Характеристика творческой деятельности личности

 Начиная с ранних трактатов, посвященных изучению природы творчества, мыслители отмечали иррациональные, непостижимые механизмы этого процесса, невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт. В диалоге «Ион» Платон приходит к мысли, что в момент творчества человек не отдает себе отчета в том, как он творит. Акт творчества демонстрирует умение человека выйти за пределы себя («ex-stasis», «ис-ступление»), когда его душа проникает в мир запредельных сущностей. Конечно, экстаз – это в некотором смысле безумие, изменение нормального состояния души, но это по словам Платона, божественное безумие, божественная одержимость. Души становятся вместилищем самого божественного, вдохновляются его силой, и «тогда говорят они с великой действенностью многое и великое, сами не зная, что говорят» («Федр»).
 Фиксация непроговариваемых, нерациональных сторон творческого акта как бы сама собой снимала вопрос о выявлении неких формул и алгоритмов в творчестве. Действительно по самому своему определению творчество есть создание того, что еще не существовало. В этом смысле любой творческий акт не может быть измерен критериями, сложившимися в культуре до него: любое творческое действие находится в оппозиции к нормативности, противостоит адаптированным формам деятельности. Творческий акт никогда целиком не детерминирован извне. Вместе с тем он не может быть полностью сведен только к реализации «чувства формы», живущего в воображении личности. Ни объективные, ни субъективные предпосылки, взятые сами по себе, не могут служить объяснением творческой продуктивности, считает доктор философских наук, профессор О.А. Кривцун (1998).
 Заметное влияние на развитие интереса к психологии творчества оказал Н.А. Бердяев (1983). Исследователь толкует творческий акт как процесс самопревышения, как способность выхода за пределы собственной субъективности и за границы данного мира. Отстаивая гуманистические и антирационалистические мотивы творческого акта, философ резко разделяет адаптированные формы деятельности и собственно творчество, способное прорываться в мир неявленных сущностей.
 Главный пафос теории творчества Н.А. Бердяев – в отстаивании права личности на индивидуальность, самобытность. Он высоко оценивает те типы творчества, которые всячески стимулируют внутреннюю активность личности, развивают ее индивидуальное самосознание.
Явно или неявно, но все формы творческой активности личности, в конечном счете, подчинены целям одного типа – созданию продукта творчества, предвосхищению возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивация деятельности личности выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система. Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих целей способствуют, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность личности, в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка намеченных целей, т.е. определение того, какого типа продукт он стремиться создать, какого объема, в какой срок, ощущение внутренней ответственности за результаты и т.д.
 С другой стороны, едва ли не большее значение в подготовке в осуществлении творческого акта у личности приобретает так называемая непроизвольная активность. Она отмечена непрерывным фантазированием, это своего рода внутренняя лаборатория, в которой клубятся, наплывают друг на друга, прорастают подспудные переживания и их формы. Это скрытый от глаз, во многом хаотический и непроизвольный процесс вместе с тем не может быть оценен как нецелесообразный, выпадающий из сферы мотивации творчества. Спонтанной активности личности всегда присуща определенная интенция. Известный германский психолог Х. Хекхаузен истолковывает интенцию как своего рода намерение, вписанное в природу самой личности, несущее на себе отпечаток особой окрашенности его таланта (1986). Мотивы творчества, которые, так или иначе, провоцируют действие интенции личности, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда следует, что творческий процесс оказывается мотивационным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением личности. Уже внутри творческой интенции живет нечто, позволяющее выбирать между различными вариантами претворения, не апеллируя к сознанию, - нечто, что запускает творческое действие, направляет, регулирует и доводит его до конца.
Интенция любой личности проявляет себя как внутренняя предрасположенность его к неким темам, способам выразительности, характеру и приемам. В этом смысле интенция выступает своего рода регулятором, ориентирующим личность на разработку соответствующих их дарованию тем и жанров. Как известно из истории, таких примеров множество: А.С. Пушкин презентовал Н.В. Гоголю фабулу «Мертвых душ» не потому, что он сам не мог создать такого произведения, а потому, что сама идея не разжигала в нем интереса и воодушевления. Можно привести немало других примеров. Образный строй каждого крупного мастера отличается в этом смысле некоторым проблемно-тематическим единством, избирательной ориентированностью сознания на близкие ему стороны окружающего мира. Х. Хекхаузен справедливо говорит об определенной валентности или требовательности вещей, посылающих зов только той личности, которая по своему складу и темпераменту, способна откликнуться на эти импульсы. Следовательно, интенция как особая направленность сознания на предмет позволяет видеть, что в личности живет некая предзаданность, личность ощущает себя в атмосфере данного творения еще до его создания (1986).
