Почему, Россия?

Телеканал "Россия" закончил демонстрацию многосерийного, художественного фильма "Завещание Ленина". Что нового открыл этот фильм многомиллионной российской аудитории?

Бывшим советским людям уже кое-что известно, но пока очень мало, об истории ГУЛАГа. Истинные же масштабы трагедии, итогом которой стало уничтожение самых талантливых, культурных и трудоспособных россиян, - по-настоящему нашей общественностью еще не осознаются.

Многие ли из наших современников способны дать вразумительное истолкование причин полного уничтожения прогрессивной части населения России - мужчин и женщин в возрасте от восемнадцати и до сорока лет?

Кто - истинный виновник репрессий и массовых убийств, названных идеологически высокопарно "диктатурой пролетариата"? Когда будут названы по именам и преданы анафеме все, без исключения, участники политического террора, направленного на искоренение лучших российских родов?

Очевидно, осознать исторического прошлое, целью которого было полное истребление свободомыслия в России, невозможно, так как, попросту, - больше некому. За годы репрессий в России уничтожены самые выдающиеся и славные российские роды и семьи, являвшиеся носителем генов свободы и чести.

В России, практически, больше нет общественных индивидуумов, которые умеют свободно выражать свои мысли, основываясь на народных традициях права, чести и совести.

 О том, что традиции чести утрачены, и, кажется, безвозвратно, можно было убедиться во время премьерного показа по телеканалу "Россия" многосерийного фильма "Завещание Ленина", состоявшегося в начале числах июня и посвященного судьбе русского писателя Варлама Шаламова.

Картина режиссера Николая Досталя выдержана в суровых, напряженно-трагических тонах. Однако режиссер сознательно избегает натурализма и экспрессии. Наверное, поэтому картине несколько не достает настоящих, глубоких чувств.

Н. Досталь, скорей всего, не ставил своей целью ошеломить телезрителей. Режиссер нашел свой, оригинальный постановочный прием: бесстрастного, отстраненного освещения исторический событий.

Картина, в результате, по жанру оказалась ближе к художественно-документальному кино. Кинематографическая группа создала, несомненно, замечательную и глубокую картину.

Кинокартина "Ленинский завет" - это первый шаг к реформации сознания, оперирующей к самым широким, культурным слоям общественности. Это первая попытка, средствами документального кино, отторгнуть духовно-нравственную скверну, проникшую в плоть и кровь российского человека.

Премьера картины по рассказам Шаламова - это удар по укоренившемуся в российском обществе и вольготно здравствующему политическому извергу, приговорившему в 20 столетии народы России на рабство, голод и смерть.

Картину Н. Досталя, несомненно, можно считать удачной и впечатляющей работой, в которой заявили себя, как талантливые и вдумчивые художники, - все цеха съемочной группы.

Однако какого-то особого эмоционального потрясения картина, все же, не вызывает. Быть может потому, что главной задачей режиссера Досталя были не эмоции, а скрупулезное, бесстрастное исследование событий, основанных на автобиографических рассказах Варлама Шаламова.

В главной роли снялся Владимир Капустин, передавший образ Шаламова предельно корректно, рельефно и культурно. Капустин, кроме этого, наделен особым актерским шармом, который помог ему создать уникальный тип русского человека, стойкого и незыблемого. Можно предполагать, что В. Капустин уже завоевал симпатии самой широкой публики, и его, как актера, ждет серьезное творческое будущее.

Огромной ошибкой Н. Досталя была замена В. Капустина в финале картины, где показаны последние годы жизни писателя, другим, боле старым актером. Эта замена ничем не оправдана, и в художественном плане ослабляет эмоциональное воздействие финала картины. Дублер В. Капустина типологически больше походит на выпивоху слесаря, чем на великого русского писателя, пострадавшего за правду. Мастерски наложенный грим мог бы прекрасно состарить Капустина до нужного по сценарию возраста, и актер славно закруглил бы образ писателя, подарив аудитории, к ее вящему удовольствию, еще несколько мгновений своего таланта.

Эмоционально отстраненное видение истории, предложенное режиссером Н. Досталем, позволяет телезрителям понять, что же произошло с российскими людьми за последние сто лет. И вывод этот, увы, безрадостен.

Совершенно ясно, что в России больше нет великой когорты россиян, наделенных таким характером и силой духа, как у несгибаемого и не усмиренного русского писателя Шаламова.

Правдивые и талантливые русские люди - почти все, за сто лет террора, были истреблены. Остались те, кто на протяжении многих лет их методично истреблял. Это миллионы трусливых, безнравственных и внешне сытых, благополучных людей.
 
Те, кто сумел выжить, - не помнят своих отцов, дедов, не помнят воли, свободы. Не ведают, что такое честь, совесть, сочувствие. И научить их - в России больше некому.

Современный россиянин, за исключением нескольких тысяч чудом уцелевших талантливых, культурных и честных людей, труслив, жаден, жесток.

