Право на болезнь и смерть продолжение
Но хочется всегда некоторых практических советов. Как поступить в конкретной рабочей ситуации. Перемены в мироощущении происходят постепенно. Давайте вновь заглянем в прошлое и рассмотрим, к чему нас подталкивает сама жизнь.
Вспомним 80-е годы. Все работали, получали похожую зарплату. Но как мы смотрели на неработающих? Они назывались тунеядцами. Быть тунеядцем было точно так же дико как спекулянтом. Это было преступлением, и людей-тунеядцев ссылали за 101 километр. Не работать можно было только по болезни.
Болеть было так же ненормально. Потому что болезнь мешала работать - выполнять полезную функцию для общества. Вспомните еще тезис из школы - труд сделал из обезьяны человека. Болезнь не дает человеку трудиться, и даже медицинский документ, выдаваемый больному, называется - листком временной нетрудоспособности. Так что при социализме болезнь правильнее было бы назвать не нарушением нормальной жизнедеятельности организма, а нарушением привычной трудодеятельности.
Быть больным конечно намного почетнее, чем не работать. Но все-таки быть больным так же противоестественно, как сесть за стол с грязными руками. Пришел с грязными руками - иди помой. Заболел - иди лечись.
Болезнь мешала трудиться, лечить болезнь считалось почетно. Врачи - каста. Их все уважали. Если зарплата не особенно выделяла врача, то социальными преимуществами завсегда можно было воспользоваться. Кто был в это время врачом, меня поймет. Очень престижно было быть врачом-профессионалом. Да и понятно почему. Лечишь лучше, больше почет и уважение.
Перемены произошли за два года - с 89-91. Конечно, заметнее эти перемены были во внешнем - отсутствие лекарств, денег на зарплату. Но... очень важно, что в этот период появились так называемые безработные. И их никто уже не называл тунеядцами, никуда не ссылал. Правда капитализма открылась не только в том, что можно деньги зарабатывать, но и в том, что можно не работать. Не работать стало для глаза естественным и человек как оказалось, от этого сразу в обезьяну не превращается. И болеть оказалось тоже можно. Ничего в этом жуткого нет.
Можно работать, можно не работать. Можно болеть, можно не болеть. Я на это специально обращаю внимание, так как за 8-10 лет перестройки уже забылось, как было раньше. А до перестройки болеть - это плохо, нельзя. Вылечить любой ценой. И врачи, целые поколения врачей, так воспитывались.
Все годы перестройки именно эти врачи являлись основой медицины нашего общества при Ельцине. Они удерживали медицину в привычных рамках и привычных для них отношениях к больным и болезни. Болезни, которую обязательно надо вылечить, так как для них вид больного человека противоестественный.
Поэтому за малую зарплату, а то и вовсе без зарплаты они лечили больных людей. Даже безработных и почти голыми руками. Еще лет через десять их честную работу будут называть подвигом, и изучать как психологический феномен почти коммунистического труда. А феномена никакого нет, просто для советского врача болезнь - это как грязные руки. Когда нет родниковой воды, приходится их мыть из лужи. Через несколько лет остатки советских врачей-профессионалов вымрут как мамонты.
До сих пор влияние советской психологии в медицине очень велико. Для больных это хорошо, потому что их еще лечат. Вы улыбаетесь, но это так.
С позиции десятилетней давности объяснить современному врачу или медсестре, зачем надо лечить больного уже нельзя. В нашем обществе на первое место вышли деньги. Престиж уже не в цене. Если профессия не приносит прибыли, она перестает быть престижной. Быть профессионалом в престижной профессии значит хорошо зарабатывать. И все это понимают. Даже пенсионеры. Если ты хороший врач, в приличном месте, никого не удивляет, что ты солидно одеваешься и ездишь на модной машине. Это в принципе уже стало нормальным.
Еще Сталин сказал - хорошего врача народ прокормит. При социализме хороший врач не голодал, без очереди заходил в магазин с черного входа, ездил в отпуск в Сочи. При капитализме в России хороший врач начал зарабатывать деньги. Те, кто выжил в медицине до сего дня, и остались профессионалами, все научились брать деньги.
Общество, как это было и десять лет назад пока закрывает глаза на самостоятельные заработки профессионалов. Больной человек сейчас кроме себя и родственников никому не нужен. Тогда пусть сами за себя и платят.
Современная философия медицины - деньги. К хорошему врачу просто так уже не попадешь. Разве только случайно.
