя методика. Он передавал по классу листок с темами. И каждый из учеников выбирал то, что ближе было ему по знаниям или чувствам.
Я увлекалась стихами. Однажды, совершенно случайно, в читальном зале районной библиотеки попался мне на глаза тоненький сборник поэтессы Вероники Тушновой.
Ничего о ней не знала. Но чем-то она меня покорила. Может, своей искренностью, открытостью или ранее неизвестной мне нежностью.
Я решила в итоговом сочинении написать именно о ней. Договорившись с библиотекарем, взяла на время сочинения, которое длилось шесть часов, этот сборник, пообещав сразу же вернуть его назад.
Трудно сейчас объяснить, почему учитель не просмотрел список заранее. Наверное, просто пропустил мою фамилию с выбранной темой. А на самом сочинении, почти в конце, во всеуслышание, голосом не терпящем возражений заявил, что я напрасно выбрала именно этого поэта. И ещё могу поменять тему, чтобы не писать о поэтессе- мещанке. Этим словом клеймилось тогда многое – и стремление к лучшей жизни, и даже стихи, песни.
Слова обожаемого учителя обожгли меня. Сжалась в комочек, затаилась и продолжила свою работу. Упрямо стояла на своём, не будучи полностью уверенной в своей правоте.
Закончился школьный день. Тоненький сборник стихов малоизвестного мне автора занял своё место в книжном шкафу библиотеки. А я вместе со всем своим классом помчалась фотографироваться на выпускное школьное фото. Потом обязательное мороженое в городском кафе и ангина с высокой температурой. О сочинении забыла почти сразу. Это был уже вчерашний день…
На последнем школьном звонке не была. Заболела. А так хотелось вручить малышам- первоклашкам книги, купленные в подарок. Потолкаться среди своих сверстников. Радоваться тёплому майскому дню лишь потому, что ты молод и всё ещё у тебя впереди.
Огорчило меня ещё и то, что из-за болезни не смогла я побывать в центральном парке города, где по сложившейся традиции перед выпускным экзаменом по русской литературе собирались выпускники всех школ. Бывало там весело, и можно было узнать от всезнаек, какие темы будут предложены завтра.
А так как известное выражение гласит, что « перед смертью не надышишься», то зачем тратить вечер перед сочинением на повторение, если есть возможность весело провести время!
Погружённая в грустные думы о своей несчастной доле я не сразу услыхала звонкие голоса моих подружек- одноклассниц. Они принесли мне тетрадь с сочинением на тему лирики Вероники Тушновой и передали слова любимого учителя. Он при всём классе попросил у меня, семнадцатилетней девчонки, прощения за то, что малознакомую поэтессу назвал мещанкой и пытался меня переубедить, навязав своё предвзятое суждение. Человек, редко менявший с мнение, признал, что поэзия этой женщины многогранна…
Сейчас поются песни на стихи Тушновой, романсы.
А из спорного сочинения на вольную тему почему-то запомнились именно эти строки:
Открываю томик одинокий -
томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе
и в столетьях мы не повстречались.
Если я от этих строчек плачу,
значит, мне они предназначались.
1948
Этот маленький рассказ сочинён мною не о поэзии Вероники Тушновой, и даже не о событиях давно минувших дней. Он - об Учителе!..
Июнь. 2007 год.
Свидетельство о публикации №207060700067
Это читать невозможно! Слёзы глаза застят.
Невероятно смелый и гуманный поступок педагога, показавшего как надо не бояться признавать свои ошибки без потери репутации.
Спасибо!
Ирина Литвинова 18.02.2025 11:00 Заявить о нарушении
Спасибо, Ирочка, за тёплые слова и чувства!
Веруня 18.02.2025 12:33 Заявить о нарушении