Муза

1. Квартира Николая Кротова. Интерьер. Весна. Утро.
Старые часы на стене показывают 9 часов утра.
Большой светлый зал с высоким потолком. Зал захламлен. Посреди зала стоит мягкое кресло. Напротив прямо на полу – включенный телевизор. В кресле спиной к нам сидит мужчина 29 лет. Это Николай Кротов, художник. Он в белой несвежей майке, спортивных штанах. Не брит, не причесан. В левой руке Николай держит почти допитую бутылку пива. Рядом у кресла лежат 2 пустые бутылки и листы телепрограммы. Николай держит перед собой правую руку.
Мы видим лицо Николая. Перед собой в правой руке он держит золотое кольцо. Перебирает кольцо в пальцах с безразличным видом. Сжимает кольцо в кулаке, пьет пиво, резко встает с кресла. Идет на кухню.

2. Кухня Николая. Интерьер. Утро.
Неубранная маленькая кухонька. На столе – переполненная пепельница, окурки и пепел рядом. В раковине 1 грязная тарелка. На полу – раздавленный пепел от сигарет.
Николай останавливается. Высоко запрокинув голову, он допивает пиво. Выбрасывает бутылку в пустое мусорное ведро. Следом за ней в ведро летит обручальное кольцо. Берет из полупустого холодильника новую бутылку пива, уходит.
В это время сильный ветер бьет в окно, форточка распахивается. Потоком воздуха пепел и окурки на столе сдувает на пол. Под ними мы видим записку, прожженную в некоторых местах сигаретой, «Прости, я полюбила другого».

3. Зал Николая. Интерьер. Утро.
Николай проходит в зал, садится в кресло. Открывает пиво, делает глоток. Смотрит телевизор. Показывают передачу о здоровом образе жизни.
Звонок в дверь. Николай не реагирует. Еще звонок. Стук в дверь. Николай вздрагивает, словно очнувшись. Встает и идет в коридор.

4. Коридор. Интерьер. Утро.
Такой же захламленный коридор. Стук в дверь.

Голос Миши
(раздраженно)
Да где он там? Умер, что ли?

Николай открывает дверь. На пороге стоит его друг и менеджер Миша. Это невысокий кругленький мужчина, ухоженный, с располагающей внешностью. Миша в шоке смотрит на Николая.

Миша
(глухо)
Ах, так значит…

Миша заходит в прихожую. Николай с безразличным видом захлопывает дверь и уходит в зал. Миша садится на стул, заваленный журналами и газетами.


Миша
(раздраженно снимая туфли и бросая их в угол)
- Нет, ну это уже никуда не годится…

Встает, отряхивает пиджак и проходит в зал.

5. Зал. Интерьер. Утро.
Миша в зале. Он оглядывается по сторонам. Миша видит три окна, расположенные по одной стене зала. Рядом стоит мольберт, закрытый простынею. Напротив мольберта – высокий стул. На стуле старые коробки с недоеденным фаст – фудом. На стене полки с покосившимися дверцами, рядом рабочий стол, заваленный набросками и этюдами.
Николай сидит в кресле и смотрит телевизор. К телевизору подходит Миша и выключает его. Уперев руки в бока, Миша смотрит на Николая.

Миша
(с упреком)
Ну? Как ты мне это объяснишь?

Николай
(безразлично)
Почему я должен тебе что – то объяснять?

Миша
Хотя бы потому, что я твой друг и волнуюсь за тебя. А еще я твой менеджер, а ты здорово подставляешь меня с заказом для Курсинова. Я уже устал врать ему про твою внезапную продолжительную болезнь! Как хочешь, но чтоб уже через неделю портрет нимфы был готов!


Николай слушает Мишу без особого внимания. Делает еще глоток из бутылки, встает с кресла, идет к окну. Миша смотрит на Николая долгим пристальным взглядом.

