Врач от Бога

Общаясь с доктором Ниной Матвеевной Бабкиной, понимаешь, что она - врач от Бога. Людей не обманешь: Нине Матвеевне далеко за восемьдесят, но к ней все равно обращаются больные за помощью. Двери ее дома всегда открыты для страждущих... К тому же наш доктор – прекрасный рассказчик: ее приятно слушать несколько часов подряд. Ведь в словах Нины Матвеевны чувствуется и неподдельная любовь к людям, и мудрость прожитых лет. У нее удивительно ясный ум и прекрасное чувство юмора. Поэтому, попросив врача-ветерана рассказать о себе, мы не дерзнули прервать повествование Нины Матвеевны наводящими вопросами…

«Я родилась в Узбекистане, в 1918 году. Мои предки переехали в Среднюю Азию в Бишкек, когда железная дорога в регионе только строилась. Мой дед по отцовской линии впоследствии стал начальником железнодорожной станции. Дед же по матери, как сказали бы сейчас, занимался бизнесом, а по тем временам именовался купцом. У него было семеро детей...

Моя мама вышла замуж за машиниста паровоза. Эта профессия считалась тогда престижной. Накануне революции они уехали в Узбекистан. В Самарканде отец боролся с басмачеством. Этот город и стал моей родиной.
Когда-то Самарканд был одним из важнейших пунктов на Шелковом пути. С детства я помню, как на базарах торговали китайцы, афганцы, индусы. Пестрота костюмов, гортанные голоса, восточные сладости, обостренное чувство многообразия мира навсегда остались в памяти и, конечно же, повлияли на всю жизнь. Поэтому я не выношу никаких националистических проявлений, ибо перед Богом все равны.

Самарканд - архитектурная жемчужина Востока. В прошлом он был столицей империи Тамерлана. Ему более двух с половиной тысяч лет. Город расположен в благодатном краю, где вызревают лучшие в мире фрукты и живет доброжелательный и трудолюбивый народ. С тех времен город украшают памятники архитектуры, посмотреть на которые съезжаются туристы со всего света.

В тридцатые годы Средняя Азия стала одним из мест, куда высылали неугодных в центральной России людей. Так в нашем дворе жили дворяне из-под Питера – муж и жена. Они привезли с собой огромную библиотеку. Супруги были открытыми людьми: собирали у себя детей (среди них была и я), учили манерам и искусству общения, развивали нашу речь, читали нам лучшие произведения мировой литературы и разрешали пользоваться библиотекой.
Я с детства мечтала быть врачом и, воплощая мечту в играх, делала «уколы» плюшевым игрушкам или подушкам, иголками «шприцов» служили большие колючки с деревьев.
В Самарканде в то время уже был университет и несколько институтов: педагогический, сельскохозяйственный, строительный, медицинский. В медицинский я и поступила в 1937 году, в самый пик сталинских репрессий.

В мединституте, так же как и в других высших учебных заведениях, появились десятки ссыльных преподавателей из лучших вузов СССР. Большинство из них осталось в Узбекистане навсегда. В мединституте работало несколько специалистов с мировыми именами. Например, профессора Панкратьева, Туркевич (у него было 40 научных трудов, равных докторской диссертации), супружеская чета Иоффе: оба – с профессорскими званиями, Пятернев, патологоанатом, тоже профессор, и другие.

Учиться было трудно. После первой сессии на курсе, из 200 поступивших осталось 89. Профессия врача уже на первых порах требует полной самоотдачи, к тому же не было учебников и приходилось не только подробно записывать лекции, но и делать к ним рисунки, что у меня хорошо получалось. Поэтому моими конспектами пользовались и другие студенты. Преподаватели, казалось, все свое время отдавали нам: помимо лекций вели кружки-семинары, со многими, в частности и со мной, занимались индивидуально. К студентам было особое отношение - и дружеское, и очень требовательное. Например, один из профессоров перед лекциями выстраивал группу и придирчиво рассматривал, как выглядят студенты. Он хотел, чтобы все было «леге артис», т.е. наилучшим образом, и мы, несмотря на все трудности, старались соответствовать этим требованиям.

В 1941-ом началась война, я перешла на пятый курс. Началось ускоренное обучение, заниматься приходилось по 10-12 часов в сутки, основными дисциплинами были терапия, хирургия, акушерство-гинекология, неврология и детские болезни. А ночами еще дежурили в больницах, что засчитывалось как практика.

