Природа проблемы индивидуальности

 Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека имеет в истории психологии весьма непростую судьбу. Практическая значимость этой проблемы очевидна: обучение и воспитание, профориентация и профотбор, эффективность труда связаны с учетом индивидуальных особенностей человека. Но не менее важна эта проблема и для теории психологии, поскольку любая общепсихологическая закономерность свое реальное воплощение получает в индивидуально-модифицированных формах, и более того — она сама зачастую может быть выявлена и сформулирована только как некая средняя из множества индивидуальных вариаций. «Строго говоря, ни в одном разделе психологии нельзя принципиально отвлекаться от вопроса об индивидуальных различиях; такое отвлечение возможно лишь как временное самоограничение, естественное во всяком научном исследовании»,— писал Б. М. Теплов (1985).
 В советской психологии проблема индивидуальности исследовалась в трудах ведущих психологов — Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и других. Интенсивно обсуждается она и сейчас (А. Г. Асмолов, Э. А. Голубева, К. М. Гуревич, Б. Ф. Ломов, В. М. Русалов и др.). Изучаются индивидуальные особенности психических процессов и личности, их связи между собой и с успешностью деятельности. Весьма важной представляется и разработка теоретических понятий в этой области, и в частности упорядочение категориального аппарата. Особо следует отметить психофизиологические исследования индивидуальности, начало которым было положено Б. М. Тепловым, поставившим среди других вопросов и вопрос о наследуемости психофизиологических особенностей человека.
 Капитальную разработку понятия «индивидуальности» в свое время Б. Г. Ананьев (1968; 1980), А. Н. Леонтьев (1983), С. Л. Рубинштейн (1957; 1973), Б. М. Теплов (1960; 1985), а в последние годы Б.Ф.Ломов (1984), А. В. Петровский (1987), А. В. и В. А. Петровские (1982), В. М. Русалов (1979), В. В. Столин (1983), А. Г. Асмолов (1984).
Понятие индивидуальности наиболее разработано в теории Б.Г.Ананьева: он рассматривает человека как биологического индивида, общественного индивида (личность), субъекта деятельности, индивидуальность. Б.Г.Ананьев связывает понятие индивидуальности с исследованием индивидуального уникального существа, самобытности личности, но до сих пор понятие индивидуальности не получило однозначного истолкования.
 В подходе к определению «индивидуальности» можно выделить 3 категории: 1) первое понимание по признаку «различия» (уникальности, неповторимости, отличия от других и т.д.). Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности. Однако, лишь совокупность индивидуальных особенностей по различным психическим характеристикам может дать более полное представление об индивидуальности в целом; 2) попытка объяснить наблюдаемые психологические различия, обуславливая их биологическими и социальными предпосылками. Акцент делается на установление связей, а не на описание различий). Наиболее разработанными в этом отношении является изучение психобиологических связей: В.Д. Небылицина, В.М. Русаловова, Э.А. Голубевой, Г.Н. Кулюткина, Н.А. Рождественской; 3) системная целостность человека как предмет исследования. Акцент делается на изучение разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому, и социальному уровням.
 Б.Г.Ананьев отмечал, что индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому; оно является также и свойством любой части этого целого (1968).
 В.С.Мерлин основываясь на системном подходе, определяет интегральную индивидуальность, как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет 3 уровня: систему индивидных свойств организма (биохимичеческие, общесоматические, нейродинамические свойства); систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности); систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях) (1986).
 В.М. Русалов рассматривает индивидуальность человека как систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. Две совокупности свойств: биологические и психологические. Индивидуальная психика включает традиционные психологические образования, являющиеся интегральными системными качествами: темперамент, интеллект, характер; причем в двух последних образованиях выделяется формальный аспект, связанный с биологическими компонентами, и содержательный аспект, выступающих через предметно-смысловые психологические структуры. Формальные свойства разбиваются на 2 класса: формально-динамические (силовые и энергетические) и формально-программные (стратегия поведения) (1979).
 Общее у этих подходов: центральный момент - наличие связей между индивидуальными особенностями. В отличие от них, Б.Г.Ананьев отмечал - категория возрастного развития человека как субъекта деятельности «метасистемная концепция», когда человек воспроизводится в понятии индивидуальности во всем многообразии его реальных форм и взаимодействие с другими явлениями.
 Таким образом, можно выделить 3 направления в изучении человеческой индивидуальности: теории биологической индивидуальности (Б.Г. Ананьев и В.М. Русалов); интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев и В.С. Мерлин); и социальной индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, И.И. Резвицкий). Эти подходы можно разбить на 3 группы: феноменологические (признаки различия); структурные (интегральные), основанные на категории развития.