Миша
(тихо, с сочувствием)
Колька, Колька… Вот она, ранимая душа художника… Кто ее залатает?

(громко, со злостью)

Да забудь ее! Плюнь и все! Перестань изводить себя! Из-за какой-то
 последней стервы…

Николай
(кричит)
Не смей ее так называть, слышишь? Я лучше знаю, какая она!
Она не стерва!

Миша
А кто же тогда? Святая? Она же все соки из тебя выпила! Жила, ни в чем
себе не отказывая, а ты горбатился ради нее! А когда подвернулся кадр
побогаче, она только хвостом вильнула и нет ее!...
Николай
(гневно)
Я люблю ее, слышишь? Я не могу без нее!

(отворачивается к окну, тише)

Люблю…

Миша
(с легкой обидой в голосе)
Вот оно как… Скажи мне, а любила ли она тебя? За те 5 лет, что
вы прожили вместе, был ли ты по-настоящему счастлив?
Чувствовал ли ты, что тебя любят?


Николай молчит.

Миша
Значит, не чувствовал. Теперь подумай сам, ты же ей был нужен
 только как живой кошелек. Она так ловко использовала, а ты и не
понимал этого до тех пор, пока она…

Николай
(тихо)
Я знал… Я знал, что она не любит. Но мне была нужна только она.
Я надеялся, что со временем…

Миша
(грустно покачав головой)
Эх, Коля. Такие женщины, как твоя бывшая, не знают, что такое
любить другого человека. Они любят только себя и только о себе
хотят заботиться.

(бодро хлопнув в ладоши)

Так что перестань хандрить – это того не стоит - и берись-ка снова за
работу. Эта дура еще поймет, кого потеряла, когда ты получишь
известность в широких кругах!

Николай отходит от окна и садится в кресло.

Николай
Я ничего не хочу.

Миша
(отмахнувшись)
Не глупи, Костька! Ты что, так и собираешься сидеть в своей квартире,
как медведь в берлоге? Нашел из – за кого страдать! Ты как хочешь, но я
настаиваю на том, чтобы ты снова взялся за кисть! Так что немедленно
приберись здесь, в 12 к тебе придет натурщица.

Николай зло ухмыляется.
Миша
(теряя терпение)
И я тебя прошу, Костя, будь повежливей с девушкой. Ты просто
не представляешь, как сложно было найти тебе натурщицу.
Все последние жалуются на твою грубость и ужасное обращение.
Эта, как там ее…

(Миша роется в кармане пиджака, достает лист бумаги, читает)

… М. Воронина согласилась только потому, что очень любит
 твои картины. Так что хватит сидеть без дела, приведи комнату
в порядок. Я вернусь в следующий понедельник, и чтоб картина
была уже готова, иначе я за себя не ручаюсь! И за заказчика тоже.

Миша выходит в коридор. Николай сидит в кресле. Слышно, как Миша, кряхтя, обувается, сдергивает пальто с вешалки. Дверь за Мишей захлопывается. Наступает тишина.

Часы на стене показывают ровно 12. Николай все так же сидит в кресле. Раздается звонок в дверь. Николай оборачивается, встает, идет в коридор.

6. Коридор. Интерьер. День.
Николай, не посмотрев в глазок, открывает дверь. На пороге стоит маленькая курносая девушка в лимонном плаще и салатовых замшевых сапожках.

Девушка
(громко, весело)
Здравствуйте! Меня зовут Муза, я ваша новая натурщица.

Николай не отвечает на приветствие. Николай захлопывает дверь и уходит в зал. Муза медленно снимает плащ и сапожки, с любопытством осматриваясь вокруг.

7. Зал. Интерьер. День.
Муза заходит в зал и останавливается в дверях. На Музе легкая белая юбка в крупный черный горох и нежно розовая блузка с небольшим вырезом. Муза осматривает мастерскую Николая. Улыбка Музы тускнеет.

