О совместной молитве в православной общине

 Никто бы не оставался язычником,
 если бы мы были христианами, как следует.
 Иоанн Златоуст

Сейчас много говорят о духовно-нравственном возрождении России. А разве оно возможно без общественной молитвы? Нет. А без развития церковно-приходской общинной жизни? Тоже нет. Как семья – ячейка государства, так церковная община – клеточка духовного организма нашей Родины. Именно от здоровья этих клеточек в огромной степени зависит благополучие страны в целом. Посему, не стоит плодить общины ради самих общин, превращая их в аморфные «клубы по интересам». А важно создавать из членов прихода молитвенные дружины, способные, с Божьей помощью, решать насущные проблемы.

В настоящее время очень мало осталось великих молитвенников, старцев, творящих силою Господней чудеса и исцеления. К сожалению, незаметно, чтобы за последние годы число таких столпов Православия увеличилось (речь идет о старцах-молитвенниках, открытых для людей, а не находящихся в затворе и неизвестных широким массам). Возникает вопрос: что же делать обычным, рядовым православным, которых миллионы? Ответ очевиден.

 С благословения духовенства объединяться в молитвенную армию Христову с единым сердцем и едиными устами (разумеется, не забывая при этом и о социальном служении). Возможно, тогда большое количество молитвенных прошений (например, об исцелении) православных, связанных узами евангельской любви, перейдет в качество (результат). Однако, есть еще одна беда: мирянин обычно отводит себе пассивную роль в церковной жизни. Отчасти это происходит потому, что чадо Божие не осознает величие таинства Крещения. Симеон Новый Богослов писал: «Каждый крещаемый по православному обычаю получает тайно полноту благодати; но он получает уверенность в этой благодати только в той степени, в которой он действительно соблюдает заповеди». То есть благодать Христа невидимо сокрыта в нас. Но она – как скрытое семя совершенства, еще должно, с Божьей помощью, прорасти и принести плод. Святой Кирилл Иерусалимский о крещении говорил: «…Если уверуешь, не только примешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека» (Огл. слово 17, параграф 35-37). В молитвах Крещения приступающий к таинству «называется уже «новозапечатанным воином Христа Бога нашего», воином, который будет вести борьбу с диаволом и побеждать его силою Христовой... По принятии великих таинств Крещения и Миропомазания вы соединились со Христом» (Архим. Борис (Холчев)). Блж. Феодорит Киррский учил, что крещение есть «…причастие Владычнего воскресения, одежда спасения, хитон веселия, светлая риза, лучше же сказать сам свет». Крещеный – новое творение во Христе. Воцерковленных мирян называют также «царственное священство».

 Согласитесь, если, например, одновременно о какой-то нужде искренне, горячо помолятся сотни, тысячи верующих, то это сила немалая. По милости Божией, такие совместные молитвы могли бы реально изменить нашу жизнь к лучшему...
Христос сказал для всех на все времена: «…если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18). Поэтому неразумно верующим отказываться от совместной молитвы и вне стен храма. Как было бы хорошо, если б на базе каждого прихода существовала молитвенная община. Выражаясь современным языком, группа неравнодушных христиан во главе со священником, готовых молитвенно поддерживать страждущих. Нетрудно представить, сколько добра могли бы принести, с Божьей помощью, такие искренние воцерковленные миряне. Ведь ныне куда ни глянь – всюду проблемы, столько несчастных вокруг… Так почему же мы, воины Христовы, не молимся всей дружиной «на всяком месте» и во всякое время? Хотя апостол Павел увещевал: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2). Тем более, что молитва за ближних есть заповедь Господня: «…молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5).