 Индивидуальность человека – явление многогранное. Для его описания используют ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Собирание ее целостного образа ведется через анализ понятий, описывающих человеческую индивидуальность. С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств (1959).
 Любая индивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.
 Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, которая обуславливает ее собственное «лицо». Но сама по себе неповторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности. Особенность, своеобразие, неповторимость не являются истинными характеристиками индивидуальности.
 Н. Бердяев отмечал, что индивидуальное, индивидуальность означает единственное в своем роде, оригинальное, отличающееся от другого и других (1995). В этом смысле индивидуальное присуще именно личности. Личность более индивидуальна, чем индивидуум. Индивидульное часто также означает иррациональное, противоположное общему, общеобязательному, разумному, нормативному. В этом смысле личность иррациональна, индивидуум же гораздо больше подчинен общеобязательному закону, так как более детерминирован. Интересно для истории сознания личности отметить, что индивидуальность у романтиков отличается от личности в нашем смысле слова. У самих романтиков была яркая индивидуальность, но часто очень слабо выраженная личность. Индивидуальность имеет скорее витальный, чем духовный, характер и не означает ещё победу духа и свободы.
Л.Н. Собчик в своей работе «Психология индивидуальности. Теория и практика» говорит, что человеческая индивидуальность – это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное. Нет двух людей, о которых можно было бы сказать, что они во всем тождественны друг другу. Даже у близнецов можно найти определенные различия. Индивидуальность – это как раз то, что различает людей. Генетики утверждают, что из всего богатого наследия, которое нам передается в качестве врожденных, присущих виду свойств, лишь 2% определяют индивидуальные особенности каждой особи. Соотношение между типовым и индивидуальным примерно такое же, как между хлебом насущным и солью, придающей остроту вкусовым ощущениям. Психологическая индивидуальность лежит в основе многих аспектов как отдельных судеб, так и всего человечества, все больше признается влияние отдельной личности на судьбы людей, все меньше отмечается тенденция принизить значение индивидуально-личностного фактора в судьбах разных стран и народов в ходе исторических событий (2003).
 Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдельные души – писал он, - отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения» (1977). Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.
 Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий «целостность», «единство», «неделимость», «самобытность», «авторство», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» и т.п. Л.Фейербах писал: «Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо» (1955).
 Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивидуальность» означает единство многообразного, многое в одном. Б.Г. Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Раскрывая это утверждение, он писал: «Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» (Слободчков В.И., Исаев Е.И., 2004).
 И.С. Кон в 3-м томе «Философской энциклопедии» пишет: «Понятие личности следует отличать от понятия индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Понятие «индивидуальность», с которым оперирует психология, обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных…» (Ананьев Б.Г., 1969).
 И.И. Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система – пишет он, - индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды» (1984). Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.
 Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную «самость». Сущность индивидуальности как раз и связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным существом.
 Благодаря индивидуальности, человек обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род, т.е. единственный в своем роде.
 Индивидуальность есть особая форма существования человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках «общественного целого» своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль, реализует собственный способ существования.
 Индивидуальность – это авторство собственного существования: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении. В индивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные слова и поступки, и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он физически не участвовал, - за историческую. Уникальным, единственным, неповторимым в индивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, с способ жизни, самобытные формы жизнедеятельности, существования в обществе. Индивидуальность – это человек, как субъект или автор своей собственной жизни во всей ее полноте.
 И.И. Резвицкий приводит развернутое определение индивидуальности: «Индивидуальность – это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию и самосовершенствованию в условиях общества» (1984).
 Таким образом, индивидуальность – это самобытность жизни человека. Это означает, что человек индивидуализируется в существенных, родовых характеристиках. Индивидуальность является неповторимым, самобытным выражением или творческим проявлением родовой сущности человека.
 В.П. Тугаринов включает в число основных признаков личности, наряду с разумностью, ответственностью, свободой, личным достоинством и индивидуальность. При этом индивидуальное интерпретируется как неповторимое, присущее только данной личности. Но и в этом смысле индивидуальное все же есть только вариант общезначимого. Самое существенное в индивидуальности, по мнению В.П. Тугаринова, ее направленность. «Индивидуальность становится общественной ценностью, - пишет автор, - лишь тогда, когда ее проявления направлены на служение обществу и общественному прогрессу» (1965).
 И.С. Кон также отмечает, что «будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима, так как данная структура и сочетание ролей и такое именно их осознание характерны лишь для этого человека и ни для кого другого…, одни и те же объективные условия в сочетании с разной индивидуальностью дают разный тип личности» (1964).