Николай отодвигает от стены мольберт, сдергивает с него простынь. На полотне – набросок девушки, сидящей на камне. Задний фон почти готов.

Николай
(затягивая крепеж мольберта, угрюмо)
Подойди сюда.

Муза улыбается, подходит ближе к нему.

Николай
Садись на стул.

Муза в растерянности оглядывается. Она не видит стул рядом с собой из-за наваленных на него коробок и журналов. Муза вопросительно смотрит на Николая. Николай раздражается. Он подходит к стулу и одним махом сметает весь мусор на пол.

Николай
(зло)
Садись.

Смущенно улыбаясь, Муза садится на самый краешек стула.

Николай
(так –же)
Сядь нормально!

Муза перестает улыбаться и испуганно отодвигается на середину стула.

Николай
Так и сиди! Не двигайся.

Муза осторожно наблюдает за Николаем. Николай достает из стола кисти, наливает в двухлитровые банки воду из бутылок. С верхних полок Николай достает краску и палитру. Ловко смешивает цвета на палитре. Получив нужный оттенок, он берет кистью краски и смотрит на Музу. В первую секунду он поражен ее детской неземной красотой.

Муза смотрит на него чистыми прекрасными глазами. Мягкие губы растянуты в доброй улыбке. На курносом носу немного чуть заметных веснушек. Золотисто рыжеватые волосы, слегка вьющиеся, рассыпаны по острым плечам и маленькой груди, обозначенной под блузкой. Вся фигура девушки немного угловата, нескладна, но при этом по – детски очаровательна.

Николай с раздражением переводит взгляд на холст и делает первый мазок.

В полном молчании проходит несколько минут. Николай накладывает первый слой краски. Муза не сводит с него смеющихся глаз.

Муза
(негромко, вкрадчиво)
Знаете, ведь Вы мой любимый художник.


Николай молчит, сосредоточено смешивает краски.

Муза
Правда, если говорить начистоту, я представляла Вас совсем
другим человеком.

Николай молчит.




Муза
(погрузившись в воспоминание, улыбаясь)
Совсем недавно я была на выставке в ЦДХ и там на меня большое
 впечатление произвела одна Ваша картина. Когда я смотрела
на нее, то думала, что так мог бы написать только очень добрый,
 искренний и, может, слегка ранимый человек. Столько было нежности и
 любви в этой работе! У меня даже промелькнуло страстное желание
купить эту картину, но у меня нет денег. Да и не в деньгах счастье!
Вы знаете это не понаслышке …

(бодро, словно очнувшись)

А ту картину в тот же день купили. Сама видела. Мужик, толстый
такой, с усами и бритый, сказал…

(нахмурив брови, вытянув губы трубочкой, гнусавым голосом)

…«Красота. Хоть счас бы купил», а маленький, со мной ростом,
наверное, сразу откуда - то появился и…

(вытянувшись как струна, подняв брови вверх, быстро, шепеляво)

… «Так что Вам мешает? Картина действительно прелестна. На
нее уже многие глаз положили»…

(гнусаво)

«Да…Была бы у меня такая жена – красавица…

Николай замер. Он поднимает глаза и смотрит вперед.

Муза
(продолжает)
… я бы только ее и рисовал». Вот смешной!

Николай
(перебивает Музу)
Все. Сеанс закончен. Уходи.

Муза
(расстроено)
Что? Так скоро?

Николай подходит к Музе и одним рывком ставит ее на ноги.

Николай
(толкает Музу в сторону выхода)
Уходи.

Муза
Х-хорошо…

8. Коридор. Интерьер. День.
Муза быстро надевает свои сапожки. Николай стоит в дверях, отворачивается, идет в зал.

Муза
(накидывая плащ)
Во сколько мне прийти завтра?

Николай останавливается. Молчание.

Николай
В это же время. В 12.