К тому же, ничего нового придумывать не нужно, достаточно лишь обратиться к святоотеческой традиции. Возьмем, к примеру, проблему алкоголизма. Кто читал житие преп. Серафима Вырицкого, помнит, как однажды к святому в дом, где находилось множество народа, привели безнадежного пьяницу. И вот старец обратился к присутствующим (заметьте: ни к монахам, ни к священникам, а к обыкновенным мирянам): «Дорогие мои, сейчас только от нас зависит, куда пойдет и кем станет этот несчастный человек. Давайте все вместе помолимся Господу и Божией Матери, чтобы они вразумили его, помогли этому человеку. Все зависит от нас, дорогие, давайте поможем этому человеку». Все, кто был, встали на колени и вместе со старцем стали молиться, КТО КАК УМЕЛ, некоторые даже заплакали.
И вдруг этот пьяница упал на пол и начал биться, сотрясаемый рыданиями. Долго он лежал и плакал, а народ молился. Наконец, старец поднялся и сказал: «Он не будет больше пить, он хотел наложить на себя руки, но не сделал этого, потому что за него молились. Молитва ограждает и отражает страшные внушения темной силы. И особенно сильна молитва близких. Молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу». Этот пьяница больше за всю жизнь не взял в рот спиртного, стал глубоко верующим человеком и духовным чадом старца» («Жизнь во Христе св. преп. Серафима Вырицкого», стр. 33).

Конечно, кто-то, вероятно, скажет: «Но то был святой, а мы-то – грешники!», – подразумевая под этим, что можно и дальше продолжать ничего не делать. Разумеется – грешники… Однако, еще раз обратим внимание на высказывание преподобного: «Всё зависит от нас…». Кстати, «не духовное прежде, а душевное» (1 Кор. 15), то есть больному необходимо не формальное вычитывание молитв, а наше сострадание, нелицемерная любовь к нему. Видя их, страждущий может, даже не получив исцеления сразу, уверовать в Бога и изменить свою жизнь. Любителям «недеяния» не следует забывать и слова преп. Серафима Саровского: «Мы только восхищаемся жизнью святых, а подражать им не хотим».

Более того, горячая молитва за других, яко за себя, – хорошее средство научиться любви к ближним, как говорили святые Отцы. По наблюдениям священника Александра Овчаренко: «Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и любовь к людям… Пастырский опыт показывает: человек, который, не раскрывшись в своих душевных качествах, начал строить здание духовных добродетелей, даже точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую потом крайне трудно разрушить…
…к примеру, ты стала верующей, а муж запил?
– А я за него читаю акафист «Неупиваемая чаша»…
– За него или против него? Любишь ли ты его во время этого чтения? В чем конкретно проявляется твоя любовь?
– А как мне его, пьяницу, любить? В церковь идти не хочет, венчаться не хочет….
Вот такой диалог…
Старец отец Алексей Мечев так говорил об отношениях с ближними: «Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться»… Нет нам никакой пользы, если, воцерковившись, мы так и не засветимся любовью».

И потом, кто такие воцерковленные миряне? Это «царственное священство». Епископ Иларион (Алфеев) пишет: «В Церкви Христовой все люди являются «царями и священниками» (Апок. 1:6), все вводятся во Святое святых, все становятся «родом избранным»: «И вы сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы... Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:5-10)». Как видим, учение о царственном священстве всех христиан предельно ясно выражено в Новом Завете. Обратимся снова к поучениям епископа: «Иерархическое священство существует в Церкви именно благодаря всеобщему царственному священству всех христиан... Внутри Церкви иерархическое священство неразрывно связано с народом Божьим – и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем таинств: все таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом и с согласия народа. Чин Литургии наглядно показывает, что предстоятель священнодействует от лица народа и участие народа в служении не является пассивным...

Священник и народ равны: «Мир всем», – говорит священник; «И духови твоему», – отвечает народ; «Благодать со всеми вами», – говорит священник; «И со духом твоим», – отвечает народ. В древней Церкви рукоположение священника и епископа совершалось с согласия народа, причем, как правило, в эти степени возводились лица, избранные народом: в чине рукоположения до сих пор сохраняется возглас народа «аксиос» («достоин»), выражающий одобрение посвящаемому». (Епископ Иларион (Алфеев) «Катехизические беседы», стр. 83-86).
Поэтому неудивительно, если по общей молитве «царственного священства» будут происходить чудеса, исцеления. (Так как Христос оставил нам обетование: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»). Причем, каждый из молящихся даром исцеления может и не обладать. А это ценно. Ибо реальная опасность для обладающего каким-либо даром – возгордиться, а значит, погубить свою душу. При совместной же молитве (даже чудодейственной) человек не сможет приписать только себе плоды коллективного молитвенного труда. Следовательно, нет почвы для гордыни. Таким образом, в группе четче понимание: исцеляет Бог, а не я. Наш Господь – Ревнитель: славы Своей Он не отдаст никому. (Кстати, святые чудотворцы всячески старались скрыть действие через них Божиих даров. В общине сделать это – проще простого).

