Ни дня без линии

Может быть, это будет полезно кому-нибудь еще...

 Плодовое - Приозерск

 Л., прежде всего хочу сказать, что на мое мнение ориентироваться особо не стоит - оно не является профессиональным. Сама я много мучалась, борясь со своим постоянным стремлением что-то фиксировать на бумаге. Особенно года два назад я всеми силами сдерживала себя, следуя совету отца Александра прислушаться к словам Льва Толстого: «Если можешь не писать, - не пиши».
 Потом он сам благословил меня отнести в сборник юбилейный стихи, отмечая при этом, что ничего особо талантливого, по его мнению, там нет (стихи мои он не читал, может, что-то обсуждал с Аксеновым*).
 Для себя я стала трактовать слова Толстого как вариацию первого правила риторики «нечего сказать – молчи» (Вы в ней больший специалист, чем я). Вы, действительно, говорите красиво, вас слушают с интересом. Вопрос о том, «что писать», «о чем писать», найдете, без сомнений. Ваши математические миниатюры красивы, – это оценит и школьник и человек с развитым математическим воображением. Для других можно делать маленькие сопроводительные эскизы для наглядности.
 Рассказы-миниатюры ваши, короткие мысли мне понравились все. Особенно про человека в футляре или в раковине, - это явно наша педагогическая вечная тема, когда на роль солнца трудно тянуть, а приходится.
 Несколько общих слов о стихах. Во всех ваших творениях есть мысль. О формах нужно все же посмотреть литературу. О ритмах и рифмах, об их чередовании, «поверке алгеброй гармонии», чтобы мелодия стиха звучала. Есть, например, книга Холшевникова В.Е. «Мысль, вооруженная рифмами» Изд-во ЛГУ,1984г, где на примерах разобраны многие формы, характерные для русского стиха. Есть и другие учебники стихосложения, например, Гаспаров М.Л., Жирмунский В.М. писали о теории стиха, метрике и ритмике, - можно поискать в интернете. Но не факт, что родить можно шедевр, даже впитав все секреты мастерства. Это не простые вопросы творчества. Теоретическими вопросами вовлечения обучающихся в творческий процесс я занимаюсь давно, но чем дальше, тем яснее вижу, что все очень и очень индивидуально. Когда и отчего раскрывается бутон одаренности в каждом конкретном случае - можно оценить по-настоящему только после того как он расцвел. Но когда чем-то увлеченно занимаешься, рано или поздно это переходит в новое качество, - это совершенно точно! Это начинаешь любить.
 Есть много и много тонкостей в стихосложении, о которых скажет специалист. Сходу о многом говорить я не могу. До сих пор, моя первая оценка стиха - «нравится» или «не нравится», - обычная оценка читателя.
 Писать стараться каждый день надо потому, чтобы чего-то достигать красивого, совершенствоваться в мастерстве. Nulla dies sine linea (ни дня без линии) – это формула непрерывного труда поэта, художника, ученого( из рассказа древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего , 23 –79 гг. н. э.) о прославленном древнегреческом живописце Апеллесе (IV в. до н. э.), постоянным и неизменным правилом которого было: ни одного дня без занятий живописью, каждый день на картине проводить хотя бы одну линию.
 Это как зарядка, тренировка, чтобы «быть в форме спортсмену». Или нам более близкое высказывание Д.Пойа: «Хочешь научиться решать задачи, – решай их». В этом я согласна с Аксеновым. Но это трудно. И не всегда рождается в тренировках то, что наполнено энергетикой, то, что можно назвать поэзией. Как у Винни-Пуха, говорящего, что поэту нужно искать место, где поэзия на него «найдет». «Вслушиваться» – это по-цветаевски.
 Интересны изречения Батюшкова К.Н.:
 «Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека»,
 «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь. Иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы».
 «Писать и поправлять одно другого труднее. Гораций говорит, чтоб стихотворец хранил девять лет свои сочинения. Но я думаю, что девять лет поправлять невозможно. Минута, в которую мы писали, так будет далека от нас!…а эта минута есть творческая. В эту минуту мы гораздо умнее, дальновиднее, проницательнее, нежели после…».
«Для того, чтобы хорошо писать в стихах – в каком бы то ни было роде, - писать разнообразно, слогом сильным и приятным, с мыслями незаемными, с чувствами, надобно много писать прозою, но не для публики, а записывать просто для себя. Я часто испытывал на себе, что этот способ мне удавался: рано или поздно писанное в прозе пригодится».
И его взгляд на ежедневные тренировки:
 
“…Чрез рассудительность – которая приобретается от большого упражнения в искусстве писать – ты предузнаешь плоды ума твоего.Если предмет и обширен, и многосложен, то редко можно обнять его одним взглядом.…Им должно заниматься ежечасно!
Вот единственный способ усилить, распространить, возвысить мысли свои».
И о том, что во всем должна быть мера:
“Trop de vers emporte trop d’ennui» («Избыток стихов приводит к избытку скуки»), - сказал любезный Грессет. Это правда. Стихи и хорошее вино все то же. Пей, а не упивайся. Херасков, говорил мне Капнист, имел привычку или правило всякий день писать положенное число стихов. Вот почему его читать трудно. Горе тому, кто пишет от скуки! Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует».