 Внутренняя потребность творчества оказывается гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на личность. Устройство личности таково, что его психический аппарат прежде должен справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от которых нельзя уклониться. Императив диктует не столько ситуация, сколько «океаническое чувство» самой личности, которое просится наружу, которое нельзя удержать в себе. Как было известно еще И. Канту, природа гения сама дает творчеству правила. Гений мыслит собственную деятельность в качестве свободной и органичной, побуждающей с большим доверием относиться к собственному чутью, и большей мере склонен сам задавать тональность ситуации, чем соответствовать уже имеющимся ожиданиям. Из этого можно понять, почему, самоуглубляясь в творческом переживании, личность достигает не только ослабления внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира, как не менее важной реальности, почему она способна сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, динамичным, самодостаточным.
 Особо важно отметить, что переживание личности это борьба прежде всего против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа личности по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, сколько на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его претворением. Личности приходиться преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его воплощения (Кривцун О.А., 1998).
 Переживание личности озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Внутренние импульсы, которые получает творческий дух натуры личности, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, смысловое принятие бытия личностью только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению природы его дарования. Таким образом, приоритетное стремление личности заключается не просто в том, чтобы выжить, адаптируясь и приспосабливаясь к окружающему миру, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.
 Внутри личности действуют две как бы исключающие друг друга силы: с одной стороны – стремление к снятию напряжения в окончательном результате творческого акта, несущее удовлетворение и некоторое угасание созидательной потребности, а с другой – тяга к подъему напряжения, концентрации, новому активному преодолению среды. Первый комплекс движущих сил поведения был подобно разработан З. Фрейдом (1925) в теории сублимации превращенных форм снятия напряжения. Для личности снятие напряжения приносит успокоение, ведет к завершению деятельности и влечет за собой потребность нового подъема сил, нового нарастания напряжения.
 Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что процесс этот далеко не только спонтанный. В какой бы мере личность, осененная талантом, ни полагалась на силы извне, ей необходимо мастерство, т.е. овладение ремеслом, умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать в себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главным защитным фактором выступает способность личности осуществить интеграцию своего «Я». Взаимодействие спонтанности и контролирующего самосознания, выступает необходимым компонентом в творческой деятельности личности.
 Исследования нейродинамических процессов творческой деятельности показали, например, что одни и те же звучания у музыкантов вызывают более сильные реакции, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмах возбуждения и торможения. Разная конфигурированность механизмов возбуждения и торможения обусловливает разные типы темпераментов, которые были выявлены еще Гиппократом. Сангвиника в этом отношении отличает сильный, подвижный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности. Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный. Флегматик – сильный, уравновешенный, спокойный. Меланхолик – это слабый тип.
 Механизмы возбуждения и торможения лежат в основе формирования и завязывания рефлекторных связей, фактически выступающих инструментом профессиональных умений, навыков, приемов творческой деятельности. Соотношение сил возбуждения и торможения определяет успешность осуществления творческого акта. Их дисбаланс даже у одного человека в разное время приводит к тому, что творческий акт осуществляется в разных темпах, с разной интенсивностью и т.д.
 Если в момент творчества возбуждение будет слишком сильным, то волны раздражительного процесса разольются свободно, предоставляя полную возможность для осуществления нервных замыканий. В результате такой «рефлекторной свободы» процесс творческого акта осуществиться хаотично, не приведя к созданию законченного продукта творческой деятельности. Обуздание возбуждения, отсекание всего лишнего, ненужного, случайного осуществляется с помощью механизма торможения. Поэтому продуктивность творческого процесса зависит, с одной стороны, от умения достигать сильного возбуждения, ведущего к быстрому образованию рефлекторных связей, новых «нервных узоров»; с другой – от упорядоченного действия механизмов торможения, закрепляющих складывающуюся канву, позволяющих соразмерять часть и целое, создавать завершенный фрагмент или сразу все творение. Проблема холерического темперамента, у которого действие механизмов возбуждения превышает механизм торможения, - неструктурированная творческая деятельность, по существу, бесконечная. Холерический темперамент более других присущ графоманам в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Мысли путаются и скачут, чувства обуревают и затопляют личность, но она не владеет ими, не может поставить себя в необходимые для этого рамки. Такое сверхперевозбуждение действует отрицательно на достижение творческого эффекта.