9. Зал. Интерьер. День.
Николай стоит у окна, курит. За окном мы видим пустую улицу и огороженный двор. К дому Николая можно пройти только через этот двор.
Часы показывают 12. Звонок в дверь.
Николай оглядывается, потом снова смотри в окно с легким удивлением. Идет в коридор.


10. Коридор. Интерьер. День.
Муза все в том же пальто и сапожках смущенно топчется на одном месте. Она видит, как Николай в зале разбирает свои кисти, просматривает наброски. Муза переступает с ножки на ножку. Квартира наполняется еле слышным постукиванием ее каблучков.
Николай резко поворачивается к Музе.

Николай
(кричит)
Долго ты еще будешь там стоять? Раздевайся и садись!


Муза быстро скидывает плащ.


11. Зал. Интерьер. День.
  Муза подбегает к стулу, садится на него. С легкой улыбкой она смотрит на Николая.
Николай приступает к написанию. Он не смотрит на Музу.
Муза слегка наклоняется вперед и пытается заглянуть ему в лицо.
Николай чувствует на себе ее взгляд, но не смеет поднять голову. Через секунду Николай упрямо поднимает голову, и тут же их взгляды встречаются. Черты лица Николая смягчаются, когда он смотрит Музе в глаза.
Муза нежно улыбается. Николая это разозлило.

Николай
(грубо)
Перестань пялиться на меня! Сядь нормально и не двигайся!

Улыбка исчезает с лица Музы. Муза выпрямляется на стуле.
Николай пишет картину. Муза молчит. Тишина.
Муза
(негромко, твердо)
Кто Вас так обидел?

Кисть замирает в воздухе, не коснувшись холста. Николай смотрит на Музу.

Николай
(удивленно)
Что?

Муза
(потупив глаза, тихо)
В Ваших глазах столько боли, отчаянья…

Николай
(твердо)
Это не твое дело.

Муза
Я понимаю. Просто знайте, что Вы прекрасный человек
и мне очень жалко Вас.

Николай
(раздражаясь)
А вот этого мне тем более не надо!

Муза
(вкрадчиво)
Скажите, неужели Вы ее так любили, что до сих пор не
можете ее забыть и простить?

Николай
(зло, раздраженно)
Ты что, психолог? Хочешь покопаться в моей голове?

Муза
Нет, что Вы…

Николай
(все больше раздражаясь)
Тогда сиди и молчи! Работать в такой обстановке становится
невозможно! Ты опять поменяла положение!

Муза
(тихо)
Простите, простите.


12. Коридор. Интерьер. День.
Муза в коридоре надевает плащ, низко опустив голову. Николай стоит напротив Музы, сложив руки на груди.

Муза
(робко, поднимая голову)
До свиданья…

Николай ничего не отвечает. Их взгляды вновь встречаются. Глаза Музы таинственно поблескивают. Николай опускает глаза, открывает дверь. Муза быстро уходит.

13. Зал. Интерьер. Утро.
Николай сидит на подоконнике и смотри во двор. Рядом с Николаем стоит пепельница с окурками. Николай смотрит на часы на стене. Часы показывают 11.37. Николай достает сигарету, закуривает. Смотрит во двор.
Звонок в дверь. Николай словно очнулся. Он смотрит на часы – ровно 12. Николай тушит сигарету и идет в коридор.

14. Коридор. Интерьер. День.
Николай открывает дверь. Входит Муза. Она немного печальна и задумчива. Муза не смотрит на Николая.

Муза
(тихо)
Здравствуйте.

Николай кивает, закрывает дверь, уходит в зал. Муза медленно снимает плащ.