Но молодость есть молодость: я, как положено в этом возрасте, влюбилась и вышла замуж. Мой муж, Козяев Павел Спиридонович, был кадровым военным, танкистом. В 1939 году, во время финской войны, он был серьезно ранен, попал в плен. В результате обмена пленными в 1940 году вернулся на родину, но был лишен всех званий. Страшно переживал, долго болел, одна нога не восстановилась полностью, и ходить он мог лишь в ортопедическом ботинке. После выздоровления работал шофером. К концу 41-го стали приезжать беженцы, и только тогда мы полностью осознали, какая страшная беда постигла нашу страну.
В феврале 1942 года меня призвали в армию. Как оказалось позже, я была беременна, но не знала об этом, а когда поняла - стала скрывать. Худенькая была, а одежда грубая, солдатская. Халаты попросторнее старалась надевать. Было стыдно - ведь приехала Родину защищать, и тут - такое... Когда началась интоксикация, говорила, что в машинах меня укачивает, жаловалась на желудок и какие-то недомогания придумывала. Попала я в Липецк, в большой госпиталь. Была там группа армейского усиления, которую часто бросали туда, где не хватало медицинских сил: в медсанбаты, на передовую. Четыре раза (это беременной-то и после всего двух теоретических занятий!) прыгала с парашютом. В первый раз было очень страшно, потом привыкла.

На войне о себе не думаешь: столько горя, смерть кругом, молодые оборванные жизни, искалеченные тела. Страшно, жутко. Впрочем, ни один эпитет не может полностью отразить этого ужаса.

Расскажу только два эпизода. Служила у нас одна молодая женщина, врач. Работала, как и все – на износ. Но была у нее одна особенность – она панически боялась бомбежек. Все, конечно, боялись, но она просто обезумевала, бежала куда-то, и удержать её было невозможно. В конце концов под бомбежкой и погибла.

Однажды привезли раненого немецкого офицера, и мне выпало им заниматься. Я отказалась. Начальник госпиталя объяснил мне, что у хирурга на операционном столе нет ни врагов, ни друзей, есть только больной, страдающий человек, и отправил меня на гауптвахту на трое суток. Но сидеть мне пришлось не более двух часов – людей, как всегда, не хватало. Зато этих двух часов мне хватило, чтобы навсегда запомнить слова, сказанные начальником госпиталя, и осознать, что клятва Гиппократа - как воинская присяга – нарушать ее нельзя.
Когда я была на восьмом месяце, скрывать свое положение стало невозможно, тот же начальник госпиталя отправил меня в тыл, на этот раз ничего не сказав: скорее всего, он понимал мои чувства.

Меня посадили на санитарный поезд, направлявшийся в Азию. Поезд шел около месяца. Пока ехали, работала врачом. В Самарканде меня встретил муж и вся семья с друзьями. В общем, в сентябре 1942 года я вернулась в Самарканд. В городе было шесть госпиталей. В один из них меня направили работать, так как врачей в городе не хватало. В этом госпитале начальником был мой однокурсник. Помню, роды начались на дежурстве в ординаторской. Увидев это, медсестра побежала к начальнику госпиталя. У него была лошадь. Он сел на нее, посадил меня впереди себя и повез в роддом.

В ноябре 42-го я благополучно разрешилась дочерью, но времени на нее не хватало. Через 2 недели после родов вышла на работу. Ребенком занималась мама, а я металась между кормлениями и госпиталем, в котором работала. К нам поступали только тяжелораненые. Работали в госпиталях, в основном, женщины - и ох как нелегко приходилось! Когда прибывал очередной поезд и машин для перевозки не хватало, мы носили раненых в госпиталь на носилках, а это примерно полтора километра. Спали урывками, ели что придется, как могли, справлялись с проблемами. А ситуации были самыми разными. Однажды, например, в госпитале был бунт, устроенный ранеными из штрафбата. Они захватили свои документы и разбежались. Потом их, конечно, выловили.
 
Одно время в 1943 году раненых не привозили. Госпиталь освободился, и его реорганизовали в диспансер для больных сыпным тифом. Все, кто с ними контактировал, болели, кроме меня и еще одной медсестры. Тогда не делали никаких прививок. У нас был лишь пропускной пункт. Приходишь на работу – переодеваешься. Уходишь – опять переодеваешься. Вся одежда проходила через специальную камеру, где стерилизовалась. Однако, это помогало не всегда... Так что случаев, когда грозила опасность заразиться, хватало. Например, однажды пришлось срочно оперировать без перчаток одного пациента. А у него был сифилис 4 стадии. Но всё обошлось...

