Чемборисов Юрий Геннадьевич

Рассматривать творчество собственного дедушки, с одной стороны, необычно и занимательно, с другой - сложнее, чем рассматривать творчество других авторов, не являющихся моими родственниками. Кроме того, у моего дедушки сохранились лишь несколько стихотворений, что ещё больше усложняет задачу.
Чтобы более объективно понять и, тем более, описать творчество поэта, нужно знать, в первую очередь, его биографию, или хотя бы основные этапы жизненного пути данного человека.
Творчество моего дедушки неразрывно связано с космосом, с авиацией. Юрий Чемборисов закончил Военно-воздушную академию им. Можайского . С 1962 по 1974 год моя семья жила в Тюратаме, более известном под названием Байконур. Переехав в посёлок Болшево-1 (так до 1992 года назывался Юбилейный), Юрий Чемборисов работал в НИИ-4 до1987 года. Стихотворения, написанные им во время работы на Байконуре, не сохранились. Сохранились лишь стихи, написанные им в 1987 году. Таких стихов всего восемь, но они многим объединены и есенинской любовью к природе, и верой в разумный научный прогресс, и глубокими мыслями.
В творчестве Юрия Чемборисова гармонично сочетаются как философия, так и пейзажная лирика. В большинстве стихотворений чувствуется тревога за развитие мира, за будущее человечества. Это отчётливо прослеживается, к примеру, в стихотворении «Поклонникам». Но и здесь есть сравнения с природой:
«…Жестокостью дремучей проросли», «Хотят, чтоб пелена подёрнула весь мир и жизнь в глазах людей стеклом застыла».
Возьмём стихотворение «Клочья». Оно начинается четверостишием
«Клочья рваного грозного гула
Ударяются в землю набатом.
Целит в небо ракетное дуло,
Расщепляя планету как атом»,
которое напоминает стиль Владимира Маяковского. Второе четверостишие «более нейтрально:
«Старт ракет не проходит бесследно;
Ранит нашу обитель он, ранит...
Человек свою сущность победно
Неизведанностью таранит».
А завершается стихотворение словно «словами Сергея Есенина с примесью творчества Николая Заболоцкого:
«Рассекая небесные своды,
Двери космосу открывая,
Властелин безраздельный природы
Завязь в вешнем саду обрывает».
Такая «игра стилей» прослеживается и в других стихах: начало – философское, конец – «есенинский». Но более внимательный читатель без труда поймёт, что здесь никакой «игры стилей» нет. Наоборот, творчество Юрия Чемборисова словно «вне стилей, вне рамок». Автор вместе с читателем могут лететь к звёздам, нов следующий миг «сидеть около заводи с помятыми над ней кустами». Почему? Ответ прост. Для Юрия Чемборисова природа неотделима от человека. Всё, что человек делает должно не только не вредить природе, но и помогать ей, ибо мы являемся частью системы, в которой происходят круговороты и саморазвитие. Если человек будет наносить вред природе, то он в конечном счёте будет наносить вред самому себе. Здесь есть перекличка с творчеством Маяковского, Заболоцкого, Есенина и других поэтов, причём со стихами Николая Заболоцкого перекличка есть как по форме, так и по духу. Николай Алексеевич писал также на самые разные темы (впрочем, каждый поэт и писатель должен быть таким). Есть у Юрия Чемборисова и два ироничных стихотворения: «В посудомойках не халаты» и «Другу» (ирония была свойственна раннему Заболоцкому). Эти четверостишия дополняют другие стихи автора, раскрывают быт изнутри и отношения между людьми.

Времена А.С. Пушкина принято считать «Золотым веком русской литературы», конец 19 – начало 20 века – «Серебряным веком». Я считаю, что во второй половине 1980-х годов наступил в литературе нашей страны «Бронзовый век». Почему я выбрал именно такое название? Бронза это – сплав, а у многих современных поэтов встречается немало как эклектичных стихов, так и стихов, в которых стили взаимосвязаны в единое целое. Кроме того, немаловажную роль играет и переоценка некоторых ценностей: человек постепенно становится «во главу угла». Хотя, к сожалению, далеко не во всех странах принцип «Всё – во благо человека» реализуется. Здесь можно очень много философствовать, но я лишь скажу напоследок, что Союз Советских Социалистических Республик разрушен, но социализм победить невозможно.


Рецензии