15. Зал. Интерьер. День.
Николай стоит у мольберта. Муза тихо подходит к стулу и присаживается на него.
Николай смотрит на лицо Музы. Муза кажется потерянной. Она смотрит вперед мимо Николая.
Николай пишет лицо нимфы. Он чувствует на себе взгляд Музы и быстро поднимает голову. Муза тут же опускает лицо. Муза слегка покраснела.
Николай и Муза на мгновение пересекаются взглядами. В глазах Музы все тот же таинственный блеск. Николай уходит на кухню менять воду. Муза взволнованно смотрит ему вслед. Слышны звуки выливаемой воды. Слышно, как Николай открывает кран и наполняет банки водой. Николай возвращается. Муза быстро отворачивается и замирает.
Николай пишет. Муза тихо сидит на стуле.

16. Зал. Интерьер. Вечер.
За окном начинает темнеть. Тени в комнате удлиняются. Рука Николая опускает тонкую кисть в банку с водой. Слышны шаги Музы и Николая.

Голос Музы
(еле слышно)
До свиданья.

Мы слышим, как сдергивают пальто с вешалки, как открывается и закрывается дверь.


17. Коридор. Интерьер. Вечер.
Николай мгновение стоит в глубокой задумчивости спиной к двери. Быстро поворачивается, распахивает дверь, выглядывает на лестничную клетку.

18. Лестничная клетка. Интерьер. Вечер.
Николай медленно выходит на лестничную площадку, оглядывается по сторонам. Подходит к перилам, смотрит вниз, смотрит вверх. Тихо. Никого нет. Николай барабанит пальцами по перилам, возвращается в квартиру. Дверь закрывается.

19. Зал. Интерьер. Утро.
Николай стоит у окна. На подоконнике переполненная пепельница. Николай смотрит в окно. Во дворе никого нет. Через плечо Николай смотрит на часы на стене. Они показывают 11.58. Николай идет в коридор.

20. Коридор. Интерьер. День.
Николай останавливается перед дверью. Выжидает мгновение, открывает дверь. За дверью стоит Муза с занесенной к кнопке звонка рукой. Она улыбается Николаю, проходит в квартиру. Дверь закрывается.

21. Коридор. Интерьер. День.
Муза взволнованна. Она снимает плащ, вешает его и смотрит на Николая, словно в ожидании комплимента. На Музе голубое платье на бретельках, волосы собраны в пучок. Николай критично осматривает ее острые худые плечи и некрасиво выпирающие лопатки. Муза смущена. Николай злится.

Николай
(грубо)
Проходи и садись. Сколько можно здесь стоять.

Муза низко опускает голову и идет в зал.

22. Зал. Интерьер. День.
Муза садится на стул. Следом за ней в зал входит Николай. Он подходит к мольберту и начинает готовить свои кисти и краски к работе.
Муза сидит на стуле, низко опустив голову и сцепив ладони на коленях. Муза очень напряжена. Это напряжение чувствует Николай. Николай внимательно смотрит на портрет нимфы. Что-то в ее лице его не устраивает. Николай хмуро смотрит на Музу.

Николай
(негромко)
Муза!

Муза тут же вскидывает голову, словно очнувшись от тяжелых размышлений. Николай пристально смотрит ей в лицо. Муза не выдерживает его взгляд и стыдливо опускает голову.

Николай
(строго)
Не прячь глаза! Смотри на меня!

Муза поднимает голову. Взгляды Николая и Музы встречаются. Глаза Музы словно светятся счастьем. Николай смотрит на портрет нимфы, потом опять на Музу. Берет самую тонкую кисточку и делает несколько маленьких штришков в глазах нимфы. Результат ему нравится. Николай с воодушевлением приступает к дальнейшей работе. Николай воодушевлен и немного суетлив.
Зал внезапно освещает яркий солнечный свет. Легкая занавеска поднимается над полом под порывом ветра из открытого окна. Николай улыбается, почувствовав теплый ветер на своем лице..
Николай обводит взглядом зал и, словно впервые, видит Музу. Муза смотрит на Николая и нежно улыбается. Николаю это не нравится. Он вновь раздражается. Муза это чувствует и быстро опускает голову на грудь.
Солнце заходит за тучи. В зале становится темнее.
Николай крепко сжимает губы, быстро подходит к окну и с силой захлопывает створку.

