C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Московское кино - где оно?

Большой экран


«МОСКОВСКОЕ КИНО» - ГДЕ ОНО?

Некоммерческий кинематограф способен стать кассовым


Впервые о наведении порядка в московских кинотеатрах заговорили еще несколько лет назад. С начала 90-е годов большинство московских кинотеатров было снято с бюджетного довольствия и передано в оперативное управление созданным на базе кинотеатров государственным унитарным предприятиям (ГУПам). Ситуация тех лет была неутешительна.  Два крупнейших кинопрокатных концерна «крутили» низкопробные американские боевики, заламывая за низ сумасшедшие цены. Другого кино в Москве просто не было.



Создав ГУП "Московское кино", Правительство Москвы решило объединить все кинотеатры в единое предприятие. Это позволяло городу наиболее успешные кинотеатры сдавать в аренду напрямую, минуя посредников, а остальные приобретали статус дочерних предприятий, где "Московское кино" должно было вести единую рекламную и репертуарную политику.
Планировалось передать ГУПу 53 кинотеатра с условием, что не менее 30% кинопоказа в них будут составлять российские фильмы. Кинотеатры, принадлежащие ГУП "Московское кино" должны были быть ориентированы, прежде всего, на некассовые фильмы.

Ситуация выглядела критической и комичной одновременно. В кинотеатрах продавали люстры, шторы, устраивали даже «льготные» вещевые распродажи. Словом занимались всем, чем угодно, кроме показа кино. Москвичей это повергало в уныние. Пойти с ребенком «на мультик» или просто всей семьей в кино, как в былые годы стало нереально.
Тогда, в  2002 году было создано ГУП «Московское кино» (Государственное унитарное предприятие), призванное, прежде всего, возродить кинопрокат отечественного кино. Примечательно, что ни первого (кинопроката), ни второго (отечественного кино), в то время практически не было. И все же борьба началась!
Серьезную поддержку «Московскому кино» оказало в 2006 году московское правительство, издав специальное постановление "О дальнейшем развитии кинопоказа в городе..."
Это был – беспрецедентный пример войны хозяйствующих структур под знаменем борьбы за умы, сердца и души москвичей. И в этом  проект стал поистине национальным. За Москвой следили, на Москву ровнялись, Москве завидовали другие субъекты Федерации. И, что неудивительно, он завершился частичной победой. То есть, всем казалось, что победа полная. Кинотеатры очищены от всего не имеющего отношения к кинематографу. Но, есть лишь часть проекта. А на само деле – попросту «верхушка его айсберга». Вопросы репертуарной и ценовой политики так и остались нерешенными.
Кроме того, особенность московского зрителя в том, что его нужно формировать. А формировать его, в общем-то, нечем. Вот сейчас выйдет сто фильмов. Но, кто на них пойдет? В этом-то и проблема формирования зрителя. Это очень важный аспект. Мы запаздываем за зрителем. Раньше говорили: «Надо готовить зрителя, он не готов смотреть серьезное кино»... Сегодня ситуация прямо противоположна. Зритель не только готов, он требует серьезного кино. Он давно наелся дешевыми американизмами. А мы ему его не даем. Нам просто нечего ему показать. И мы выпускаем очередные «Дозоры», убогие «Жмурки» и прочее и прочее и прочее…

ПРОКАТ, РЕПЕРТУАР, ЦЕНЫ…

Огромная тема – система проката. Ее можно обсуждать бесконечно, но т то, что у нас ее до сих пор нет  - это – совершенно понятно. Почему, к примеру, кинотеатр «Мечта», находящийся далеко от центра в спальном районе или расположенная рядом «Орбита» собирают на каждом сеансе полные залы?
Конечно, отчасти дело в репертуаре. Но главное – это ценовая политика! Билет на дневной сеанс в «Орбиту» на любой фильм стоит 50-80 рублей, совсем недавно было 40-60… А в тот же «Пионер», « Октябрь» , в десяток залов «Атриума» - 200. Потому они и постоянно полупустые. Был замечательный случай, когда мы с женой оказались в субботу на дневном сеансе в «Атриуме» совершенно одни в зале. Просто нужно было скоротать часок-другой. И совершенно бестолковую пародию на трилллер, отдав при этом по 200 рублей, так и не досмотрели до конца. Кому же выгодно содержать в престижных районах  Москвы оборудованные по последнему слову техники кинозалы, не только не приносящие прибыли, но и которые должны нести колоссальные убытки? Вопрос – без ответа. Надеюсь, пока. Однако в этом кроется пример правильной репертуарно-ценовой политики других кинотеатров, тех самых, которые объединяет «Московское кино». Из таких примеров складывается глобальная система, благодаря которой становится близка и понятна программа московского правительства и проект «Московское кино» в целом. Вопрос в ее верной окончательной реализации.

В ХОРОШИЕ ЗАЛЫ ЗАБЫЛИ «ВПУСТИТЬ» ХОРОШЕЕ КИНО

А вот что говорит человек в этом вопросе в высшей степени компетентный, режиссер и продюсер Андрей Разумовский:
- Время диктует свои законы. И сегодня, вполне вероятно, что сегодня нужно уже не 30 процентов отечественного кинематографа, а, к примеру, 50. Почему бы и нет. Зритель к этому готов. Дело за создателями и прокатчиками.