Мой муж работал в этом же госпитале. Он был шофером на овощной базе и с апреля по декабрь 1943 г. возил фрукты раненым. А потом ушел на овощную базу, ведь там можно было заработать продукты...

В 44-м мужу вернули звание лейтенанта и отправили на фронт. На этот раз в пехоту. Это в ортопедическом-то ботинке! Вскоре он погиб. Умер от ран и мой младший брат, которому было всего восемнадцать... Мама тогда поседела чуть ли не за одну ночь.
После войны я работала в городской поликлинике, потом в той клинике, в которой училась. Позже трудилась в районной больнице маленького азиатского городка хирургом и акушер-гинекологом. Но на самом деле в тех условиях один врач заменял собой нескольких специалистов.

В моей жизни было множество случаев и трагических, и комических, рассказать их – на книгу хватит. Поэтому – только некоторые. Так вот, в том городке случилось следующее. Муж ударил ножом в живот беременную жену. Привезли ее родственники. Она лежала, укрытая одеялом, на половинке ворот. Когда одеяло откинули, я ахнула: часть кишечника лежала рядом с женщиной. Ее немедленно отправили в операционную, а один из родственников (как выяснилось позже, брат пострадавшей), бросил мне вслед: «Не спасешь – убьем!». Операция продолжалась несколько часов, удалось спасти не только женщину, но и плод. Об угрозе я, конечно, забыла – хирургам часто угрожают. Но когда на рассвете вышла подышать свежим воздухом, увидела, что больничный двор полон молчаливыми людьми. После этого случая я завоевала безоговорочное уважение, которое обернулось работой без выходных и праздников.
Однажды возвращалась с работы поздно вечером. В темном переулке меня остановили двое и потребовали деньги. Но один из них посветил мне в глаза карманным фонариком и сказал другому: «Пошли, это доктор, она меня зашивала», и оба растворились в темноте.
Как-то в Самарканд приехал Фидель Кастро вместе со свитой и братом Раулем. Они отправились осматривать памятники, около обсерватории Улугбека Рауль увидел верблюда. Не знаю, встречались ли ему эти животные раньше, но этот привел в восторг, и Рауль пожелал на нем прокатиться. Однако, верблюд лишь выглядит флегматичным, на самом деле «корабль пустыни» очень своенравен. Он скинул седока, Рауль сломал руку, и его привезли в мою больницу. Перелом был несложным, в области запястья. Нужно было наложить лангет, и только. Рауль был бледен, но спокоен; Фидель же устроил целый спектакль: рыдал, требовал специалистов из Москвы, и его долго убеждали в том, что пройдет много часов, пока столичный врач доберется до Самарканда. В конце концов, высокому гостю оказали помощь, а Фидель кинулся целовать всех вокруг, отдавая предпочтение нашим красавицам.
Я работала много, иногда на две ставки, умудряясь подрабатывать в санитарной авиации – у врачей всегда была небольшая зарплата. Потом судьба распорядилась так, что я стала Главным хирургом Самаркандской области и проработала в этой должности 10 лет. В те времена эта должность не была чиновничьей. Приходилось и ездить, и летать в самые дальние уголки, делать сложные операции, иногда в очень примитивных условиях, консультировать, помогать маленьким больницам добывать оборудование и т.д.. Где я только не бывала тогда: в горах и на равнинах, в кишлаках, к которым трудно добираться, в больницах для душевнобольных и даже в лепрозории.

Однажды, во время очередного полета, мы с группой других врачей попали в небольшую авиакатастрофу. Мотор нашего «кукурузника» неожиданно забарахлил, и летчику пришлось искать место для аварийной посадки. Он выбрал ближайшее поле. Была ранняя весна, почва буквально пропиталась талой водой, и когда колеса коснулись земли, мгновенно в ней увязли. Самолет встал на мотор, мы посыпались друг на друга. Слава Богу, никто серьезно не пострадал, но пришлось несколько километров идти пешком, разыскивая какое-нибудь жилье. Ближе к ночи мы вышли к крохотному кишлаку. Местные жители приняли нас, обогрели и, как могли, накормили, а утром удалось вызвать из районного центра машину, которая приехала за нами только к полудню.

