Конспект

В последнее время возникла художественная критика, т.е. оценка искусства не всеми, а главное, не простыми людьми, а учеными, т.е. извращенными и вместе с тем самоуверенными людьми.
 Л.Н. Толстой

Художник, если он настоящий художник, передал в своем произведении другим людям то чувство, которое он пережил, что же тут [критикам] объяснять?

Если бы можно было словами растолковать то, что хотел сказать художник, он и сказал бы словами. А он сказал своим искусством, потому что другим способом нельзя было передать то чувство, которое он испытал.
 Л.Н. Толстой

Большею частью критики, это люди, бойко пишущие, образованные, умные, но с совершенно извращенною способностью заражаться искусством. И потому эти люди всегда своими писаниями значительно содействовали и содействуют извращению вкуса той публики, которая читает их и верит им.
 Л.Н. Толстой

В словесном искусстве людей обучают тому, чтобы они умели, не желая ничего сказать, написать во много страниц сочинение на тему, о которой они никогда не думали, и написать так, чтобы это было похоже на сочинение авторов, признанных знаменитыми.
Этому учат в гимназиях.

Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. «Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось», - сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - сказал Брюллов. Замечание это верно для всех искусств. Но справедливость его особенно заметна на исполнении музыки.

Чуть-чуть недосказано, пересказано, преувеличено – в поэзии, и нет заражения.

Заражение только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит те бесконечно малые моменты, из которых складывается произведение искусства. И научить внешним образом нахождению этих бесконечно малых моментов нет никакой возможности: они находятся только тогда, когда человек отдается чувству.

Признак, выделяющий настоящее искусство от поддельного – заразительность. Если человек без всякой деятельности с своей стороны и без всякого изменения своего положения, прочтя, услыхав, увидев произведение другого человека, испытывает состояние души, которое соединяет его с этим человеком и другими, так же, как и он, воспринимающими предмет искусства людьми, то предмет, вызывающий такое состояние есть предмет искусства.
Как бы ни был поэтичен, похож на настоящий, эффектен или занимателен предмет, он не предмет искусства, если он не вызывает в человеке того, совершенно особенного от всех других чувства радости, единения душевного с другим [автором] и с другими [слушателями или зрителями], воспринимающими то же художественное произведение.
Воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им самим, и что всё то, что выражается этим предметом, есть то самое, что так давно ему хотелось выразить. Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства.

Мерилом искусства является степень заразительности.
Чем сильнее заражение, тем лучше искусство, не говоря о его содержании.

Чем особеннее передаваемое чувство, тем оно сильнее действует на воспринимающего. Воспринимающий испытывает тем большее наслаждение, чем особеннее то состояние души, в которое он переносится, и потому тем охотнее и сильнее сливается с ним.

Ясность выражения чувства содействует заразительности, потому что, в сознании своем сливаясь с автором, воспринимающий тем более удовлетворен, чем яснее выражено то чувство, которое, как ему кажется, он уже давно знает и испытывает и которому теперь только нашел выражение.

Более же всего увеличивается степень заразительности искусства степенью искренности художника: как только зритель, слушатель, читатель чувствует, что художник САМ заражается своим произведением и пишет, поет, играет для себя, а не только для того, чтобы воздействовать на других, такое душевное состояние художника заражает воспринимающего, и наоборот: как только зритель, читатель, слушатель чувствует, что автор не для своего удовлетворения, а для него, для воспринимающего пишет, поет, играет и не чувствует сам того, что хочет выразить, так является отпор, и самое особенное, новое чувство, и самая искусная техника не только не производят никакого впечатления, но отталкивают.

Самое главное – чтобы художник испытывал внутреннюю потребность выразить передаваемое им чувство.
 Л.Н. Толстой

И как происходит эволюция знаний, т.е. более истинные нужные знания вытесняют и заменяют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит эволюция чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства.
 Л.Н. Толстой
Техника в искусстве – это леность, красота и немногосложность, сжатость.

Искусство будущего будет производиться всеми людьми из народа, которые будут заниматься им только тогда, когда они будут чувствовать потребность в такой деятельности.

Искусство должно устранять насилие.
 Л.Н. Толстой


Рецензии