смерть ради свободы

Борьба между Севером и Югом продолжалась уже несколько месяцев. за свою жизнь боролись все: от старого до малого. уже было понятно, что гражданской войне конец, одни радовались, другие огорчались. но и те и другие скорбили о своих сыновьях, отцах и братьях, оставшихся на поле битвы. война подходила к концу и именно в нашем городе шли ожисточенные бои за территорию. весь мирный народ, включая меня, убежал на старый завод. он уже давно заржавел, но это было единственное место, где могли укрыться все жители. дети, матери, немощные старики и старухи сидели на холодном полу и ждали атаки. дети тихо сопели на груди у матери. старухи молились, старцы тихо сидели и о чем-то переговаривались.
я проснулся от крика и гула по всему цеху. было понятно, что ворвались Северяне и начали выводить народ на балкон. пока народ выходил, я и еще несколько людей спрятались в другом цехе и сквозь проржавевшие щели стали наблюдать за всем действием.
возникло странное чувство, будто я вижу их последний раз. от таких мыслей меня передернуло и по спине пробежали мурашки.
- я больше немогу здесь находиться. иду на верх. кто со мной? - сказал я и оглядел собравшихся. среди них была высокого роста блондинка. ее длинные волосы путались за спиной и она молча смотрела на меня.
- что ты хочешь делать? - спросила она.
- я не знаю, но если они найдут то...
- то что? - перебил меня мужчина лет 50-ти с седыми волосами.
- такое чувство... мне кажется... они нас расстреляют - сказал я и опустил глаза.
- они не могут! мы простолюды! это война политиков, а не мирных граждан! - стал возмущаться он, как-будто это я затеял войну.
- как хотите, я не собираюсь вас уговаривать. - я встал. - кто со мной?
- я! -встала блондинка и посмотрела на меня своим детским наивным лицом. в ее глазах был какой-то страх и беспомощность. я осмотрел остальных: мужчины и женщины отвернулись от моего взгляда и тихо сидели на полу.
мы вышли, огляделись, и побежали по коридору наверх. всюду были заколоченные двери отделов с потускневшими табличками и пожелтешими от времени номерами отделов.
- я раньше в цирке работала. - неожиданно сказала она. - работала со львами. - ой, прости, меня Наташей зовут. она положила ладонь на грудь, что можно было заметить ее нежные пальцы. аккуратные и ухоженые.
- мы много путешествовали, но после того как началась война... - она остановилась и на глазах ее появились слезы. я взял ее руку и сказал: я все понимаю, но нам нельзя останавливаться.
послышались выстрелы, крики людей... о, боже, я до сих пор не могу забыть эти крики. крики отчаяния и ужаса. я подбежал к окну и увидел горы трупов. всех, с кем я сидел рядом и разговаривал были уже мертвы.
- обыскать завод! - крикнул лысоватый мужичок в форме, и несколько десятков человек ринулись внутрь.
- нам нельзя останавливаться.
- а если они найдут нас? - она заторопилась.
- конец...
- бежим наверх, там должны быть окна.
такое ощущение, что солдаты наизусть знали завод, через несколько минут я уже слышал их за спиной. я уже отчаился найди хоть какой-то выход.
- здесь дверь открыта! - закричала Наташа, и мы вместе забежали туда. пока я баррикадировал дверь, она стала искать свободные окна. я обернулся и увидел просторный цех со столами в три ряда. видимо это был швейный цех, повсюду валялись заржавевшие швейные машинки, а несколько стояли на столах.
- окно есть, но я не могу его открыть - сказала она и попыталась дернуть ручку.
- оно заржавело, отойди. - я взял стул, размахнулся и выбил стекло. в дверь затарабанили и начали выбивать.
- скорее, вылазь! - крикнул я ей и помог забраться на подоконник. Наташка залезла в окно и повисла на карнизе. - там есть уступ, становись на него!
- нет... я так жить больше не могу, лучше умереть и стать свободной, чем постоянно убегать от них. От таких слов я был ошарашен и не знал что делать.
- Наташа, ради всего святого, не делай этого! - я протянул ей руку, но она отпустила свои и полетела вниз. я отвернулся, чтобы не смотреть падение человека. было высоко, она не смогла бы выжить. слезливыми глазами я осторожно подошел к окну и увидел разорванные на куски части тела, повсюду была кровь и куски плоти обнимали асфальт. ворвались Северяне и было понятно что это конец.
Смерть ради свободы, достойна ли она такой цены?


Рецензии