… Я всегда старалась повышать свой профессиональный уровень: выписывала журналы, покупала книги, осваивала новые операции...
Впоследствии стала хирургом высшей категории, а затем мне присвоили звание заслуженного врача Узбекской ССР.

Профессия хирурга – особая профессия. Она требует полной самоотдачи, мужества, решимости, способности разумно рисковать.
Но хирурги - не боги, и больные иногда умирают. Есть болезни и травмы, перед которыми врач бессилен. Но обиднее всего, когда человек запускает свою болезнь настолько, что помочь ему невозможно. Поверьте, переживать это очень непросто.

В моей жизни было много интересных встреч, и две из них произошли в Обнинске. Как-то раз я пошла на рынок, чтобы купить кое-какой инструмент для дома. Подошла к одному из прилавков и выбрала молоток. И вдруг продавец спрашивает: «Доктор, Вы не узнаете меня?». «Нет», - ответила я. Человек вышел из-за прилавка, взял мою руку и поцеловал ее, а потом подарил молоток. Отказаться от такого подарка было невозможно. Я так и не вспомнила, чем помогла ему, а он только добавил, что я спасла ему жизнь.

А вот Василия Васильевича Филоненко я помнила хорошо. Второй раз в жизни мы встретились при помощи друга нашей семьи, Сорокина Юрия Павловича. Однажды я рассказала ему о редкой операции, которую мне пришлось делать когда-то. А первая встреча с Василием Васильевичем случилась так. Он был ранен во время войны в живот. Впоследствии ранение дало себя знать: в течение нескольких лет пять раз у него возникала непроходимость кишечника, и пять раз его оперировали. Когда он попал ко мне, требовалась очередное, шестое хирургическое вмешательство. Силы его были на исходе. И тогда я решилась на редкую операцию по методу Нобля. Суть ее заключается в том, что кишечник укладывается наподобие серпантина, и петли сшиваются между собой. Он лежал на столе более четырех часов. Было очень трудно справиться с задачей, кишечник у больного был гораздо короче, чем у здорового человека: ведь при каждой операции часть кишечника удаляли. Он не только выжил, но стал быстро крепнуть и выписался из больницы вполне пригодным для жизни. Василий Васильевич обосновался в Обнинске раньше меня, работал вместе с Юрием Павловичем и от него услышал историю о самом себе. Наша встреча состоялась несколько необычно. Юрий Павлович пригласил меня в свою организацию на какой-то праздник под предлогом того, что народ желает послушать мои медицинские истории. Я что-то рассказывала, стоя на небольшом возвышении, когда один из слушателей встал и пошел ко мне. Это и был Василий Васильевич. Встреча наша получилась бурной и искренней. Со времени той операции прошло более 30 лет.

В 1986 году приехала в Россию. Уже будучи на пенсии, полтора года работала в Малоярославецкой железнодорожной поликлинике.
- Перечислите, пожалуйста, Ваши награды.
- Орден Отечественной войны 2 степени;
- орден Трудового Красного Знамени;
- заслуженный врач Узбекской ССР;
- медаль 27 Всемирного съезда хирургов и терапевтов. Проводился 1 раз в 12 лет.
- Отличник здравоохранения;
- медали за доблестный труд, за победу над Германией;
- множество юбилейных медалей и почетных грамот.

- Уважаемая Нина Матвеевна, Вы хорошо выглядите. Занимаетесь ли Вы физкультурой?

- Одно время, в связи с работой, у меня сильно разболелся шейный отдел позвоночника. Рентген показал изменения. Могли быть последствия для мозга. Пришлось усиленно заниматься. Раньше у меня был выработан специальный курс, чтобы задействовать все суставы: приседания, вращения конечностей и т.д. Вначале принуждала себя заниматься. Сейчас это уже – как наркотик: не позанимаюсь – спать не смогу, даже если недомогание – тренируюсь. К своему организму очень строго отношусь. Не он должен мной руководить, а я - им. У меня физкультурный стаж – более 30 лет.

- Вы человек верующий?