 Оптимальным фактором для творчества является такое состояние, когда и возбуждение, и торможение выступают как равнозначные величины. В данном случае это прерогатива сангвиника – сильного типа. Субъективно такое состояние оценивается как наилучшее для творческой деятельности: появляется возможность сосредоточиться на главном, отстранить ненужные мысли и ощущения. Творческое возбуждение может быть и достаточно мимолетным, например, в сознании музыканта, писателя, художника мелькают какие-то мотивы, стилистические приемы, но в целом они не укладываются в единую художественную ткань. Для того чтобы состоялось рождение произведения, необходима длительная поддержка возбуждения, т.е. наличие так называемой творческой доминанты. Физиологическая доминанта выступает как очаг стационарного возбуждения. С существованием у людей разных доминант мы постоянно сталкиваемся в жизни. У всякого фанатика, энтузиаста, преданного определенной идее, имеются свои выраженные пристрастия; затевая разговор в обществе, он всегда будет придерживаться темы, которой он предан. Доминанта есть результат наличия в структурах мозга прочных, образовавшихся в течение жизни связей, которые, находясь обычно в приглушенном состоянии, ярко вспыхивают при определенных условиях.
 По мере формирования профессиональных, художественных доминант человек начинает замечать такие стороны природного и художественного мира, которые до этого были ему недоступны.
 Некоторые типы темперамента приводят к столь сильному процессу возбуждения, что личность часто бывает не в состоянии успевать фиксировать возникающие мысли и идеи. Так, например, было с Генделем, темпы работы которого требовали стенографии. Работая над большими хоровыми произведениями, он вначале записывал эскизы всех партий, затем постепенно терял их, приходя к финишу лишь с одной.
 Энергия постоянно воспроизводимой доминанты поддерживает творческий тонус. Вот почему систематическая творческая работа, даже начатая с большим усилием, может привести в деятельное состояние весь творческий аппарат. При систематической работе, когда постоянно завязываются, обновляются и тренируются рефлекторные связи, исходный толчок к творчеству может быть незначительным. Самого слабого воздействия иногда бывает достаточно, чтобы пустить в ход весь сложнейший творческий аппарат. И наоборот, при длительном бездействии сдвинуть с мертвой точки его процесс оказывается гораздо труднее. В случае больших перерывов требуется значительный толчок извне, так как укрепившееся торможение внутри мозга не сразу дает побороть себя возбуждению.
 Особенности высшей нервной деятельности – степень ее силы, подвижности, уравновешенности – лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением, трудно образующие физиологические доминанты, крайне требовательны к условиям творческого труда, нуждаются в «оранжерейных» условиях. Благоприятная обстановка во время творчества приобретает у них исключительно важное значение, так как она активизирует воображение.
 А. Маслоу в работе «Творчество самоактуализирующихся людей» отмечает, что при исследовании была выявлена универсальная характеристика творческой личности. Каждый исследуемый проявлял своим собственным уникальным способом присущие ему способности к творчеству, оригинальности, изобретательству. Эти способности отличны от специального таланта моцартовского типа. Творчество самоактуализирующейся личности кажется более похожим на наивное и всеобъемлющее творчество неиспорченного ребенка. Это фундаментальная характеристика человеческой природы, потенциал, данный от рождения каждому. Большинство людей теряет его в процессе приобщения к культуре, но некоторые оказываются способны либо сохранить этот свежий и простой способ видения жизни, либо потеряв его подобно остальным, затем вновь обретают (1996).
 Б.Г. Ананьев (1983) исследуя структуру индивидуального развития человека, отмечает, что заслуживают особого упоминания сравнительно биографические исследования, выявляющие пики творческого развития, или время первичного проявления таланта, возрастные распределения периодов, подъема и упадка продуктивности творческой деятельности.