Современный российский человек, как обобщенный гражданский тип, безобразен и чужд русской культуре не только по своим внешним признакам. Главное - он безобразен своими внутренними качествами. Российские люди, в своей массе, за годы советского форматирования - ссучились и сдались.

Их волю и свободу изнасиловали российские вожди и номенклатура.

Миллионы россиян утратили свою внешнюю благообразность.

Русским женщинам страшно рожать детей, продолжать род - от современных российских мужчин. А те, кто осмеливаются рожать, воспитывают детей, как правило, в полном одиночестве.

Так как современные отцы лишены родовых традиций отцовства. Современный мужчина не несет ответственности за свой род. Он не знает древних мудрых сказов об отцах, дедах. Он ничему не учит своих сынов и дочерей. Он зарабатывает деньги. Вся его воля, жизнь, радость - отдана удовлетворению материальных потребностей.

В фильме "Завещание Ленина" прослеживается связь времен: от начала эпохи, до наших дней. Российские люди за десятилетия политического лихоимства постепенно деградировали и обессилели.

Генофонд свободного мышления, культурного творчества и индивидуального созидания утрачен и не подлежит восстановлению. И этот трагический аспект касается, прежде всего, мужской части российского населения.

Единственный выход для восстановления волевых и свободолюбивых качеств нации, как это ни цинично звучит, видится современным генетикам в зачатии новых поколений российских детей от представителей тех свободных наций, которые по своим нравственным качествам сходны с древнерусскими народами: это англичане, немцы, норвежцы, датчане, французы, итальянцы, поляки, чехи, славянские американцы.

Далеко не только материальные проблемы, а, скорее, неистребимый инстинкт выживания привел тысячи российских женщин к необходимости вступать в брак с мужчинами Европы и Америки.

Древнерусский человек, потомком которого был писатель Варлам Шаламов, это человек, свободно выражающий свои мысли, имеющий твердую волю, и опирающийся на древнерусские законы правды, чести, благородства.

Почему же, на разбеге уже двадцать первого века, российский человек не восстановился, не возродился и не поднялся до уровня свободомыслия россиян прошлых веков?

Потому что и сегодняшняя российская действительность продолжает русского человека упорно изничтожать.

Каким образом? А вот как.

Простому, честному человеку в современном обществе не на что опереться. Современная действительность лишена каких-либо ориентиров нравственности. О чести - никто больше не говорит. Слова: правдивость, совесть, - изжиты из обихода.

Оказывать содействие близким, окружающим - каждодневно, искренне - не принято ни в среде бытовой, ни общественной.

Каким главным нравственным качеством должен обладать российский человек? Он должен сочувствовать всем людям, которые живут на этой земле. Каким образом этот фундаментальный постулат пропагандируется в российской культуре и образовании? А никак.

Российский человек не воспитан сочувствию кому бы то ни было. Российский человек никому больше не сочувствует. У него нет больше органа, который выделяет этот нравственный феномен - болеть душой за всякое несправедливое деяние.

Современный россиянин сочувствует не человеку. А вещам. Моющим средствам. Стиральному порошку. Шампуню. Соку. Автомобилям. Средствам от перхоти. Гигиеническим дамским прокладкам.

Этот жуткий, извращенный генотип воспитывается не школой, не литературой, а общественным телевидением.

В то время, как кинолента "Завещание Ленина" подводит телезрителей к высшей точке напряженности: финальным кадрам об убийстве и смерти Варлама Шаламова, - телеканал "Россия" безучастно прерывает показ, врезаясь с оголтелой рекламой стиральных порошков, шампуней и моющих средств.

Позор.

Каждый раз, когда фильм об ужасах нашей эпохи прерывала веселая, навороченная спецэффектами реклама, было чувство, что ТК "Россия" сошел с ума. Лучше бы эту картину демонстрировал канал с человеческим лицом - "Культура".

Канал "Россия" выстрелил рекламными врезками - во всех жертв ГУЛАГа. И в сердце всех россиян, у которых еще сохранились живые эмоции и чувство сострадания.

Если бы миллионы русских людей, уничтоженных в ГУЛАГе, могли себе только представить, что рассказы об их жизни и смерти будут прерываться забойными блоками с хохочущими коробками порошков и визжащими банками моющих средств, они бы умерли в неволе гораздо быстрей: от сжигающего их стыда и позора - за свою будущую историю. И за своих беспринципных российских потомков.

Человек-титан, выдержавший десятилетия каторжных работ, Варлам Шаламов был бы сражен, сломлен, уничтожен, узнай он, что кинокадры с его последними мгновениями жизни разрежет невидимый фокусник, обрушивая на телезрителей тупые каламбуры о порошках и шампунях.

 Гадко. Низко. Безнравственно.

Логично было бы думать, что телезрители отзовутся на действия телеканала "Россия" бурной и жесткой критикой. Но, скорей всего, никто не отзовется и просто даже не заметит, что реклама, врезающаяся в фильм о жертвах ГУЛАГа, - это пик бесчувственности.

Страна, в которой отсутствуют законы нравственности, обречена на медленное, но неукоснительное угасание.

 



 
 


Рецензии