Многие любят говорить: «Вера без дел мертва». А ведь молитва за болящего, желание облегчить его мучения, и есть та деятельная «вера, действующая любовью». Прекрасно сказал митрополит Антоний Сурожский: «Даже если болезнь – результат распутства, все-таки человека жалко, потому что он не для того был создан и не к тому был призван». Людям, живущим во зле и грехе, как воздух, нужна Божественная Любовь и Милосердие. Бог же действует через верных. Поэтому, повторюсь: сейчас необходимы молитвенные дружины неравнодушных христиан в духовной войне «против духов злобы поднебесных», чтобы «всем миром» молиться за конкретные нужды ближних, а также и помогать несчастным, кто чем может (иной добрым словом, другой – материальной поддержкой). Ибо, как мы знаем из работ архиепископа Серафима (Чичагова) «О возрождении приходской жизни», священнику в одиночку сложно создать в приходе атмосферу евангельской любви и взаимопомощи. Необходимо содействие, как минимум, приходского совета. В нашем случае это – «молитвенная дружина» (т. е. «ядро» общины в начале ее становления, а в идеале – весь приход). Однако, в хорошем смысле, «заводилой» данного начинания должен стать священник. Без этого не родится молитвенная духовная семья, да и сама община… Многое из вышесказанного имеет смысл только в дружном приходе, при условии, что когда верующие соберутся, они не ограничатся лишь чаепитием и приятным времяпрепровождением. Но будет хотя бы чтение Священного Писания и горячая совместная молитва под руководством батюшки о разрешении насущных проблем людей.

Достаточно посетить переполненные больницы, не говоря уже о тюрьмах, чтобы убедиться в том, сколько ныне страждущих. Воистину, «жатвы много, делателей мало»... Конечно, от молитвенных групп не следует ждать чудес, а тем паче к ним стремиться. Ибо верующему прежде нужно искать Царствия Божия, а не знамений, – Бога, а не чудес. Христианин призван делать всё, что зависит от него, а дальше Господь усмотрит: «Невозможное человеку возможно Богу».

Еще раз обратимся к жизнеописанию старца Серафима Вырицкого (к случаю с исцелением алкоголика). Его прихожане молились естественно и просто, «кто как умел», но у них было сострадание и желание помочь. И нам главное – научиться молиться за другого от всего сердца, как за самого себя. О таком сопереживании чужой боли старец Паисий говорил, что если человек взрастит в себе любовь с болью о всех людях, то вступят в действие божественные силы. Только бы в душе присутствовало глубокое смирение, чтобы человек не возгордился и не оскорбил Бога, посчитав, что эти силы – его собственные… Многие православные интуитивно чувствуют необходимость совместных молитв. Когда, например, в трудных ситуациях кто-то просит знакомых верующих помолиться о нем. (Также в православной периодике нередко встречаются просьбы о молитве: «За раба Божьего такого-то» и т. д.). А хорошо было бы это организовать. К тому же, совместные молитвы являются всего лишь дополнением к церковным молитвам за богослужением и, снова отмечу: должны проводиться под чутким руководством священника.

Представляете, сколько бы людей потянулось к храму, зная, что там есть те, кому они небезразличны со своими бедами и болячками. Вспомним слова Спасителя: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25). Православному мирянину важно научиться не отказывать ближнему в помощи, ведь через него просит Сам Иисус Христос.