 Сравнительно статистический анализ биографических дат и событий обнаруживает сложное переплетение биологического и исторического времени в хронологическом возрасте человека. В определенных ситуация развития хронологический возраст функционирует как один из социальных регуляторов. Интересно явление «входа» (включения) и «выхода» (выключения) человека из общественной деятельности, описанное психологом В.Шевчуком на основании обработки им известных данных Ф.Гизе. эти данные показывают исторические сдвиги возрастной изменчивости, но вместе с тем и более общие социально-биологические преобразования, расширяющие диапазон возрастных особенностей человека в те же самые промежутки жизненного пути, которые оценивались у предшествующих поколений. Но как бы ни варьировали сроки «включения» человека в общественную жизнь в качестве самостоятельного деятеля, сам факт начала деятельности имеет фундаментальное значение для жизненного пути человека. Все предшествующее развитие (от рождения до зрелости) совпадает с последовательной сменой ступени воспитания, образования и обучения формирующего человека. Все эти ступени преемственно взаимосвязаны и перспективно ориентированы на подготовку человека к самостоятельной жизни в обществе, но составляют все же лишь подготовительную фазу жизненного пути человека. В генетическом отношении эта фаза исключительно важна не только потому, что воспитание есть основная форма направленного воздействия общества на растущего человека, социального управления процессом его формирования как личности. Не в меньшей мере важно и то, что в процессе этого социального формирования личности человек образуется как субъект общественного поведения и познания, сказывается его готовность к труду.
 Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умственной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса является жизненный план, с которым юноша или девушка вступает в самостоятельную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения перед порогом самостоятельной деятельности, - все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе. Прежде всего оно есть старт самостоятельной профессиональной деятельности. По данным В.Шевчука, отношение точки старта к различным периодам отрочества, юности и зрелости таково: в период 11-20 лет – 12,5 %, 21-30 – 66%, 31-40 – 17,4 % и т.д. В общем старт творческой деятельности совпадает с самым значительным по мощности периодом самостоятельного включения в общественную жизнь.
 Однако эти общие и средние данные значительно изменяются при рассмотрении точек старта в различных видах творческой деятельности. В наиболее ранние годы они располагаются в такой последовательности начиная с балета, музыки, поэзии. Наиболее поздние, даже за пределами третьего десятилетия – наука, философия, политика.
 Но дело не только во времени старта, в хронологии начала творческой деятельности. По мнению Д. Освальда, начало в научной деятельности определяет многое в замыслах и стратегии научной деятельности в более поздние годы. О высокой продуктивности начального периода творческой деятельности, свидетельствуют обработанные Г. Леноманом биографические данные о важных трудах, открытиях молодых ученых, особенно в области математики и химии. Путем сопоставления подобных данных за несколько веков он пришел к выводу, что творческая активность начинающих ученых возрастает, «энергия старта» в общем прогрессирует. Все это конечно, связано с общим прогрессом науки, методами подготовки ученых и т.д.
 С прогрессом содержания методов профессиональной подготовки в разных видах деятельности, повышающих уровень и ускоряющие темпы формирования субъекта труда, подобная тенденция проявляется достаточно определенно, особенно в России.
 Еще больший интерес исследователей привлек другой момент в жизненном пути личности – кульминационный момент наивысших достижений в избранной ею деятельности.
Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности с момента старта.
 Так, кульминационные моменты в хореографической деятельности располагаются между 20-25 годами, в музыкальной в поэтической деятельности – между 30-35 годами, в то время как в научной, философской и педагогической областях кульминация достигается значительно позже между 40-55 годами.
 В обширных статистико-психологических исследованиях Лемана в качестве кульминационных периодов научной творческой деятельности указываются периоды 35-40 и 40-45 лет. Однако в зависимости от структуры и методов той или иной науки кульминационные «пики» значительно варьируют. Более ранние (до 30 лет) достижения высшей продуктивности отмечаются у химиков, затем (до 30-34 лет) у математиков и физиков, инженеров в области электроники. Более поздние (30-39 лет) кульминации отмечены для астрономов, геологов, патологов. Средняя величина кульминации многих специальностей около 37 лет. Аналогичные расчеты сделаны им и другими исследователями по отношению к различным областям науки, техники и искусства.
