Смерть глазами детей

В детстве, после тяжелой травмы, мне непосчастливилось оказаться на несколько дней в послеоперационной палате. Там находились дети, которым предписан строгий постельный режим, всего – восемь человек. Среди них три девочки с диагнозом – белокровие, после переливания крови, две – лет восьми-десяти, и одна, Марина, самая старшая, тринадцати лет.


Днем мы болтали обо всем, хихикали, шалили, несмотря на свое состояние – все, как обычно бывает у детей. После одиннадцати вечера в основном все спали. Мне плохо спалось – очень болела рука, и я невольно подслушивала разговоры этих девочек, у которых основное общение и было после того, как все остальне уснут.
- Помнишь Лариску, мы с ней здесь в прошлом году лежали?
- Да.
- Месяц назад умерла. Я слышала, как моя мама с мамой Кати разговаривала, она с Ларискиной знакома.
- Жалко…
- А ты когда умрешь?
- Не знаю, думаю, еще – год-два…
- А мне, наверное, месяца три осталось… Родители с врачом шептались чего-то, я не расслышала, но анализы все хуже и хуже. Меня, правда, обманывают, что все хорошо - сама знаешь - но я сама анализы видела, и врачи после переливания шептались, думали – я сплю. Говорили – ничего уже не помогает…
- Да мы все не знаем, сколько проживем, знаем только, что недолго. Жаль, если больше не встретимся...


Я, в силу возраста, довольно равнодушно реагировала на их рассуждения, но эти разговоры запомнила на всю жизнь. Впечатление произвела необычность темы. Я интуитивно ощущала, что у этих девочек – свой мир, в котором мне нет места, и в котором смерть – обычное событие. Поэтому делала вид, что сплю, а днем – что спала и ничего не слышала, и никогда в разговорах с ними этой темы не касалась.


У этих детей есть глаза и уши, они уже не хуже врачей разбирались в диагнозах-анализах-лекарствах-процедурах; есть сообразительность и желание понять – почему они – не как все. И есть умение держать свои знания в тайне от родителей – ведь родители тоже - ОБЫЧНЫЕ люди. И только общаясь в клинике, каждый из них понимал, что не одинок.


Оказалось, что Марина жила в том же небольшом городке, где и я. Она умерла в шестнадцать…



© Copyright: Лана Рофанова, 2007
Свидетельство о публикации №2704080286


Рецензии
Попробовала переписать, чтобы не "просто перессказ". Получилось фигово - эмоционально и с надрывом. Сократила "выписку из амбулаторной карты". Заза, ау! Так лучше (см. мою страницу)?

Лана Рофанова   01.08.2007 05:17     Заявить о нарушении
Вот видите,все можно совершенствовать и представьте, бесконечно. Я непример, давно мечтаю пририсовать Моне Лизе брови и опустить эти уголки глупого рта.
С "переломом" Вы меня убедили :-))))

Заза Датишвили   01.08.2007 09:35   Заявить о нарушении
Лана, то, что было написано, пусть оно читалось не эмоционально некоторыми, был выплеск именно Вашей души. Да, простит меня Заза и другие, кому показалось сухо. Есть вещи, которые нельзя украшать и "улучшать". Вот если есть ошибки грамматические, стиллистические - это другое дело.
Может быть, это не миниатюра, а рассказ короткий, но это читалось и если не било по нервам, то задевало в душах струнки.
Даже не пойду читать "улучшенное".
Осерчала...
Виктория

Vikingnz   01.08.2007 11:08   Заявить о нарушении
Зря осерчали, Виктория! Я только сократила подробности собственной биографии в первых двух предложениях, они к этому повествованию действительно ничего полезного не добавляют.

Лана Рофанова   01.08.2007 13:36   Заявить о нарушении
Заза, чем эта ехидна всех так достала? :)

Лана Рофанова   01.08.2007 13:37   Заявить о нарушении
Лана, это "чем эта ехидна всех так достала?" Вы о ком?

Vikingnz   01.08.2007 14:57   Заявить о нарушении
О Моне Лизе.

Лана Рофанова   02.08.2007 02:49   Заявить о нарушении
Бедная девушка(((

Vikingnz   02.08.2007 08:49   Заявить о нарушении
А "Бедная девочка" - это вы о ком? ))))))))))

Заза Датишвили   03.08.2007 09:46   Заявить о нарушении
О Моне Лизе)))))

Vikingnz   03.08.2007 14:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.