 Вопрос о личности и индивидуальности человека приобрел особое значение в связи с критикой неотомистского их понимания, персонализма и экзистенциализма. Р.Миллер выделил положение о том, что «все богатство человеческой природы основано на множественности и разнообразии способов выражения общего в индивидуальном». Р. Миллер также отмечает, что отдельный человек может развить свои индивидуальные задатки, черты характера, и т.д. только в обществе, во взаимодействии с другими людьми, и богатство его индивидуальности является по существу лишь результатом универсального обмена способностями, навыками и потребностями всех. Он придает более точное выражение своей мысли в следующем определении: «Индивидуальность человека есть особая связь всеобщих признаков, существенных черт и свойств исторически возникшего, общественного человека, которая вследствие соответствующих конкретных условий жизни каждого отдельного человека всегда принимает конкретно-индивидуальный вид».
 Р.Миллер хотя и стремился позитивно разработать философскую теорию индивидуальности, пришел к разделению социально-типического и индивидуального в личности, полагаясь на психологическое признание индивидуальности или индивидуального в личности (Ядов В.С., 1967).
 Рассматривая проблему индивидуальности А.Г. Ковалев пишет: «Спрашивается, что же подлежит исследованию в психологии личности: общее, особенное или индивидуальное? Безусловно, что исследованию подлежит общее и особенное. Как всякая наука, так и психология восходит от единичного к общему. Психолог преследует многочисленный класс индивидуальностей, отвлекаясь от частного и случайного, второстепенного в духовном облике каждого; обобщая данные, он устанавливает закономерное, то есть всегда общее и особенное… Индивидуальное бесконечно, разнообразно. Несущественное в индивидуальном научного значения не имеет, от него отвлекаются, хотя в практике работы должно постоянно учитываться как варрант типического или отклонения от типического». У А.Г. Ковалева встречается понятие «индивидуальность», но он счел нужным исключить это понятие из области психологии личности (1978).
 С.Л. Рубинштейн исследуя проблему индивидуальности, ввел в психологию различение индивидуальных и личностных свойств личности. В своем исследовании в 1957 году, он пришел к выводу, что свойства личности, не сводятся к ее индивидуальным особенностям, а включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, утверждал С.Л.Рубинштейн, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.
 В этом различении индивидуальных и личностный свойств С.Л. Рубинштейн сделал лишь самые начальные попытки различить понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», которые соответствуют главным характеристикам человека. Но это различие носит линейный характер, оно не отражает еще сложнейших обратных связей между этими характеристиками.
 В соотношении индивидуальности и личности С.Л. Рубинштейн писал: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных единичных неповторимых свойств, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знания, но и как отношения. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности» (1957).
 У К.К. Платонова слово «индивидуальность» используется как идентичное неповторимости в следующем описании психических свойств личности. «К психическим свойствам личности относятся характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика или склада личности» (1984). В этом определении многие характеристики человека как психофизического существа – индивида, личности, индивидуальности – как бы перекрывают друг друга. Из всего набора необходимых для полного определения свойств человека не указывалось специально понятие «субъект», которому придавали важное значение С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др (Ананьев Б.Г., 1996).
 Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, не под обладающим сознанием и активно преобразующим мир в познании, труде и т.п., а под «индивидуальностью» - интегративное целостное объединение «индивида», «личности» и «субъекта деятельности». Сходных взглядов на индивидуальность придерживался В.С. Мерлин, разрабатывающий концепцию «интегральной индивидуальности».
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы универсального.
Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Со словом личность употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности можно сказать: «яркая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности.
 В философско-психологической литературе из двух определений человека – личность и индивидуальность – «вершинным» считают личностное существование человека. Личность понимается как высшая, интегральная форма организации человеческой реальности. Б.Г. Ананьев писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» (1969).
 Понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность это персонификация, олицетворение общественных отношений.
 Таким образом, индивидуальность – это не только и столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я. Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни.
 Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как с Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своего существования. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.
 Список используемой литературы:
1.Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. Человек и общество. Вып. 2-Л. 1967.
2.Асмолов А.Г. Психология личности. -М., Изд. МГУ, -1990.
3.Берулава Г. А. Стиль индивидуальности.-М.: МАГО, 1996.
4.Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. //Вопросы психологии, №3, 1983
5.Кулюткин Г.Н. Сухобская Г.Н. Сластенина В.Д. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.- Л., 1971.
6.Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. //Вопр. психол. -№31989.
7.Мерлин В.С. Психология индивидуальности. -М.,-1996 //Избранные психологические труды. под ред. Е.А. Климова.
8.Петровский А. В. проблемы развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984.№4.
9.Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., «Наука», 1986.
10.Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АН СССР, 1959.
11. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. -М. , 1979.
12.Собчик Л.Н. Стили мышления и поведения через призму теории и ведущих тенденций. -М. 1997// Сб. Отв. ред. А.В. Либин.
13.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. -М. 1985, Т.1.


Рецензии