- Я всегда старалась жить в добре. С детства мне прививали любовь к Богу, учили, что Он во всём поможет. Крёстная мать была глубоко верующей. Она приучила меня к вере, хотя в то время об этом старались не говорить. Приходилось скрывать свое религиозное чувство. А идешь мимо храма – перекрестишься... Кстати, на одной улице в Самарканде располагались три православных храма, синагога, мечеть и даже польский костёл.
 
- А как Вы себя настраиваете психологически?

- По натуре я – несгибаемый оптимист. Постоянно закаляю свою силу воли. Раз я жива, значит нужно себя обслуживать. Значит, я не должна никого обременять. Надо двигаться и тому подобное. Сама убираю квартиру, хожу на рынок.
Стараюсь больше думать о хорошем. Когда приходят плохие мысли, пытаюсь от них избавиться. Если мне грустно, читаю хорошую книгу…

- Что бы Вы могли посоветовать читателям?

- Быть самими собой и стараться настраивать себя на хороший лад. Любить себя, своих детей, свою жизнь. Не будете любить себя, не будете любить никого. Себя нужно любить, чтобы ничего в теле не болело. Надо чувствовать себя свободно, не быть рабом побрякушек и лишних вещей…

А. Сигутин, О. Виноградова


Рецензии
Таким Врачам низкий поклон - их немало, взваливших на себя не только свои заботы и болячки, но и ответственность за жизнь других и умение вернуть не только здоровье, но и жизнь больному.
А вот сама статья похожа на газетную, написанную в советский период, когда подобный материал подавался по отработанной схеме: биография, случаи из жизни, заслуги, чем занимается герой и что желает читателям.
С уважением. Татьяна.

Татьяна Хожан   02.07.2007 23:49     Заявить о нарушении
*А вот сама статья похожа на газетную, написанную в советский период

Уважаемая Татьяна! Вы прямо-таки попали «в десяточку». Действительно, эта статья писалась в свое время для сборника и газеты к 60-летию Победы. Отсюда и стиль такой, советский. Кстати, эту статью в свое время похвалили даже в «Независимой газете».

С уважением.

P.S. Высылаю Вам материал о молитве. Думаю, он Вам будет интересен.

ПОЧЕМУ И КАК МОЛИТВА ЛЕЧИТ?

Беседа с профессором Валерием Слезиным, заведующим лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева

Среди больных раком в неоперабельной стадии верующие живут на пять лет дольше. И это не случайность – собрана большая статистика: молитва лечит даже неизлечимые болезни! Эти факты были известны давно, но непонятно было: почему и как это происходит. С помощью научного открытия профессора В. Б. Слезина теперь можно объяснить воздействие молитвы на организм человека.

– Науке были известны всего три состояния мозга: бодрствование, быстрый и медленный сон. Получается, нет симметрии: у сна два состояния, а у бодрствования только одно, – рассказывает зав. лабораторией нейро- и психофизиологии Психоневрологического НИИ им. Бехтерева профессор Валерий Борисович Слезин. – Открыв новый феномен, я назвал его «четвертым функциональным состоянием мозга». Теперь стало известно «медленное», или молитвенное бодрствование.

Открытие
Можно ли увидеть молитву? Оказывается, можно не только увидеть, но и даже измерить ее! С помощью всем известного энцефалографа. Открытие было сделано, когда в лаборатории нейро- и психофизиологии исследовали состояние человека во время молитвы. Для этого пригласили семерых воспитанников и слушателей Духовной семинарии и академии и записали их электроэнцефалограммы (ЭЭГ), когда гости молились.

– Мы были потрясены увиденным, – рассказывает профессор Слезин. – Особенно удивительную картину ЭЭГ дал один из слушателей (как оказалось, наиболее усердно молившийся). Мы наблюдали постепенное урежение ритма биотоков мозга – наконец остались только медленные дельта-ритмы (с частотой 2-3 Гц). Такое состояние сознания у взрослого человека бывает лишь во время так называемого «медленного» сна, а во время бодрствования – лишь у младенцев до трех-четырех месяцев. Сохранившиеся быстрые биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии. Картина ЭЭГ этого слушателя Духовной академии показывала полное выключение коры мозга, хотя он был в сознании! А помолившись, сказал спокойно: «Ну, ладно, хватит…» – и ритм электрических импульсов коры его головного мозга вернулся к обычным альфа- (8-12 Гц) и бета-ритму (13-30 Гц).