 Стремление выразить в хронологических рамках онтогенетической эволюции человека вехи жизненного пути оправданы, конечно тем, что возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Однако условность средних величин кульминации не требует особых доказательств. Дело в том, что снижение продуктивности ученого, художника, писателя, инженера может быть временным. После периода снижения или творческого упадка чаще всего наступают новый подъем, новая кульминация, которую по зрелости достижений трудно сопоставить с предшествующими, если даже они были в количественном отношении более продуктивными. Многими исследователями признается существование второй кульминации в более поздние годы, но в оценке ее объема и значимости существуют серьезные расхождения. Это все вопросы требующие исследования на очень большом и современном материале, причем не только науки и искусства, и но всех видов общественного производства и культуры.
 Однако существуют определенные зависимости кульминации от старта творческой деятельности, от истории воспитания личности. Можно также предполагать связь между финишем и кульминацией, а через нее – со всей предшествующей историей человека как личности и субъекта.
 В психологии и геронтологии имеются исследования, относящие завершающий момент творческой деятельности лишь к возрасту после 60-70 лет. Таких людей все же много, причем в последние 20-30 лет их количество увеличивается. Бесспорно, это связано с фактом одаренности, так и с благоприятными условиями для творческой деятельности в современных условиях. Верхний период одаренности нельзя определить, его нельзя выразить как трудоспособность, поддающуюся нормированию. Не менее очевидно и то, что «финиш» творческой деятельности не есть лишь функция старения как онтогенетической теории. Говоря об этом «финише», мы имеем ввиду завершение развития субъекта деятельности и познания, которое зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, позиций и условий жизни личности в обществе.
 Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства, формируются пути окружающих и его собственной жизни. Человек во многом становится таким, каким его делает жизнь, определенные обстоятельства.
 Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы - коллективы) – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.
 Фазный характер развития этой активности в смене состояний основной (творческой, профессиональной) деятельности может быть более или менее точно определен хронологически биографическим методом. Эти фазы есть определенное изменение субъекта деятельности, его структура и продуктивности.
 Подготовительные фазы развития личности и субъекта совпадают. Однако определить основные моменты становления, стабилизации и «финиша» личности возможно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека: гражданского состояния, экономического положения, семейного статуса, совмещения, консолидации или разобщения социальной функции – ролей, характера ценностей и их переоценки в определенных исторических обстоятельствах, смены среды развития и коммуникаций, конфликтных ситуаций и решения жизненных проблем, осуществленности ли неосуществленности жизненного плана, успеха или неуспеха – триумфа или поражения в борьбе. Определение фаз развития личности по комплексу подобных параметров – одна из важных задач научной теории личности в психологии (Ананьев Б.Г., 1996).
 Таким образом, творчество есть высший уровень самовыражения человека, в рамках которого формируются новые формы осознания себя и взаимосвязей с другими людьми. В процессе творческой деятельности происходит преобразование своей личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки. Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.
 Такое выявление новых аспектов, точек зрения на мир в процессах творчества приводит к резкому расширению возможностей воздействия на него. Это особенно актуально в случае нелинейных систем, когда крайне незначительное воздействие может вызвать глобальные последствия. Русские мыслители всегда считали творчество главнейшей характеристикой человека. При этом творчество понималось как универсальная и даже космическая сила (В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев). Н.А. Бердяев в этом аспекте понимал творчество предельно широко, как процесс творения мира и его глубинное преобразование наряду с Богом. С его точки зрения, в сфере творчества человек становится равным Богу, а в некоторых случаях может даже превзойти Его (1984).
 Расширение границ и возможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед человеком наиболее перспективные формы самоутверждения. В процессе творческой деятельности он приобретает качества, которые недоступны подавляющему большинству людей.
 Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.
 Список используемой литературы:
1.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.
2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : Изд-во ЛГУ, 1968.
3.Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998.
4.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПБ.: Евразия, 1997.
5.Маслоу А. Психология бытия. Рефл-бук. Ваклер,1997.


Рецензии
Мария!
Вот куда может заносить творческого человека страсть ссылаться на авторитеты " ...
С его точки зрения, в сфере творчества человек становится равным Богу, а в некоторых случаях может даже превзойти Его (1984). "
С уважением Виктор

Виктор Морозов   07.06.2007 13:32     Заявить о нарушении