Ольга Арефьева - краткий анализ

Вообще, по ранним песням Ольгу Арефьеву можно охарактеризовать как лирическую бунтарку. Поёт "Нахрена нам война!" и "Раста - это классно!" и "Все мы пойдём вслед за Джа!", но вы только посмотрите на её смешно и трогательно подведённые глаза - так делают клоунессы, трагические клоунессы, а одёжка - хиппи плюс коренные народы Америки, что-нибудь болтается, верёвочки, фенечки, вязочки, бахрома... Нахрена нам война?.. Зачем кричать - все сдадутся и так. "Хватит этой кровавой борьбы за мир".

В клипе "Картонное пальто" Ольга серьёзно дурачится. Съемка - "сепия", декорации - старая Москва, дворники, торговые лавки. И на фоне этого разворачивается настоящее безобразие: хиппи собирают денюжку в контрабас, дамочка с мундштуком прикурила у серьёзного мужчины, а он и не заметил, на столбы клеятся объявления и прочее. Подозреваю, что если бы эту дамочку послали в духе "катись колбаской по малой Спасской!", она бы ответила : "О, с удовольствием, я ещё и колесом пройтись могу!" Да не скажет никто такого ни в жизнь. Это ведь её, собственноручно придуманный мир - "Я могу всё, что может присниться!". Винтажные ботиночки, юбка из занавески, шляпка, жакетик с рукавами-буфф - и пошла, и пошла... Держи её - она знает секрет машины времени! Мало дореволюционной жизни, ещё и в будущем отметилась - клип "Площадь Ногина", там Ольга Арефьева - сестрёнка Жанны Агузаровой, "мы с Марса".

Но самая щемящая, "больная" песня - "Она сделала шаг". Сам по себе текст и есть видеоряд: "Она раздевалась, не ведая грани меж человеком нагим и одетым...". Лично у меня первое впечатление было: "Да она же смотрела мои сны!"

Рефреном песни является фраза: "она сделала шаг". Три минуты Ольга Арефьева делает эти шаги - за всех, за тех, кто смог и не смог, во искупление и во прощение. Шаг - лицо, шаг - осенние листья, шаг - дачный домик, шаг - лицо... Болезненная худоба, косой зубик, тонкая рука тянется к запретному яблоку, шажок, отодвинуть доску в заборе и заглянуть - что там? Бородатый мужчина в шляпе, эдакий тургеневский охотник, чистит ружье. Он знал, он её ждал, он поднимает двустволку и целится. Оленька, Лёля, душечка... Каких-то десяти сантиметров не дотянуться, вот оно - яблоко, она встаёт на цыпочки, она обнимает дерево, вот- вот, почти, достала, можно потрогать, любуясь, нежно покрутить в ладони... Выстрел.

Она лежит на листьях и поёт - ведь нельзя же убить тень, призрака, фантом? Абсолютно потрясающая своей достоверностью трава - желтая, прошлогодняя, пырей, могу даже сказать как этот пырей пахнет и каков на вкус; все вы можете. Пруд, дерево, девушка, отражение колеблется в воде, девушка осторожно отводит ветки от лица… Свитер по колено, беретик, кудрявые волосы, ахматовский профиль. Знаете, ведь Оленька, когда заглядывает за забор, представляет, на что идёт, и на мужика этого смотрит с жалостью, с состраданием! Вот ведь вопрос - от лица кого мы наблюдаем трагедию? Камера периодически уезжает в землю, солнце бликует и так далее. Наверное, снято как-то изнутри самой Ольги Арефьевой, от сердца.

Когда звучит выстрел, у неё становится такое лицо, как будто она нечаянно обожглась. Вот так губами : "ах!" и рука падает вниз... Начало конца. В принципе-то, ведь хэппи-энд, мажорная нота - и Оленька сидит "на бережку", там, где всё и началось. Какова же идея?
Всё просто. Сия прогулка по кругу должна трактоваться как попытка вырваться из замкнутой системы координат, неудавшаяся попытка. Смерть не приносит ни освобождения, ни кошмара. Долгий обратный путь - и всё просто повторится сначала. Но Ольга Арефьева не прекращает пробовать. Ей бы сидеть в каком-нибудь кабачке "Красная собака", пускать дым струйками, качать ножкой, слушать... А вот - она здесь, среди нас. Берёт на себя все трагические аспекты бытия, и всё же пританцовывая - чтобы так страшно не было, ведёт с собой, на поиски "стороны от".
-"Кто-то идёт в, кто-то идёт к, кто-то идёт над, кто-то идёт под... Но никто не поёт: смотрите, она идёт в сторону от!"
-"Скорее пой, пока твой голос ещё с тобой..."


Рецензии