Яшка-нищий

Я помню его с самого детства. Каждый день и зимой, и летом, и в осеннюю слякоть, и цветущей весной, он сидел на одном и том же месте. У входа в монастырь, под аркой украшенной ликом Спасителя. У него были густые седые волосы, которые вились крупными кольцами, а длинная седая борода доходила до груди. И всегда одетый в какое-то тряпье серого цвета, с дырами сквозь которые виднелось смуглое голое тело. Мы дети боялись его и, проходя мимо, старались идти быстрее, чтоб не слышать его грозных выкриков. В городе о нем говорили, что он чувствует беду. Если Яшка - нищий кому сказал, что-то плохое, обязательно сбудется.
Одним он предсказал пожар. Другим ограбление, а одному бизнесмену, местному «кожаному королю», когда тот раздавал милостыню на Пасху, он сказал:
-Убьют тебя завтра.
Тот заругался на него, закричал, а Яшка опять:
-Убьют, я тебе сказал
И действительно, на следующий день, «кожаного короля» застрелили утром рядом со своим домом. Время тогда такое было. Делили территорию, власть. Сейчас спокойнее. Кого-то застрелили. Кого-то посадили. Кого куда, некоторых в кресла. Вроде все поделили
Однажды мне на себе пришлось испытать Яшкино предсказание. Мы с девчонками как обычно отправились в воскресенье на танцы, дорога шла мимо монастыря, где как всегда сидел Яшка. Когда наша веселая компания поравнялась с ним, он подскочил со своего места, выхватил меня из толпы девчонок и больно держа за руку, закричал, глядя прямо в глаза мне своими огромными темными глазами, в которых горел какой-то сумасшедший огонь:
-Иди домой
-Не ходи сегодня туда, не ходи. Домой иди
Все замолчали, а я, испуганно глядя на него, пыталась вырвать свою руку, из его, будто железной лапы. Он, не отпуская меня, все приговаривал:
-Не ходи, не ходи сегодня никуда.
Руку я все-таки вырвала и подбежала к девчонкам. Настроение было испорчено. Но не вернулась обратно, а пошла дальше, на танцы, о чем через несколько часов очень пожалела. В тот день моя подруга и соседка, назад со мной не пошла. Новый кавалер вызвался ее проводить и немного погулять. Возвращаться мне пришлось одной. К тому времени, пока моя подруга решала, идти ли ей домой сразу или немного погулять по парку, все уже разошлись и я, которая ждала ее, осталась совсем одна. По дороге ко мне привязалась компания пьяных ребят, они окружили меня кольцом и, не давая выйти из их круга, шли рядом. Я в надежде оглядывалась на случайных прохожих, но никого не было. Компания шла, смеялась, свистела. А я, со слезами на глазах вспоминала Яшку. И корила и себя, и его. Себя, за то, что не послушалась его, его - за такие предсказания. Со страхом думала, что вот скоро будет темный парк, через который нужно пройти, чтобы попасть домой. Подходя к монастырю, увидела чью-то фигуру. Какой-то мужчина стоял и смотрел на нас. Я удивилась, что он делает тут. Ведь двери монастыря давно заперты. Он стоял, молчал и только смотрел. Когда вся компания поравнялась с ним, то он сказал:
-Стойте тут
Мои мучители-охранники остановились, сразу замолчав. Я, увидев, что меня уже никто не держит и не окружает, побежала вперед. Бежала и боялась оглянуться. Но сзади было тихо. Не слышалось ни криков, ни топота погони, ни свиста. Прибежав домой, я еще долго не могла успокоиться, тряслась от страха и вспоминала Яшкино предсказание.
Прошло несколько лет. Однажды по дороге к своим знакомым, мне встретилась похоронная процессия. Впереди с маленькой красной подушечкой, на которой было много орденов и медалей, шел военный. В той небольшой толпе людей, которые шли за гробом, я увидела свою первую учительницу.
-Кого это хоронят?
-Яшку, Яшку-нищего, помнишь такого?
-Конечно, помню, а он что же, имел столько наград и был нищим?
-Он не был нищим, у его сестры, с которой он жил, огромный дом, и пенсия у него хорошая была, только он в том доме и не жил, а жил рядом в сарае, и как его сестра не звала, не ругала, в дом не заходил даже. И пенсию всю им отдавал, семье своей сестры.
-Это ведь он после войны стал такой. А был военный летчик, офицер, наград сама видишь у него сколько. Воевал с первого дня войны. Ранили его, в плен попал, потом в концлагерь, бежал оттуда, в Сопротивлении воевал. Потом, после войны, до своих добрался, а как добрался, так и в другой лагерь угодил. Документы утеряны, в плену был.
В пятьдесят третьем выпустили, домой пришел, а дома и нет давно. Немцы сожгли, а жену с маленькой дочкой повесили. Девочка совсем маленькая была, годовалая, так и висели они - мама и дочка, которую за ножку к поясу маминого платья привязали. Он как все это узнал, так и свихнулся. Вот и сидел на паперти каждый день, от восхода до заката. В церковь то и не заходил даже, молился иногда прямо там, в арке, перед ликом Спасителя на ней нарисованным. Еще вот дар у него открылся, да и сама видно знаешь, беду он чуял, предсказывал ее многим людям.
Молча, я пошла в этой скорбной процессии, следом за гробом, вспоминая Яшку-нищего, военного летчика, героя войны, такого несчастного, и такого настоящего человека.


Рецензии
Трогательно!

Людмила Богатырева   23.02.2013 21:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.