Николай
(проходя мимо Музы)
Что ты вся сгорбатилась? Выпрямись сейчас же!
Ты опять не так сидишь!...

Муза краснеет и еще ниже опускает голову. Она слегка дрожит и не смеет поднять взгляд.
Николай хмуро смотрит на Музу.

Николай
(неожиданно, твердо)
Раздевайся.

Муза
(быстро подняв голову, бледнея)
Что?

Николай
Я сказал, раздевайся. Я приступаю к написанию тела.
Мне нужно его видеть полностью.

Муза
(испуганно)
Но… но мы так не договаривались…

Николай
(громко, подходя к Музе)
Мне плевать! Нимфы – это полуголые девки, а значит и писать я
ее должен полуголую!...

Николай хватает Музу за плечи и дергает платье вниз. Муза сопротивляется. Тонкие бретельки рвутся, и платье соскальзывает до пояса. Муза вскрикивает и прикрывает обнажившуюся грудь руками. Муза со страхом смотрит на Николая.

Николай
…Я же не могу писать то, чего нет.

Глаза Музы наполняются слезами. Слышны еле сдерживаемые всхлипы.
Николай, в ужасе от того, что он сделал, отходит назад.

Николай
(тихо)
Прости… Прости… В моей комнате можешь взять рубашку
и все, что нужно… В шкафу… Я заплачу за платье…

Николай отворачивается от Музы и хватается за голову.
Муза осторожно спускается со стула, всхлипывая. Она не сводит с Николая испуганных глаз. Придерживая спадавший лиф, Муза убегает в комнату Николая и закрывает за собой дверь.
Николай стоит не двигаясь.


23. Комната Николая. Интерьер. День.
Муза открывает большой платяной шкаф. На вешалках много пиджаков, рубашек, брюк. Внизу шкафа – наваленные кучей вещи.
Муза осторожно передвигает вешалки, выбирая рубашку. Руки ее дрожат. Одна из рубашек соскакивает с вешалки. Муза успевает ее подхватить. Тут же Музе на глаза попадается большая коробка, стоящая на нижней полке шкафа и заваленная вещами. Муза кладет рубашку на кровать, достает коробку и открывает ее. Коробка наполнена женскими вещами.

24. Зал. Интерьер. День.
Николай стоит у мольберта, облокотившись об него рукой. Сзади он слышит звук открывающейся двери и медленно оборачивается. На пороге своей комнаты Николай видит женщину, похожую на свою жену. На ней надета короткая юбка, белая майка и легкий пиджак. Женщина улыбается.
Муза не может понять, почему Николай так странно на нее смотрит. Улыбка исчезает с ее лица.
Николай узнает Музу. На его лице отражается ярость и боль.

Николай
(кидаясь на Музу)
Что ты сделала?!... Кто тебе позволил?!

Муза
(в страхе отшатнувшись назад)
Успокойтесь, пожалуйста… Я не хотела…

Николай
(грубо схватив Музу за плечи)
Нет, ты хотела! С первого дня, как ты появилась в моем доме, ты
пытаешься что – то разузнать, вынюхиваешь что – то… Кто ты
такая, чтобы лезть в мою жизнь?! В мою душу?!

Муза
(с отчаяньем)
Я вижу, что ты глубоко несчастлив! Я не хочу,
чтобы ты страдал!
Николай
(зло)
Я сам разберусь со своей жизнью! Не вмешивайся,
куда тебя не просят!

Николай толкает Музу в сторону.
Муза падает на колени. Волосы закрывают ей лицо. Дыхание ее сбивается.
Николай стоит в стороне. Он тяжело дышит. Муза полулежит на полу.

Николай смотрит на Музу. Муза без движения полулежит на полу. На лице Николая отражается болезненная нежность. Николай делает шаг к Музе, опускается рядом с ней на колени.