– Получается, молитвенное состояние близко к младенческому?
– Вероятно, слова Христа «будьте как младенцы, и спасетесь» могут быть отнесены и к состоянию мозга. Во время молитвы кора головного мозга отключена и восприятие информации человеком происходит напрямую, минуя мыслительные процессы и анализ, – объяснил Валерий Борисович. – Самый важный вывод, который мы сделали: четвертое состояние мозга столь же необходимо человеку, как и три остальных. Отсутствие одного из них нарушает гармоническое развитие человека, приводит к болезни и деградации. Когда в жизни человека нет необходимого для него четвертого физиологического состояния мозга, нет молитвы, происходят серьезные негативные процессы…

Андрей Сигутин   03.07.2007 13:43   Заявить о нарушении
Профессор В. Б. Слезин прочитал мне мини-лекцию об электрической активности мозга. У новорожденного имеется только первичный дельта-ритм (2-3 Гц). В этот период главное для малыша – ощущение безопасности рядом с мамой. И если мама спокойна, он надежно защищен. По мере взросления появляется второй уровень мозговой активности – семейный (до 7 Гц). В это время ребенок общается только со своими близкими, а в мир родители его выводят за руку. Сам он не ориентируется, ему очень важна рука взрослого – как опора не столько физическая, сколько психологическая. Семья – это оранжерея, где вырастает малыш. И здесь главное – любовь родителей. Ребенок из неполной семьи чувствует свою ущербность, и это отражается на его психике. По мере взросления появляются и быстрые альфа- и бета-ритм головного мозга (до 12 Гц и выше) – социальный уровень. Эти ритмы часто и становятся определяющими, в ущерб первичному и семейному уровням.

– А для человека важны все три уровня сознания. Простая иллюстрация: ко мне на прием приехал «новый русский» на новеньком «Мерседесе». Жизнь вроде удалась, проблем с деньгами нет, но он боится из дому выйти! Я его спрашиваю: есть ли у вас кто-то, кому вы доверяете? Такой человек, к кому вы можете повернуться спиной? Он не мог вспомнить. Вот что бывает, когда у человека нарушен семейный уровень сознания. Если в детстве у ребенка игрушек много, еды навалом, а близкого человека нет, никто любящий не водит его за руку, этот уровень формируется плохо. Отсюда и проблемы.

…Сказано в Писании: «Не хлебом единым жив человек, но словом Божиим». А нынешний гуманизм перенял, вроде бы, христианские нормы – но «убрал» Творца. И вся пирамида рухнула! Без основания она не держится…

А молитва все расставляет по своим местам. Показывает, что кроме мира дольнего есть мир горний. И тот – выше, тот – главный. Согласитесь, это другой взгляд, другой масштаб. И если соотносить, тогда здешние приобретения – слава, деньги, положение в обществе, материальные блага – сразу становятся на свое место.

Сила молитвы
– Вы сказали: отсутствие четвертого состояния мозга приводит к болезням. А как же молитва лечит?
– Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Он проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи. Потом описал это в книге «За бортом по своей воле». Главное: он поборол страх! Потому же, по статистике, верующие – среди больных раком в неоперабельной стадии – живут на пять лет дольше. Молитвой они снимают страхи и повышают свой иммунитет.

Второй важный фактор – цель. Известно, что больные с инфарктом миокарда, которые досконально выполняют все предписания врача, живут мало. А те, кто выполняет не все указания, но имеют цель в жизни (надо дописать книгу, помочь детям встать на ноги и т. п.), живут дольше. Цель дает доминанту, которая противостоит патологии. Как установил академик А. А. Ухтомский (не только выдающийся физиолог, но и рукоположенный священник), доминанта подавляет излишние степени свободы – в том числе и патологию.
Точно так же во время глубокой молитвы человек уходит от бытовой реальности, что приводит к разрушению патологических связей в мозгу и в организме. Уходя от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению. Он ощущает, что мир бренен, временен, понимает истинные ценности, приходит к гармонии с Богом. Это и приводит к тому, что через молитву выздоравливают даже онкологические больные в неоперабельной стадии – такие факты известны науке. Четвертое состояние мозга – это путь к внутренней гармонии.

Эхо открытия
– Атеистом я был большую часть своей жизни (мой отец в революцию и гражданскую войну был комиссаром). Только после сорока лет я пришел в храм и крестился, – признался профессор В. Б. Слезин. – Еще в советское время, и осознанно. Это было начало пути к Богу. А когда я сделал открытие «медленного» молитвенного бодрствования, мы с супругой обвенчались – прожив вместе больше тридцати лет.