Досье

Разумовский Андрей Вадимович;

Режиссер, продюсер, генеральный продюсер ООО «Продюсерская компания «Фора-фильм Андрея Разумовского», секретарь Союза кинематографистов РФ, заслуженный деятель искусств России.



Как продюсер осуществил следующие проекты (все совместно с Ю. Романенко): "Александр Галич. Изгнание", "За прекрасных дам", "Десять лет без права переписки"; "Любовь немолодого человека", "Сукины дети", "Только не уходи", "Убийца", "Все будет хорошо" (также продюсер И. Каленов), «Русский ковчег» (реж. А.Сокуров, фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля - 2002), «Шпаликов: «Людей теряют только раз...» (документальный), «Четыре Любови» (4 серии, телевизионный) и др.






продюсер" , Гран-при кинофестиваля "Кинотавр" за фильм "Сукины дети".
Гран-при "Афродита" МКФ в г. Варна, Болгария, за фильм "Все будет хорошо".
Гран-при «Золотой павлин» МКФ в Дели за фильм «Письма к Эльзе», 2003 г.
Последняя работа - «Игра в шиндай» полнометражный художественный фильм - режиссер-постановщик и продюсер (2006 г.).

- Прошел год с этапного для всего российского кинематографа постановления московского правительства, – напоминает Андрей Вадимович. - Что сделано? Безусловно, очень много. Реконструированы почти все запланированные кинотеатры. Из них убрали люстры и автомобили, и оснастили отличной техникой. Большие экраны, превосходный звук, удобные хорошие залы…
- Чего же, по вашему мнению, не хватает для полноценной реализации этой всеми вроде одобряемой программы?
- В эти залы забыли «запустить» хорошее кино. Это - первый вопрос, «киношников» – снимать качественное, с большой буквы Кино. Сегодня все условия для этого есть. Второй вопрос, весьма важный, касается  институтов кинематографии. Сократить платный конкурс, сделать объективной систему просмотра кандидатов, при этом жестоко отсекать так называемый «блат». Дети режиссеров не всегда становятся режиссерами. (Хотя из каждого правила есть исключения). Однако их процент среди абитуриентов огромен, и с годами становится просто чудовищным. Иначе мы никогда не получим новых Шукшиных, новых Чухраев, новых Калатозовых… Мы их и так не получим, конечно. Но, мысль моя ясна. Важно, чтобы в кинематограф уже на уровне институтов шли люди «готовые» и целеустремленные, с горящими, а не замутненными глазами. А, если до этого еще и в детских студиях позанимаются – будет просто шикарно! Они будут по-настоящему учиться, не станут мнить себя гениями к 25 годам, и перестанут снимать фильмы «для друзей». Какие они, как они будут формироваться? Это серьезный вопрос для нашей молодежи. Мы  уже приучили их, что и двумя-тремя работами можно делать относительно хорошее кино. И пример все той же «Жары», жалкого подобия «Питера FM», об этом и говорит более чем ярко. Вот тут и появляется Мастер. Настоящий «некоммерческий» мастер, руководитель творческой мастерской. Ничего нового, все как и было всего десятка полтора лет назад…К сожалению, об этом в программе «Московское кино» ничего не сказано, жаль. А ведь тогда только начнется настоящее возрождение отечественного кинематографа. Только тогда!

СТАРИК, КАК, ТЫ НЕ СМОТРЕЛ «ОСТРОВ»???



Справка:


 
- Андрей Вадимович, возникает еще один вопрос по формулировке той самой программы: злополучные 30 процентов были заложены под российские фильмы, при этом все кинотеатры ГУП «Московское кино» должны быть ориентированы на «некассовые» фильмы. Но, что такое «некассовое российское кино»? Недавний прокат фильма «Остров» - куда уж более чем «некассового» -  принес ведь ошеломляющие результаты. Не так ли?
- Да, об «Острове» просто необходимо сказать отдельно. Во-первых, это, вне всякого сомнения – лучший фильм Павла Лунгина. Во-вторых – блестящее трио актеров. Более того, как я считаю, 80 процентов успеха всего фильма – это Петр Мамонов. Который, опять же, по моему мнению, тащил на себе и Сухорукова и Дюжева, и… самого Лунгина. Поэтому получилась мощная картина, которая будет смотреться всегда. Это картина уровня «Андрея Рублева». Пройдет двадцать лет, ее можно будет точно также показывать в кинотеатрах, и на нее снова будут аншлаги. На ней наверняка будут учить студентов ВГИКа. Это – именно некоммерческое массовое кино! И, тем не менее, вы правы, он имел колоссальный успех и колоссальный доход. И конечно его можно было бы еще месяца два не показывать по телевидению. Москва и Питер на этом точно многое потеряли. Правда, зато, фильм одновременно увидела вся Россия, ну и, соответственно, все страну, куда доходит РТР. А это несколько десятков миллионов человек! И вся реклама на словах: «Старик, смотрел «Остров»? Как!!! Ты не смотрел «Остров»!!! Вот и все. Людская молва создала аншлаги во всех залах, где показывали этот фильм. Вот он, повторюсь «некоммерческое массовое кино». Не призываю снимать клоны «Острова», но это – определенный эталон. И чем больше таких фильмов будут появляться, тем больше выиграет наш кинематограф вообще. И вот тогда и программа «Московское кино» будет максимально близка к своей реализации.

Андрей МАЛИНКИН

"КРУГ ЖИЗНИ", № 26(5), 2007


Рецензии