Николай
(протягивая к Музе руку, нежно)
Муза…


Муза
(зло отпихивая его руку от себя)
Не смейте меня трогать!


Николай отступает назад.
Муза резко встает на ноги и идет в сторону коридора, стаскивая с себя вещи. Сзади нее на пол упал пиджак, майка. Николай словно во сне смотрит на ее худую жилистую спину.

25. Коридор. Интерьер. День.
Муза снимает с себя юбку и бросает ее в сторону. Сдергивает плащ с вешалки и накидывает на свое полуобнаженное тело. Одновременно надевает свои замшевые сапожки. Муза одной рукой застегивает пуговицы на плаще, другой – открывает дверь. Муза выбегает из квартиры.

26. Зал. Интерьер. День.
Николай стоит один посреди пустого зала. У Николая потерянный расстроенный вид.


27. Зал. Интерьер. Утро.
Николай сидит в кресле. Он глубоко задумался. Звонок в дверь. Николай вздрагивает и идет в коридор. Слышны звуки открываемой двери и стук каблучков.

Голос Музы
(строго, холодно)
Давай закончим это поскорей. Ты допишешь эту картину,
и я навсегда исчезну из твоей жизни.




28. Зал. Интерьер. Утро.
Николай проходит в зал. Муза уже сидит на стуле. На спине стула висит ее плащ. Муза напряжена и строга.
Николай подходит к мольберту, достает кисти и краски. Без желания начинает писать.
Николай пытается поймать взгляд Музы, но Муза на него не смотрит.


29. Зал. Интерьер. Вечер.
Стемнело. Николай один в зале. Слышен звук захлопывающейся двери.

30. Комната Николая. Интерьер. Глубокая ночь.
Николай лежит на спине в постели. Он смотрит в потолок. Часы на прикроватной тумбочке показывают начало 4. Николай устало трет глаза и встает с постели.

31. Кухня. Интерьер. Утро.
Николай сидит за столом. Рядом с ним переполненная пепельница и чашка с крепким кофе. Под потолком дым от сигарет. Николай в задумчивости курит. Искоса смотрит на записку жены «Прости, я полюбила другого». Отводит взгляд.
Он вспоминает Музу.
Николай опускает голову и свободной рукой обхватывает себя за затылок. Несколько секунд Николай сидит без движения. Николай резко вскидывает голову, делает большой затяг и твердо тушит сигарету в пепельнице.

32. Зал. Интерьер. Утро.
Часы показывают 12.
В зал быстро проходит Муза. Расстегивая плащ, она идет к стулу. Николай идет следом за ней. Николай останавливается за спиной Музы.

Николай
Стой. Сегодня сеанса не будет.

Муза
(останавливаясь, через плечо, глухо)
Почему?

Николай
Я закончил картину.

Молчание.

Муза
(тихо)
Тогда я пойду.

Муза поворачивается и идет в коридор. Николай хватает ее за локоть, когда Муза проходит мимо него.

Николай
Подожди. Ты не уйдешь, пока не ответишь на
несколько моих вопросов.
Муза
(вырывает локоть, с вызовом)
Я не обязана отвечать на твои вопросы!

Николай
Как мы заговорили! А ведь совсем недавно именно ты задавала
мне слишком много вопросов, на которые я не обязан
был отвечать.

Муза
(равнодушно)
Это в прошлом. Оставьте его.

Николай
Только после того, как я узнаю вещи, которые
меня интересуют.

Муза
(со слезами в голосе, громко)
Я не хочу отвечать на твои вопросы! Я не хочу видеть тебя,
слышать! Оставь меня в покое!

Муза хочет уйти. Николай снова перехватывает ее и ставит перед собой.

Николай
(твердо, громко)
Я хочу знать, чего ты пыталась добиться от меня! Зачем были
все эти вопросы, невинные улыбки, это дурацкое платье?!