– Отец Кирилл Копейкин, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Петербургском государственном университете, с которым я разговаривал о вашем открытии, считает, что это не доказательство того, что Бог существует. И что вера недоказуема в принципе…
– Наверное, он прав. Просто я сам себе доказал, что Бог есть. Точнее, есть что-то вне нашего пространства. Нечто иррациональное, которое не менее важно, чем наше бытие здесь, на Земле. Даже важнее. Открытие четвертого состояния сознания – это путь к иррационализму и пониманию Бога.

А главное-то в другом. Мне одна учительница написала: ее ученик, десятиклассник, прочитав в газете о нашем открытии, воскликнул: «Так, значит, Бог-то на самом деле есть!» Известны мне и другие случаи, когда люди меняли свое отношение к Богу, узнав об этом открытии. Мы живем уже в XXI веке, у людей доверие к науке. Мало кто понимает, как устроен телевизор или компьютер, но все пользуются ими. И разговаривать с людьми нужно на том языке, который они понимают. Конечно, для человека верующего, а тем более для священника такой вопрос не актуален. Священники (тот же отец Кирилл) мне рассказывали, что литургия для них пролетает в одно мгновение – время исчезает. Но священники составляют лишь малую часть населения. А население мыслит другими категориями: для многих выстоять службу в церкви стоит большого труда. А свидетельства Евангелия о Христе многие воспринимают как сказки. Но если – благодаря науке – человек сделает первый шаг к Богу, ему потом будет легче открыть Священное Писание.

Кстати, отец Кирилл Копейкин, как секретарь Ученого совета Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, пригласил меня прочитать курс лекций в Духовной академии. И устроил мне встречу с митрополитом Владимиром. Они хорошо восприняли это открытие – чего не могу сказать о прежней дирекции нашего института. Правда, руководство в институте поменялось, сдвиги в сознании есть, Ученый Совет на меня не набрасывается, как прежде. Но церковь в институте пока не удалось открыть.

– Валерий Борисович, а представителей других конфессий вы изучали?
– Да, мы записывали ЭЭГ католического ксендза во время молитвы – здесь полного погружения не наблюдалось, хотя тенденция к замедлению ритма была. Католики же упростили христианство: отменили посты, сократили литургию до пятнадцати минут. Ксендз признал, что православные – более сильные молитвенники, что только здесь сохранилась практика непрерывной Иисусовой молитвы среди монахов…Изучали мусульманина из Северного Йемена (правда, не муллу, а мирянина) во время намаза – видимых изменений ЭЭГ не обнаружили, но спектральный анализ показал, что мощность его альфа-ритма явно снизилась. У индуса во время медитации, наоборот, наблюдалось возбуждение, то есть повышение, а не снижение ритма электрических импульсов. У дзен-буддиста картина была сложнее: сначала подъем ритма, а затем его незначительное снижение…

Были у меня и знаменитые колдуны, экстрасенсы – ничего особенного, видимого замедления ритма не обнаружилось. Или шарлатаны, или они не умеют управлять своими способностями. Был и наш, русский гуру, он тоже медитировал. Я его спрашиваю: «Что ж вы обратились к чужой вере? Это же предательство». Он ответил, что остался православным. Ну, прочитайте, говорю, «Отче наш». Он начал молитву – и на картине ЭЭГ пошли судорожные разряды, как перед эпилептическим припадком! Пришлось срочно прекратить эксперимент. Потом он рассказывал мне, что пошел в храм, целый день на коленях перед иконами простоял, покаялся – и забросил напрочь свою «импортную» веру.

Евгений Голубев

Андрей Сигутин   03.07.2007 13:44   Заявить о нарушении
Андрей, большое спасибо за статью - очень интересно аргументированно влияние молитвы на выздоровление больных. Только мне показалось излишне самоуверенно утверждение автора статьи в том, что верующие с неоперабельным раком живут на пять лет дольше - это голословно. Знаю примеры, когда истинно верущие православные "сгорали" от рака в считаные месяцы - недели. Серьезные статьи не должны содержать в себе даже небольшой лжи или подтасовки, чтобы не терять доверия читателей.
С уважением. Татьяна.

Татьяна Хожан   03.07.2007 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.