Но вновь возникает вопрос, а имеет ли право человек на болезнь? При социализме согласие на то или иное лечение в принципе никого не интересовало. Врач, как полномочный представитель общества в принципе и не интересовался, а хочет ли пациент выздороветь. Раз пришел, лечись. Даже согласие больного на операцию можно было забыть записать в историю болезни. Тем более о согласии на какие то инъекции никто и не думал спрашивать. Тебя лечат, будь доволен. Больной даже не знал, чем его лечат.
Но больной человек доверял врачу. Как он доверял обществу, которому он был нужен. И поручал свое здоровье в руки врача, которого ему предоставило общество.
Теперь человек никому не нужен. Он здоровый то не нужен обществу, а тем более больной. И доверие сильно пошатнулось и к обществу и к врачам - представителям этого общества, которые вроде бы должны заботиться о здоровье.
Пишу все эти строки с точки зрения врача, но мы все под Богом ходим, и сами можем заболеть и превратиться в пациентов. И я как пациент очень заинтересован в выздоровлении. И за то, чтобы меня хорошо лечили в принципе готов заплатить. Оплата подразумевает, что у меня есть возможность спросить за качество лечения.
Появилось право болеть осознанно. Выбирать место, где болеть, врача, который будет лечить, выбирать методы обследования и лекарства. Хорошо, когда ты врач и есть с кем посоветоваться обо всех этих возможностях.
Большинству пациентов посоветоваться не с кем. И работает принцип, который не давал сбоев еще в застойные времена. Пациент сначала звонит знакомому врачу. Он может быть стоматологом или гинекологом, это не важно. Важно, что он врач и он знакомый тебе человек. С ним обо всем можно поговорить. Дорого или нет, к хорошему врачу попадаешь или халтурщику и т.д. А если еще и протекцию составит, совсем будет замечательно.
Вот дилемма: появилось право выбора и право спрашивать за лечение, но без доверия врачу обойтись не удается. Ведь если о том, чтобы дать таблетку приходится брать подпись о согласии, о каком тогда, доверии может идти речь. А современное правовое законодательство обязывает так поступать врача и брать согласие у больного на все свои действия. Даже на сообщение о состоянии здоровья пациента в справочную больницы.
«Знакомые врачи», к которым постоянно обращаются за всевозможными консультациями, постепенно превращаются в семейных врачей. Это небольшая группа людей, которые оказались готовы к подобному смену профиля. Люди активные, квалифицированные врачи, с большим количеством связей, а главное - обаятельные. Да - да, обаяние - самое необходимое качество для семейного врача. Он должен вызывать доверие и качество это может быть только врожденным. Семейный врач как бы становится посредником между больным человеком и специалистом. Доверенным лицом. И очень аккуратно вписывается в схему правовой медицины.
Появились правовые и денежные отношения в медицине. Они очень осложнили работу большинству профессионалов. Многие специалисты настолько заняты, что им просто не хватает времени объяснять пациентам свои действия, а пациенты требуют этих объяснений. На помощь приходит семейный врач. С ним врачу-специалисту не надо подбирать слова и понимание возникает в течение считанных секунд. А уже пациенту домашний доктор объяснит все как следует в спокойной обстановке. Но, слава Богу, в практике семейного врача чаще встречаются самые заурядные болячки, не требующие привлечения профессоров.
Семейный врач - знакомый, которому можно позвонить в любое время, когда бок заболел или нужна справка в бассейн. И ты знаешь, что ему можно доверить и ребенка и себя и родителей. Если потребуется, семейному врачу всегда есть, кому позвонить и проконсультироваться по сложному вопросу. Подъехать на консультацию к тому же педиатру или невропатологу. И чтобы попасть на консультацию к специалисту или обследование не надо сидеть часами в очереди и переживать, кому сунуть конвертик.
Именно поэтому семейным врачом невозможно стать сразу после студенческой скамьи. При всем уважении к напору и обаянию молодости, отличной бизнес подготовке, но для семейного врача этого мало. Обязательно надо быть квалифицированным врачом с опытом самостоятельных решений и ошибок. Естественно иметь какую то определенную специализацию. В поликлинике или в больнице трудно быть индивидуальностью, у семейного врача появилась эта возможность. В своей работе он может быть и верующим и интеллигентным и культурным. И может и должен относиться к каждому больному как личности.
Может быть, подобный взгляд на семейного врача не укладывается в государственную концепцию об этой профессии. Но это взгляд изнутри. Только время покажет кто прав.
Свидетельство о публикации №207061700171