Муза
(глядя ему в глаза)
Ты самый бессердечный человек, если не понимаешь
причину всего этого!

Николай смотрит Музе в глаза, полные слез. Губы Музы дрожат. Николая это раздражает. Лицо его темнее.

Николай
(зло ухмыльнувшись)
Неужели хотела заполучить московскую прописку? Или тебя
просто интересовала одиночная связь с известным
художником, чтобы было что потом рассказывать подружкам?

Краска заливает лицо Музы. Она шагает вперед и дает Николаю пощечину. Николай строго смотрит ей в глаза. В глазах Музы он видит обиду, боль и тот странный свет, который так интересовал его.
Муза выбегает в коридор. Николай слышит, как она хлопает дверью.

Николай стоит у окна и смотрит во двор.
Муза идет через двор, крепко обхватив себя руками. Плечи ее судорожно опускаются и поднимаются.
Николай затягивается сигаретой.
Николай стоит напротив мольберта и пристального на него смотрит. Его лицо выражает недовольство. Глаза начинают бегать по картине. Николай в ярости хватает черную краску и толстую кисть. Делает черный мазок поперек картины. Потом еще один и еще.

Кисть замирает в воздухе. Капля краски срывается с кисти и оставляет на штанах Николая причудливую кляксу. Николай как зачарованный смотрит на картину. Она почти вся закрашена черной краской, нетронутыми оказываются одни глаза. Николай пристально всматривается в них. На его лице отражается понимание.

33. Зал. Интерьер. Утро.
Часы на стене показывали 9 часов утра. Звонок в дверь. Слышны шаги Николая. Звук открываемой двери.

35. Коридор. Интерьер. Утро.
Миша сидит в коридоре на стуле и стаскивает с себя лаковые ботинки. Николай уходит в зал.

Миша
(ворчливо, под нос)
Не дай Бог тебе разочаровать меня! Одна ошибка, или
какой-нибудь, даже маленький брак, и я
не посмотрю, что ты мой друг…

Миша проходит в зал.

34. Зал. Интерьер. Утро.
Миша оглядывает зал. Ничего не изменилось. Только стало светлее.
Николай в задумчивости курит у окна.
Миша подходит к мольберту, недовольно сдвинув брови. Смотрит на картину и тут же его взгляд светлеет. На картине мы видим Музу в образе нимфы.

Миша
(восторженно, негромко, не отводя глаз от картины)
Как прекрасно, Коля. Это несомненный успех! Нарисовать так
явно любовь, нежность!... Просто триумфальное возвращение
после годового молчания!

Миша в радостном возбуждении смотрит на Николая.
Николай все так же стоит у окна, курит. На его лице отражается безразличие ко всему.

Миша
(взволнованно)
Что такое, Коля? Что – то не так? Я же вижу,
ты чем – то обеспокоен…
Расскажи мне, что случилось?

Николай
(тихо, печально)
От меня ушла Муза…

Миша
(удивленно)
Что? Муза? Как так?...

(облегченно вздыхая, улыбаясь)

Ах, Коля, какие пустяки! Ты же знаешь, как опустошает
действительно великая работа! Это тебе только кажется, что твоя
 муза тебя покинула! На самом деле, это не важно. Главное –
талант и желание работать! А муза – фи! Непостоянная барышня!
То она есть, то ее и нет…

(снова смотрит на картину, негромко)

Удивительно, и откуда такая красота в твоей голове?...

(громче, только вспомнив)

Кстати, прости, что не предупредил тебя насчет натурщицы.
Эта Воронина Марина позвонила мне и сказала,
что заболела…

Николай замирает. Медленно поворачивает голову, смотрит на Мишу через плечо.


Рецензии
http://www.proza.ru/2010/06/17/18

с этим мне кажеться переплести можно...

Евгений Бережной   17.09.2010 00:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.