Lent великий пост

В переводе с английского слово Lent означает Великий пост, но слово Lent в словосочетании Lent term также имеет перевод – весенний. Наверное, это не случайно, ведь весна – время обновления всего живого. И Великий пост – время духовного обновления. Кажется, что кто – то очень добрый старается дать больше знаний, мудрости, поселить в сердце тихую радость.
Однажды, в дни Великого поста, я прочла книгу Атония Сурожского «Человек перед Богом». Книга эта произвела на меня впечатление, как на Марину Цветаеву портрет героя войны. Когда – то давно, юная поэтесса написала об этом:
«… и я, поцеловав гравюру,
не знала сна…»
 Я тоже и днем и ночью, забыв про отдых, читала эту книгу. Она многое изменила во мне.
 Изменилось мое отношение к Богу. До прочтения книги я считала, что Бог - строгий «дядька» на небе, который записывает все мои грехи. Благодаря книге я поняла, что Бог, подобен заботливому и любящему отцу, что каждую минуту Он ждет, когда же я наконец приду к Нему, что все испытания и болезни, которые мне посланы , как бы слова призыва Господа к Себе.
 Такое несколько фамильярное отношение к Богу определил один случай, описанный митрополитом Сурожским в книге.
 Однажды в Прощенное воскресение он спросил на исповеди своих прихожан: «А можете ли вы за все страдания, которые случились в вашей жизни, простить Господа Бога?» Вопрос этот несколько смутил меня, но он также заставил подумать о том что Бог – ЖИВОЙ и его, как и любого из нас, надо прощать в Прощенное воскресение. Вообще я думаю, что Прощенное воскресение – день примирения человека с Богом, хотя бы на ближайшие семь недель. Сколько раз в году мы, недовольные тем, как Господь поступает с нами, ропщем на Бога? Сколько раз Господу Богу приходилось нас наказывать, ибо мы в силу своих грехов не можем понять обращенных к нам Его слов?
 Я обратила особое внимание на разъяснение притчи о талантах, которую знает, пожалуй, каждый. Человек «не имеет права сделать то, что сделал самый неодаренный из трех лиц, о которых говорит притча. Он испугался: а вдруг то, что заложено в меня, то, что мне дано, я растрачу, потеряю и буду в ответе? И зарыл свой талант…. А когда пришло время суда, когда пришло время расчета, когда все предстали перед хозяином, оказалось, что все чего-то добились - только он не добился ничего. И он не был осужден за то, что не принес барыша, выгоды своему хозяину; он был осужден за то, что испугался и не решился ничего сделать, не решился ни на что».
Сколько раз в жизни мы из боязни быть непонятыми, из боязни, что нас осудят окружающие, не давали таланту, этому Волшебному дару Господа развиваться? Мы как будто забыли, что Бог создал человека по своему образу и подобию и мы должны быть творцами. Все равно в какой области мы будем творить: или в области науки, или в области искусства, или мы будем творцами на производстве
И что греха таить, окружающие нас люди, как правило, самые близкие и родные, мнение которых мы особенно ценим, часто своим неловким словом могут отбить у нас всякую охоту быть творцами.
 А ведь они должны так в нас верить, так нас вдохновлять, что, творя, мы должны почувствовать, что мы если не гении, то прежде всего, мы - ЛЮДИ.
 Особенность книги заключалась в том, что она заставляла (меня во всяком случае) задуматься над совершенно обыденными вещами. Так, прочитанные в книге слова Аввы Памво: «…если он не может понять моего молчания, ему никогда не понять моих слов..» заставили меня задуматься над тем, как же велика сила… слова. В очередной раз перечитывая Святое Писание, я обратила особое внимание на фразу: «Вначале было Слово…» и из него все произошло. Значит, слово способно создавать. И каждый знает, что словом можно убить…Благодаря прочтению книги, я стала очень бережно относиться к словам, которые я произношу или пишу. И я совершенно согласна с Антонием Сурожским, который говорит: «…как когда говоришь тихо, спокойно, как выбираешь слова, как ничего не оставляешь случайности и лучше оставляешь что-нибудь недосказанным, чем пересказанным, потому что каждое слово должно быть правдой о том, что содержит молчание».
 Меня очень заинтересовали слова Тихона Задонского, которые я почитала в книге: « путь в Царствие Небесное лежит не от победы к победе, а от поражения к поражению, только доходят те, которые после каждого поражения встают и идут дальше…»
 И для себя я отметила такую фразу, что « Бог не конфессионален. Человек может ошибаться умственно, но молиться искренне». Говоря словами моей бабушки, полуграмотной крестьянки: «Бог у нас один, мы только Ему по-разному молимся»
 Эта книга – кладезь мудрости для всех. И для верующих и для неверующих. Верующим она покажет Бога с новой стороны, она покажет, что Бог нам друг и мы для Бога не рабы, но друзья. А неверующему будет просто интересно читать эту книгу и благодаря этому, может быть, имя Божие заинтересует многих атеистов и безбожников. И они откроют и в очередной раз очень внимательно прочтут Святое писание.
Еще многие годы религиозные философы будут разбирать слова и выражения из этой книги и напишут не один десяток трудов.
Я не специалист в области религиоведения, я только рассказала о том, что особенно запомнилось мне. Каждый читатель найдет в ней что –то свое. И я уверена, что эта книга никого не оставит равнодушным. Именно поэтому я подарила эту книгу одному замечательному человеку. Он всегда говорил, что он – атеист, а я ему хотела показать, что священник без всякого религиозного фанатизма и совершенно спокойно может рассказать о Боге . И я искренне надеюсь, что мне это удалось…


Рецензии