 Гоголь Н.В. говорит, что «поэт на поприще слова должен быть так же безукоризненен, как и всякий другой на своем поприще», приводит слова Иисуса Сираха: «Наложи дверь и замки на уста твои, растопи золото и серебро, какое имеешь, дабы сделать из них весы, которые взвешивали бы твое слово, и выковать надежную узду, которая бы держала твои уста».
(Иисус сын Сирахов - автор «Книги премудрости», написанной во II веке до н.э., включенной в канон христианского Ветхого завета)

 Б.Л. Пастернак словами главного героя в книге “Доктор Живаго” говорит о той же ответственности:
 «…Эти вычеркивания Юрий Александрович производил из соображений точности и силы выражения, но они так же отвечали внушениям внутренней сдержанности, не позволявшей обнажать слишком откровенно лично испытанное и невымышленное бывшее, чтобы не ранить и не задевать непосредственных участников написанного и пережитого. Так кровное, дымящееся и неостывшее вытеснялось из стихотворений, и вместо кровоточащего и болезнетворного в них появлялась умиротворенная широта, подымавшая частный случай до общности всем знакомого…».

 Советы общие, часто встречающиеся в литературе, в интернете, - на литературных сайтах: «Читать больше. От Гомера до Вознесенского».
 
 Вы спрашиваете, что такое «раёк»? Вам было брошено это слово вместо рецензии без объяснения...
 Это одна из старых форм стиха.
 Что называют «раёшным стихом»? Это разновидность литературного стиха 17 века, характеризующегося смежной рифмой (точная рифма здесь – частный случай допустимого созвучия). Количество ударений в стихе непостоянно, слоговый объем неопределен. Стих фразовый, рифма почти всегда грамматическая (в конце стиха одинаковые части речи) Это древнейшая форма книжной рифмы. В 17 веке пользовались поэты исключительно грамматической рифмой. Грамматическая рифма, в особенности глагольная (иду – найду, гулял – поднял…) считается наиболее легкой и однообразной. Но она не исчезает вплоть до наших дней, хоть и не приветствуется. Как Высоцкий писал, что друзья поэты говорят: «не стоит рифмовать «кричу – торчу». Кстати, у Пушкина «Сказка о попе и работнике Балде» написана в традициях раёшного стиха, сказка от этого не проигрывает, а скорее наоборот.

 Детально разбирать Ваши стихи сейчас не буду, -
 мне кажется, через некоторый промежуток времени у Вас на базе этих стихов смогут родиться другие, более разнообразные по форме и энергетически насыщенные, потому что вы «ищите».К замечаниям нужно относиться спокойно, это повод для размышлений, для самоанализа. Но каждый "пишет как он слышит". Вы автор, имеющий право на свой почерк, на свой стиль...
 Я с детства болезненно относилась ко всем критическим замечаниям. Мой дедушка Антон – учитель, корреспондент и редактор в прошлом, в « пух и прах» громил мои первые беспомощные стихи, но говорил: «пиши». Я продолжала писать, но ему старалась больше не показывать ничего, о чем сейчас сожалею.
 Интересно, что Гоголь говорит о критиках, разбирающих поэтов: «Наши поэты до сих пор неизвестны публике. В журналах о них говорили много, разбирали их даже весьма многословно, но высказывали больше самих себя, нежели разбираемых поэтов».
 На этом я закончу. Благодарю за возможность общения. Часто оно действительно - «роскошь».
 С уважением, Татьяна Кожухова.

*Аксенов В.И. - руководитель ЛИТО "Приозерье"


Рецензии
А я задумался по поводу рецептов для прозы -
разница довольно принципиальна, ведь поэзию, как правило, можно писать одномоментно, на кураже, на вдохновении... прозу же приходится писать долго, не до куража. Но, оказывается писать ремесленно тоже не вариант - суконный язык получается

Александр Скрыпник   07.09.2017 12:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

Мысль о рецептах интересна))) Но можно ли говорить о "шёлковом" языке?
И откуда берутся таланты? И можно ли их воспитывать?
Чем больше живу, тем "таинственней" кажется все моменты проявления творчества...

Спасибо за отклик!

Татьяна Кожухова   01.10.2017 03:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.