Рецензии
Здравствуйте, Андрей!
Вот это произведение мне понравилось - чувствуется глубокая заинтересованность автора в том, чтобы люди поняли важность коллективного "программирования" себя на добро, помощь ближнему и страждущему. Цитаты не идут сплошным текстом, а грамотно и понятно комментируются.
С удовольствием прочитала Вашу отповедь автору с витееватым псевдонимом неопределенного пола о "первичности" язычества. Обычно за такими "суперпатриотами" стоит элементарное желание выделиться любым способом, чтобы не очутиться в толпе, ну да и ладно - от их молитсв здоровья ни у кого не прибудет.

Идея коллективного моления воплощена в иудаизме. Если ко времени молитвы не набралось 10 мужчин, то моления не начнутся, потому что воздействие молитвы и славословия Богу должны быть (как минимум)десятикратно усиленны.
Может, с этой целью в Израиле устанавливают точнейшее время (до секунд) зажигания свечей, когда все верующие читают молитву.
В нашем городке (55 тыс чел) 103 синагоги, в которых одновременно начинаются моления, то есть не менее тысячи человек в одно время молятся за свою страну и свой народ.
Люди, изучающие Тору всю жизнь, получают от государства пособие: одни работают, чтобы обеспечить тех, кто за них молится.

В Америке проводили испытания с безнадежными больными, разделив их на одинаковые группы: контрольная (нейтральная), другая - за которых молились случайные верующие и еще одна - за здоровье которой систематически молились монахи. Оказалось, что результат потряс даже скептически и атеистически настроенных скептиков - результат значительного улучшения здоровья и даже факты исцеления были в группе, за которую молились монахи - около трети больных из (примерно) 1,5 сотен человек, а в контрольной группе была самая большая смертность и редкие случаи улучшения здоровья.

Спасибо за интересный материал.
С уважением. Татьяна.

Татьяна Хожан   03.07.2007 00:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
Спасибо, что читаете мои работы. Разрешите порекомендовать Вам еще интервью с И. Лизуновым "К Богу через... ратоборство". Тем более, что Лизунов - личность известная, его по телевидению показывали и в центральных журналах о нем писали. Ну, а насчет молитвы хотел бы узнать у Вас одну вещь: однажды я услышал, что будто бы в Израиле 400 лет "вахтовым" методом (то есть непрерывно), посменно в течение суток определенные группы верующих молились о приходе Мессии. В результате, пришел Христос, но к сожалению, Его не признали... Вы ничего не слышали о такой молитве? Можно ли доверять этой информации?

Спасибо за интересную информацию.

С уважением, Андрей.

Андрей Сигутин   03.07.2007 13:55   Заявить о нарушении
Андрей, здравствуйте. Спасибо за Ваши рекомендации - почитаю. А вот насчет коллективной непрекращающейся молитвы я ничего не знаю, но узнаю у религиозных евреев и напишу.
В одном форуме ЖЖ (живого журнала) прочитала интересную информацию о коллективной молитве в Иерусалиме лет 10 назад. Вот ссылка (надеюсь, что не исчезнет - в крайнем случае в следующем замечании приведу цитату полностью.
http://ereyzer.livejournal.com/60209.html?thread=768305#t768305
С уважением.Таня.

Татьяна Хожан   04.07.2007 01:30   Заявить о нарушении
Та-аак, ссылка не проявилась. Итак, был задан такой вопрос:
- Человек, видящий собрание 600 000 евреев произносит специальное благословение "хахам аразим". Считается, что среди такого количества евреев прибывает Шхина.
Вопрос: можете ли вы припомнить такую ситуацию, когда такое чудное явление имело место в недавней истории.

Ответ:
- Такое было на демонстрации против верховного суда в Иерусалиме. Демонстрантов было тысяч 500, напротив была демонстрация за верховный суд - еще несколько десятков тысяч зевак между ними и вокруг - и еще несколько десятков тысяч полицейских.

Интересно, что в то время была какая-то ежедневная передача по радио на 10 минут про всякие ужасы (аварии, преступления и т.д.), которые произошли в этот день. Так вот, в день демонстрации ведущий сообщил: "сегодня со мной произошло такое, чего не происходило за 15 лет существования передачи: мне нечего рассказать - сегодня ничего не произошло".

Татьяна Хожан   04.07.2007 01:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.